ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/19 от 31.01.2019 Шимановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-52/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2019 года г. Шимановск

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

при секретаре Харитоновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кандрова Виктора Владимировича к администрации Нововоскресеновского сельсовета Шимановского района Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Кандров В.В. обратился в Шимановский районный суд с исковым заявлением к администрации Нововоскресеновского сельсовета Шимановского района Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Истец Кандров В.В. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие. В связи с чем, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие истца Кандрова В.В.

Исковое заявление Кандрова В.В. мотивировано тем, что в результате чрезвычайной ситуации – подтопления на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района Амурской области, возникшего в результате разлива реки Амур с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года, погибли сельскохозяйственные культуры. Земельный участок, на котором погибли сельскохозяйственные насаждения Кандрова В.В., расположен по адресу: <адрес>. Просит суд признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района Амурской области, возникшим в результате разлива реки Амур с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года.

Представитель ответчика администрации Нововоскресеновского сельсовета Шимановского района в судебное заседание не прибыл, о времени месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, суду представил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие. В связи с чем, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя ответчика.

Из отзыва представителя ответчика администрации Нововоскресеновского сельсовета Шимановского района Якушенко И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ответчик не согласен с иском Кандрова В.В. Решение вопроса местного значения по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера было передано администрации Шимановского района в 2014 в связи с вступлением в силу Закона Амурской области от 03.10.2014 № 413-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области». В связи, с чем администрация Нововоскресеновского сельсовета не наделена полномочиями по признанию пострадавшими граждан в результате чрезвычайной ситуации. В соответствии с пунктом 21.1 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования Шимановский район к вопросам местного значения Шимановского района относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Распоряжением главы Шимановского района от 20.07.2018 №124-Р на территориях муниципальных образований Нововоскресеновский сельсовет, Ушаковский сельсовет Шимановского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация». Постановлением главы Шимановского района от 27.07.2018 №267 «Об определении границ зоны подтопления, возникшей в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района» определены границы зоны подтопления приусадебных участков. Распоряжением главы Шимановского района от 20.07.2018 №129-Р создана районная комиссия по определению оценки ущерба обследованию причиненного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Комиссия). Комиссии поручено провести обследование объектов пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и определить размеры нанесенного ущерба и предоставить комплект обосновывающих документов в соответствии с методическими рекомендациями «по оформлению документов для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервных фондов» в Правительство Амурской области. 09.08.2018 года в ходе обследования объектов растениеводства, комиссией составлен «Акт обследования объектов растениеводства у граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся чрезвычайной ситуации - подтоплению, возникшей в результате разлива реки Амур», земельного участка, на территории которого расположено домовладение по адресу: <адрес>. На основании проведенного обследования, комиссией установлено, что в период с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года в результате подтопления, разлива реки Амур на земельном участке, погибли сельскохозяйственные культуры на площади 500 кв. м. Однако комиссией принято решение Кандрова В.В. не признать пострадавшим, в связи с тем, что предоставлен не полный пакет документов. Так, пунктом 4 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 23.07.2018 № 21 рекомендовано при принятии решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации подтопления, возникшей на территории Шимановского района в результате ливневых дождей исходить из следующих размеров: 1) В связи с подтоплением жилого помещения (вода поднялась выше пола) - 30 тыс. рублей на одно домовладение; 2) В связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин - 10 тыс. рублей на один земельный участок. Информационным письмом от 03.08.2018 года №5-07-10392 Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области рекомендовано в ходе подготовки документов для оказания гражданам единовременной материальной помощи пострадавшим чрезвычайной ситуации гражданам в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур, на территории которого расположено домовладение, котором проживает пострадавший гражданин предусмотреть предоставление гражданам следующего пакета документов: заявление гражданина; копию паспорта заявителя, заверенную должностным лицом, принимающим документы; справку администрации поселения о проживании данного заявителя на территории поселения в момент чрезвычайной ситуации (в случае фактического проживания в жилом помещении, расположенном на территории подтопленного земельного участка); копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства на котором расположено частное домовладение для постоянного проживания граждан, или иной документ подтверждающий разрешение использование земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства на котором расположено частное домовладение для постоянного проживания граждан. Ввиду того, что Кандровым В.В. предоставлен неполный пакет документов, отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, Кандрову В.В. было отказано в признании пострадавшей его в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, возникшей в результате разлива реки «Амур».

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Шимановского района в судебное заседание не прибыл, о времени месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В деле имеется заявление главы администрации Шимановского района о проведении судебного заседания без участия представителя администрации Шимановского района. В связи с чем, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя третьего лица.

Из отзыва администрации Шимановского района от 24.01.2019 года следует, что в результате длительного выпадения осадков и разлива реки Амур, распоряжением главы Шимановского района от 20.07.2018 № 124-Р на территориях муниципальных образований Нововоскресеновский сельсовет, Ушаковский сельсовет Шимановского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация». Постановлением главы Шимановского района от 27.07.2018 года №267 «Об определении границ зоны подтопления, возникшей в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района» определены границы зоны подтопления приусадебных участков. Распоряжением главы Шимановского района от 20.07.2018 года №129-Р создана районная комиссия по определению оценки ущерба обследованию причиненного в результате чрезвычайной ситуации (далее - Комиссия). Комиссии поручено провести обследование объектов пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и определить размеры нанесенного ущерба и предоставить комплект обосновывающих документов в соответствии с методическими рекомендациями «по оформлению документов для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервных фондов» в Правительство Амурской области. 09.08.2018 года в ходе обследования объектов растениеводства, комиссией составлен «Акт обследования объектов растениеводства у граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся чрезвычайной ситуации - подтоплению, возникшей в результате разлива реки Амур» земельного участка, на территории которого расположено домовладение по адресу: <адрес>. На основании проведенного обследования, комиссией установлено, что в период с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года в результате подтопления, разлива реки Амур на земельном участке, погибли сельскохозяйственные культуры на площади 500 кв. м. Однако, комиссией принято решение Кандрова В.В. не признать пострадавшим, в связи с тем, что предоставлен не полный пакет документов. Так, пунктом 4 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности от 23.07.2018 № 21 рекомендовано при принятии решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации подтопления, возникшей на территории Шимановского района в результате ливневых дождей исходить из следующих размеров: 1) В связи с подтоплением жилого помещения (вода поднялась выше пола) - 30 тыс. рублей на одно домовладение; 2) В связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин - 10 тыс. рублей на один земельный участок. Информационным письмом от 03.08.2018 № 5-07-10392 Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области рекомендовано в ходе подготовки документов для оказания гражданам единовременной материальной помощи пострадавшим чрезвычайной ситуации гражданам в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур, на территории которого расположено домовладение, котором проживает пострадавший гражданин предусмотреть предоставление гражданам следующего пакета документов: заявление гражданина; копию паспорта заявителя, заверенную должностным лицом, принимающим документы; справку администрации поселения о проживании данного заявителя на территории поселения в момент чрезвычайной ситуации (в случае фактического проживания в жилом помещении, расположенном на территории подтопленного земельного участка); копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства на котором расположено частное домовладение для постоянного проживания граждан, или иной документ подтверждающий разрешение использование земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства на котором расположено частное домовладение для постоянного проживания граждан. Из-за того, что Кандровым В.В. предоставлен неполный пакет документов, отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, данное обстоятельство послужило основанием для отказа. Договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность граждан между Комитетом администрации Шимановского района по управлению муниципальным имуществом района и Кандровым В.В. был заключен 14.08.2018 года. В Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области данный договор был зарегистрирован 30.11.2018 года, то есть после обследования комиссией пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации. В соответствии с п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территориях муниципальных образований Нововоскресеновский сельсовет, Ушаковский сельсовет был введен 20.07.2018 г., земельные участки у граждан начало затапливать еще ранее. После введения режима чрезвычайной ситуации, до граждан было доведено, что приедет комиссия оценивать ущерб, нанесенный паводком. В течение года главой Нововоскресеновского сельсовета путем проведения при дворовых обходов граждан, разъяснялись их права и обязанности по заключению договоров аренды земельного участка, и оформлению земельного участка в собственность. Кандров В.В. знал, что у него отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок, но не принял мер по оформлению данных документов. У администрации Шимановского района отсутствуют правовые основания для признания Кандрова В.В. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, возникшей в результате разлива реки «Амур», а также включения его в списки граждан на оказание единовременной материальной помощи в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Амурской области, в судебное заседание не прибыл, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В связи с чем, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Исследовав материалы дела, суд находит исковое требование Кандрова В.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Законом Амурской области от 03.10.2014 года №413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, закреплены вопросы, предусмотренные пунктами 4, 6 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

На основании распоряжения главы Шимановского района от 20.07.2018 года №124-р в связи с прохождением циклона с 21.07.2018 года по 22.07.2018 года на территории муниципальных образований Нововоскресеновский сельсовет, Ушаковский сельсовет Шимановского района Амурской области с 20.07.2018 года введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

27.07.2018 года издано постановление главы Шимановского района №267 «Об определении границ зоны подтопления, возникшей в результате чрезвычайной ситуации - подтопления, на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района», которым определены границы зоны подтопления приусадебных участков.

Распоряжением главы Шимановского района от 20.07.2018 № 129-Р создана районная комиссия по определению оценки ущерба обследованию причиненного в результате чрезвычайной ситуации. Комиссии дано поручение провести обследование объектов пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и определить размеры нанесенного ущерба и предоставить комплект обосновывающих документов в соответствии с методическими рекомендациями «по оформлению документов для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервных фондов» в Правительство Амурской области.

09.08.2018 года Комиссией проведено обследование объектов растениеводства Кандрова В.В. адресу: <адрес>, о чём составлен акт от 09.08.2018 года. В акте зафиксировано, что земельный участок, на территории которого расположено домовладение площадью 3500 кв. метров, имеет кадастровый номер . В акте сделана запись о том, что площадь посадок (посева) с/к на земельном участке 600 кв. метров: картофель 500 кв. метров, овощи 100 кв. метров. Площадь гибели с/к – 600 кв. метров: картофель – 500 кв. метров, овощи 100 кв. метров. В период с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года в результате подтопления – разлива реки Амур погибли сельскохозяйственные культуры на площади 600 кв. метров. При этом сделано заключение о непризнании Кандрова В.В. пострадавшим на том основании, что отсутствует договор аренды земельного участка.

Таким образом, представленные сторонами доказательства, указывают на то, что в период с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года вследствие подтопления, вызванного разливом реки Амур на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района Амурской области с 20.07.2018 года был введён режим чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 4 протокола заседания комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23.07.2018 №21, дана рекомендация при принятии решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации подтопления, возникшей на территории Шимановского района в результате ливневых дождей исходить из следующих размеров: 1) В связи с подтоплением жилого помещения (вода поднялась выше пола) - 30 тыс. рублей на одно домовладение; 2) В связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур на земельном участке, на территории которого расположено домовладение, в котором проживает пострадавший гражданин - 10 тыс. рублей на один земельный участок.

Информационным письмом от 03.08.2018 №5-07-10392 Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области рекомендовано в ходе подготовки документов для оказания гражданам единовременной материальной помощи пострадавшим чрезвычайной ситуации гражданам в связи с утратой (гибелью) урожая сельскохозяйственных культур, на территории которого расположено домовладение, котором проживает пострадавший гражданин предусмотреть предоставление гражданам следующего пакета документов: заявление гражданина; копию паспорта заявителя, заверенную должностным лицом, принимающим документы; справку администрации поселения о проживании данного заявителя на территории поселения в момент чрезвычайной ситуации (в случае фактического проживания в жилом помещении, расположенном на территории подтопленного земельного участка); копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, для ведения личного подсобного хозяйства на котором расположено частное домовладение для постоянного проживания граждан, или иной документ подтверждающий разрешение использование земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства на котором расположено частное домовладение для постоянного проживания граждан.

Основанием к непризнанию истца Кандрова В.В. пострадавшим в результате ЧС – подтопления, возникшего в результате разлива реки Амур, явилось то обстоятельство, что Кандровым В.В. не был представлен правоустанавливающий документ на земельный участок по адресу: <адрес>.

Действительно договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность граждан по адресу: <адрес>, как следует из его содержания, был подписан стороной собственника Комитетом администрации <адрес> по управлению муниципальным имуществом района в лице и.о. председателя Комитета Рязаевой М.С., а также Кандровым В.В. 14.08.2018 года, то есть по истечении событий, послуживших причиной гибели сельскохозяйственных культур на данном земельном участке. Договор безвозмездной передачи земельного участка в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, по данным ФГИС ЕГРН, с ДД.ММ.ГГГГ истец Кандров В.В. является собственником объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес>, за ним зарегистрировано право долевой собственности – 1/3 доли. Соответственно, являясь собственником жилого дома по адресу: <адрес>, Кандров В.В. с ДД.ММ.ГГГГ владел и пользовался земельным участком по данному адресу.

Таким образом, несмотря на то, что заключение договора безвозмездной передачи земельного участка в собственность граждан в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, имело место ДД.ММ.ГГГГ, суд находит, что фактическое предоставление в пользование и владение от собственника данного земельного участка - Комитета администрации Шимановского района по управлению муниципальным имуществом района в пользу Кандрова В.В. имело место ранее, до наступления события, повлекшего ввод режима ЧС на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельский совет.

Кроме того, до 09.08.2018 года, а равно 09.08.2018 года при проведении обследования земельного участка членами Районной комиссии по определению оценки ущерба обследованию причиненного в результате чрезвычайной ситуации, в том числе представителями администрации Шимановского района не предъявлялись претензии к Кандрову В.В. по вопросу бездоговорного использования земельного участка по адресу: <адрес>, что свидетельствует о согласии Комитета администрации Шимановского района по управлению муниципальным имуществом района с действиями Кандрова В.В. в части владения земельным участком и использования его по прямому назначению.

В связи с изложенным суд находит доказанным факт заключения договорных отношений между собственником Комитетом администрации Шимановского района по управлению муниципальным имуществом района, а также Кандровым В.В. до введения режима ЧС на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельский совет и соответственно на период подтопления вследствие разлива реки Амур на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет в период с 20.09.2018 года по 28.07.2018 года.

Факт гибели сельскохозяйственных культур на земельном участке по адресу: <адрес>, установлен 09.08.2018 года Районной комиссии по определению оценки ущерба обследованию причиненного в результате чрезвычайной ситуации. При этом суд соглашается с тем, что истцу Кандрову В.В. был причинён материальный ущерб.

Данные обстоятельства дают основания для признания истца Кандрова В.В. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района Амурской области, возникшим в результате разлива реки Амур с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковое заявление Кандрова В.В., признать Кандрова В.В. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района Амурской области, возникшим в результате разлива реки Амур с 20.07.2018 года по 28.07.2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Кандрова Виктора Владимировича удовлетворить.

Признать Кандрова Виктора Владимировича 21 ноября 1958 года рождения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории муниципального образования Нововоскресеновский сельсовет Шимановского района Амурской области, возникшего в результате разлива реки Амур с 20 июля 2018 года по 28 июля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его провозглашения.

Председательствующий: А.А. Воробьёв