ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-529/2021 от 31.08.2021 Касимовского районного суда (Рязанская область)

Дело №2-/2021

УИД 62RS0-15


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации


«31» августа 2021 года г.Касимов

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антиповой М.Н. с участием

истца Новикова В.И.,

представителя ответчика ГУ– Управлени Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) Ронжиной Е.В., действующая на основании доверенности от 11 января 2021 года сроком по 31 декабря 2021 года,

при секретаре - помощнике судьи Пименовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новикова В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное),


УСТАНОВИЛ:

Новиков В.И. обратился в Касимовский районный суд Рязанской области с исковым заявлением к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Касимовском районе рязанской области (межрайонное) с требованиями об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязати назначить истцу страховую пенсию по старости, засчитав в страховой стаж периоды: службу в рядах советской армии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - главный кондуктор грузовых поездов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составитель поездов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составитель поездов. Также истец просит взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещения понесенных им судебных расходов на оплату оказанных юридических услуг в размере 25520 рублей и на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей. Исковое заявление мотивировано тем, что истец является зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования и ему должна быть назначена страховая пенсия ранее достижения возраста 65 лет. Однако на заявление Новикова В.И. о назначении пенсии досрочно ответчиком было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку льготный стаж не были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - служба по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - ученик старшего кондуктора грузовых поездов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год - главный кондуктор грузовых поездов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составитель поездов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - составитель поездов. Истец считает отказ ответчика незаконным, ввиду чего для защиты своих нарушенных прав он обратился с настоящим иском в суд. Истец полагает, что должность главного кондуктора грузовых поездов фактически является должностью кондуктора грузовых поездов, а его служба в армии предшествовала льготному периоду его работы.

Определением суда от 06 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области.

Истец Новиков В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что кондуктор грузовых поездов и составитель поездов предусмотрены Списком от 1992 года, должность главного кондуктора грузовых поездов тождественна должности кондуктора грузовых поездов.

Представитель ответчика ГУ– Управлени Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) Ронжина Е.В. в судебное заседание 31 августа 21021 года не явилась, извещена надлежащем образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, письменным заявлением просила рассмотреть дело в её отсутствие, в судебном заседании 16 августа 2021 года исковые требования не признала полностью, пояснила, что у истца не возникло право на назначение пенсии по старости досрочно, так как он не обладает необходимым стажем - 12 лет и 6 месяцев. Спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в льготный стаж в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ., так как наименование должности «главного кондуктора грузовых поездов» не предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным Списком предусмотрены должности составителя поездов и кондуктора грузовых поездов. «Кондуктор главный грузовых поездов» является самостоятельной профессией, в обязанности которой входят в основном руководящие функции, и данная должность не предоставляет право на досрочную пенсию в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ. Между тем, период работы истца до ДД.ММ.ГГГГ может быть засчитан в льготный стаж в соответствии со Списком № 2 от 1956 года, как работа с тяжелыми условиями труда. При этом суммирование работы по Списку № 2 с работой в качестве рабочих локомотивных бригад действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому отсутствует такое условие для назначения пенсии по старости досрочно, как специальный стаж 12 лет и 6 месяцев.

Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично), потому при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П, Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года N 320-0, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П следует, что при разрешении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости должны применяться нормативные правовые акты, действовавшие в спорные периоды трудовой деятельности лица, предусматривающие право на включение работы в определенных должностях и учреждениях на момент возникновения у работника такого права в связи с осуществлением им определенной трудовой деятельности, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования с 31.12.2001 г.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Новиков В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии досрочно в связи с достижением возраста 55 лет и в связи с наличием у него стажа работы в качестве рабочего локомотивных бригад.

Общий трудовой стаж истца на момент обращения с заявлением составил более 35 лет.

Решением Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии досрочно в соответствии с подп. 5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж истца, зачтенный ответчиком в соответствии с п.5 ч.1 ст.30 №400-ФЗ, составил 8 лет 4 месяца 29 дней при требуемом стаже - 12 лет 06 месяцев. Периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ученика старшего кондуктора грузовых поездов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного кондуктора грузовых поездов, а также период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и административные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 16.17.1996 года по ДД.ММ.ГГГГ не были засчитаны ответчиком в специальный стаж истца.

Суд находит, что ответчиком законно и обоснованно были засчитаны в специальный стаж истца по п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ следующие периоды работы истца :

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего кондуктора грузовых поездов продолжительностью 7 месяцев 16 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного кондуктора грузовых поездов продолжительностью 4 года 6 месяцев 15 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности составителя поездов продолжительностью 7 месяцев 15 дней,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности составителя поездов продолжительностью 2 года 7 месяцев 13 дней.

При этом суд исходит из того, что Списком профессий рабочих локомотивных бригад, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года №272 предусмотрены должности «кондукторы грузовых поездов», «составители поездов».

Соответственно довод истца о том, что ответчик не включил в его специальный стаж периоды его работы в должности составителя поездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для назначения ему пенсии с учетом применения положения, предусмотренного п.5 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, является не состоятельным.

Согласно п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

При этом для определения специального стажа именно в соответствии п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ принимается во внимание Постановление Правительства Российской Федерации №665 от 16.07.2014 года, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 которого установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Так согласно Списку №2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N1173, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года разделом ХХХ «Транспорт» подразделом «Железнодорожный транспорт» предусмотрена должность «кондуктор грузовых поездов», а должность «составитель поездов» данным разделом не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2) и работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене (подпункт 5).

Согласно пункта 3 данных Правил суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.

В Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утв. постановлением Правительства РФ № 272 от 24 апреля 1992 г., входит должность «составители поездов».

В соответствии с п. «б» Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" может быть учтен Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., к которым относилась работа истца в должности главного кондуктора грузовых поездов, однако работы, которые давали право на пенсионные льготы по действовавшему до 01.01.1992 вышеуказанному Списку № 2, и впоследствии были включены в п.п. «д», «е», «ж», и «и» ст.12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не предусмотрены п. «б» ст. 12 данного Закона и являются работами с одинаковыми условиями труда, поэтому суммироваться не могут.

Ответчик исчислил специальный стаж истца отдельно с учетом применения п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, в результате такого исчисления ответчик включил в льготный стаж истца период его службы в вооруженных силах по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ два года два месяца 3 дня, периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего и главного кондуктора грузовых поездов. В связи с чем ответчик рассчитал истцу в таком порядке отдельно льготный стаж истцу продолжительностью 7 лет 4 месяца 5 дней.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: в периоды работы до 01 января 1992 года - Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, а также Список профессий рабочих локомотивных бригад, профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок, и, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272; в периоды работы после 01 января 1992 года – Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272.

Между тем, суд не может согласиться с ответчиком по вопросу отдельного определения длительности специального стажа по пункту 5 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ и по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, в результате чего истец лишен права на получение пенсии досрочно ввиду недостаточности стажа по каждому из оснований отдельно.

При этом суд не согласен с отказом ответчика включить в специальный льготный стаж истца период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного кондуктора грузовых поездов продолжительностью 03 года 10 месяцев 24 дня с учетом исключения периода административного отпуска (5 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Правом на досрочную трудовую пенсию в соответствии со Списком N 2 от 22 августа 1956 года № 1173, разделом XXX "Транспорт" и в соответствии со Списком от 24 апреля 1992 года № 272 пользуются кондукторы грузовых поездов.

Согласно записям в трудовой книжке, истец ДД.ММ.ГГГГ истец принят на станцию Тумская учеником старшего кондуктора грузовых поездов, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность старшего кондуктора грузовых поездов станции Тумская, ДД.ММ.ГГГГ назначен главным кондуктором грузовых поездов 4 разряда, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность составителя поездов 4 разряда станции Тумская. В указанной должности он работал по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке №6, выданной филиалом ОАО «РЖД» центральная дирекция управления движения структурное подразделение Горьковская дирекция управления движением структурное подразделение - Муромский центром организации работы железнодорожных станций от ДД.ММ.ГГГГ о специальном стаже, дающем право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с особыми условиями труда, Новиков В.И. работал постоянно полный рабочий день в Муромском отделении Горьковской железной дороги станции Тумская в должности старшего кондуктора грузовых поездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности главного кондуктора грузовых поездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности составителя поездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичные сведения содержатся в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ., выданной Горьковским архивом Отдела архивов Службы управления делами Горьковской железной дороги филиала ОАО «РЖД», за исключением сведений о том, что Новикову В.И. предоставлялся отпуск без содержания заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 5 дней и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 5 дней (так в справке от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно справке , выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом ОАО «РЖД» Горьковская железная дорога Дирекции управления движением станция Тумская в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Новиков В.И. работал в должности главного кондуктора грузовых поездов 4 разряда на станции Тумская Горьковской железной дороги. Всю работу он выполнял один (в одно лицо) по 12 часов, как в дневное, так и в ночное время под руководством дежурного по станции Тумская. Должности кондуктора грузовых поездов на станции Тумская не было.

В силу положений п.п. «г» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272.

Пунктом 3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 1 апреля 2003 года № 15 установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года № 272, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с подп. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 года N 272.

Согласно Разъяснению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 апреля 1976 года N 81/8, если в списки включены профессии рабочих под общим наименованием (например, в список N 2, раздел XXX, подраздел 1, включены "кондукторы грузовых поездов"), то право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют рабочие всех наименований этих профессий, то есть, не только кондукторы, но и главные, старшие и младшие кондукторы грузовых поездов (п. 8). Аналогичные разъяснения были даны Минтрудом РФ 22 мая 1996 года N 5 (п. 7, 9).

Так, в соответствии с п. 9 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками. Например, разделом XXXII "Общие профессии" Списка № 2 предусмотрена профессия "Аккумуляторщики". Право на пенсию в связи с особыми условиями труда в этом случае имеют также старшие аккумуляторщики и помощники аккумуляторщиков.

В разделе "Железнодорожный транспорт и метрополитен" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 (утв. Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82) должность главного кондуктора грузовых поездов отдельно не выделена. В п. 7 указанного раздела ЕТКС содержится тарифно-квалификационная характеристика кондуктора грузовых поездов, как общего наименования данной профессии.

В тарифно-квалификационной характеристике кондуктора грузовых поездов отмечено, что при обслуживании на железных дорогах сети сборных, вывозных и передаточных поездов с маневровой работой кондуктору грузовых поездов присваивается 4-й разряд, однако кондуктор главный, руководящий маневровой работой или осуществляющий руководство кондукторской бригадой, тарифицируется на один разряд выше против предусмотренного для кондуктора, обслуживающего соответствующий поезд. Тем самым, отличие главного кондуктора грузовых поездов от кондуктора заключается в наличии у главного кондуктора более высокого разряда, позволяющего руководить маневровой работой или кондукторской бригадой. В то время как и для кондуктора грузовых поездов предусмотрено выполнение работ по руководству действиями всех работников, участвующих в маневрах с обслуживаемыми сборными, вывозными и передаточными поездами на промежуточных станциях. В этой связи, доводы ответчика о том, что главный кондуктор в отличие от кондуктора выполняет иные функции, являются необоснованными. Характер работы кондуктора грузовых поездов и главного кондуктора грузовых поездов является одинаковым, иначе для данных должностей были бы установлены разные тарифно-квалификационные характеристики.

Таким образом, в соответствии вышеуказанными Разъяснениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, как по Списку N 2 от 22 августа 1956 года, так и по Списку от 24 апреля 1992 года пользуются не только кондукторы грузовых поездов, но и главные кондукторы.

А поэтому период работы истца в должности главного кондуктора грузовых поездов станции Тумская с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 3 года 10 месяцев 24 дня, с учетом исключения периода отпуска без сохранения заработной платы 5 дней, подлежит включению в льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Довод ответчика о невозможности суммирования спорных периодов основан на неправильном толковании норм пенсионного законодательства. Периоды работы в должностях главного кондуктора грузовых поездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и составителя поездов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в специальный стаж истца на основании Списка от 24.04.1992 года № 272 в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Данные работы являются однородными с работами, включенными ответчиком на основании Списка № 2 от 22.08.1956 года. В рассматриваемой ситуации имеет место не суммирование периодов работы в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, а применение к разным периодам работ нормативных актов, действующих в период их осуществления (до 1992 года и после).

Рассматривая требование истца о включении в его льготный стаж периода службы в в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд приходит к следующему.

Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, действовавшего до 01 февраля 2020 года, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Этот порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой имела место учеба в высших или средних специальных учебных заведениях. Согласно «Обзору практики применения законодательства о государственных пенсиях за 2 полугодие 1977 года» управления социального обеспечения Госкомтруда СССР в том же порядке засчитывается и учеба, предусмотренная подпунктами «з» и «и» пункта 109, которая имела место между работой и службой в армии.

Стажировка — деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока, называемого испытательным стажем, для определения возможности зачисления на штатную должность. Стажировка предполагает обучение работника в процессе трудовой деятельности и является одной из форм повышения квалификации.

Согласно подпункту «з» пункта 109 Положения № 590 период курсов повышения квалификации приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, на момент прохождения истцом службы в армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Поскольку период службы истца в составе Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то данный период службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него этого права.

Как следует из трудовой книжки истца до начала службы в Вооруженных Силах СССР (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ) истец не имел трудовой деятельности, а после ее окончания он был принят на работу ДД.ММ.ГГГГ учеником старшего кондуктора грузовых поездов станции Тумская.

Поскольку работа учеником старшего кондуктора являлась обязательной для принятия работника на штатную должность с тяжелыми условиями труда – старшим кондуктором грузовых поездов, предусмотренной Списком №2 от 22 августа 1956 года, суд находит, что фактически за периодом службы истца в Вооруженных Силах СССР следовала работа истца с тяжелыми условиями труда, а поэтому период службы в Вооруженных Силах СССР продолжительностью 2 года 2 месяца 3 дня подлежит включению в льготный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, поскольку действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, и дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Таким образом в специальный стаж истца для назначения пенсии досрочно подлежат включению следующие периоды:

период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 (два) года 2 (два) месяца 3 (три) дня,

период работы старшим кондуктором грузовых поездов 4-го разряда станции Тумская с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 7 (семь) месяцев 16 (шестнадцать) дней,

период работы главным кондуктором грузовых поездов 4-го разряда станции Тумская с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 8 (восемь) лет 5 (пять) месяцев 9 (девять) дней,

период работы составителем поездов 4 –го разряда станции Тумская с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 3 (три) года 2 (два) месяца 28 дней.

Соответственно специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости составляет 14 лет 5 месяцев 26 дней, что больше, чем требуют положения ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ (12 лет 6 месяцев).

Согласно п.1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец с заявлением о назначении пенсии обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения специальный стаж составил более 14 лет, общий – более 35 лет, однако возраста 55 лет истец достиг только ДД.ММ.ГГГГ, следовательно право на досрочную пенсию у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в решении ответчика спорные периоды работы истца определены отдельно по разным основаниям подсчета специального стажа, суд признавая решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ горда об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости незаконным, считает необходимым указать в настоящем решении все периоды работы истца, подлежащие учету в стаж, дающий право на досрочное назначение истцу страховой пенсии по старости.

Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме (25520 + 300) = 25820 рублей, суд приходит к следующему:

Согласно ч.1 и ч.2 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением дела, в том числе относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимые расходы (ст.94 ГПК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Поскольку настоящим решением суд удовлетворил иск Новикова В.И., то судебные расходы истца подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в случае обоснованности таких расходов и доказанности факта их несения

В подтверждение несения указанных в иске расходов истцом представлены договор от ДД.ММ.ГГГГ об оказании юридических услуг, заключенный между заказчиком Новиковым В.И. и исполнителем ООО «Премьер» на сумму 25520 рублей, акт приема-сдачи оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, а также кассовый чек об оплате безналичным расчетом указанной суммы, чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ об оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 300 рублей.

Оценивая представленные документы, суд находит, что предъявленная к взысканию сумма 25520 рублей, оплаченная истцом согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ. Подлежит взысканию с ответчика только в части оплаты истцом услуг, а именно за составление искового заявления в суд и за получение истцом юридических консультаций. Стоимость иной выполненной исполнителем работа по данному договору, а именно составление и подача в ОПФ РФ заявления, жалобы в УПФ РФ, жалобы в прокуратуру и запроса в УПФ РФ возмещению истцу ответчиком не подлежит, поскольку данная деятельность велась до предъявления иска в суд, а по данной категории дел законом не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора.

С учетом изложенного, принимая во внимание средний уровень цен за проделанную работу по составлению иска и предоставления юридических консультаций относительно предмета заявленного спора, суд находит, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма в размере 7000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины за предъявления иск в суд в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198-199 ГП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Новикова В.И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Новикову В.И. досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области включить Новикову В.И. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости следующие периоды трудовой деятельности:

период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 (два) года 2 (два) месяца 3 (три) дня,

период работы старшим кондуктором грузовых поездов 4-го разряда станции Тумская с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 7 (семь) месяцев 16 (шестнадцать) дней,

период работы главным кондуктором грузовых поездов 4-го разряда станции Тумская с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 8 (восемь) лет 5 (пять) месяцев 9 (девять) дней,

период работы составителем поездов 4 –го разряда станции Тумская с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 3 (три) года 2 (два) месяца 28 дней.

Итого: 14 лет 5 месяцев 26 дней.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области назначить Новикову В.И. страховую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Касимовском районе Рязанской области судебные расходы в пользу Новикова В.И. в размере 7300 (семь тысяч триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд Рязанской области.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 07 сентября 2021 года.

Судья