Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 апреля 2020 года г.Кимовск
Кимовский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой В.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Румянцевой М.М.,
с участием истца Хохлова Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-52/2020 по иску Хохлова Геннадия Васильевича к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсистема» о взыскании убытков за нарушение прав потребителей, обязании исполнить обязательства в натуре, компенсации морального вреда,
установил:
Хохлов Г.В. обратился в суд с иском к ООО «Жилсистема», в котором просит взыскать с ответчика убыток за нарушение прав потребителя в размере 9496,80 руб., компенсацию морального вреда в размере 500 руб., обязать ответчика произвести косметический ремонт в подъезде №<адрес> в срок до 31.01.2020 и сдать по акту собранию собственников помещений.
В обоснование заявленных требований указывает, что является собственником <адрес>. Функции управляющей организации в доме исполняет ООО «Жилсистема». С 01.02.2008 ремонт в подъезде № указанного дома не проводился, в связи с чем некоторые собственники помещений 08.06.2016 предъявляли претензию к ООО «Жилсистема» о нарушениях жилищного законодательства по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в частности, требовали в срок до 31.07.2016 произвести косметический ремонт в подъезде, однако ремонт сделан не был в установленный срок. Не ремонтируя подъезд, ООО «Жилсистема» нарушило требования п.3.2.9 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и п.10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». Статьей 13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя, в том числе возмещение убытков. Истцом оплачены услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с марта 2015 года по январь 2018 года, однако ответчиком ремонт не произведен, что нарушает права истца, как потребителя, на своевременные ремонтные работы по общему имуществу многоквартирного дома. Сумма убытков истца за период с 01.08.2016 по 31.01.2018 составила 9496,80 руб. Внешний вид поблекшей побелки стен и потолков, трещины в штукатурке стен, поблекшая краска на рамах окон, не оштукатуренный проем двери на 1 этаже причиняет истцу моральный вред, который он оценивает в 500 руб. Ссылаясь на п.52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», считает, что исполнитель обязан произвести определенные действия в натуре.
Впоследствии истец Хохлов Г.В. в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика убыток за нарушение прав потребителя в размере 9496,80 руб., компенсацию морального вреда в размере 500 руб., обязать ответчика произвести текущий ремонт в подъезде №<адрес> в соответствии с п.4.7, п.4.8 и Приложением №7 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу и сдать по акту собранию собственников помещений.
В судебном заседании истец Хохлов Г.В. поддержал заявленные требования с учетом уточнений по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснил, что ответчиком не соблюдаются п.п. 4.7.2, 4.7.4, 4.7.5, 4.7.7, 4.8.2, 4.8.9, 4.8.10, 4.8.12, 4.8.14, 4.8.15 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
Представитель ответчика ООО «Жилсистема» по доверенности Петров Д.Р. в судебное заседание не явился, извещен о нем надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, ходатайств об отложении не представил. В представленных ранее суду письменных возражениях просил в иске Хохлову Г.В. отказать, а также применить к требованию имущественного характера срок исковой давности.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Симонова В.С., Симонов Н.П., Королёва А.В., Королёва Н.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Королёвой В.В., Митракова М.В., Ермакова Л.В., Борисенков М.Е., Шумакова Ю.М. в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Шумаков К.С., Телякова В.И., Теляков А.А., Шишиморова А.Н., Шишиморов Р.М., Шишиморов Д.М., Никитина Р.М., Никитин И.Н., Жукова О.М., Тимохина И.Ю., Леонтьева Р.В., Маршавина Г.И., Воронин Н.Н., Серяков А.В., Серякова Л.Н., Кузьмичева В.А., Гречишкина Т.А., Янина М.А., Обухова Е.Б., Логунков В.А., Чушкина З.М. в судебное заседание не явились, извещены о нем надлежащим образом.
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Государственная жилищная инспекция Тульской области своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом.
Привлеченное по делу в качестве органа, дающего заключение по делу, Управление Роспотребнадзора по тульской области, не представило заключение, о дате судебного заседания извещено надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Хохлов Г.В. является собственником квартиры №№ по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.04.2005 (т.1 л.д.7).
Управляющей организацией, обслуживающей указанный многоквартирный жилой дом, является ООО «Жилсистема» (до реорганизации ЗАО «Жилсервис»).
01.03.2010 между ЗАО «Жилсервис» в лице генерального директора Гусева В.М., действующего на основании Устава, именуемым в дальнейшем «Управляющая организация», с одной стороны, и собственниками помещений многоквартирного жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, был заключен договор управления многоквартирным домом (далее договор управления от 01.03.2010) (т.1 л.д.78-85).
Согласно разделу 1 договора управления от 01.03.2010 предметом настоящего договора является выполнение (оказание) управляющей организацией по заданию собственников помещений в многоквартирном доме за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом включает в себя следующие виды работ, услуг: обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан; надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение реализации вопросов пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме; обеспечение предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями, в порядке, установленном настоящим договором.
В соответствии с п.2.2 договора управления от 01.03.2010 управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией в интересах собственников и пользователей помещений в период действия договора, установленного в п.9.1 настоящего договора.
Состав общего имущество многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление по настоящему договору, приведен в Приложении №3 к настоящему договору (п.2.4 договора управления от 01.03.2010).
В соответствии с п.2.6 договора управления от 01.03.2010 управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по перечню и объему работ, услуг по содержанию и текущему ремонту, указанных в Приложении №5 к настоящему договору.
В силу п.3.1.2 договора управления от 01.03.2010 управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнями, указанными в Приложениях №№ 4, 5 к настоящему договору. В случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества управляющая организация обязана устранить все выявленные недостатки.
Согласно п.3.1.3 управляющая организация обязана при оказании услуг и выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, производить осмотры общего имущества в многоквартирном доме, на их основе производить анализ и оценку технического состояния общего имущества, разрабатывать планы работ, учитывать при их разработке и корректировке требования и предложения собственника; проводить выбор исполнителей (подрядных, в том числе специализированных организаций) для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, заключать с ними договоры, либо оказывать услуги и выполнять работы самостоятельно; организовывать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома, устранять аварии, а также выполнять заявки собственника на выполнение ремонтных работ общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с перечнем и объемом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества, определенным данным договором в Приложении №5.
Управляющая организация обязана использовать поступающие денежные средства на управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме собственника, согласно приложению №4 и приложению №5 к настоящему договору (п.3.1.8 договора управления от 01.03.2010).
Управляющая организация имеет право самостоятельно определять порядок и способ выполнения своих обязательств по настоящему договору. Принимать, с учетом предложений собственников, решение о включении в план работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме работы, имеющие первостепенное значение для обеспечения комфортных и безопасных условий проживания граждан (п.3.2.1 договора управления от 01.03.2010).
Согласно п.3.4 договора управления от 01.03.2010 собственник имеет право: на своевременное и качественное предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе на устранение аварий и неисправностей (п.3.4.1); участвовать в планировании работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в принятии решений при изменении планов работ (п.3.4.2); на снижение платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (п.3.4.3); контролировать работу и исполнение обязательств управляющей организации по настоящему договору (п.3.4.6).
Согласно п.4.2 договора управления от 01.03.2010 размер платы за содержание и ремонт помещения до 01.07.2010 принимается равным размеру платы, утвержденному на период с 01.07.2009 по 01.07.2010 и подлежит ежегодной индексации в пределах 20%, в соответствии с индексами роста цен на электроэнергию, ГСМ, стройматериалы, установленными Минэкономразвития РФ. В случае необходимости индекс изменения размера платы может пересматриваться и утверждаться собранием собственников помещений в многоквартирном доме, или в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п.п. 9.1, 9.2 договора, договор распространяет свое действие на период с 01.01.2010 и действует в течение трех лет. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении настоящего договора по окончании срока его действия настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены настоящим договором.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» он регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу ст.4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Качественное оказание услуги по техническому содержанию жилищного фонда предполагает поддержание конструктивных элементов дома в технически исправном состоянии, соответствующем требованиям стандартов, строительным нормам и правилам, исключающем причинение вреда не только жизни и здоровью проживающих в нем лиц, но и их имуществу.
В соответствии со ст.29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги).
В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 249 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с п.1 ст.290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч.1 ст.39 Жилищного кодекса РФ).
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч.3 ст.39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч.1 ст.158 Жилищного кодекса РФ).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме согласно ч.2 ст.154 Жилищного кодекса РФ включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Как указано в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме законодатель относит принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (п.4.1 ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст.157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с ч.1.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.11 (1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» - далее Правила №491).
Так, согласно Правилам №491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч.5 ст.161 и ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Согласно ч.3 ст.162 Жилищного кодекса РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч.4 ст.162 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с п.10 Правил №491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно пп. «з» п.11 названных Правил №491 содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт.
В силу п.18 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Решение о необходимости проведения ремонтов должно быть основано на акте осмотра, составленного в порядке п.п.13 и 14 Правил №491, устанавливающего, и подтверждающего необходимость проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома.
Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 №491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее – Правила №170), определен порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, содержания помещений и придомовой территории, технического обслуживания и ремонта строительных конструкций и инженерного оборудования.
Согласно п.2.3.4 Правил №170 периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий.
Опись ремонтных работ на каждое строение, включенное в годовой план текущего ремонта, разрабатывается и согласовывается с собственником жилищного фонда, уполномоченным или руководителем организации по обслуживанию жилищного фонда в установленные сроки (п.2.3.6 Правил №170).
Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственников жилищного фонда и организации по обслуживанию жилищного фонда (п.2.3.8 Правил №170).
В силу п.3.2.9 Правил №170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Разделом II названных Правил №170, установлено, что текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Согласно п.п. 5, 7 Приложения №7 к указанным Правилам №170 смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений оконных и дверных заполнений, а также восстановление или замена отдельных участков и элементов лестниц, балконов, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалов, над балконами верхних этажей относятся к текущему ремонту.
Согласно п.4.7.1 Правил №170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей; периодическую очистку светопрозрачных заполнений.
К неисправностям заполнений оконных и дверных проемов относятся: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (п.4.7.2 Правил №170).
Окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада). Окраску световых фонарей с наружной и внутренней стороны следует производить через каждые пять лет (п.4.7.4 Правил №170).
Поврежденную и отслоившуюся по периметру дверных проемов штукатурку следует восстанавливать, а на полу устанавливать дверной останов с необходимым зазором между дверью и стеной (п.4.7.5 Правил №170).
Заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы (п.4.7.7 Правил №170).
Согласно п.4.8.2 Правил №170 металлические элементы лестниц следует периодически через каждые пять-шесть лет окрашивать, предварительно очищая поверхности от ржавчины.
Металлические косоуры должны быть оштукатурены или окрашены краской, обеспечивающей предел огнестойкости 1 час.
Окраску конструкций лестниц следует производить через каждые пять лет (п.4.8.9 Правил №170).
Согласно п.4.8.10 Правил №170 входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м.
Входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы) (п.4.8.12 Правил №170).
В соответствии с п.4.8.14 Правил №170 лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки.
Согласно п.4.8.15 Правил №170 задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда.
В соответствии с пп. «б» п.2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее – Правила №290), перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (п.5 Правил №290).
В целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны, в том числе, осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации (пп. «г» п.6 Правил №290).
Однако, указанный текущий ремонт проводится по решению собственников в том случае, если виды работ выходят за пределы Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290).
Таким образом, из смысла приведенных норм жилищного законодательства следует, что на проведение работ текущего характера, принятие дополнительного решения собственников не требуется.
Приступая к управлению домом, управляющая компания взяла на себя обязанность за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту указанного жилого дома.
Учитывая вышеизложенное, управляющая организация в соответствии с договором управления многоквартирным домом обязана обеспечить проведение работ по текущему ремонту и без решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Управляющая организация в силу закона должна проводить определенные мероприятия, которые независимо от заявок, должны обеспечить нормальное функционирование данного многоквартирного дома.
По правилам ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как разъяснено в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.5 ст.23.1, п.6 ст.28 Закона о защите прав потребителей, ст.1098 Гражданского кодекса РФ).
Возражая против заявленных требований, представителем ответчика представлены: акты о приемке выполненных работ от 25.12.2017 за отчетный период с 01.12.2017 по 22.12.2017, от 02.04.2019 за отчетный период с 01.03.2019 по 29.03.2019, заявка на неисправность по подъезду №3, акты весеннего и осеннего осмотра жилых и нежилых помещений за 2019 г., май 2018 г., май 2017 г., 2016 г., 2015 г., паспорта готовности жилого дома к эксплуатации в зимних условиях 2019-2020 г.г., 2018-2019 г.г., 2017-2018 г.г. 2016-2017 г.г., 2015-2016 г.г. (т.1 л.д.89-90, 91, 92, 180-181, 182-183, 184-185, 186-187, 188-189, т.2 л.д.63-65, 66-68, 69-71, 72-74, 75-77).
Истцом заявлено о подложности доказательств по делу – актов от 25.12.2017 и от 02.04.2019 в связи с несоответствием форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр. и составленным в нарушение требований ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В соответствии со ст.186 ГПК РФ в случае заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства.
Установленное вышеприведенной статьей право, а не обязанность суда проверить заявление о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, назначив для этого экспертизу, или предложить сторонам представить иные доказательства вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти; при поступлении такого заявления суд оценивает его в совокупности с другими доказательствами и обстоятельствами дела, исходя из лежащей на нем обязанности вынести законное и обоснованное решение по делу (ст.195 ГПК РФ). Наделение суда названным правом не предполагает произвольного применения ст.186 ГПК РФ, поскольку при наличии у суда обоснованных сомнений в подлинности доказательства он обязан принять меры, предусмотренные указанной статьей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 №159-О-О).
Ходатайств о назначении судебно-технической экспертизы сторонами в судебном заседании не заявлялось, соответственно, у суда отсутствовали основания для ее назначения.
Между тем, представленные ответчиком акты о приемке выполненных работ не могут быть признаны доказательством по данному гражданском делу, поскольку не соответствуют форме акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденной Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр. Кроме того, в данных актах не отражено в каких подъездах производились ремонтные работы. Помимо этого работы, указанные в акте, кем-либо из собственников многоквартирного дома № по <адрес>, включая подъезд №, не принимались.
В связи с чем, оснований для признания подложным данных доказательств - актов о приемке выполненных работ от 25.12.2017 и от 02.04.2019, представленных стороной ответчика, у суда не имеется и они подлежат оценке наряду с другими доказательствами в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Актом от 15.01.2020 комиссии в составе специалиста ЭРЖФ Спиридоновой Т.И., технического смотрителя Калашниковой Н.А., юрисконсульта Петрова Д.Р. установлено, что на момент обследования подъезда № дома № по <адрес> внутренняя отдела находится в удовлетворительном состоянии, наблюдаются места на участках подъезда, где проводились восстановительные работы текущего характера. В настоящее время внутренняя отдела подъезда и другие элементы общего имущества, расположенного в нем, не требуют проведения неотложных ремонтных работ. Указанные объекты в рамках текущего ремонта поддерживаются в надлежащем состоянии, при котором обеспечиваются благоприятные и безопасные условия проживания в данном доме. К акту прилагаются фотоснимки (т.1 л.д.157-179).
Данный акт подписан собственниками жилых помещений подъезда № – квартиры №№Ермаковой Л.Н. и квартиры №Маршавиной Г.
Между тем данный акт и приложенные фотоснимки не содержат описание состояния тех элементов общего имущества многоквартирного дома, являющихся предметом спора.
Из материалов дела следует, что решением Кимовского городского суда Тульской области от 11.10.2018 по гражданскому делу №2-575/2018 по иску ООО «Жилсистема» к Хохлову Г.В. о взыскании платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом с Хохлова Г.В. в пользу ООО «Жилсистема» взысканы денежные средства в размере 26804,20 руб., из которых 18657,42 руб. – сумма основного долга за услуги по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за ресурсы ОДН за период с 23.03.2015 по январь 2018 г. включительно, 8146,78 руб. – штрафные пени за просрочку долга. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 01.08.2019 решение Кимовского городского суда Тульской области от 11.10.2018 изменено, с Хохлова Г.В. в пользу ООО «Жилсистема» взысканы денежные средства в общем размере 26316,70 руб., из которых 18169,92 руб. – сумма основного долга за услуги по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за ресурсы ОДН за период с 23.03.2015 по январь 2018 г. включительно, 8146,78 руб. – штрафные пени за просрочку долга (т.2 л.д.2-46).
Таким образом, истец по решению суда исполнил возложенную на него обязанность по оплате за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, выявленные неисправности строительных конструкций (стен, полов, окон, дверей, лестниц и т.д.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
При этом действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в многоквартирном доме решения о проведении тех или иных ремонтных работ, поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества многоквартирного дома, которые должны быть исполнены управляющей организацией независимо от решения общего собрания.
ООО «Жилсистема», как управляющая компания, обслуживающая общее имущество подъезда № многоквартирного жилого дома по вышеуказанному адресу, несет ответственность за текущее содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии в силу закона и договора управления.
Таким образом, ответчик не может быть освобожден от обязанности надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по содержанию и проведению текущего ремонта общедомового имущества.
Между тем, доказательств, что управляющей организацией производился текущий ремонт подъезда №, а именно, покраска лестниц, лестничных перил, окон и дверей многоквартирного дома № по <адрес> ответчиком не представлено. То есть, ООО «Жилсистема», осуществляя управление данным домом и получая плату за оказываемые услуги, в том числе по строке «содержание жилья», включающую плату на проведение текущего ремонта, не производило в полном объеме текущий ремонт подъезда №.
Напротив, при визуальном осмотре подъезда № вышеуказанного многоквартирного дома установлено, что на оконных переплетах, дверных полотнах и металлических элементах лестниц на этажах с 1-го по 5-й имеется значительное отслоение покрасочного слоя, а на металлических элементах лестниц также имеются следы ржавчины, электрощитовые на 1-м №), 3-м №) и 4-м (№) этажах не имеют запирающих устройств. Кроме того в подъезде имеется отслоение окрасочного слоя, штукатурного слоя стен по всем этажа, а на 5-м этаже также отслоение штукатурного и окрасочного слоя на потолке (следы залива).
С учетом способа управления многоквартирным домом, ответчик обязан был обеспечивать нормативно установленные требования по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома, производству текущего ремонта общего имущества, поскольку оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме является обязанностью управляющей организации по договору управления.
Отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не исключает обязанности управляющей организации по содержанию общего имущества жилого дома, не освобождает ответчика от обязанности выполнения указанных работ и исполнения принятых по договору обязательств.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда предусматривают, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Действительно, в соответствии с п.18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, а также п.4.1 ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений.
Между тем, исходя из положений п.2.3.4 вышеназванных Правил о том, что периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех - пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий; а также из тех обстоятельств, что обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома возникла у ответчика в соответствии с решением общего собрания собственников и договором на управление многоквартирным домом, и что сведений о надлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей по договору управления суду не представлено, отсутствие решения общего собрания относительно проведения текущего ремонта в виде выполнения конкретных видов работ не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом и договором обязанностей по проведению текущего ремонта в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (п.3.2.9 Правил №170).
Решением мирового судьи судебного участка №81 Кимовского судебного района Тульской области от 23.10.2019 по гражданскому делу №2-1332/2019 по иску Хохлова Г.В. к ООО «Жилсистема» о взыскании неустойки, штрафа за нарушение прав потребителя исковые требования Хохлова Г.В. оставлены без удовлетворения (т.2 л.д.164-170).
Апелляционным определением Кимовского городского суда Тульской области от 27.01.2020 решение мирового судьи судебного участка №81 Кимовского судебного района Тульской области от 23.10.2019 по гражданскому делу по иску Хохлова Г.В. к ООО «Жилсистема» о взыскании неустойки, штрафа за нарушение прав потребителя отменено, постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Хохлова Г.В. к ООО «Жилсистема» о взыскании неустойки, штрафа за нарушение прав потребителя отказано (т.2 л.д.171-180).
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из апелляционного определения Кимовского городского суда Тульской области от 27.01.2020 следует, что истец и ответчик в судебном заседании суда апелляционной инстанции поясняли, что управляющей компанией в период 2016-2019 г.г. проводился текущий ремонт спорного подъезда, а именно, заменялся дверной блок, оштукатуривался дверной проем.
Таким образом, судом установлено, что текущий ремонт подъезда № вышеуказанного многоквартирного дома проводился в части замены дверного блока и оштукатуривания дверного проема.
Вместе с тем ответчиком не представлены доказательства соблюдения периодичности окраски оконных переплетов и дверных полотен как предусмотрено п.4.7.4 Постановления Госстроя №170 и окраски металлических элементов лестниц (п.4.8.2 того же постановления), конструкций лестниц (п.4.8.9).
Круг обязанностей управляющей организации не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Исходя из целей и предмета договора управления и с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая организация для недопущения разрушения в результате физического износа здания обязана осуществлять все мероприятия, предусмотренные законами и подзаконными нормативными актами, обеспечивающие выполнение указанных требований
Минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества работ и услуг предусмотрена обязанность управляющей организации по выполнению работ, связанных с надлежащим содержанием лестниц многоквартирных домов (п.8) и работ, выполняемых в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (п.13).
Согласно п.5 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По смыслу вышеуказанных норм, для выполнения работ, включенных в минимальный перечень, с периодичностью, установленной законодательством, решение общего собрания не требуется.
В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца в части возложения на управляющую организацию провести работы по текущему ремонту в части окраски металлических элементов и конструкций лестниц с 1-го по 5-й этажи, окраски дверного блока тамбура, окраски оконных блоков с 1-го по 5-й этажи, оборудования электрощитовых на 1-м, 3-м и 4-м этажах запирающими устройствами являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Учитывая объем работ, установленный судом, ответчику необходимо установить срок для исполнения решения суда 3 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Производство иных видов работ, заявленных истцом, не нашло своего подтверждения в судебном заседании.
При рассмотрении спора от предложения о проведении строительно-технической экспертизы стороны отказались.
Таким образом, иные виды работ, выходящие за указанный Минимальный перечень могут выполняться по решению общего собрания собственников дома и отдельном их финансировании.
Разрешая требования истца о взыскании убытков суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в 2016 году жители дома № по <адрес> (№Маршавина Г.И., №Теляков, №Ермакова, № Митраков, №Воронин) обращались в ООО «Жилсистема» с претензией, зарегистрированной 08.06.2016, о нарушении жилищного законодательства по содержанию и ремонту общего имущества дома, в которой просили в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, а именно, исполнить требования п.п.3.2, 3.3, 3.4, 2.3.4 Постановления Госстроя №170 (т.1 л.д.8-9).
Истец с подобной претензией в адрес управляющей организации не обращался.
На данное обращение управляющей организацией даны ответы заявителям (т.1 л.д.10-11).
В силу ч.1 ст.156 Жилищного кодекса РФ изменение размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которыми определены основания и порядок такого изменения (далее – Правила изменения размера платы).
В соответствии с п.6 Правил изменения размера платы в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации (п.7 Правил изменения размера платы).
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (п.8 Правил изменения размера платы).
Устанавливая такой порядок, Правительство Российской Федерации в п.15 Правил изменения размера платы определило, что факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ согласно п.16 Правил изменения размера платы составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Согласно ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а в силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, из материалов дела не следует, что указанный акт о не предоставлении услуг составлялся, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Хохлова Г.В. в части взыскания убытков в размере 9496,80 руб. не усматривается.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в данной части заявленных требований по существу и не связывает данное требование с претензией, направленной жильцами подъезда № в адрес управляющей организации, заявление представителя ответчика о применении срока исковой давности к данным требованиям не подлежит удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о неприменении к спорным правоотношениям Закона о защите прав потребителя суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) Закон о защите прав потребителей распространяется.
В соответствии с ч.2 ст.161 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите прав потребителей».
На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку исковые требования истца подлежат удовлетворению частично и судом установлено, что необходимо провести текущий ремонт в местах общего пользования в подъезде № многоквартирного дома, то имеет место факт ненадлежащего исполнения управляющей организацией части своих обязанностей, что свидетельствует о нарушении прав истца, как потребителей соответствующих услуг, в связи с чем в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 400 рублей.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Учитывая, что в рамках рассматриваемого гражданского дела судом установлено нарушение со стороны ответчика обязанностей по договору управления многоквартирным домом, в результате которого нарушены права истца как потребителя, суд приходит к выводу о взыскании с ООО «Жилсистема» в пользу Хохлова Г.В. штрафа в сумме 200 руб. (400 руб. (компенсация морального вреда) х 50%).
Согласно пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ по о делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 300 рублей; для организаций - 6 000 рублей.
Таким образом установлено, что в случае обращения физического лица в суд с иском имущественного характера, не подлежащего оценке, или неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
В силу п.3 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истцом по настоящему делу является физическое лицо, то взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в размере 600 рублей за два требования неимущественного характера.
Согласно ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Хохлова Геннадия Васильевича к обществу с ограниченной ответственностью «Жилсистема» о взыскании убытков за нарушение прав потребителей, обязании исполнить обязательства в натуре, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилсистема» (ОГРН <данные изъяты> ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, дата регистрации 16.10.2014, юридический адрес: <адрес>) произвести текущий ремонт подъезда № жилого дома по адресу: <адрес>, выполнив следующие работы по текущему ремонту: окраску металлических элементов и конструкций лестниц с 1-го по 5-й этажи; окраску дверного блока тамбура; окраску оконных блоков с 1-го по 5-й этажи; оборудовать электрощитовые на 1-м, 3-м и 4-м этажах запирающими устройствами, в течение трех месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО «Жилсистема» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты> КПП <данные изъяты>, дата регистрации 16.10.2014, юридический адрес: <адрес>) в пользу Хохлова Геннадия Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> компенсацию морального вреда в размере 400 (четыреста) рублей, штраф в размере 200 (двести) рублей, всего 600 (шестьсот) рублей.
В остальной части исковых требований Хохлова Геннадия Васильевича – отказать.
Взыскать с ООО «Жилсистема» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты> дата регистрации 16.10.2014, юридический адрес: <адрес>) в доход бюджета муниципального образования Кимовский район Тульской области государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 22.04.2020.
Председательствующий