Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-5292/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2011 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ковальской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации города Омска о понуждении исполнить обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с выше обозначенным иском. В обоснование искового заявления указали, что они являются собственниками квартир, расположенных по адресу: , построенном в 1975 году. Большинство конструктивных элементов дома находятся в недопустимом состоянии и требуют срочного капитального ремонта. Считают, что обязанность по выполнению капитального ремонта лежит на Администрации города Омска. Основываясь на ст. 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», просят суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета провести капитальный ремонт многоквартирного жилого в без привлечения средств собственников помещений многоквартирного жилого дома, взыскать расходы по уплате госпошлины (л.д.2-6).
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнили исковые требования - просят суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого в в срок до 01.11.2013. Данный срок был согласован со всеми сособственниками общего имущества многоквартирного дома. Требование о взыскании расходов по оплате государственной пошлины не поддерживают.
Третьи лица - сособственники общего имущества многоквартирного дома, в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 190-192). Об отложении дела не просили. Их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Представитель ответчика Администрации города Омска ФИО3, действующая на основании доверенности от 15.07.2011, действительной сроком на один год (л.д. 159), в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме. Указала, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», то есть с участием всех собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме. Указала, что срок эффективной эксплуатации некоторых элементов дома на момент передачи в муниципальную собственность и в собственность гражданам в порядке приватизации не истек, в связи с чем истцы не доказали обоснованность своих исковых требований. Просила отказать в удовлетворении иска. Ранее в материалы дела представлен письменный отзыв (л.д.163-164).
Представитель третьего лица департамента городского хозяйства администрации города Омска ФИО4, действующий на основании доверенности от 06.10.2010, действительной в течение трех лет (л.д. 161), исковые требования не признал в полном объеме. В обоснование указал, что капитальный ремонт осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства». Для этого собственники квартир должны принять решение на общем собрании о долевом участии в проведении капитального ремонта, затем управляющая компания готовит пакет документов. В случае представления всех необходимых документов, многоквартирный в будет включен в адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска». Кроме того, обратил внимание на то, что на момент первой приватизации в 2006 году срок эксплуатации труб канализации, который составляет 40 лет, не истек, что влечет за собой участие собственников в капитальном ремонте данного имущества.
Представитель третьего лица Администрации Советского административного округа г. Омска ФИО5, действующий на основании доверенности от 25.10.2011, действительной сроком до 31.12.2012 (л.д. 160), поддержал позицию, высказанную представителями Администрации г. Омска, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска.
Представитель третьего лица департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 172). Об отложении дела не просил, письменного отзыва не представил.
Представитель третьего лица ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «СЕРВИС» ФИО6, действующая на основании доверенности от 11.01.2011, действительной сроком до 31.12.2011 (л.д. 162), в судебном заседании пояснила, что исковые требования истцов обоснованны. Считает, что обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на Администрацию г.Омска, так как обязанности, предусмотренные ЖК РФ, в том числе, проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, возникли у собственников жилых помещений с введением в действие ЖК РФ с 01.03.2005. До этого необходимо применять Закон от 24.12.1992 «Об основах федеральной жилищной политики». В соответствии с положениями ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» у собственников жилых помещений была обязанность по содержанию общего имущества и не было обязанности по производству капитального ремонта. На момент проведения первой приватизации у Администрации г.Омска не могла прекратиться обязанность, предусмотренная ст.16 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Указала на необоснованность ссылки представителя третьего лица департамента городского хозяйства Администрации г.Омска на то, что срок эксплуатации труб канализации не истек, так как срок эксплуатации труб канализации в 40 лет является ориентировочным, рассчитан на благоприятные условия, в в трубы канализации пришли частично в негодное состояние. Кроме того, ответчик не доказал, что весь период эксплуатации - 40 лет со дня постройки дома, трубы канализации эксплуатировались при благоприятных условиях. Просила удовлетворить исковые требования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является сособственником , расположенной в в (л.д. 8), истец ФИО2 - собственником названном доме (л.д. 10). Указанный дом находится на балансе обслуживающей организации ООО «ЖКХ «Сервис», договор между управляющей компанией и истцами имеется. Стороны не оспаривали этот факт в судебном заседании.
Как следует из ответа департамента имущественных отношений Администрации г.Омска от 31.10.2011 жилой в в в Реестре муниципального имущества города Омска не значится, в муниципальную собственность города Омска не передавался. В соответствии с Решением Омского городского Совета от 05.10.2005 №285 «О приеме в муниципальную собственность города Омска объектов ГУП «Сибирский завод им. Борцов революции» в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр включены сто десять квартир, находящиеся в указанном жилом доме. На текущий момент в Реестре учитываются шестьдесят четыре квартиры, находящиеся в данном домостроении (л.д. 173).
Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.
Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.
В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).
Согласно заключению по результатам обследования технического состояния жилого в , выполненному в 2011 году ООО «Регионстройсервис» (л.д.25-38), требуется выполнение работ по капитальному ремонту вентиляционных шахт с прочисткой каналов, лежаков систем холодного и горячего водоснабжения, отопления с установкой автоматизированной системы учета тепла и канализования сточных вод, системы электроснабжения с заменой ВРУ, магистральных внутридомовых кабельных разводок с учетом новых нормативных требований, капитальный ремонт фасадов здания.
Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами.
При смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.
С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1975 году (л.д. 61-80). До настоящего времени спорный жилой дом в муниципальную собственность не передан, В Реестре муниципального имущества города Омска включены сто десять квартир, находящиеся в в (л.д.173).
Согласно представленной справке от 31.10.2011 из ГП Омской области «ОЦТИиЗ» первая приватизация жилых помещений в в началась в 2006 (л.д.174-179). Аналогичные данные о собственниках жилых помещений представлены из Управления Росреестра по Омской области (л.д.106-158).
ВСН 58-88р устанавливает срок эксплуатации элементов здания до капитального ремонта. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта спорного жилого дома до 2005 года.
Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи всех квартир в муниципальную собственность. Доказательств, что в спорном доме проводились капитальные ремонты отдельных элементов здания суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта в по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, и поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт.
Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлено доказательств, что при передаче жилого в в муниципальную собственность предусматривалась обязанность по проведению капитального ремонта дома бывшим собственником.
При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска.
Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года.
Поскольку на момент приватизации жилой в нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества в указанном жилом доме.
Доводы представителей Администрации г. Омска и департамента городского хозяйства Администрации г. Омска о том, что на момент приватизации первой квартиры в указанном доме не истек срок эксплуатации трубопровода канализации, суд считает несостоятельными, так как 40 лет - это срок эффективной эксплуатации канализации при благоприятных условиях. В судебном заседании не доказано, что на момент передачи квартир в собственность гражданам трубопровод канализации находился в надлежащем состоянии, не требовал ремонта. В этой связи суд считает, что нет оснований для исключения работ по капитальному ремонту этих элементов за счет Администрации г. Омска.
В части предложения об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 01 ноября 2013 года, суд с учетом мнения истцов и третьих лиц - собственников общего имущества в многоквартирном доме, департамента городского хозяйства Администрации г. Омска, считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки, так как для проведение капитального ремонта необходимо выделение бюджетных средств, которое возможно лишь при соблюдении бюджетной процедуры, что требует значительного времени.
Доказательств иного суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого за счет средств соответствующего бюджета в срок до 01 ноября 2013 года.
Решение может быть обжаловано в Омский областной посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Вагнер