Дело №2-52/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2019г. Солонешенский районный суд Алтайского края в составе судьи Сухаревой Т.П., при секретаре Батукаевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации Солонешенского сельсовета о признании права собственности на квартиру и земельный участок в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с требованием к администрации Солонешенского сельсовета о признании права собственности на квартиру и земельный участок расположенные по адресу <адрес>, мотивируя свои требования тем, что в 1989г. <данные изъяты> предоставил их семье указанную квартиру по месту работы. С 1989года они проживают и имеют регистрацию по указанному адресу, несут расходы по ее содержанию, оплачивают электроэнергию. Документы на дом им не передавались, на балансе администрации сельсовета дом не значится, в связи с чем они не могут принять участие в приватизации указанного жилья, при этом администрация Солонешенского сельсовета не возражает против этого, был заключен договор о передаче жилья в собственность от 12.09.2018, однако без правоустанавливающих документов на квартиру, зарегистрировать право на квартиру не представляется возможным. Ранее в приватизации жилья они участвовали, другого жилья не имеют. Истцы ссылаются на Закон РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ».
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании требования уточнили и просят признать право собственности на квартиру и земельный участок по адресу <адрес> по 1\3 доли за каждым, по основаниям изложенным в иске и пояснили, что они обращались в администрацию сельсовета по поводу приватизации, вначале им отказывали, затем был заключен договор приватизации, однако поскольку дом на балансе у администрации Солонешенского сельсовета не значится, зарегистрировать право собственности нельзя, они следят за техническим состоянием жилья, оно требует ремонта, но не является аварийным Земельным участком по данному адресу они пользуются вместе с домом, документов о предоставлении им земельного участка нет, межевание не проводилось, границы в натуре не устанавливались.
Представитель администрации Солонешенского сельсовета, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка.
Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что препятствий для признания права собственности на квартиру за истцами нет, вопрос об удовлетворении заявленных требований о признании права собственности на земельный участок оставила на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
Заслушав истцов, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст.2, 7 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
В судебном заседании установлено, что жилое помещение по адресу <адрес> в 1989г. году было передано семье ФИО1, что подтверждается ордером № выданным исполнительным комитетом Солонешенского сельсовета Совета народных депутатов 18.05.1989 ( л.д.9). Жилое помещение предоставлено ФИО1 в связи с работой в <данные изъяты>, который в настоящее время не функционирует. В <адрес> зарегистрированы и проживают: ФИО1, ФИО2, ФИО3, что подтверждается домовой книгой, копиями паспортов истцов, выпиской из похозяйственной книги администрации сельсовета( л.д.6-8, 22). Действительно в ордере и паспортах истцов отсутствует номер квартиры данного дома, однако данный дом является двухквартирным, что следует из пояснений истцов и выписки из ЕГРН ( л.д.29).
Таким образом, пользователями жилого помещения по <адрес> являются ФИО1, ФИО2, ФИО3
По сообщению администрации Солонешенского района истцы в приватизации на территории района участия не принимали.
В материалах дела имеется договор о передаче жилья в собственность от 12.09.2018 заключенного между администрацией Солонешенского сельсовета и ФИО1, ФИО2, ФИО3 на жилое помещение расположенное по адресу <адрес> ( 11-12). Однако со слов истцов в регистрации перехода права собственности на данное жилое помещение им отказывают, поскольку у администрации Солонешенского сельсовета отсутствуют правоустанавливающие документы на данное жилье.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 №131-ФЗ распоряжение объектами жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В соответствии с абз.1 п.1 Приложения 3 жилищный фонд относится к муниципальной собственности. Порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность был предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 235.
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, администрации Солонешенского района Алтайского края, администрации Солонешенского района в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество записи о регистрации прав, в реестре федерального имущества, в реестре муниципального имущества, в реестре краевого имущества, жилое помещение по <адрес> не значится (л.д.13,29-32).
Вместе с тем, суд считает, что не урегулирование вопроса отнесения дома по <адрес> к муниципальной собственности не может служить основанием для ущемления прав истца на участие в приватизации.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 01.03.2005, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения (Обзор судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2005 года, утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005).
На основании изложенного, требования истцов о признании права собственности на жилое помещение по <адрес>, по 1\3 доли за каждым подлежат удовлетворению.
Вместе с тем требования истцов о признании права собственности на земельный участок по адресу <адрес> удовлетворению не подлежат поскольку ФЗ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не применяется к земельным участкам.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
По смыслу статьи 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно статье 209 ГК РФ, право собственности возникает только в отношении конкретного имущества, обособленного от иных вещей этого же рода.
Как объект земельных отношений земельный участок может выступать объектом права собственности только в качестве индивидуально определенного земельного участка, имеющего признаки, выделяющие его из других объектов гражданского оборота своими физическими и правовыми параметрами, включая и уникальный кадастровый номер.
Одной из основных уникальных характеристик земельных участка - не только значимых для его правильного учета, но влияющих на его стоимость - является его площадь, определяемая как площадь геометрической фигуры. Фактическое местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок основных характеристик не имеет, отсутствует акт согласования, площадь и место расположения границ в натуре земельного участка не установлены, поэтому он не может являться объектом земельных отношений.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить в части.
Признать право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3 на жилое помещение расположенное по адресу <адрес> по 1\3 доли за каждым.
В удовлетворении другой части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течении месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Солонешенский районный суд.
Судья Солонешенского
районного суда : Т.П.Сухарева