дело №2-5294/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» мая 2014 года
г. Сыктывкар Республика Коми
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Баранчиковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сыктывкара в интересах Човбан Н.М о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Човбан Н.М. Просит суд обязать администрацию МО ГО Сыктывкар восстановить Човбан Н.М на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты постановки на учет ** ** **., а также обязать администрацию МО ГО Сыктывкар включить Човбан Н.М в список граждан, имеющих права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона № 30-РЗ с даты обращения 17.09.2013.
В судебном заседании прокурор Загидулина Л.В. поддержала заявленные требования.
Истец Човбан Н.М. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика администрации МО ГО Сыктывкар по доверенности Шихова Д.Р. возражала против удовлетворения иска.
Судом установлено
27.01.2012 Човбан Н.М. обратилась в администрацию МО ГО Сыктывкар с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Жилых помещений на праве собственности истец не имеет. С 12.02.2003 зарегистрирована в жилом доме по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. .... В указанном доме истец не проживает, членом семьи собственника не является. Вместе с ней по указанному адресу на момент обращения было зарегистрировано еще 24 человека, что подтверждается справкой ТСЖ .
В соответствии с постановлением администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** № ... истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии с заседанием общественной комиссии по жилищным вопросам от ** ** ** принято решение об исключении Човбан Н.М. из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решение общественной комиссии утверждено постановлением администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** № ...
По мнению администрации МО ГО Сыктывкар истец должен был представить паспорта на граждан, которые были зарегистрированы вместе с ним в доме по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. ....
Суд полагает, что оснований для исключения истца не имелось, поскольку местом жительства истца является Сыктывкар, предусмотренные законом документы (паспорт на себя) истцом представлен. Каких-либо иных граждан истец в качестве членов своей семьи не указывал.
Для признания членом семьи лица, не являющегося супругом, ребенком либо родителем, необходимо соблюдение двух обязательных условий: совместное проживание и ведение с ним общего хозяйства.
Иные лица, зарегистрированные по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. ..., не являются членами семьи истца, а значит, обязанности по представлению паспортов указанных граждан у истца не имеется.
Ссылка ответчика на административный регламент также безосновательна.
На момент постановки истца на учет в соответствии с Законом действовал Административный регламент предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий, утв. Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 29.06.2012 N 6/2258, который также предусматривал необходимость предоставления паспорта или иных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи (предъявляются лично при подаче запроса).
Каких-либо сведений, не соответствующих действительности, истцом не предоставлялась. Условия, необходимые для принятия на учет в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, соблюдены.
Учитывая изложенное, Човбан Н.М. подлежит восстановлению в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки – 27.01.2012.
17.09.2013 истец Човбан Н.М. обратилась в администрацию МО ГО Сыктывкар с заявлением о постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «инвалид 1 и 2 группы, инвалиды с детства, семьи, имеющие детей – инвалидов» в рамках Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ (далее Закон).
В соответствии с ответом администрации МО ГО Сыктывкар от ** ** ** истцу отказано в принятии на учет, поскольку не представлены паспорта на иных граждан, зарегистрированных по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. .... На момент подачи заявления количество данных граждан – 13.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона принятие на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Республики Коми, в южные районы Республики Коми осуществляется на основании запросов граждан, указанных в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, поданных в уполномоченный орган по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону, с приложением в том следующих документов:
1) паспорта или иных документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Российской Федерации заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи (предъявляются лично при подаче запроса);
2) документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и лиц, указанных в качестве членов его семьи (свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении или расторжении брака, документы об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, о перемене имени и другие);
3) удостоверения (документа), подтверждающего наличие у заявителя права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья на переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расположенных на территории Республики Коми, в южные районы Республики Коми;
4) документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства (выписок из домовой книги или справок о регистрации по месту жительства, о составе семьи и занимаемых жилых помещениях);
5) документов о трудовом стаже работы заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (трудовая книжка и другие);
6) письменного обязательства заявителя и совершеннолетних членов его семьи, претендующих на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, об отчуждении в установленном порядке жилого помещения, находящегося в собственности, либо о расторжении в установленном порядке договора социального найма жилого помещения;
7) письменного обязательства заявителя об оплате разницы между стоимостью жилого помещения и размером социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет собственных и (или) заемных средств;
8) документов, подтверждающих наличие согласия лиц, указанных в качестве членов семьи заявителя, или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочия заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в уполномоченный орган.
По основаниям, изложенным судом ранее, требование администрации МО ГО Сыктывкар о предоставлении копий паспортов граждан, зарегистрированных по одному адресу, но не являющимися членами семьи, является неправомерным.Несмотря на оформление заявления как иск, по существу заявитель оспаривает действия администрации МО ГО Сыктывкар, выраженные в ответе от 19.09.2013, в связи с чем к рассматриваемому спору применимы особенности, установленные главой 25 ГПК РФ.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»:
Принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
При этом необходимо учитывать, что помимо указанного в части 1 статьи 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, частью 2 статьи 441 ГПК РФ…)
… Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Принятие на учет граждан на учет осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан.
Исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 247 ГПК РФ содержит общие положения, которые распространяются на все дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе и при оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, и предусматривает, что при наличии спора о праве поданное гражданином заявление должно рассматриваться в порядке искового производства, а не по правилам главы 25 ГПК РФ.
На стадии постановки граждан на учет отсутствует спор о праве, поскольку правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления.
Исходя из изложенного, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет на получение земельного участка могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года по схожему спору.
В судебном заседании истец пояснила, что ответ получен в сентябре 2013г., после чего она стала обращаться с жалобами в администрацию, а затем в прокуратуру.
Поскольку точной даты сентября 2013 года, когда получен ответ, не установлено, срок обжалования истекает 01.01.2014, истец обратился в прокуратуру 31.03.2014, иск подан в суд 25.04.2013.
Таким образом, оснований для отмены решение от ** ** ** года не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для включения Човбан Н.М в список граждан, имеющих права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона № 30-РЗ с даты обращения 17.09.2013.
В то же время, помимо оспаривания ответа, прокурор по существу ставит вопрос о том, что для рассмотрения вопроса о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона № 30-РЗ, Човбан Н.М. не требуется предоставление копий паспортов граждан, зарегистрированных по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. ..., не являющихся членами ее семьи, что является составной частью второго требования.
Суд полагает в рамках рассмотрения второго требования необходимо признать за Човбан Н.М право подачи заявления на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона № 30-РЗ, без предоставления копий паспортов граждан, зарегистрированных по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. ....
Данное указание суда позволит реализовать истцу свое права (при его наличии) в случае повторного обращения в администрацию МО ГО Сыктывкар по данному вопросу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора г. Сыктывкара в интересах Човбан Н.М о восстановлении в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО ГО Сыктывкар восстановить Човбан Н.М в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с датой постановки – 27.01.2012.
Признать за Човбан Н.М право подачи заявления на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 № 30-РЗ без предоставления копий паспортов граждан, зарегистрированных по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, ул. ....
В оставшейся части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: М.В. Щелканов
Копия верна: судья