ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-528/19 от 05.07.2019 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД <Номер обезличен>

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2019 года <адрес>

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Горожаниной О.И.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Зейского района Булава М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города Зеи Амурской области к администрации города Зеи о ликвидации ветхого и аварийного дома,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования обратился в суд иском к администрации города Зеи о возложении обязанности по ликвидации ветхого и аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также строительного и бытового мусора, находящегося на территории земельного участка по адресу: <адрес>, в обоснование иска указав, что прокуратурой Зейского района в ходе осуществляемого надзора за исполнением жилищного законодательства проведена проверка по вопросу реализации органом местного самоуправления программ по переселению из ветхого и аварийного жилья. Муниципальное образование г.Зея является участником областных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда на основании постановлений администрации области, предусматривающих помимо переселения граждан, ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда. На территории г.Зеи в рамках федеральной целевой программы «Жилище» реализуется государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446. Постановлением администрации г.Зеи № 1330 от 09.07.2018 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения г.Зеи на 2014-2020 годы», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории г.Зеи (в рамках Федерального закона № 185-ФЗ)». В 2016 году в рамках указанной подпрограммы произведено расселение жилого дома по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что переселение граждан завершено в полном объеме, но жилой дом по адресу <адрес> фактически не разобран, имеется строительный и бытовой мусор. В соответствии с действующим законодательством исполнение требований нормативно-правовых актов по ликвидации аварийных многоквартирных домов, а также по организации сбора, вывоза и утилизации строительного и бытового мусора является обязанностью органов местного самоуправления. Несоблюдение органом местного самоуправления норм действующего законодательства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, противопожарную безопасность, подвергает опасности их жизнь и здоровье, а также возникает угроза уничтожения жилых домов и иного имущества, расположенных вблизи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Зейского района Булава М.С. на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом из представленного отзыва на иск следует, что ответчик с требованиями не согласен по следующим основаниям: многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата обезличена><Номер обезличен> и включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории города Зеи» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города от <Дата обезличена><Номер обезличен>. В рамках реализации подпрограммы жилые помещения по адресу: <адрес> были расселены, с собственниками жилых помещений заключены договоры мены, на основании которых был зарегистрирован переход права собственности на данные жилые помещения к муниципальному образованию <адрес>, а в собственность граждан перешли приобретенные за счет средств подпрограммы благоустроенные жилые помещения. Снос данного многоквартирного жилого дома не произведен в связи с отсутствием финансирования на эти цели.

В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Частью 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Пунктом 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003, к вопросам местного значения поселения относятся, помимо прочих, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.

В соответствии с государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446, муниципальные образования заключают муниципальные контракты на строительство малоэтажных домов, на приобретение жилых помещений в таких домах; на основании заключенных договоров с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, обеспечивают их переселение в соответствии с жилищным законодательством, а также обеспечивают ликвидацию аварийного жилищного фонда и представление отчетности о ходе реализации мероприятия в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.

Результатами реализации мероприятий Программы являются, среди иных, решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, улучшение городской среды за счет комплексного освоения территории после ликвидации аварийного жилищного фонда. Паспортом Программы определены цели и задачи, включающие в себя финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов; предоставление жилых помещений переселяемым гражданам; ликвидация аварийных многоквартирных домов.

Постановлением администрации г.Зеи <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения г.Зеи на 2014-2020 годы», в которую включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного строительства на территории г.Зеи».

Паспортом Подпрограммы определены цели и задачи, включающие в себя улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах; ликвидация аварийных многоквартирных домов.

Результатами реализации мероприятий Подпрограммы являются, среди иных, реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания, выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, улучшение городской среды за счет освоения и развитие территории муниципального образования <адрес> посредством малоэтажного жилищного строительства после ликвидации 18 аварийных многоквартирных домов.

Как установлено в судебном заседании, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от <Дата обезличена><Номер обезличен> и включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории <адрес>» муниципальной программы «Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Зеи Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации города от <Дата обезличена><Номер обезличен>.

В 2015-2017 годах в рамках указанной подпрограммы произведено расселение жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается реестром аварийного жилищного фонда, расселенного в 2015-2018 г.г., на территории Амурской области в г.Зея, представленным администрацией города Зеи.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, собственником помещений <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> в многоквартирном доме по адресу: <адрес> является муниципальное образование город Зея.

Прокурорской проверкой установлено, что переселение граждан завершено в полном объеме, жилой дом по адресу: <адрес> фактически не разобран (не ликвидирован), на территории земельного участка имеется строительный мусор. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от <Дата обезличена>, и приложенной к нему фотографией.

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспариваются.

Таким образом, судом установлено, что администрацией города Зеи не обеспечена ликвидация аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а также строительного мусора, находящегося на территории земельного участка, что нарушает права неопределенного круга лиц, муниципального образования <адрес>, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данному объекту, что является недопустимым.

Доводы стороны ответчика о том, что снос данного многоквартирного жилого дома невозможен в связи с отсутствием финансирования на эти цели, правового значения для рассматриваемого спора не имеют и не являются основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей. Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований законодательства от их финансовой возможности.

С учетом изложенного, имеются правовые и фактические основания для возложения на администрацию города Зеи обязанности по ликвидации дома и утилизации строительного мусора по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зейского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города Зеи Амурской области, удовлетворить.

Обязать администрацию города Зеи ликвидировать ветхий и аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>, и утилизировать строительный и бытовой мусор, находящийся на территории земельного участка по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Клаус

Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Судья Н.В. Клаус