ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2013 от 04.02.2013 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2013 годаДело № 2-52/2013 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар 31 января 2013 года.

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Рожина Н.Н.,

при секретаре Ганечко Т.Л.,

с участием истца Безумова В.В.,

представителей ответчика Агапитовой В.А., Набатова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Безумова Владимира Васильевича к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа о признании незаконными распоряжения от 30 августа 2012 года -р/лс, решения от 11 октября 2012 года , решения конкурсной комиссии от 05 октября 2012 года , результатов конкурса на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа и конкурса для формирования кадрового резерва для замещения указанной должности от 31 октября 2012 года, обязании устранить допущенные нарушения его прав путем отмены приказов начальника Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа,

установил:

Безумов В.В. обратился в суд с иском к Управлению природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Управление) о признании незаконными:

- распоряжения Управления от 30 августа 2012 года -р/лс в части установления квалификации требований к вакантной должности заместителя начальника Управления по наличию высшего профессионального образования по направлению юриспруденция;

- решения Управления от 11 октября 2012 года об отказе к допуске для участия в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления;

- решения конкурсной комиссии Управления от 05 октября 2012 года об отказе к допуске для участия в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления;

- результатов конкурса на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и конкурса для формирования кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления от 31 октября 2012 года.

Кроме того, истец просил устранить допущенные нарушения его прав путем отмены приказов начальника Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа, а именно: о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления ФИО5; о признании победителем конкурса на включение в резерв на замещение должности заместителя начальника Управления ФИО4; о назначении на должность заместителя начальника Управления ФИО5

Свои требования мотивировал тем, что распоряжением начальника Управления от 30 августа 2012 года –р/лс объявлен конкурс, в том числе на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и конкурс на формирование кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления.

Истец, являясь руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ненецкому автономному округу, имея высшее профессиональное образование, обратился 27 сентября 2012 года в Управление с заявлением и документами на участие в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и на формирование кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления.

Управление письмом от 11 октября 2012 года (исх. ) уведомило истца об отказе к допуске для участия в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления, в связи с несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности, а именно, отсутствие у истца высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».

Истец считает, что распоряжение начальника Управления от 30 августа 2012 года –р/лс, в котором содержится дополнительное требование к претендентам на замещение должности заместителя начальника Управления в виде наличия высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция», а также решение Управления от 11 октября 2012 года о недопущении истца к участию в конкурсе, являются незаконными, противоречащими Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закону Ненецкого автономного округа «О государственной гражданской службе Ненецкого автономного округа», нормативным актам Управления, и нарушают его права на участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, препятствуют в осуществлении его прав и свобод.

Победителем конкурса на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления признан главный консультант Управления ФИО5, который в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональными навыками не должен был быть допущен к участию в конкурсе, что является основанием для отмены результатов конкурса.

В возражениях на иск Управление просило отказать в удовлетворении требований Безумова В.В., ссылаясь на то, что Управление законно и обоснованно не допустило истца к участию в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и конкурса по формированию кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления, в связи с несоответствием Безумова В.В. квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности, а именно, отсутствие у истца высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».

В судебном заседании истец Безумов В.В. исковые требования поддержал. Дополнил, что у ответчика не было никаких оснований вносить изменения в квалификационные требования заместителя начальника Управления в части требований к высшему профессиональному образованию по специальности «юриспруденция», поэтому п.1.2. приказа Управления от 18 июня 2012 года -лс является незаконным. Управление в нарушении постановления Администрации НАО от 30 июня 2009 г. N 101-п внесло изменения в квалификационные требования заместителя начальника Управления в виде требования к наличию высшего профессионального образования по специальностям, соответствующим должностному регламенту. В других государственных органах в должностном регламенте устанавливается требование только к наличию высшего профессионального образования. Требования должностного регламента учитываются только при проведении конкурса и не могут служить основанием для отказа к участию в конкурсе. Конкурсная комиссия не может принимать решение об отказе претенденту в допуске к участию в конкурсе. Только аппарат администрации Ненецкого автономного округа наделен полномочиями по проведению обжалуемого им конкурса в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании представители ответчиков Агапитова В.А., Набатов А.С. просили отказать в удовлетворении требований истца, ссылаясь на то, что обжалуемые истцом решения Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа являются законными и обоснованными.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.

Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.

В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Во исполнение требований ч. 5 ст. 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Приказом аппарата администрации Ненецкого автономного округа от 04 мая 2012 года № 20, утвержден примерный должностной регламент государственных гражданских служащих Ненецкого автономного округа по категориям должностей государственной гражданской службы "руководители" высшей и главной групп должностей, в котором в п. 5 для замещения должности устанавливается квалификационные требования, в том числе указывается наличие высшего профессионального образования по специальности.

В соответствии со ст. 11 Закона Ненецкого автономного округа «О государственной гражданской службе Ненецкого автономного округа» от 01 декабря 2005 года № 636-ОЗ, в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности гражданской службы, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций, определенных положением об этих органах и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - Положение), которым определены порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - вакантная должность гражданской службы) в федеральном государственном органе, государственном органе субъекта Российской Федерации или их аппаратах (далее - государственный орган).

В судебном заседании установлено, что распоряжением Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа (далее – Управление) от 30 августа 2012 года № 120 –р/лс объявлен конкурс на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления и конкурс на формирование кадрового резерва, в том числе для замещения должности заместителя начальника Управления.

Данным распоряжением к претендентам на должность заместителя начальника Управления предъявлены, кроме прочих требований, требование к наличию высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».

Должность заместителя начальника Управления в соответствии с законом Ненецкого автономного округа «О реестре должностей государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа» от 28 декабря 2006 года № 828-ОЗ, относится к должности «руководители» высшей группы должностей.

О проведении конкурса объявлено в сети Интернет на основании п. 6 Положения, что сторонами не оспаривается.

Приказом Управления от 05 мая 2012 года № <данные изъяты> (в редакции от 18 июня 2012 года <данные изъяты>) утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по должностям государственной гражданской службы в Управлении. В должности категории «руководители» высшей и главной группы должностей установлены требования к наличию высшего профессионального образования по специальностям, соответствующим должностному регламенту.

В соответствии с должностным регламентом заместителя начальника Управления, утвержденного приказом Управления от 29 декабря 2009 года (с изменениями дополнениями), для замещения должности заместителя начальника Управления необходимо наличие высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» или высшего профессионального образования, считающегося равноценными стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее четырех лет или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности.

Учитывая приведенное выше Федеральное законодательство и законы Ненецкого автономного округа, суд приходит к выводу о том, что утверждение Управлением должностного регламента заместителя начальника Управления и квалификационных требований, предъявляемых к должности заместителя начальника Управления, в том числе условий о том, что для исполнения указанных должностных обязанностей государственной гражданкой службы необходимо наличие высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция», является законным и не противоречащим действующему законодательству.

Поэтому довод истца о том, что у ответчика не было никаких оснований вносить изменения в квалификационные требования заместителя начальника Управления в части требований к высшему профессиональному образованию по специальности «юриспруденция», является несостоятельным.

27 сентября 2012 года истец обратился с двумя заявлениями в Управление о допуске к участию в конкурсе и рассмотрении его кандидатуры на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления, а также о его допуске к участию в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления.

Решением заседания конкурсной комиссии Управления от 05 октября 2012 года (протокол от 05 октября 2012 года ), претенденту Безумову В.В. на замещение вакантной должности гражданской службы – заместителя начальника Управления, отказано в допуске к участию в конкурсе, в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, отсутствие высшего образования по специальности «юриспруденция». Кроме того, этим же решением претенденту Безумову В.В. отказано в допуске к участию в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения должности – заместителя начальника Управления, в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, отсутствие высшего образования по специальности «юриспруденция».

Утверждение истца о том, что конкурсная комиссия не может принимать решение об отказе претенденту на участие в конкурсе, является несостоятельным, поскольку принятие конкурсной комиссией решения об отказе претенденту ФИО1 в допуске к участию в конкурсе, не противоречит положению ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ и Положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112.

Письмом Управления от 11 октября 2012 года (исх. ) ФИО1 уведомлен о том, что он не допущен к участию в конкурсе на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления, а также к участию в конкурсе для формирования кадрового резерва для замещения должности заместителя начальника Управления, в связи с несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности (несоответствие требованиям, предъявляемым к высшему профессиональному образованию).

Как следует из материалов дела, истец не имеет высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решения заседания конкурсной комиссии Управления от 05 октября 2012 года об отказе претенденту ФИО1 в допуске к участию в конкурсах на замещение должности заместителя начальника Управления и для формирования кадрового резерва для замещения указанной должности, по тому основанию, что претендент не соответствует квалификационным требованиям (отсутствует высшее образование по специальности «юриспруденция»), являются законными и обоснованными, что согласуется с требованиями ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

Довод истца о том, что п.1.2. приказа Управления от 18 июня 2012 года -лс является незаконным, не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку истцом требований о законности и обоснованности вынесения данного приказа не заявлялось.

Ссылка истца на то, что Управление в нарушении постановления Администрации НАО от 30 июня 2009 г. N 101-п внесло изменения в квалификационные требования заместителя начальника Управления в виде требования к наличию высшего профессионального образования по специальностям, соответствующим должностному регламенту, является несостоятельной, поскольку утвержденные в соответствии с постановлением Администрации НАО от 30 июня 2009 г. N 101-п квалификационные требования распространяются на должности государственной гражданской службы Ненецкого автономного округа в Администрации Ненецкого автономного округа.

Отсутствие в должностных регламентах других государственных органах требований к наличию высшего профессионального образования по специальностям, не является основанием для удовлетворения требований истца, поскольку должностные регламенты государственных органов не являются предметом настоящего судебного разбирательства.

Другой довод истца о том, что требования должностного регламента учитываются только при проведении конкурса и не могут служить основанием для отказа к участию в конкурсе, является несостоятельным, поскольку исходя из смысла п. 6 ст. 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» во взаимосвязи с п. 5 ст. 22 того же закона, претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям Квалификационные требования включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Несостоятельным является и довод истца о том, что только аппарат администрации Ненецкого автономного округа наделен полномочиями по проведению обжалуемого им конкурса в соответствии с требованиями законодательства, поскольку он основан на неправильном толковании Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 года № 112, и постановлении администрации НАО от 27 января 2009 года -п «Об аппарате администрации НАО», на которые ссылается истец, поскольку данным Положением и Постановлением на данный орган законодательством такие полномочия не возложены.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе истцу ФИО1 в удовлетворении требований в части признания незаконными распоряжения Управления от 30 августа 2012 года -р/лс, решения Управления от 11 октября 2012 года , решения конкурсной комиссии Управления от 05 октября 2012 года об отказе истца в допуске для участия в конкурсе.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ФИО1 не участвовал в конкурсах на замещение должности заместителя начальника Управления и для формирования кадрового резерва для замещения указанной должности, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы ФИО1 в данной части не нарушены, в связи с чем в удовлетворении остальных требований истца об отмене приказов начальника Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа, а именно: о признании победителем конкурса на замещение вакантной должности заместителя начальника Управления ФИО5; о признании победителем конкурса на включение в резерв на замещение должности заместителя начальника Управления ФИО4; о назначении на должность заместителя начальника Управления ФИО5 следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий-