Производство № 2-5298/2021
УИД 28RS0004-01-2021-005955-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Михайловой Е.А.,
с участием представителя истца ООО «Полигон» - СВ, представителя ответчика СП – АВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Полигон» к СП о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Полигон» обратилось в суд с исковым заявлением, в котором истец указал, что в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 4 (***)» Амурской области, заключенным 14.05.2018 г. между Министерством жилищно-коммунального хозяйства *** и ООО «Полигон», истец наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - ТКО) на 10-летний период, начиная с 01.01.2019 г.
19.11.2019 г. СВ обратилась в адрес ООО «Полигон» с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении принадлежащих ей нежилых помещений, расположенных по адресам: *** (магазин «Павел» площадью 131,2 кв. м.); *** (встроенное нежилое помещение площадью 84,2 кв. м.)
г. региональным оператором подготовлен и вручен ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 2443.
30.01.2020 г. в адрес ООО «Полигон» поступил протокол разногласий к договору № 2443, в котором ответчик ссылается на самостоятельно определенную единую точку сбора ТКО по адресу: ***, с указанием периодичности вывоза по графику: один контейнер 2 раза в месяц.
Данный протокол разногласий со стороны регионального оператора подписан не был, в связи с чем, в адрес СП направлен письменный ответ о пропуске срока привнесения разногласий по договору, а также о невозможности формирования единой точки накопления ТКО с нескольких объектов потребителя.
Таким образом, в соответствии с п.п. 8 (11), 8 (12), 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, в настоящее время между региональным оператором и СП отсутствует письменный договор ввиду наличия неурегулированных разногласий по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, в связи с чем, фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с ТКО подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Согласно п. 15 типового договора стороны соглашаются производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 (далее - Правила № 505), одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ГКО (указывается нужное).
Согласно п. 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
При этом п. 6 Правил № 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. «а» п. 5 Правил № 505, то есть расчетным путем.
В свою очередь п. 8 Правил № 505 предусмотрено, что учет ТКО в соответствии с абз. 3 подп. «а» п. 5 Правил № 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
Раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.
Поскольку порядок раздельного накопления ТКО на территории Амурской области не утвержден, расчеты необходимо производить в соответствии с абз. 2 подп. «а» п. 5 Правил № 505, то есть исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 27-пр/у от 01.03.2019 г. установлен тариф, составивший в 2019 г. для иных потребителей, за исключением населения 527,63 руб. за куб.м. Приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20.12.2019 г.№ 175-пр/у (Приложение № 4) на, 2020 г. - 428,42 рублей за куб.метр.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Амурской области утверждены постановлением Правительства Амурской области от 18.10.2018 г. № 502 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 г. № 606», в соответствии с которым норматив накопления ТКО для «промтоварного магазина» (на 1 кв. м. общей площади) установлен в размере 0,9876 куб.м в год.
Исходя из установленных нормативов накопления расчет платы за услугу по вывозу ТКО, произведенный региональным оператором в отношении объекта ответчика, расположенному по адресу: *** (магазин «Павел») составил:
(131,2 кв.м. * 0,9876 куб.м.(норматив/год)/12 мес.*527,63) = 5 697,35 руб. за ноябрь, декабрь 2019 года;
(131,2 кв.м. * 0,9876 куб.м.(норматив/год)/12 мес.*428,42) = 4 626,08 руб. ежемесячно за 2020 год.
Расчет платы за услугу по вывозу ТКО, произведенный региональным оператором исходя из фактического вывоза в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу ***, составил:
1 контейнер х 0,75 (объем стандартного контейнера) х 2 вывоза в мес. х 527,63 (тариф) = 791,45 руб. в месяц в 2019 г.
1 контейнер х 0,75 (объем стандартного контейнера) х 2 вывоза в мес. х 428,42 (тариф) = 642,63 руб. в месяц в 2020 г.
Платежные документы и акты выполненных работ ежемесячно направлялись истцом в адрес СП посредствам курьерской службы ООО «Сибирь-Байкал».
Однако ответчик обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 25.11.2019 г. по 31.12.2020 г. не исполнила, в связи с чем, образовалась задолженность, по состоянию на 31.12.2020 г. в размере 70 663 рубля 05 копеек, на которую начислена неустойка в размере 421 рубль 50 копеек за период с 11.12.2019 г. по 05.04.2020 г.
На основании изложенного, просит суд взыскать с СП в пользу ООО «Полигон» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 25.11.2019 г. по 31.12.2020 г. в размере 25.11.2019 г. по 31.12.2020 г., неустойку за период с 11.12.2019 г. по 05.04.2020 г. в размере 421 рубль 55 копеек.
В судебном заседании представитель истца СВ заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал. Настаивал, что на доказанности стороной истца факта оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих ответчику, в спорный период. При этом ответчик не обращался к истцу с претензиями относительно качества, объема и своевременности оказанных услуг в порядке, предусмотренном п. 16 типового договора. Полагал ошибочным вывод стороны ответчика о неприменении к объекту ответчика норматива накопления ТКО, установленного постановлением Правительства Амурской области от 31.12.2016 г. № 606, поскольку решением Амурского областного суда от 22.03.2021 г. указанное постановление признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, то есть с 18.06.2021 г., и не затрагивает спорный период.
Представитель ответчика АВ иск не признал, в обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, о том, что истец не представил допустимых доказательств, подтверждающих факт оказания услуг по обращению с ТКО в отношении всех объектов, принадлежащих СП, поскольку представленные документы бухгалтерского учета (счета, счет-фактуры, акты приема-сдачи оказанных услуг) являются односторонними документами истца, не подписанными ни истцом, ни ответчиком. Услуги истцом ответчику фактически не оказывались, пакеты от магазина, расположенного по адресу: ***, не забирались и не забираются по настоящее время. В отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: ***, мусоровоз не приезжал. Кроме того, в период с июня по октябрь 2020 г. ул. Амурская от ул. Комсомольской до ул. Мухина была полностью перекрыта, проезд отсутствовал, следовательно, истец услугу не оказывал. Более того, решением Амурского областного суда от 22.03.2021 г. по административному делу № За-31/2021 постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 г. № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов: предприятия торговли: 1. Продовольственный магазин (1 кв. м общей площади); 2. Промтоварный магазин (1 кв.м общей площади) признано противоречащим федеральному законодательству и, соответственно, не подлежит применению к спорным правоотношениям. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Ответчик СП, представители третьих лиц ООО «Икс Эль», ООО «Спецавтохозяйство», Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Ответчик обеспечил явку своего представителя.
В отзыве на исковое заявление и в ранее состоявшемся судебном заседании представитель третьего лица ООО «Спецавтохозяйство» АВ полагал требования ООО «Полигон» обоснованными, указав, что оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по адресу: ***, осуществляется с 28.11.2019 г. по настоящее время на основании договоров между региональным оператором ООО «Полигон» и ООО «Спецавтохозяйство» № 4/4 - ЛОТ от 12.03.2019 г.; № 242/1 от 16.09.2019 г. и приложений к ним - графиков вывоза ТКО. Для адреса: *** (магазин «Павел») графиком определена частота вывоза - 2 раза в неделю (вторник, четверг); способ накопления ТКО - децентрализованный; коммерческий учет объема - исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (в соответствии с Правилами коммерческого учета, утвержденных постановлением правительства от 03.06.2016 г. № 505). Услуга продолжает оказываться в 2021 году, распоряжения об исключении из графика вывоза адреса: ***, от регионального оператора не поступало. Жалобы или претензии о качестве и своевременности оказания услуги по вывозу ТКО с этого адреса к ООО «Спецавтохозяйство» не поступали. В период с 26.11.2019 г. по декабрь 2020 г. непосредственный вывоз ТКО с Северной, 167 осуществлялся с использованием автомобиля Исудзу Форвард, государственный регистрационный знак ***, что подтверждается маршрутными журналами и путевыми листами. Водители пояснили, что забирали мусор с указанного адреса с крыльца магазина «Павел», а если мусора в течение нескольких дней на крыльце не было, то они (водители) заходили в магазин и спрашивали у сотрудников о наличии мусора для вывоза, а сотрудница магазина передавала им пакет или коробку с мусором, либо говорила, что вывозить нечего.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, учитывая положения ст. 154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что СП на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: - встроенное нежилое помещение общей площадью 84,2 кв.м., расположенное по адресу: *** (дата регистрации права - 14.04.2010 г.); - нежилое помещение общей площадью 131,2 кв.м., расположенное по адресу: *** (магазин «Павел») (дата регистрации права – 27.10.2004 г.).
На основании положений Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», соглашения от 14.05.2018 г., заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Полигон», последний с 01.01.2019 г. является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер 4» (***). В обязанности регионального оператора входит сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов.
Статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов.
Такой договор является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 (пункт 8) (далее - Правила № 1156).
В силу п. 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора (п. 8(3) Правил № 1156).
Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (абз. 1 п. 8(8) Правил № 1156).
В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. № 641» (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации (п. 8(10) Правил № 1156).
Как следует из п. 8(11) Правил № 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил (п. 8(12) Правил № 1156).
Из материалов дела следует, что 19.11.2019 г. в адрес ООО «Полигон» поступила заявка СП на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении объекта по адресу: ***, путем вывоза ТКО с существующей контейнерной площадки по адресу: ***, объем ТКО – 0,35 м.куб. в месяц; в отношении объекта по адресу: ***, путем вывоза ТКО с существующей контейнерной площадки по адресу: ***, объем ТКО – 0,7168 м.куб.
По результатам рассмотрения заявки истец 10.12.2019 г. направил в адрес ответчика для подписания 2 экземпляра проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО, составленного в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156.
30.01.2020 г. СП направлен в адрес ООО «Полигон» подписанный экземпляр проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 2443 от 25.11.2019 г. с протоколом разногласий к нему.
Согласно п. 8(14), 8(15) Правил № 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в п. 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий. В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный п. 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с п. 8(10) настоящих Правил.
Письмом от 06.02.2020 г. № 482 ООО «Полигон» сообщило СП об отсутствии оснований для подписания протокола разногласий в предложенной ответчиком редакции.
На основании п.п. 1 и 2 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу п. 1 ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
С учетом установленных по делу обстоятельства, принимая во внимание отсутствие в материалах дела сведений о передаче сторонами разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст.ст. 445, 446 ГК РФ, суд приходит к выводу, что в соответствии с п. 8 (15) Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между региональным оператором ООО «Полигон» и потребителем СП считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора № 2443 от 25.11.2019 г.
По условиям типового договора исполнитель обязуется оказывать услуги по обращению с отходами (регулярному сбору, транспортированию и захоронению твердых коммунальных отходов, согласно утвержденному им графику), а потребитель обязуется производить оплату этих услуг по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Исходя из положений ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Начисление оплаты производилось ответчику со дня начала оказания ООО «Полигон» коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (26.11.2019 г.) (п. 4 типового договора).
В соответствии с п. 6 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, путем банковского перевода безналичных денежных средств на расчетный счет Регионального оператора. В случае изменения установленного тарифа на размер ежемесячной платы подлежат изменению с даты вступления в действие утверждаемого в установленном порядке тарифа на услугу регионального оператора и/или норматива накопления твердых коммунальных отходов.
Из представленного расчета задолженности видно и не оспаривается ответчиком, что СП обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 25.11.2019 г. по 31.12.2020 г. не выполняла, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 70 663 рубля 05 копеек.
Согласно позиции стороны ответчика услуги по обращению с ТКО истцом ответчику в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества фактически не оказывались, а потому встречная обязанность по оплате услуг истца у ответчика не возникла.
В соответствии с пп. «а», «б» п. 8 договора № 2443 от 25.11.2019 г. региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в приложении к договору, обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места сборов и накопления твердых коммунальных отходов и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Пунктом 3 договора предусмотрены способы складирования твердых коммунальных отходов – в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, пакеты.
Объем и место сбора и накопления ТКО определены в приложениях № 1 к договору. Так, объем принимаемых ТКО по адресу: ***, магазин «Павел» определен в размере 129,5731 куб.м. в год, количество расчетных единиц – 131,2 к.в.м, периодичность вывоза ТКО – 2 раза в неделю, вторник, четверг, пакеты; объем принимаемых ТКО по адресу: ***, определен в размере 18 куб.м. в год, количество расчетных единиц – 1 контейнер, периодичность вывоза ТКО – 2 раза в месяц (1 и 15 число месяца).
Вопреки доводам стороны ответчика, представленными истцом и третьими лицами ООО «Икс Эль», ООО «Спецавтохозяйство» доказательствами (в частности, договорами на оказание услуг по транспортировке ТКО на 2019-2020 гг. между ООО «Полигон» и ООО «Икс Эль», ООО «Спецавтохозяйство», актами о приемке выполненных работ (оказанных услуг) с ноября 2019 г. по декабрь 2020 г., выписками из маршрутных журналов ООО «Спецавтохозяйство», распечатками информации, передаваемой с использованием спутниковой аппаратуры (отчеты о прохождении всех точек), за спорный период) с достаточной степенью достоверности подтверждается факт оказания истцом услуг по обращению (вывозу) ТКО с объектов по адресам: *** (магазин «Павел»), ***. Указанные обстоятельства стороной ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ документально не опровергнуты.
Суд находит заслуживающими внимания доводы истца о несоблюдении ответчиком порядка фиксации нарушений по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который установлен разделом V договора, согласно которому: в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта. В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений (п. 13). В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором (п. 14). В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (п. 15). Акт должен содержать: а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес); б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт); в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора; г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки (п. 16). Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 17).
Имеющиеся в материалах дела обращение СП от 08.05.2020 г., адресованное ООО «Полигон», акт о факте предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами (в отношении объекта по адресу: ***) от 08.05.2020 г., составленный и подписанный в одностороннем порядке СП, ответ СП на претензию ООО «Полигон» о подписании акта сверки взаимных расчетов не являются надлежащими доказательствами фиксации нарушений региональным оператором по договору в части предоставления услуг по обращению с ТКО по объекту истца по адресу: ***, магазин «Павел», в порядке, предусмотренном разделом V типового договора, регулирующего отношения между сторонами. Ввиду чего, перечисленные документы невозможно расценивать как подтверждение факта ненадлежащего предоставления региональным оператором услуги по обращению с ТКО в отношении объектов недвижимости истца. Сведения о составлении ответчиком актов о нарушении истцом обязательств по договору в порядке, установленном договором, ответчиком в материалы дела не представлены.
Исходя из выше изложенного, показания свидетеля Свидетель1 по обстоятельствам неоказания услуг по вывозу ТКО, судом не могут быть приняты.
Также судом отклоняются доводы стороны ответчика об осуществлении им хозяйственной деятельности без образования мусора и, соответственно, необходимости пользования услугой по их вывозу и утилизации, поскольку объективных и допустимых доказательств в обоснование, в материалы дела не представлено. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача ТКО лицам, не являющимися Региональным оператором запрещена.
При таком положении, исследовав и оценив представленные участниками разбирательства доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что во исполнение условий типового договора истец надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства за период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года, следовательно, ответчик обязана своевременно и в полном объеме произвести расчет за оказанные услуги.
Согласно представленному истцом расчету задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 25.11.2019 г. по 31.12.2020 г. составляет 70 663 рубля 05 копеек.
Как видно из счетов на оплату, выставленных ООО «Полигон» СП в рассматриваемый период, расчет платы за услугу по вывозу ТКО в отношении объекта по адресу: ***, произведен истцом исходя из фактического вывоза с применением установленного Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (приказы № 27-пр/у от 01.03.2019 г., № 175-пр/у от 20.12.2019 г.) тарифа, размер начислений составил 8 503 рубля 02 копейки. Расчет платы за услугу по вывозу ТКО в отношении объекта по адресу: ***, произведен исходя из норматива накопления ТКО для «промтоварного магазина» на 1 кв.м. площади в размере 0,9876 куб.м. в год, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 18.10.2018 г. № 502 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 г. № 606», размер начислений составил 62 160 рублей 04 копейки.
Проверяя расчет задолженности на предмет его соответствия действующему законодательству, суд находит обоснованными и соглашается с доводами стороны ответчика о невозможности применения к расчету платы за услугу по вывозу ТКО в отношении объекта по адресу: ***, с применением норматива накопления ТКО, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 18.10.2018 г. № 502, по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что решением Амурского областного суда от 22.03.2021 г. по административному делу № 3а-31/2021, оставленным без изменения постановлением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 18.06.2021 г., признано со дня вступления решения суда в законную силу противоречащим федеральному законодательству и не действующим постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 г. № 606 (в ред. постановления Правительства Амурской области от 22.04.2020 г. № 248) «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов: предприятия торговли: 1. Продовольственный магазин (1 кв.м. общей площади); 2. Промтоварный магазин (1 кв.м. общей площади).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (ч. 2 ст. 178, ч. 6 ст. 180, ч. 4 ст. 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу п. 4 названного Постановления споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Из п. 6 Постановления Пленума № 63 следует, что признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу ст. 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Данные разъяснения в силу абз. 3 п. 8 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, по общему правилу, подлежат применению и при рассмотрении судами споров об оплате коммунальных услуг (ресурсов) в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлены цена на эти услуги и ресурсы или нормативы потребления коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае заменяющим нормативно-правовым актом является постановление Правительства Амурской области от 26.07.2021 г. № 521, которым внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 30.12.2016 г. № 606 и изложены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в новой редакции.
В приложении к данному постановлению для промтоварных магазинов норматив накопления ТКО составляет - 0,6871 куб.м. в год.
Руководствуясь разъяснениями п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 г. № 63, осуществив самостоятельный расчет задолженности с применением норматива ТКО (0,6871 куб.м. в год), суд установил, что задолженность по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 2443 от 25.11.2019 г. в отношении принадлежащего ответчику объекта по адресу: ***, за период с ноября 2019 года по декабрь 2020 года (ноябрь 2019 - 5 дней согласно договору, начало оказания услуг с 26.11.2019) составляет 43 243 рубля 60 копеек.
Расчет задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО в отношении объекта по адресу: *** за спорный период в размере 8 503 рубля 02 копейки судом проверен и признан соответствующим требованиям действующего законодательства и условиям договора № 2443 от 25.11.2019 г.
В соответствии с п.1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно п. 19 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 2443 от 25.11.2019 г. в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего договора, региональный оператор вправе требовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчету неустойки произведен истцом в соответствии с п. 19 договора за период с 11.12.2019 г. по 05.04.2020 г. исходя из начисленного ежемесячно размера платы и составил 421 рубль 50 копеек.
Учитывая, что судом произведен перерасчет задолженности по оплате услуг по вывозу ТКО по объекту по адресу: ***, размер неустойки также судом пересчитывается исходя из рассчитанной выше судом платы за услугу и составляет 307 рублей 28 копеек.
Ответчик при рассмотрении дела в суде не заявлял о применении норм ст. 333 ГК РФ.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию ТКО ответчиком способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался в спорный период услугой по вывозу ТКО, предоставляемой истцом, ответчиком не представлено. Следовательно, оснований для освобождения ответчика от оплаты предоставленных услуг не имеется.
На день рассмотрения иска в суде, задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не погашена. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в деле не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о взыскании с СП в пользу ООО «Полигон» задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 25.11.2019 года по 31.12.2020 года в размере 51746 рублей 63 копейки, неустойки за период с 11.12.2019 года по 05.04.2020 года 307 рублей 28 копеек, отказав в удовлетворении остальной части данных требований.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании приведенной нормы права с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 718 рублей 38 копеек, пропорционально удовлетворённым требованиям. Факт несения истцом судебных расходов подтверждается платежными поручениями № 93 от 26.01.2021 г., № 684 от 18.05.2021 г.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Полигон» – удовлетворить в части.
Взыскать с СП в пользу общества с ограниченной ответственностью «Полигон» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 25.11.2019 года по 31.12.2020 года в размере 51746 рублей 63 копейки, неустойку за период с 11.12.2019 года по 05.04.2020 года 307 рублей 28 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1718 рублей 38 копеек.
В удовлетворении требований о взыскании задолженности в большем размере - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.С. Щедрина
Решение в окончательной форме принято 26.01.2022 г.