ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2014 от 05.02.2014 Мордовского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2-52/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

 р.п. Мордово 05 февраля 2014 года.

 Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

 председательствующего судьи Ефимкиной О.А.,

 с участием помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Головина Е.А.,

 при секретаре Ширяевой И.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной <адрес>, с последующим обращением в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработки плана обеспечения транспортной безопасности автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Мордовского района Тамбовской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, с последующим обращением в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработки плана обеспечения транспортной безопасности автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>.

 В судебном заседании помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Головин Е.А. поддержал исковые требования.

 Представитель ответчика администрации Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания ответчик извещен надлежащим образом. В заявлении в адрес суда от 05.02.2014г. Глава Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области ФИО1 просит суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Карпельского сельсовета, с иском согласен, и просит суд исполнить обязанность обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, не в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, как просит прокурор в исковом заявлении, а в течение одного года.

 В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика администрации Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области.

 Помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Головин Е.А. в судебном заседании пояснил, что годичный срок, который просит Глава Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области ФИО1 для того, чтобы обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, он считает завышенным. Если в силу каких либо причин администрация Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области не сможет в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, то администрация Карпельского сельсовета вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

 Суд, выслушав помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Головина Е.А., исследовав доказательства, представленные суду, считает нужным удовлетворить исковые требования прокурора Мордовского района по следующим основаниям.

 <адрес> провела проверку соблюдения на территории района законодательства о транспортной безопасности.

 В ходе проверки, проведенной прокуратурой Мордовского района Тамбовской области 16.12.2013г., установлено, что в собственности администрации Карпельского сельсовета Мордовского района находится объект транспортной инфраструктуры автомобильная дорога, расположенная по <адрес> в <адрес>. Однако, администрацией Карпельского сельсовета Мордовского района не принимаются меры по направлению в Росавтодор заявления о проведении категорирования указанной автомобильной дороги, а также не принимаются меры по организации проведения оценки уязвимости и подготовки плана по обеспечению транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры.

 Факт не принятия мер по направлению в Росавтодор заявления о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, и не принятия мер по организации проведения оценки уязвимости и подготовки плана по обеспечению транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры подтвержден актом проверки от 16.12.2013г. (л.д. 6).

 Факт нахождения автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, в муниципальной собственности Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области подтвержден перечнем объектов муниципального имущества, остающегося в муниципальной собственности Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области (л.д.8 -9).

 В соответствии с п.1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

 В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

 Согласно ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

 Таким образом, администрация муниципального района является субъектом транспортной инфраструктуры, и на неё возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности такого объекта транспортной инфраструктуры, как автомобильные дороги, расположенного на территории данного муниципального образования и являющегося её собственностью.

 В ст.1 Федерального закона от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» дано определение объектов транспортной инфраструктуры и понятие оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Объекты транспортной инфраструктуры – это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Оценка  уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.

 Согласно ст.6 Федерального закона от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

 Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

 Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

 Категорирование предполагает разработку и установление единых для всех объектов транспортного комплекса критериев, позволяющих разграничивать их по степени опасности. Категорирование производится на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Выработка критериев категорирования отнесена к ведению федеральных органов власти, т.к. они должны быть едиными для всего транспортного комплекса в масштабах государства.

 В соответствии с ч.2 ст.5 Федерального закона от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.

 Приказом Минтранса РФ от 12 апреля 2010г. № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» утверждён Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

 Приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2011г. № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

 В соответствии с пунктами 3 и 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности Требования применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации, и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ).

 Согласно п.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ).

 В силу п.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004г. № 374, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

 В соответствии с п.5 Положения о Федеральном дорожном агентстве Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: п.5.4.15.категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности; п.5.4.16.ведение реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, в установленной сфере деятельности.

 Из анализа перечисленных норм следует, что законодатель возлагает на субъектов транспортной инфраструктуры обязанность обратиться в Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) с заявлением о проведения категорирования объектов транспортной инфраструктуры. Видом такого заявления является Форма предоставления исходных данных с отображением необходимых реквизитов. После осуществления процедуры категорирования компетентным органом, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обратиться в специализированную организацию для осуществления оценки уязвимости, самостоятельно определив аккредитованную организацию для проведения такой оценки. После проведения оценки уязвимости и утверждения её результатов субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

 В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 Суд считает, что бездействие администрации Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области в сфере транспортной безопасности влечет за собой нарушение права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по автомобильной дороге, расположенной по <адрес>.

 Таким образом, оценив в совокупности указанные обстоятельства, суд считает, что иск прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, с последующим обращением в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработки плана обеспечения транспортной безопасности автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, подлежит удовлетворению в полном объёме.

 В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Иск прокурора Мордовского района Тамбовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, с последующим обращением в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработки плана обеспечения транспортной безопасности автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, удовлетворить.

 Обязать администрацию Карпельского сельсовета Мордовского района Тамбовской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) с заявлением о проведении категорирования автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>, с последующим обращением в специализированную организацию в области обеспечения транспортной безопасности для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и разработки плана обеспечения транспортной безопасности автомобильной дороги, расположенной по <адрес> в <адрес>.

 Апелляционная жалоба на решение может быть подана в течение месяца в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд, принявший решение.

Судья Ефимкина О.А.