ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-529/2022 от 19.07.2022 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-529/2022

УИД: 29RS0021-01-2022-000634-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк 19 июля 2022 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,

при секретаре Бялик А.А.,

с участием помощника прокурора Плесецкого района Архангельской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности принять действенные меры, направленные на организацию выявления бесхозяйного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении объектов электросетевого хозяйства,

установил:

прокурор Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности принять действенные меры, направленные на организацию выявления бесхозяйного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении объектов электросетевого хозяйства.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой Плесецкого района Архангельской области проведена проверка по обращению граждан о бездействии администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства и противодействия терроризму. В ходе проверки установлено, что на территории бывшего СОТ «Черемушки» в Плесецком муниципальном округе расположен объект электроснабжения, собственник которого не известен: воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома (далее - ВЛ-0,4 кВ, СОТ «Черемушки», объект электроснабжения), присоединенная к трансформаторной подстанции ПАО «Североонежский бокситовый рудник» напряжением 6/0,4 кВ, а также на территории СОТ «Горняк» Плесецкого муниципального округа расположен объект электроснабжения, собственник которого также не известен: воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома (далее – ВЛ-0,4 кВ, СОТ «Горняк», объект электроснабжения). ВЛ-0,4 кВ СОТ «Черемушки», ВЛ-0,4 кВ СОТ «Горняк» в реестре собственности муниципального имущества Плесецкого муниципального округа не состоят, право собственности до настоящего времени не зарегистрировано, что может привести к ненадлежащему использованию объектов электроснабжения, непринятию мер по их сохранности и обслуживанию, и, как следствие, к порче, угрозе аварий и чрезвычайных ситуаций, создав потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью должно осуществляться органами местного самоуправления в интересах населения муниципального образования. Плесецкий муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований Плесецкого муниципального района Архангельской области, органы местного самоуправления которых на день создания Плесецкого муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами. Органы местного самоуправления Плесецкого муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований. При этом администрацией Плесецкого муниципального округа не принимаются меры по признанию бесхозяйными вышеназванных объектов электроснабжения с целью дальнейшего принятия в собственность Плесецкого муниципального округа.

Прокурор просит возложить на администрацию Плесецкого муниципального округа Архангельской области обязанность принять действенные меры, направленные на организацию выявления бесхозного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении объектов электросетевого хозяйства: воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВт, к которой присоединены дачные дома, расположенные в границах бывшего СОТ «Черемушки» Плесецкого муниципального округа, которая присоединена к трансформаторной подстанции ПАО «Североонежский бокситовый рудник», напряжением 6/0,4 кВ; воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома, расположенные в границах СОТ «Горняк» Плесецкого муниципального округа, к которой технологически присоединены дачные дома, путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в срок, до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования в части срока исполнения решения суда, просит возложить на администрацию Плесецкого муниципального округа Архангельской области обязанность принять действенные меры, направленные на организацию выявления бесхозного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении указанных объектов электросетевого хозяйства, путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области принято к рассмотрению в порядке административного судопроизводства, возбуждено административное дело, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» в лице Архангельского филиала (далее – ПАО Россети Северо-Запад»), а также публичное акционерное общество «Североонежский бокситовый рудник» (далее – ПАО «СОБР»).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению административного дела по правилам гражданского судопроизводства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено садово-огородническое товарищество «Горняк» (далее – СОТ «Горняк»).

В судебном заседании помощник прокурора Плесецкого района Архангельской области ФИО2 поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика администрации Плесецкого муниципального округа ФИО3, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, просила увеличить срок их исполнения.

Представитель третьего лица ПАО «Россети Северо-Запад» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица ФИО4 с исковыми требованиями прокурора согласилась.

Представитель третьего лица СОТ «Горняк», председатель ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласен.

Представитель третьего лица ПАО «СОБР» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили, возражений на исковое заявление не представили.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу положений ст. 5 Закона Архангельской области от 26 апреля 2021 года № 412- 25-03 «О преобразовании городских и сельских поселений Плесецкого муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Плесецкого муниципального округа Архангельской области», Плесецкий муниципальный округ является правопреемником муниципальных образований, органы местного самоуправления которых на день создания Плесецкого муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с Российской Федерацией, Архангельской областью и иными субъектами Российской Федерации, иными муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами. Органы местного самоуправления Плесецкого муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления муниципальных образований.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.

Согласно п. 1, 5 ст. 51 Федерального закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

В соответствии с подпунктами 4, 7.1 п. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах округа электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального округа.

В силу ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2021 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, следует из материалов дела, что в 2021 году прокуратурой Плесецкого района Архангельской области проводилась проверка по обращениям граждан о бездействии администрации МО «Североонежское» Плесецкого района Архангельской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства и противодействия терроризму.

В ходе проверки установлено, что в границах бывшего СОТ «Черемушки» на территории Плесецкого муниципального округа расположен объект электроснабжения, собственник которого не известен: воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные, присоединенная к трансформаторной подстанции ПАО «СОБР» напряжением 6/0,4 кВ, а также в границах СОТ «Горняк» на территории Плесецкого муниципального округа расположен объект электроснабжения, собственник которого также не известен: воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома.

Указанные объекты электроснабжения в реестре собственности муниципального имущества Плесецкого муниципального округа не состоят, право собственности до настоящего времени не зарегистрировано, что может привести к ненадлежащему использованию объектов электроснабжения, непринятию мер по их сохранности и обслуживанию, и, как следствие, к порче, угрозе аварий и чрезвычайных ситуаций, создав потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц.

27 апреля 2021 года в адрес главы МО «Североонежское» прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, противодействию терроризма с требованием провести мероприятия, направленные на организацию выявления бесхозного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении объекта электросетевого хозяйства: воздушной линии электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома, расположенной в границах бывшего СОТ «Огуречик» МО «Североонежское», граничащей с воздушной линией электропередач СОТ «Горняк», которая присоединена к трансформаторной подстанции ПАО «СОБР» напряжением 6/0,4 кВ. Действенные меры по устранению выявленных нарушений законодательства администрацией МО «Североонежское» не были приняты.

03 ноября 2021 года в адрес главы МО «Североонежское» внесено представление с требованием провести мероприятия, направленные на организацию выявления бесхозяйного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении объекта электросетевого хозяйства: воздушная линия электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома, расположенной в границах СНТ «Черемушки» МО «Североонежское», которая присоединена к трансформаторной подстанции ПАО «СОБР» напряжением 6/0,4 кВ. Однако, фактически администрацией МО «Североонежское» меры к устранению допущенных нарушений закона, а также причин и условий им способствующих, и недопущению их впредь не приняты.

Решением Плесецкого районного суда Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ по делу удовлетворено административное исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Североонежское». Признано незаконным бездействие администрации МО «Североонежское», выразившееся в неисполнении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и противодействия терроризму в части реализации полномочий по организации выявления бесхозного имущества и инициирования процедуры постановки на учет объекта электросетевого хозяйства: воздушной линии электропередач, напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома, расположенные в границах бывшего СОТ «Огуречик» на территории МО «Североонежское», граничащей с воздушной линией электропередач СОТ «Горняк», присоединенной к трансформаторной подстанции ПАО «СОБР» напряжением 6/0,4 кВ. На администрацию МО «Североонежское» возложена обязанность принять меры, направленные на организацию выявления бесхозного имущества и инициирования процедуры постановки на учет объекта электросетевого хозяйства: воздушной линии электропередач, напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома, расположенные в границах бывшего СОТ «Огуречик» на территории МО «Североонежское», граничащей с воздушной линией электропередач СОТ «Горняк», присоединенной к трансформаторной подстанции напряжением 6/0,4 кВ ПАО «СОБР».

Решение суда вступило в законную силу 02 декабря 2021 года.

Согласно п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.

Бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией посредством бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (п. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике).

Подпункт 4 п.1 ст. 16 Федерального закона № 131-Ф3 относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании решения Собрания депутатов Плесецкого муниципального округа Архангельской области от 30 ноября 2021 года №11 администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области является правопреемником, в том числе, администрации МО «Североонежское» (п. 1). Имущество (в том числе земельные участки), находящиеся в собственности администраций муниципальных образований, является собственностью Плесецкого муниципального округа Архангельской области (п. 4).

Согласно п. 1 ст. 46 Устава Плесецкого муниципального округа Архангельской области администрация Плесецкого муниципального округа является органом местного самоуправления Плесецкого муниципального округа, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ администрация Плесецкого муниципального округа Архангельской области с 09 декабря 2021 года обладает правами юридического лица, обладает правом постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

Территории бывшего СОТ «Черемушки» и СОТ «Горняк» расположены в границах администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области, что не оспаривается административным ответчиком.

К вопросам местного значения Плесецкого муниципального округа в силу ст. 10 Устава Плесецкого муниципального округа Архангельской области относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Плесецкого муниципального округа (подп. 3 п. 1); организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (подп. 4 п. 1); участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Плесецкого муниципального округа (подп. 8 п. 1).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-Ф3), п. 12 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года (далее – Концепция), противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется, в том числе путем предупреждения (профилактики) терроризма.

Пунктами 11, 13 Концепции установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.

Согласно п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 под противодействием терроризму понимается деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Отсутствие зарегистрированного права на объект недвижимости, являющийся важнейшим объектом жизнеобеспечения населения, может привести к его ненадлежащему использованию, непринятию мер по его сохранности и обслуживанию, и, как следствие, угрозе аварии, чрезвычайных ситуаций, создаст потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, может причинить существенный вред объектам экономики, инженерным коммуникациям, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц, не может обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность потенциального объекта террористических посягательств.

В нарушение указанных норм, право собственности на воздушную линию электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой технологически присоединены дачные дома, расположенные в границах бывшего СОТ «Черемушки», и на воздушную линию электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой технологически присоединены дачные дома, расположенные на территории СОТ «Горняк», не зарегистрировано.

Администрацией Плесецкого муниципального округа Архангельской области не принимаются меры по признанию бесхозяйными вышеназванных объектов электроснабжения с целью дальнейшего принятия в собственность Плесецкого муниципального округа.

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью должно осуществляться органами местного самоуправления, как в интересах населения муниципального округа, так и в интересах неопределённого круга лиц.

Неисполнение администрацией Плесецкого муниципального округа Архангельской области требований законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что на администрацию Плесецкого муниципального округа Архангельской области должна быть возложена обязанность принять действенные меры, направленные на организацию выявления бесхозяйного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении указанных объектов электросетевого хозяйства, путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом уточнения исковых требований, прокурор просит установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом характера спорных правоотношений, фактических обстоятельств дела, необходимости соблюдения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с иском, суд приходит к выводу о том, что установление такого срока является разумным.

Ответчик, при наличии уважительных причин, делающих невозможным исполнение решения суда в установленный в нем срок, вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.

Таким образом, исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании ст. 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Плесецкого района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области – удовлетворить.

Обязать администрацию Плесецкого муниципального округа Архангельской области () принять действенные меры, направленные на организацию выявления бесхозяйного имущества и инициирования процедуры постановки на учет в отношении объектов электросетевого хозяйства:

воздушной линии электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома, расположенные в границах бывшего садово-огороднического товарищества «Черемушки» на территории Плесецкого муниципального округа Архангельской области, которая присоединена к трансформаторной подстанции напряжением 6/0,4 кВ публичного акционерного общества «Североонежский бокситовый рудник»;

воздушной линии электропередач напряжением 0,4 кВ, к которой присоединены дачные дома, расположенные в границах садово-огороднического товарищества «Горняк» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на территории Плесецкого муниципального округа Архангельской области, в которой технологически присоединены дачные дома, к трансформаторной подстанции напряжением 6/0,4 кВ публичного акционерного общества «Североонежский бокситовый рудник»,

путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в срок до 01 ноября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий А.Ю. Доильницын

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2022 года.