ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5288/2016 от 11.08.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-5288/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2016 года г.Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Кардаш В.В.,

при секретаре Соломоновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю об отмене решения по служебному спору, признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. В октябре 2015 года в отношении истца оперативно-розыскной частью УМВД России по Забайкальскому краю была начата служебная проверка по факту халатного отношения к служебным обязанностям, что привело, по мнению проверяющего, к незаконному сбыту нарезного оружия <данные изъяты> гражданином ФИО2 неустановленному лицу в 2011 году. По результатам проверки был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. С указанным приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с рапортом о предоставлении ему копий материалов служебной проверки, в чем ему было отказано. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с рапортом о назначении дополнительной проверки. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ о том, что дисциплинарное взыскание ему вынесено законно. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с рапортом на имя начальника УМВД России по Забайкальскому краю с просьбой о направлении материалов на дополнительную служебную проверку в службу, не относящуюся в своей деятельности к ОРЧ СБ, с пересмотром тяжести вынесенного дисциплинарного взыскания. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено решение по служебному спору, в котором указано, что приказ о наложении дисциплинарного взыскания оставлен без изменения. В указанном решении проигнорированы нормы приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, а также сделан вывод о том, что ФИО1, собирая дополнительные аргументы в пользу своей защиты, допустил поведение, порочащее честь и достоинство полицейского, оказав психологическое давление на ФИО2 В ходе дополнительной проверки с истца не были взяты объяснения. С учетом изложенного, истец просил суд отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ по служебному спору о несогласии с наложенным дисциплинарным взысканием в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, восстановить срок обжалования приказа о наложении дисциплинарного взыскания, отменить дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, наложенное приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнил, просит суд отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ по служебному спору о несогласии с наложенным дисциплинарным взысканием в виде предупреждения о неполном служебном соответствии на основании п.14 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ и признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ в части наложения дисциплинарного взыскания на ФИО1 В качестве дополнительных оснований заявленных требований ссылается на нарушение ответчиком срока ознакомления истца с приказом о наложении дисциплинарного взыскания. Указывает, что факт неосуществления профилактических обходов квартир проверкой не установлен; оружие было продано ФИО2 в 2011 году, тогда как обязанности участкового уполномоченного истец исполняет с 2013 года; положения Наставления по организации деятельности участковых, нарушение которых вменено истцу, не содержат обязанности участкового проводить обходы с целью проверки наличия, организации хранения и учета, технического состояния оружия и патронов, передачи и продажи оружия.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО3 исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика УМВД России по Забайкальскому краю по доверенности ФИО4 полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Указывает на пропуск истцом срока на обращение в суд за разрешением служебного спора. Полагает, что у ответчика имелись основания для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности. Каких-либо нарушений при рассмотрении служебного спора по рапорту ФИО1 допущено не было.

Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля ФИО5, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции».

Согласно ч.1 ст.49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В силу ч.1 ст.50 вышеназванного Федерального закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

В соответствии с ч.3 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник) (ч.4 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ служебный спор в органах внутренних дел – неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел и контракта, между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и сотрудником органов внутренних дел или гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

Частью 4 статьи 72 вышеназванного Федерального закона определено, что сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В связи с этим, при разрешении заявления ответчика о пропуске истцом (сотрудником полиции) срока на обращение в суд за разрешением служебного спора суд руководствуется положениями ч.4 ст.72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые, по сути, аналогичны содержанию ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, приказом УМВД России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ на лейтенанта полиции ФИО1 участкового уполномоченного полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции «Железнодорожный» УМВД России по г.Чите наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.

Указанный приказ вынесен на основании заключения по результатам служебной проверки, утвержденного врио начальника УМВД России по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 был ознакомлен с вышеназванным приказом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью на указанном приказе.

В ходе рассмотрения дела представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.

Материалами дела достоверно подтверждается факт того, что истец узнал об издании в отношении него приказа о наложении дисциплинарного взыскания ДД.ММ.ГГГГ

С исковым заявлением, содержащим требование о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, ФИО1 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском срока, установленного положениями ч.4 ст.72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ и ст.392 ТК РФ.

Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии у истца препятствий, послуживших причиной пропуска им срока обращения в суд, материалы дела не содержат. Факт обращения истца за разрешением служебного спора к прямому руководителю не свидетельствует об уважительности пропуска срока на обращение в суд. При таких обстоятельствах, оснований для восстановления этого срока у суда не имеется.

В связи с изложенным, требование истца о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ в части наложения дисциплинарного взыскания на ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

Разрешая требование истца об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ по служебному спору о несогласии с наложенным дисциплинарным взысканием в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с рапортом на имя начальника УМВД России по Забайкальскому краю, в котором просил направить материалы служебной проверки на дополнительную служебную проверку с пересмотром тяжести вынесенного ему дисциплинарного взыскания.

ДД.ММ.ГГГГ начальником оперативно-розыскной части собственной безопасности УМВД России по Забайкальскому краю ФИО6 в адрес ФИО1 направлено сообщение о том, что дисциплинарное взыскание вынесено обоснованно.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился с рапортом на имя начальника УМВД России по Забайкальскому краю, в котором просил направить материалы служебной проверки на дополнительную служебную проверку в службу, не относящуюся в своей деятельности к ОРЧ СБ, с пересмотром тяжести вынесенного ему дисциплинарного взыскания с учетом выявленных им фактов и указанных обстоятельств.

ДД.ММ.ГГГГ начальником УМВД России по Забайкальскому краю ФИО7 вынесено решение по служебному спору по рапорту участкового уполномоченного полиции УУП и ПДН ОП «Железнодорожный» УМВД России по г.Чите старшего лейтенанта полиции ФИО1 о несогласии с наложенным на него дисциплинарным взысканием в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. В соответствии с указанным решением приказ УМВД России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О наложении дисциплинарного взыскания» оставлен без изменения.

Из содержания решения следует, что служебной проверкой, проведенной ОРЧ СБ УМВД России по Забайкальскому краю установлено, что участковый уполномоченный полиции отдела УУП и ПДН ОП «Железнодорожный» УМВД России по г. Чите старший лейтенант полиции ФИО1 совершил нарушение пп. 36.5, пп. 46.4, п. 47 и п. 43 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции МВД России, утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, и пп. 7.29 должностного регламента, выразившееся в неосуществлении профилактических обходов квартир на закрепленном за ним административном участке с целью проверки наличия, организации хранения и учета, технического состояния оружия и патронов, передачи и продажи оружия, что привело к незаконному сбыту нарезного оружия марки <данные изъяты> ФИО2 неустановленному лицу. В личном деле владельца огнестрельного охотничьего нарезного оружия ФИО2 имеется два рапорта участковых уполномоченных полиции от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о проверке наличия охотничьего нарезного оружия и условий хранения. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки наличия, организации хранения и учета, технического состояния оружия и патронов, передачи и продажи оружия, а также контроль за сроком действия выданного разрешения со стороны органов внутренних дел не осуществлялись. Административный участок, на котором проживает ФИО2, закреплен за участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН ОП «Железнодорожный» УМВД России по г. Чите старшим лейтенантом полиции ФИО1, который в нарушение вышеназванных положений Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и должностного регламента не осуществлял профилактических обходов квартир на закрепленном за ним административном участке с целью проверки наличия, организации хранения и учета, технического состояния оружия и патронов, передачи и продажи оружия, что привело к незаконному сбыту нарезного оружия марки ФИО2 неустановленному лицу.

В ходе рассмотрения служебного спора изучены доводы старшего лейтенанта полиции ФИО1 о том, что он не согласен с тем, что ему в вину вменяется халатность при проверке физического лица – владельца оружия, поскольку ФИО2 он не знал, с 2013 года с ним не разу не встретился, информации о ФИО2, как о собственнике оружия, у него не было.

Начальник УМВД России по Забайкальскому краю, разрешая служебный спор нашел несостоятельными доводы ФИО1 о том, что объяснение от ФИО2 в рамках служебной проверки было отобрано сотрудником ОРЧ СБ УМВД России по Забайкальскому краю в уличающем его вину ключе. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ после ознакомления с заключением служебной проверки, старший лейтенант полиции ФИО1 направлялся по месту жительства ФИО2, где при беседе с последним якобы установил, что ФИО2 не называл его (ФИО1) фамилию и ранее не видел его у себя дома, оружие и документы на оружие у ФИО2 не проверял. Однако, должностное лицо при разрешении служебного не нашло оснований не доверять объяснению полученному от ФИО2 в рамках проведения служебной проверки. Объяснение же ФИО2, в котором он опровергает ранее полученное в рамках служебной проверки, не принято во внимание, поскольку старший лейтенант полиции ФИО1, осознавая, что является должностным лицом при исполнении, явился к ФИО2 и составил с последним беседу, в результате которой ФИО2 и написал собственноручно объяснение опровергающее факты указанные им же ранее в объяснении от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом изложенного, объяснение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ расценено как данное под психологическим давлением, так как гражданин ФИО2 осознавал, что беседует с участковым уполномоченным полиции, который обслуживает административный участок, на котором он (ФИО2) проживает, а значит находится в зависимом от ФИО1 положении.

Ходатайство ФИО1 об изменении наложенного на него дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, оставлено без удовлетворения, поскольку мера дисциплинарного взыскания избрана с учетом тяжести совершенного дисциплинарного проступка, его характера, обстоятельств при которых проступок был совершен, непризнания ФИО1 своей вины в совершении проступка.

Исследовав материалы служебной проверки, выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля ФИО5, суд полагает, что оснований для отмены решения от ДД.ММ.ГГГГ по служебному спору о несогласии с наложенным дисциплинарным взысканием, не имеется.

Как следует из материалов служебной проверки, в своем объяснении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 пояснил, что с <данные изъяты> он является владельцем нарезного оружия <данные изъяты>. В 2011 году он продал его неизвестному ему лицу за <данные изъяты> рублей. За период <данные изъяты> к нему для проверки оружия приходил участковый бурятской национальности, а затем после того, как он в 2011 году продал оружие, приходил участковый ФИО1. В этот период у него дома проходил ремонт, участковый проходить не стал, только проверил документы на оружие. Со слов соседей он знает, что ФИО1 приходил к нему также в 2013 и в 2014 годах, однако его в это время дома не было.

При проведении служебной проверки было установлено, что ФИО1, за которым закреплен административный участок (ранее ), в состав которого входит <адрес> в <адрес>, информацией о местах хранения огнестрельного оружия в полном объеме не владел, не знал о незаконной реализации оружия ФИО2 оружия неустановленному лицу, с установленной периодичностью жилое помещение, в котором проживал ФИО2 не посещал, во время профилактического обхода при посещении квартиры ФИО2 наличие и условия хранения оружия не проверил, не выявил факт незаконной реализации ФИО2 оружия, не внес информацию о ФИО2, как о владельце оружия в паспорт на <адрес>.

В судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что он проводил служебную проверку по факту отсутствия контроля за гражданином ФИО2, владельцем огнестрельного нарезного оружия марки <данные изъяты>. В ходе проверки во время личной беседы ФИО5 с ФИО1, последний пояснил, что он помнит ФИО2, который показывал в 2014 году документы на оружие, однако проверку наличия самого оружия ФИО1 не проводил. При этом, ФИО1 просил не отбирать у него письменное объяснение до присвоения ему очередного звания – старший лейтенант полиции, поскольку в случае наложения дисциплинарного взыскания звание присвоено не будет. После присвоения звания ФИО1 в письменном объяснении изложенные им ранее ФИО5 факты отразить отказался. Также ФИО5 пояснил, что ФИО2 указывал ему о проверке ФИО1 у него документов на оружие, назвав при этом созвучную фамилию. На вопрос ФИО5 о том ФИО1 ли эта фамилия, ФИО2 ответил утвердительно. Также ФИО2 пояснил, что поскольку у него был в квартире ремонт, то ФИО1 в квартиру не проходил и наличие оружия, которое к этому моменту было продано, не проверил.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» утверждено Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее – Наставление).

Согласно п.36.5 Наставления участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профилактический обход участковый уполномоченный полиции обязан осуществлять ежедневно, при этом в течение года со дня закрепления за ним административного участка – посетить все объекты, в том числе жилые помещения (квартиры, жилого дома, комнаты), на административном участке. В течение следующего календарного года и в дальнейшем ежегодно участковый уполномоченный полиции обязан посещать указанные объекты (п.43 Наставления).

В силу п.46.4 Наставления во время профилактического обхода участковый уполномоченный полиции должен уделять особое внимание полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о находящемся на хранении у граждан гражданском и наградном оружии, а также патронах к нему.

В соответствии с п.47 Наставления результаты профилактического обхода, посещения каждой квартиры (жилого дома, комнаты) заносятся в схему жилого дома с указанием даты, в паспорт на жилой дом (жилые дома).

Согласно п.7.29 должностного регламента, с которым ФИО1 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, участковый уполномоченный полиции обязан участвовать не реже одного раза в год в проверках соблюдения гражданами и должностными лицами на территории административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, а также правил хранения организациями взрывчатых веществ и материалов, законодательства о частной детективной и охранной деятельности.

Материалами служебной проверки подтверждается факт нарушения ФИО1 вышеназванных положений Наставления и должностного регламента.

Так, ФИО1 информацией о местах хранения огнестрельного оружия обладал не в полной мере, в паспорте на жилые дома, оформленном истцом, сведения о ФИО2, как о лице, имеющем в личном пользовании зарегистрированное в установленном порядке огнестрельное оружие, отражены не были. Профилактические обходы квартир на закрепленном за ФИО1 административном участке с целью проверки наличия, организации хранения и учета, технического состояния оружия и патронов, передачи и продажи оружия истцом не осуществлялись.

То обстоятельство, что оружие было продано ФИО2 в 2011 году, то есть до момента начала исполнения истцом обязанностей участкового уполномоченного, не подтверждает отсутствие нарушений со стороны ФИО1, а лишь свидетельствует о неверном отражении последствий указанных нарушений в заключении служебной проверки и приказе о наложении дисциплинарного взыскания.

Несмотря на то, что допущенные истцом нарушения не находятся в прямой причинно-следственной связи с незаконным сбытом оружия ФИО2 неустановленному лицу, в результате допущенных ФИО1 нарушений информация о совершенном ФИО2 преступлении, предусмотренном ч.1 ст.222 УК РФ (незаконный сбыт огнестрельного оружия), стала известна правоохранительным органам лишь спустя 4 года, что вызвало препятствия в своевременном раскрытии преступления и установлении лица, получившего во владение нарезное огнестрельное оружие от ФИО2

Ссылка истца на положения приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия» судом отклоняется, поскольку ФИО1 не вменялось вину нарушение положений указанного приказа, регламентирующего сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц при осуществлении государственной функции по контролю за оборотом оружия. В вину истцу было вменено то, что он не участвовал в проверках соблюдения гражданами на территории подконтрольного ему административного участка правил хранения огнестрельного оружия и боеприпасов, которые должны производиться не реже одного раза в год.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю об отмене решения по служебному спору, признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 августа 2016 года.

Судья: Кардаш В.В.