Дело №2-528/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Абинск 05 июля 2018 г.
Абинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Михина С.Б.,
при секретаре Головатовой А.П.,
с участием:
представителя истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Черномортранснефть» к ФИО4 об установлении сервитута,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ФИО4, в котором просит:
- установить в пользу АО «Черномортранснефть» право ограниченного пользования (сервитут), на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (588 календарных дней), для строительства линейного объекта «Вдольтрассовая ВЛ-10кВ МН «Крымск-Краснодар», км 0-101. КРУМН. Строительство», на часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 16134 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
- установить плату за сервитут на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (588 дней) за пользование частью земельного участка с кадастровым номером № площадью 16134 кв.м., расположенного по адресу <адрес> в размере 337271 рубль 61 копейка;
- взыскать с ответчика судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 6000 рублей.
В обоснование своих требований истец указал, что распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее - Стратегия).
Одним из основных направлений Стратегии является реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающих заводов, которая ориентирована на опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти. В рамках реализации данного направления Стратегии предусмотрена поддержка модернизации, увеличения мощностей и строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтехимических комплексов, независимых от вертикально интегрированных нефтяных компаний.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 816-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российски Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)» утверждено назначение, наименование, основные характеристики, местоположение и характеристики зон с особыми условиями использования территорий планируемых для размещения объектов федерального значения в области трубопроводного транспорта на период до 2030 года.
Кроме прочих планируемых к строительству объектов трубопроводного транспорта данным распоряжением в пункте 236 утвержден объект «Реконструкция магистрального нефтепровода «Крымск - Краснодар». Строительство вдольтрассовой линии 10 кВ на участке 0 км - 101 км».
Согласно ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ магистральный нефтепровод является опасным производственным объектом I класса опасности. Объект строительства относится к трубопроводному транспорту нефти согласно п.5.1.1 РД 153-39.4-113-01 «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов» и предназначен для обеспечения безопасной эксплуатации объекта «МН «Крымск - Краснодар».
Разработчиком проектной и рабочей документации по проекту «Вдольтрассовая ВЛ-10кВ МН «Крымск-Краснодар», км 0-101. КРУМ! Строительство» является филиал «Краснодаргипротрубопровод».
В соответствии с томом 1 проектной документации Г.7.0000.17015-ЧТН/ГТП- 500.000-ПЗ «пояснительная записка», проектом предусматривается строительство проектируемой ВЛ 10 кВ МН «Крымск-Краснодар» с подключением проектируемых ПКУ с двумя трансформаторами 10/0,4 кВ, предусмотренные в объекте «МН «Крымск-Краснодар». км 0-101. Система телемеханизации. КРУМН. Строительство», существующих узлов запорной арматуры (УЗА) линейной части МН «Крымск - Краснодар» на участке км 9,3 - км 78 с электроснабжением УЗА №:17-1 (существующие ПКУ и АПС); 17-2; 30-1; 37-1; 37-2; 64. ^
Вариант трассы проектируемой ВЛ 10 кВ принят по условиям прокладки вдоль существующего МН «Крымск-Краснодар» на расстоянии не менее 12 м, а также на участке ВЛ 10 кВ ПКО - ПК99 вдоль заменяемого участка МН «Крымск- Краснодар», реализуемого по объекту «МН «Крымск-Краснодар». Замена трубы: км. 0,00-16,80. DN300. КРУМН. Реконструкция».
Документация по планировке территории утверждена приказом Минэнерго России от 23.03.2017 N2 218. Проект межевания территории (том 5 книга 1) содержит информацию об участках, в границах которых выполнено проектирование объекта строительства. Информация об участках, принадлежащих ФИО4, указана на листах 28, 29 экспликации проекта межевания. Графическая часть проекта межевания также содержит указание на кадастровые номера спорных земельных участков ФИО4.
Проект полосы отвода Г.6.0000.17015-ЧТН/ГТП-500.000-ПП01, включающий в себя экспликацию земель с разбивкой по видам угодий, землепользователям, содержит информацию о земельном участке ФИО4, в границах которого размещается объект строительства. Графическое описание объекта строительства на спорных участках выполнено с привязкой к пикетажу трассы ВЛ, начиная от ПК 101+47 до ПК 112+23.
В границах спорного земельного участка размещен объект недвижимого имущества - магистральный трубопровод «Крымск-Краснодар», ДУ 300 км. О - 100,969, принадлежащий АО «Черномортранснефть» на праве собственности (свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия КК 182078). Объект строительства подлежит размещению в охранной зоне магистрального нефтепровода «Крымск-Краснодар». Сведения об охранной зоне внесены в государственный кадастр недвижимости на основании решений Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ (учетная запись 13.ДД.ММ.ГГГГ, 23.ДД.ММ.ГГГГ, 23.ДД.ММ.ГГГГ, 23.ДД.ММ.ГГГГ). Кроме этого на спорном земельном участке размещен кабель АО «Связьтранснефть». Участок обременен объектом культурного наследия «Купель 1», принятым на государственную охрану, а также памятником морским пехотинцам.
Трасса объекта строительства запроектирована за пределами границ указанных памятников, чтобы не допустить разрушения объектов культурного наследия.
Таким образом, на рассматриваемых участках проектируемый объект размещается в одном техническом коридоре с существующими действующими коммуникациями (магистральный нефтепровод, кабель связи ООО «Связьтранснефть»), что обеспечивает соблюдение требований федерального законодательства в области территориального планирования и охраны объектов культурного наследия.
Земельный участок с кадастровым номером 23:01:0604002:1 принадлежит ФИО4 на праве аренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№. ФИО4 передал указанный земельный участок в субаренду ООО «Кубань Групп Инвест» сроком на 11 месяцев. Указанный период не позволяет заключить договор субаренды на весь период строительства объекта.
В соответствии со ст.ст. 39.23, 39.24 Земельного Кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случае размещения линейных объектов с арендатором земельного участка, которому участок передан в аренду на срок более 1 года.
ДД.ММ.ГГГГ АО «Черномортранснефть» направило в адрес ФИО4 оферту, в которой предложило заключить соглашение об установлении сервитута. В оферте указаны существенные условия сервитута, подлежащего установлению.
Данная оферта направлена посредством почтового отправления, однако в связи с истечением срока хранения вернулась обратно отправителю, о чем свидетельствует почтовое уведомление. Также оферта получена представителем ответчика нарочно ДД.ММ.ГГГГ, о чем есть отметка. Однако акцепта от ФИО4 в течение установленного в оферте срока (5 календарных дней) не последовало.
Между тем, с собственниками других земельных участков, по которым будет проходить объект, заключены договоры аренды, возмещены убытки, связанные с предстоящим строительством. При этом земельные участки расположены таким образом, что миновать участок ответчика не представляется возможным.
В связи с отказом ответчика от установления сервитута, строительство всего объекта строительства не представляется возможным. АО «Черномортранснефть» не имеет возможности выполнить распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика просила убытки взыскать на основании заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 4586358 рублей. В остальной части согласилась с исковыми требованиями. При этом пояснила, что в настоящее время на участке ничего не выращивается.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 816-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российски Федерации в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта)» утверждено назначение, наименование, основные характеристики, местоположение и характеристики зон с особыми условиями использования территорий планируемых для размещения объектов федерального значения в области трубопроводного транспорта на период до 2030 года.
Кроме прочих планируемых к строительству объектов трубопроводного транспорта данным распоряжением в пункте 236 утвержден объект «Реконструкция магистрального нефтепровода «Крымск - Краснодар». Строительство вдольтрассовой линии 10 кВ на участке 0 км - 101 км».
Согласно ст.2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ магистральный нефтепровод является опасным производственным объектом I класса опасности. Объект строительства относится к трубопроводному транспорту нефти согласно п.5.1.1 РД 153-39.4-113-01 «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов» и предназначен для обеспечения безопасной эксплуатации объекта «МН «Крымск - Краснодар».
Согласно отчету об оценке №029-09/2017 от 27.09.2017 соразмерная плата за сервитут, устанавливаемый на срок 588 дней, в отношении земельного участка площадью 16134 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 23:01:0604002:1, по состоянию на дату оценки, составляет 72417 руб.
Величина упущенной выгоды в виде неполученных доходов на часть временно занимаемых земельных участков на период СМР, по состоянию на дату оценки составляет 30 417,08 руб.
Величина упущенной выгоды землепользователя на период проведения работ по восстановлению качества нарушенных земель (биологическая рекультивация) на часть временно занимаемого земельного участка, по состоянию на дату оценки составляет 24 587,80 руб.
Величина затрат на восстановление плодородия почвы (биологическая рекультивация) по состоянию на дату оценки составляет 209 849,73 руб.
Расчёт произведён на основании сельскохозяйственных культур: озимой пшеницы, кукурузы на зерно, сои.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ величина соразмерной платы за сервитут (устанавливаемый на срок 588 дней) в отношении части земельного участка площадью 16134 кв.м., из состава земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет: 70987 рублей.
Согласно бизнес-плану от ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО4 планирует выращивать спражу.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ величина убытков (упущенная выгода), которые могут быть причинены землепользователю временным занятием частей его земельного участка из состава земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет: 4586358 рублей. Расчёт произведён на основе выращивания сельскохозяйственной культуры – спаржи.
Согласно ч.1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно ч.4 ст.274 ГК РФ следует, что в порядке, установленном частями 1-3 настоящей статьи сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования и иных лиц предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.274 ГК РФ обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения таким участком.
В соответствии с ч.5 ст.274 ГК РФ собственник земельного участка обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком.
Согласно ч.1 ст.41 Земельного кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, а именно: наряду с использованием указанных участков по их прямому назначению, вправе осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством (пункт 4 части 1 статьи 40).
Согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд взыскивает плату за сервитут в соответствии с исковыми требованиями в размере 72417 рублей на основании отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ.
Убытки (упущенная выгода) истцом оценены в 264854 рубля 61 копейку на основании отчета об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанная суммы рассчитана с учётом выращивания озимой пшеницы, кукурузы на зерно, сои. Этот расчёт представлен истцом.
Ответчик свои возражения основывает на заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, которым убытки определены в размере 4586358 рублей. Эта сумма рассчитана с учётом выращивания спаржи. экспертиза проведена на основе бизнес-плана ответчика о выращивании спаржи.
Из материалов дела следует, что часть земельного участка, на который истребуется сервитут, в настоящее время для выращивания каких-либо сельскохозяйственных культур не используется. Расчёты, на которых основывают свои требования и возражения стороны, произведены на основе выращивания конкретных растений. С учётом указанных факторов, различия определённых сторонами сумм почти в 20 раз, требований разумности и добросовестности, суд взыскивает с истца в пользу ответчика компенсацию убытков (упущенной выгоды) в размере 450000 рублей.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика в пользу истца суд взыскивает судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск АО «Черномортранснефть» к ФИО4 об установлении сервитута – удовлетворить частично.
Установить в пользу АО «Черномортранснефть» право ограниченного пользования (сервитут), на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (588 календарных дней), для строительства линейного объекта «Вдольтрассовая ВЛ-10кВ МН «Крымск-Краснодар», км 0-101. КРУМН. Строительство», на часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 16134 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Установить за сервитут на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (588 дней) за пользование частью земельного участка с кадастровым номером № площадью 16134 кв.м., расположенного по адресу <адрес>: плату в размере 72417 рублей, компенсацию убытков (упущенной выгоды) 450000 рублей.
Взыскать с ФИО4 в пользу АО «Черномортранснефть» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Абинский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: