ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2014 от 10.02.2014 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

 Решение принято в окончательной

 форме 10 февраля 2014 года

 Дело № 2-52/2014

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 31 января 2014 года                        город Мурманск

 Октябрьский районный суд города Мурманска

 в составе председательствующего                     Киселевой Е.А.

 при секретаре                                 Кондратенко Е.В.,

 с участием помощника прокурора                    Мойсей А.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада дома Адрес*** в г. Мурманске, от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по Адрес*** в г. Мурманске,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска обратился в интересах муниципального образования город Мурманск в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка трубопровода сети ливневой канализации, расположенного в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада Адрес*** в г. Мурманске.

 В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению собственников помещений многоквартирного дома Адрес*** в г. Мурманске по вопросу принадлежности участка ливневой канализации в районе многоквартирного дома.

 В ходе проверки установлено, что сведения о регистрации права в отношении участка трубопровода сети ливневой канализации, расположенного в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада указанного дома в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) отсутствуют, на балансе ГОУП «***», в реестре муниципального имущества указанный участок трубопровода сети ливневой канализации также не числится, таким образом, правовой статус объекта инженерной инфраструктуры не определен, право собственности на указанный объект не определено. В связи с чем, необходимо поставить указанный объект на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, чтобы муниципальное образование г. Мурманск смогло осуществлять мероприятия по его содержанию.

 С учетом изложенного, просил обязать администрацию города Мурманска обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка трубопровода сети ливневой канализации, расположенного в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада Адрес*** в г. Мурманске.

 До рассмотрения дела по существу истец исковые требования неоднократно уточнял. Согласно последним представленным суду уточнениям исковых требований от Дата  просил обязать ответчика в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада дома Адрес*** в г. Мурманске, от данного дома и до входа в ливневую (магистральную) канализацию, проходящую по Адрес*** в г. Мурманске

 Помощник прокурора в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом уточнений в полном объеме.

 Представитель ответчика КИО г. Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска (л.д.21-24).

 В представленном суду отзыве указал, что данный участок трубопровода сети ливневой канализации является общедолевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома Адрес*** и не может являться бесхозяйным. Содержание указанного участка дренажной сети должна обеспечивать управляющая компания, осуществляющая обслуживание данного дома. Просил в иске отказать.

 Представитель третьего лица ООО «***», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании поддержал требования прокурора, поскольку спорный объект недвижимого имущества не является общедомовым.

 Представитель третьего лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения иска. В представленном суду отзыве указал, что участок трубопровода ливневой канализации, предназначенный для отвода высоких грунтовых вод от фундамента дома №***  и предохранения его от подтопления, а также для сбора и удаления дождевых стоков с придомовой территории дома №*** , является общедомовым имуществом собственников помещений Адрес***. Просил в иске отказать.

 Представитель третьего лица ***, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, отзыва на иск не представил.

 Представитель третьего лица ***, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве указал, что данный объект недвижимого имущества должен входить в состав общего имущества в многоквартирном доме и не может являться бесхозяйным, соответственно, бремя расходов на его содержание должны нести собственники помещений в многоквартирном доме. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

 Представитель третьего лица ГОУП «***», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В представленном суду отзыве подтвердил, что спорный участок трубопровода сети ливневой канализации в хозяйственном ведении предприятия не числится, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

 Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.

 Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

 В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

     Частями 1 и 3 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

 Согласно пункту 1 указанных Правил состав общего имущества определяется:

 а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;

 б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;

 в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации дано понятие дренажных вод, согласно которому это воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты;

 Определение дренажных вод дополняется письмом Росводресурсов от 15 июня 2005 года N МС-02-31/1667, в котором со ссылкой на словарь и ГОСТ 19185-73 отмечается, что "дренаж - это устройство для сброса и отвода профильтровавшихся и подземных вод". Понятие "дренажные воды" в ВК используется, как правило, совместно с понятием "сточные воды", которое определяется пунктом 19 статьи 1 ВК, водопользование обычно оформляется для сброса сточных вод.

 Выпуск дренажных вод осуществляют в открытые протоки или в сеть ливневой канализации.

 В судебном заседании установлено, что в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада Адрес*** в г. Мурманске расположена придомовая дренажная сеть – участок трубопровода сети ливневой канализации, предназначенной для сбора и удаления поверхностных дождевых стоков, а также для отвода высоких грунтовых вод от фундамента дома №***  и предохранения его от подтопления.

 Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного жилого дома, ее режим регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации.

 Понятия "двор жилого здания", "дворовая территория" следует рассматривать как территории, прилегающие к жилым зданиям и находящиеся в общем пользовании проживающих в нем лиц, ограниченные по периметру жилыми зданиями, строениями, сооружениями или ограждениями. На дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, места для отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

 Из материалов дела следует, что сведения о регистрации права в отношении данного участка трубопровода в ЕГРП отсутствуют, на балансе ГОУП «Мурманскводоканал» и реестре муниципального имущества г. Мурманска указанный участок не числится, в связи с чем, невозможно определить статус вышеуказанного объекта и его собственника.

 Прокурор в обоснование своего требования ссылается на ст. 225 ГК РФ, согласно которой вещь, которая не имеет собственника является бесхозяйной, судом может быть признано право муниципальной собственности на данную вещь, и п. 3.7 Постановления Правительства Мурманской области от 29.03.2013 N 138-ПП/5 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области к работе в отопительный период 2013/2014 года", которым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области продолжить работу по оформлению в муниципальную собственность выявленных бесхозяйных инженерных сетей и передачу их на обслуживание специализированным организациям с целью подготовки к безаварийной эксплуатации в отопительный сезон.

 Между тем, признать бесхозяйным спорный участок дренажной сети нельзя по следующим основаниям.

 В силу п.п. «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

 Согласно п. 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

 В соответствии с п. 4.10.2 указанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.);

 - Предупреждать поступления грунтовых вод в подвалы (техподполья), устранение отсыревания нижней части стен (цоколей) вследствие воздействия грунтовой влаги должны производиться путем восстановления или устройства вновь горизонтальной и вертикальной гидроизоляции фундаментов, цоколя и пола подвала, инъецирования в кладку гидрофобизирующих составов, создающих в стене водонепроницаемую зону, устройства осушающих галерей, дренажной системы, применения электроосмотических и других методов.

 - Очищать дренажи: не реже двух раз в год в первые два - три года эксплуатации, один раз в три года (в зависимости от грунта) в последующий период эксплуатации.

 - Очищать от земли, мусора, травы ежегодно кюветы, лотки и другие водоотводящие устройства, люки, расположенные в пределах придомовых участков.

 В соответствии с п. 6.6.18 Правил регулирование водоотвода поверхностных и грунтовых вод должно быть обязательным мероприятием содержания (благоустройства) территории застройки и зданий.

 Согласно частям 1, 2 статьи 39 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

 Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

     Таким образом, обязанность по обслуживанию дренажных сетей должна быть возложена на лицо, эксплуатирующее дренажные сети или в оперативном управлении которого находится дренажная система.

     Из пунктов 1 и 8 Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" следует, что дренажные сети, находящихся в пределах прилегающего к многоквартирному дому земельного участка, могут относиться к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

 Согласно представленному в материалы дела топографическому плану участка в районе дома Адрес*** в г. Мурманске с границами земельных участков спорный объект недвижимого имущества, за исключением отрезка трубопровода от конца границы участка до присоединения к магистральной сети, расположен в пределах земельного участка, принадлежащего дому Адрес***.

 Решением Совета депутатов города Мурманска №***  от Дата  утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, согласно пункту 9.2.47 которых физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети.

 Указанный нормативный акт в соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу после официального опубликования (опубликован в "***" - Дата ). В установленном порядке незаконным не признан, не отменен.

 Таким образом, спорный объект недвижимого имущества в силу закона является общедомовым имуществом собственников помещений Адрес***, оснований для понуждения КИО г. обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада дома Адрес*** в г. Мурманске, от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по Адрес*** в г. Мурманске, не имеется.

 Помимо этого, в соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов муниципальных образований.

 Однако удовлетворение требований прокурора повлекло бы незаконное изъятие из общего имущества многоквартирного дома спорного имущества и возложило бы обязанность на муниципальное образование город Мурманск отвечать за обслуживание дренажной сети, принадлежащей собственникам многоквартирного дома.

 Таким образом, интересы муниципального образования город Мурманска, а также собственников дома Адрес*** в г. Мурманске были бы нарушены.

 Следовательно, исковые требования прокурора в том виде, в котором они заявлены, не могут отвечать интересам муниципального образования город Мурманска, и в их удовлетворении следует отказать.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-196, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского округа г. Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда № 4 со стороны главного фасада дома Адрес*** в г. Мурманске, от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по Адрес*** в г. Мурманске – отказать.

 Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

 Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования решения до дня вступления его в законную силу.

     Председательствующий_________________