ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-529/16 от 14.03.2016 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2- 529/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2016 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бех О.В.

при секретаре Максимовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска к ФИО1, ФИО2 о взыскании суммы субсидии,

у с т а н о в и л :

Управление социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о взыскании суммы субсидии, ссылаясь на то, что ответчикам начислена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг за период: с 01.12.2006г. по 31.05.2007г. в сумме 19788.97 рублей, с 01.06.2007г. по 30.11.2007г. в сумме 19144.02 рубля, с 01.12.2007г. по 31.05.2008г. в сумме 21128.62 рубля, данные суммы перечислены на лицевой счет ФИО1; с 01.06.2008г. по 30.11.2008г. в сумме 17156.22 рубля, с 01.12.2008г. по 31.05.2009г. в сумме 18252.65 рублей, с 01.09.2009г. по 28.02.2010г. в сумме 19900.12 рублей, с 01.03.2010г. по 31.08.2010г. в сумме 17180.58 рублей, 01.09.2010г. по 28.02.2011г. в сумме 16712.22 рубля, 01.03.2011г. по 31.08.2011г. в сумме 21341.72 рубля, с 01.09.2011г. по 29.02.2012г. в сумме 20647.96 рублей, с 01.03.2012г. по 31.08.2012г. в сумме 23142.96 рублей, с 01.09.2012г. по 28.02.2013г. в сумме 21156.02 рубля, данные суммы перечислены на лицевой счет ФИО2 Всего за указанные периоды ответчики получили 235552.06 рублей. Ответчики не уведомили истца о трудовых отношениях ответчика ФИО1 с ООО «Ресторация». Вместе с тем, по данным ООО «Ресторация», ФИО1 работал на указанном предприятии по совместительству с 01.07.2006г. по 31.05.2013г. На основании изложенного, истец просит суд взыскать с ответчика ФИО1 в пользу истца сумму необоснованно полученной субсидии за период с 01.12.2006г. по 31.05.2008г. в размере 60061.61 рубль, с ответчика ФИО2 сумму необоснованно полученной субсидии за период с 01.06.2008г. по 28.02.2013г. в размере 175490.45 рублей.

В судебном заседании представители истца ФИО3, ФИО4 иск поддержали. Представитель ответчиков ФИО5 иск не признал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства
РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2014) "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В соответствии с пунктом 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 16.03.2013) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе:

б) изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Согласно пункту 13 Правил, заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В силу пункта 48 данных Правил, получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 60 настоящих Правил, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

В соответствии с пунктом 49 Правил, в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, ответчики являлись получателями субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: ответчик ФИО1 за периоды с 01.12.2006г. по 31.05.2007г. в сумме 19788.97 рублей, с 01.06.2007г. по 30.11.2007г. в сумме 19144.02 рубля, с 01.12.2007г. по 31.05.2008г. в сумме 21128.62 рубля, всего в сумме 60061.61 рубль, которые были перечислены на его лицевой счет; ответчик ФИО2 - за периоды с 01.06.2008г. по 30.11.2008г. в сумме 17156.22 рубля, с 01.12.2008г. по 31.05.2009г. в сумме 18252.65 рублей, с 01.09.2009г. по 28.02.2010г. в сумме 19900.12 рублей, с 01.03.2010г. по 31.08.2010г. в сумме 17180.58 рублей, 01.09.2010г. по 28.02.2011г. в сумме 16712.22 рубля, 01.03.2011г. по 31.08.2011г. в сумме 21341.72 рубля, с 01.09.2011г. по 29.02.2012г. в сумме 20647.96 рублей, с 01.03.2012г. по 31.08.2012г. в сумме 23142.96 рублей, с 01.09.2012г. по 28.02.2013г. в сумме 21156.02 рубля, всего в сумме 175490.45 рублей, которые были перечислены на ее лицевой счет.

Из заявлений ответчиков о начислении субсидий следует, что сообщенные ответчиками сведения являются полными и достоверными, ответчики обязывались в течение 30-ти дней после наступления событий, которые влекут за собой изменение размера субсидии или прекращение ее выплаты, представить в УСЗН соответствующие документы.

По данным ООО «Ресторация» от 22.07.2013г., ФИО1 работал в ООО «Ресторация» по совместительству с 01.07.2006г. по 31.05.2013г., имел заработную плату с 01.07.2006г. в размере 6000 рублей, с 01.01.2007г.- 6500 рублей, с 01.01.2013г. по 31.05.2013г.- 1625 рублей (л.д. 94 т.1).

Постановлением ОП № 5 МУ МВД России «Красноярское» от 21.06.2013г. (л.д. 97) отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО1 по факту предоставления сведений при начислении субсидий. Из данного постановления следует, что опрошенный по существу ФИО1 пояснил, что он выполнял работу экспедитора в одной организации, название которой менялось, он полагал, что работает в одной организации, так как в ООО «Наутилус» и ООО «Ресторация» был фактически один и тот же директор и один и тот же бухгалтер, к которым он обращался за справками о доходах; о том, что в данных справках указан не весь доход, ФИО1 не знал.

В материалы дела представлена выписка из решения комиссии по решению спорных вопросов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Администрации Советского района в г. Красноярске от 02.04.2013г., согласно которому, в назначении субсидии ФИО2 отказано в связи с предоставлением заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений; необоснованно полученные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за периоды с 01.06.2007г. по 28.02.2013г. необходимо вернуть на расчетный счет УСЗН Советского района г. Красноярска (л.д. 111).

По данным истца (расчет – л.д. 76- 82 т.2), сумма необоснованно полученной субсидии составила: ФИО1 - 60061.61 рубль, ФИО2- 175490.45 рублей.

Возражая по иску, представитель ответчиков указывал на то, что и с учетом дохода ФИО1 в ООО «Ресторация» ответчики имели право на субсидию.

Представители истца суду пояснили, что основанием для истребования спорных сумм у ответчиков является предоставление ответчиками недостоверной информации о доходах, поэтому не имеет правового значения довод ответчиков о сохранении за ними права на субсидию с учетом совокупного дохода семьи, включающего, в том числе, доход ФИО1 в ООО «Ресторация».

Оценивая представленные доказательства, суд учитывает положения статьи 159 ЖК РФ, согласно которым, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Во исполнение статьи 159 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми заявитель (получатель субсидии) несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (подпункт "в" пункта 60 Правил).

В пункте 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приведенным нормам, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной (из Обзора апелляционной и кассационной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за первое полугодие 2013г.).

Принимая во внимание данные ООО «Ресторация» от 22.07.2013г. о доходе ФИО1 на данном предприятии: с 01.07.2006г. в размере 6000 рублей, с 01.01.2007г.- 6500 рублей, с 01.01.2013г. по 31.05.2013г.- 1625 рублей (л.д. 94 т.1),

с учетом расчета истца (л.д. 76-82 т.2),

за период с 01.12.2006г. по 31.05.2007г. среднемесячный доход составит 8430 рублей, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 421.5 рублей (из расчета: 8430 х 5%), за 6 месяцев- 2529 рублей (из расчета: 421.5х6), размер субсидии - 18588.62 рубля (из расчета: 21117.62 ( размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 2529 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -1200.35 рублей (из расчета: 19788.97 рублей (фактически предоставленная субсидия)- 18588.62);

за период с 01.06.2007г. по 30.11.2007г. среднемесячный доход составит 14545.33 рубля, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 727.26 рублей (из расчета: 14545.33 х 5%), за 6 месяцев- 4363.59 рублей (из расчета: 727.26 х6), размер субсидии - 17244.02 рубля (из расчета: 21607.62 ( размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 4363.59 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -1899.99 рублей (из расчета: 19144.02 рублей (фактически предоставленная субсидия)- 17244.02);

за период с 01.12.2007г. по 31.05.2008г. среднемесячный доход составит 14968 рубля, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 748.4 рублей (из расчета: 14968х 5%), за 6 месяцев- 4490.4 рублей (из расчета: 748.4 х6), размер субсидии - 19178.62 рубля (из расчета: 23669.02 (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 4490.4 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -1950 рублей (из расчета: 21128.62 рублей (фактически предоставленная субсидия)- 19178.62);

за период с 01.06.2008г. по 30.11.2008г. среднемесячный доход составит 19460.66 рублей, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 973.03 рубля (из расчета: 19460.66 х 5%), за 6 месяцев- 5838.19 рублей (из расчета: 973.03 х6), размер субсидии - 15206.21 рубль (из расчета: 21044.4 (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 5838.19 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -1950.01 рубль (из расчета: 17156.22 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 15206.21);

за период с 01.12.2008г. по 31.05.2009г. среднемесячный доход составит 19707 рублей, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 985.35 рубля (из расчета: 19707х 5%), за 6 месяцев- 5912.1 рубль (из расчета: 985.35 х6), размер субсидии - 16302.65 рублей (из расчета: 22214.75 (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 5912.1 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -1950 рубль (из расчета: 18252.65 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 16302.65);

за период с 01.09.2009г. по 28.02.2010г. среднемесячный доход составит 20228.52 рубля, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 1011.42 рубля (из расчета: 20228.52 х 5%), за 6 месяцев- 6068.55 рублей (из расчета: 1011.42 х6), размер субсидии - 18337.87 рублей (из расчета: 24406.42 (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 6068.55 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -1562.25 рублей (из расчета: 19900.12 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 18337.87);

за период с 01.03.2010г. по 31.08.2010г. среднемесячный доход составит 21947.14 рублей, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 2194.71 рубль (из расчета: 21947.14 х 10%), за 6 месяцев- 13168.28 рублей (из расчета: 2194.71 х6), размер субсидии - 13280.56 рублей (из расчета: 26448.84 рубля (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 13168.28 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -3900.02 рубля (из расчета: 17180.58 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 13168.28);

за период с 01.09.2010г. по 28.02.2011г. среднемесячный доход составит 23835.16 рублей, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 2383.51 рубль (из расчета: 23835.16 х 10%), за 6 месяцев- 14301.09 рублей (из расчета: 2383.51 х6), размер субсидии - 12812.25 рублей (из расчета: 27113.34 рубля (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 14301.09 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -3899.97 рублей (из расчета: 16712.22 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 12812.25);

за период с 01.03.2011г. по 31.08.2011г. среднемесячный доход составит 20720.34 рубля, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 2072.03 рубля (из расчета: 20720.34 х 10%), за 6 месяцев- 12432.18 рублей (из расчета: 2072.03 х6), размер субсидии - 16882.08 рублей (из расчета: 29314.26 рублей (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 12432.18 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -4459.64 рубля (из расчета: 21341.72 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 16882.08);

за период с 01.09.2011г. по 29.02.2012г. среднемесячный доход составит 21644.59 рублей, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 2164.45 рубля (из расчета: 21644.59 х 10%), за 6 месяцев- 12986.75 рублей (из расчета: 2164.45 х6), размер субсидии - 16747.97 рублей (из расчета: 29734.72 рубля (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 12986.75 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -3899.99 рубля (из расчета: 20647.96 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 16747.97);

за период с 01.03.2012г. по 31.08.2012г. среднемесячный доход составит 20307.83 рубля, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 1827.7 рублей (из расчета: 20307.83 х 9%), за 6 месяцев- 10966.22 рубля (из расчета: 1827.7 х6), размер субсидии - 19932.94 рубля (из расчета: 30599.16 рубля (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 10966.22 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -3510.02 рубля (из расчета: 23142.96 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 19932.94);

за период с 01.09.2012г. по 28.02.2013г. среднемесячный доход составит 26592.62 рубля, максимально допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи составит 2659.26 рубля (из расчета: 26592.62 х 10%), за 6 месяцев- 15955.57 рублей (из расчета: 2659.26 х6), размер субсидии - 17256.07 рублей (из расчета: 33211.64 рубля (размер оплаты за ЖКУ за спорный период)- 15955.57 (собственный платеж)), размер необоснованно представленной субсидии -3896.95 рубля (из расчета: 21156.02 рубля (фактически предоставленная субсидия)- 17256.07).

Ответчики не представили суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для удовлетворения заявленного иска в указанной части.

Принимая во внимание то, что вследствие предоставления ответчиками неполных сведений, им незаконно начислена и выплачена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, суд полагает необходимым взыскать с ответчиков суммы данных субсидий: с ФИО1 - 5050.34 рубля (за период с 01.12.2006г. по 31.05.2008г.), с ФИО2 - 29028.85 рублей (за период с 01.06.2008г. по 28.02.2013г.).

В связи с удовлетворением иска, в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина с ответчика ФИО1 в размере 400 рублей, с ответчика ФИО2 в размере 1070.86 рублей (в порядке статьи 333.19 НК РФ, статьи 103 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска 5050 рублей 34 копейки в счет возврата необоснованно полученной субсидии.

Взыскать с ФИО2 в пользу Управления социальной защиты населения администрации Советского района г. Красноярска 29028 рублей 85 копеек в счет возврата необоснованно полученной субсидии.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета 400 рублей в счет госпошлины.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета 1070 рублей 86 копеек в счет госпошлины.

Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Бех О.В.