ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-529/18 от 16.01.2019 Клинцовского районного суда (Брянская область)

УИД 32RS0016-01-2018-000522-21

Строка стат.отчёта 2.209

Дело № 2-9/2019(2-529/2018)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 января 2019 года г.Клинцы

Клинцовский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Гущиной И.Н.,

при секретаре Тутевич Е.Н.,

с участием представителя истца, действующего на основании ордера о ДД.ММ.ГГГГ, адвоката Волчек Д.А.,

представителя ответчика Коржовоголубовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области, действующей на основании доверенности, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Коржовоголубовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику, ссылаясь на то, что он, является добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение. В 2015 году решением жилищно-бытовой комиссии при Коржовоголубовской сельской администрации Клинцовского района был поставлен на учет как гражданин, добровольно выехавший из зоны проживания с правом на отселение составом семьи четыре человека. ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии было принято решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, о чем было вынесено соответствующее распоряжение . С указанным решением он не согласен и считает его незаконным и нарушающим его право на получение мер социальной поддержки. Основанием для снятия его с учета указано, что им представлены документы, не подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося, а именно: что он намеренно ухудшил свои жилищные условия. Вместе с тем, считает, что все документы, которые были представлены, подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку жилья в собственности у него и его семьи никогда не имелось, жильем он обеспечен никогда не был, по договору социального найма жилья не получал. До ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в доме, принадлежащем отцу, однако, в данном доме со своей семьей не проживал. Ссылаясь на положения ст.17 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», просит признать за ним право на улучшение жилищных условий как лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение и нуждающимся в жилом помещении периодом очередности с 2015 года составом семьи из четырех человек и обязать Коржовоголубовскую сельскую администрацию восстановить его в очереди как гражданина, выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, нуждающегося в жилом помещении.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца адвокат Волчек Д.А., заявленные требования поддержал в полном объеме, и пояснил, что ФИО2 является добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, на территорию, не подвергшуюся радиационному загрязнению. Жилья на праве собственности и по договору социального найма, истец и члены его семьи никогда не имели и нуждаются в улучшении жилищных условий. ФИО2 не совершал действий намеренно ухудшающих его жилищные условия. Действительно, ФИО2 был зарегистрирован в доме, принадлежащем его отцу на праве собственности по договору купли-продажи, по адресу <адрес>, однако, в указанном доме ни он, ни его семья никогда не проживали, регистрация по указанному адресу носила формальный характер, только для постановки на регистрационный учет. Компенсацию за утраченное имущество истец не получал, поскольку жилья у него никогда не было. Для постановки на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, в сельскую администрацию ФИО2 предоставил все необходимые документы. На основании п.7 ст.17 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФИО2 гарантировано право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз. Ранее ФИО2 не улучшал своих жилищных условий, не приобретал жилья или права на его получение, не использовал для этого социальных выплат или субсидий. Просит суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика, администрации Коржовоголубовской сельской администрации ФИО1 не возражала против удовлетворения требований, при этом указала, что ФИО2 был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, поскольку им в администрацию для постановки на указанный учет, были предоставлены все необходимые документы. Впоследствии было установлено, что ФИО2 был зарегистрирован в доме своего отца, поэтому было принято решение о снятии его с учета.

Представитель третьего лица, Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении данного дела в его отсутствие, возражений против заявленных требований не представил, указав, что разрешение данного дела оставляет на усмотрение суда.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Из положений части 3 статьи 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Согласно части 1 статьи 22 Закона №1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона. Одной из мер социальной поддержки, предусмотренной статьей 17 Закона, является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз (пункт 7 статьи 17 Закона).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 11 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.

Статья 17 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, переселенного (выехавшего добровольно) из зоны проживания с правом на отселение вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, нуждаемость в улучшении жилищных условий, не устанавливая при этом требований к признанию их малоимущими.

Общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный решением органа местного самоуправления, не распространяется на граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Частью 2 статьи 52 ЖК РФ установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории граждан, добровольно выехавших из зоны отселения в ДД.ММ.ГГГГ, получив удостоверение серии № , выданное ДД.ММ.ГГГГ Департаментом строительства и архитектуры Брянской области. Из текста удостоверения видно, что ФИО2 проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Предъявитель указанного удостоверения имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные специальным ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно выписке из домовой книги и паспорта гражданина РФ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО5, далее на основании договоров возмездного найма жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, собственником которого является ФИО6, и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу <адрес>, собственником которого является ФИО7.

В собственности ФИО2 либо членов его семьи (супруги и несовершеннолетних детей) жилых помещений не имелось и на сегодняшний день не имеется.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился в Коржовоголубовскую сельскую администрацию Коржовоголубовского сельского поселения Клинцовского района Брянской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма, на праве собственности. При этом представлены сведения о составе семьи из четырех человек: на заявителя, его супругу ФИО8(брак заключен ДД.ММ.ГГГГ) и несовершеннолетних ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у ФИО2 либо членов его семьи ФИО8, несовершеннолетних ФИО9, ФИО10, отсутствуют права на какое-либо недвижимое имущество.

Также из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 зарегистрирован и проживает по договору найма по адресу <адрес> жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО7.

Договор найма оформлен письменно, удостоверен подписью и зарегистрирован в ГУП «Брянскоблтехинвентаризация».

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии при Коржовоголубовской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 на основании п.2 ст.51 ЖК РФ, как выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение, был принят на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Коржовоголубовской сельской администрации следует, что ФИО2, выехавший добровольно из зоны проживания с правом на отселение, принят на жилищный учет и включен в список граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф.

Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был снят с жилищного учета на основании п.3 ст.54 ЖК РФ и пп. «в» ст.6 Закона Брянской области от 09.06.2006 года № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области». Основанием для снятия послужило то, что ранее до ДД.ММ.ГГГГ заявитель был зарегистрирован в доме, принадлежащем на праве собственности его отцу, членом семьи которого он является.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Коржовоголубовской сельской администрации, ФИО2 как гражданин, выехавший в добровольном порядке из зоны проживания с правом на отселение, снят с жилищного учета на основании п.3 ст.54 Жилищного Кодекса РФ.

Пунктом 3 ст.54 Жилищного Кодекса РФ, предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, в том числе, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу указанной правовой нормы ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимым лишь в том случае, если гражданином совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Применение ст.53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. «а» п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п.13 вышеуказанного Постановления, по смыслу ч.1,4 ст.31 Жилищного Кодекса РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

Из содержания нормативных положений ч.1,4 ст.31 Жилищного Кодекса РФ и приведенных разъяснений постановления Пленума ВС РФ по их применению следует, что семейные отношения с позиции Жилищного кодекса РФ могут быть прекращены и между лицами, являющимися родственниками.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению с учетом заявленных исковых требований ФИО2, отсутствия возражений на них администрации Коржовоголубовского сельского поселения, и подлежащих применению норм материального права, являлось выяснение факта совместного проживания ФИО2 совместно с отцом ФИО5 по указанному адресу; были ли действия по прекращению права пользования жилым помещением ФИО2 намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли истец в результате этих действий статус нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 приходится сыном ФИО5, собственника жилого помещения по адресу <адрес>, где до ДД.ММ.ГГГГФИО2 был зарегистрирован.

Из показаний свидетелей ФИО5, ФИО8, допрошенных в судебном заседании, следует, что следует, что с момента поступления в военно-технический университет, ФИО2 по указанному адресу не проживал. Учился, проходил службу до 2010 года. В 2010 году вернулся в г.Клинцы, однако, в доме отца(по месту регистрации) не проживал, а снимал квартиру. В 2013 году заключил брак и со своей семьей (супругой и детьми также проживали в съемной квартире). Указанные обстоятельства подтверждаются копией диплома, сведениями из домовой книги о постановке на учет отделом военного комиссариата Брянской области по г.Клинцы, Клинцовскому, Гордеевскому и Красногорскому районам.

Так, судом установлено, что с 2003 года по 2015 год регистрация ФИО2 по адресу <адрес>, носила формальный характер. Он является бывшим членом семьи своего отца. При таких обстоятельствах, по мнению суда, действия ФИО2 не носили намеренности ухудшения своих жилищных условий.

Снятие истца с места регистрации в <адрес> и регистрация со своей семьей(женой и двумя детьми) в <адрес>, свидетельствует о его желании выехать из загрязненной зоны, поскольку в силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Суд считает, что добровольный выезд истца со своей семьей, из зоны радиоактивного загрязнения - зоны проживания с правом на отселение и снятие с регистрационного учета по адресу, где он имел право пользования жилым помещением в другой населенный пункт, не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий.

Жилые помещения, как утраченное имущество, истцом, либо иными членами его семьи, в порядке определенном Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не сдавались, компенсация за утраченное имущество не выплачивалась.

Истец, относящийся к категории лиц, указанных в п.6 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни в составе семьи своих родителей, ни в составе новой семьи самостоятельно, не реализовывал право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью в связи с названным законом.

Следовательно, заявитель, который жилого помещения по договору социального найма либо в собственности не имел, и не имеет, относится к категории лиц, переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, которому предоставлено право на такую меру социальной поддержки, как улучшение жилищных условий путем обеспечения жилой площадью в размере и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, истцом предоставлены все необходимые документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося, также установлено, что он не является членом семьи собственника жилого помещения, в собственности и по договорам социального найма, либо иного жилого помещения не имеет, является добровольно выехавшим из зоны радиоактивного загрязнения.

С учетом анализа представленных суду стороной истца доказательств, принятых в качестве допустимых, относимых и достоверных, ФИО2 является нуждающимся в улучшении жилищных условий как добровольно выехавший из зоны проживания с правом на отселение для реализации права на одноразовое обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленном Правительством РФ в соответствие с п.7 ст.17 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

При этом, права истца о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении подлежат восстановлению с момента его обращения к ответчику.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования ФИО2 к Коржовоголубовской сельской администрации Клинцовского района Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.

Признать ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий, как лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение с составом семьи четыре человека.

Восстановить ФИО2 в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.

В окончательном виде решение принято 21 января 2019 года.

Судья Гущина И.Н.