Дело № 2-52/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Южно-Курильск «25» апреля 2014 года
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Мигаль О.И.
при секретаре судебного заседания Жигуновой М.Л.,
с участием истца – помощника прокурора Южно-Курильского района Горшкова И.Ю., представителя ответчика ФКП «Аэропорт Сахалина» - генерального директора ФИО1, представителя соответчика ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - ФИО2 (по доверенности)
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорт Сахалина» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Сахалина» территории расположенных за пределами указанного аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»,
у с т а н о в и л:
21 февраля 2014 года в Южно-Курильский районный суд Сахалинской области поступило вышеуказанное исковое заявление Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц.
В обоснование иска указал, что Сахалинской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения воздушного законодательства в части обеспечения службами авиационной безопасности обязанности по патрулированию территории расположенных за пределами аэропортов объектов управления воздушным движением и навигации, в деятельности ФКП «Аэропорт Сахалина» выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении службой авиационной безопасности обязанности по патрулированию территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации. Ссылаясь на статьи 83,84 ВК РФ, Приказ Минтранса России от 28.11.2005 года № 142 (далее – ФАП-142) указано, что воздушным законодательством предусмотрена обязанность осуществления службой авиационной безопасности регулярного патрулирования не только территории аэропорта, но и территории расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением. В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеприведенных норм законодательства службой авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Сахалина» обязанность по регулярному патрулированию, расположенного за пределами аэропорта Менделеево дальнего приводного радиомаяка№, расположенного в <адрес>; ближнего приводного радиомаяка№, расположенный в 0<адрес>; передающего радиоцентра, расположенный в <адрес>, используемые Сахалинским центром ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» для организации прямого управления воздушными судами не осуществляется. Считают, что неисполнение ответчика обязанности по регулярному патрулированию службой авиационной безопасности создает реальную угрозу несанкционированному проникновению на территорию и объекты управления воздушным движением и навигации, совершения актов незаконного вмешательства, террористических посягательств.
Просит обязать ФКП «Аэропорт Сахалина» обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Сахалина» территории расположенных за пределами указанного аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: дальнего приводного радиомаяка№, расположенного в <адрес>; ближнего приводного радиомаяка№, расположенный в <адрес>; передающего радиоцентра, расположенный в <адрес>.
18 марта 2014 года определением Южно-Курильского районного суда в качестве соответчика привлечено ФГПУ «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока».
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Южно-Курильского района Горшков И.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенных в иске.
Представитель ответчика ФКП «Аэропорт Сахалина» генеральный директор ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что объекты движимого имущества Ближняя приводная станция и Дальнего приводного радиомаяка№, АРП№ представляют собой наземную радиопередающую станцию, предназначенную для радионавигации в авиации, эксплуатацию которых осуществляет Сахалинский Центр ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Указал, что поскольку ФКП «Аэропорт Сахалина» не осуществляет деятельность по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной электросвязи, на осуществление которой требуются сертификат и лицензия, то соответственно и объекты управления воздушным движением, в эксплуатацию не передавались. На территории аэропорта Южно-Курильск деятельность по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной электросвязи осуществляет специализированная организация ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Также суду пояснил, что БПРМ и ДПРМ находятся на значительном расстоянии от торца ВПП аэропорта Менделеево, 860 м и 4280 км. и ввиду их удаленности находятся под охраной дежурных сотрудников отделения Менделеево и КДП МВЛ с РЗО Сахалинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Данный объект оснащен удаленной системой сигнализации с выводом информации на пульт дежурному инженеру отделения «Менделеево». Территория объектов, расположенных за пределами аэропорта Южно-Курильск имеют ограждение и охранную сигнализацию и находятся под охраной в установленном порядке филиале «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпарация по ОрВД». Сотрудники САБ ФКП «Аэропорт Сахалина» не имеют право доступа для охраны патрулированием территорию объектов радиотехнического обеспечения полетов. Считает, что ФКП «Аэропорт Сахалина» не обязано осуществлять патрулирование, так как объекты управления воздушным движением в эксплуатацию и в распоряжение не передавались, фактически эксплуатируются Сахалинским Центром ОВД и расположены на земельном участке, собственником, которого является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации. Просит отказать в иске.
Представитель соответчика ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, считает требования прокурора со ссылкой на норму пункта 21 Федеральных авиационных правил (ФАП) необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как данная норма возлагает определенные обязанности на конкретную структуру – Службу авиационной безопасности (САБ). ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет свою деятельность строго в соответствии с Уставом предприятия, и согласно Уставу не наделено правом осуществлять, аэропортовую деятельность. Основным видом деятельности их является предоставление государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации на основе соглашений, заключенных Федеральным агентством воздушного транспорта, а также обеспечение выполнения функций оперативными органами Единой системы организации воздушного движения. В связи с чем, считает, что они не являются надлежащим ответчиком по делу, и, кроме того, указал, что в настоящий момент по спорным приводным радиомаякам не определена их категория. Росавиация принимает решение о том, стоит ли их категорировать, представляет ли выход их из строя какую либо угрозу, степень опасности, и только после того, как будет проведена оценка уязвимости данных объектов, будет осуществлена выработка мероприятий, в том числе и их охрана. В настоящее время имеется комплекс мероприятий по охране, в том числе: объект окружен периметровой охраной, имеется пульт охранной сигнализации, на данных объектах проводится техническое обслуживание, которое проводится людьми, имеющими специальный доступ.
Третье лицо Дальневосточное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства управление воздушного транспорта своего представителя в судебное заседание не направило, представили отзыв, из которого следует, что Управление возражает против удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме. Указало, что ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - организация аэронавигационного обслуживания, в инфраструктуру которой входит отделение Менделеево Сахалинского центра ОВД филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» эксплуатирующим объекты ЕС ОрВД, расположенных вне территории аэропорта. До момента разделения объекты ЕС ОрВД входили в инфраструктуру аэропорта Южно-Курильск и их охрана методом патрулирования была актуальна. Территория объектов, расположенных за пределами аэропортов имеет ограждение и охранную сигнализацию, и находятся под охранной в установленной филиалом «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» порядке. Сотрудники САБ ФКП «Аэропорт Сахалина» не имеют право доступа для охраны патрулированием территории объектов радиотехнического обеспечения полетов филиала «Аэронавигация Дальнего Востока», расположенных за пределами аэропорта, имеющих ограждение и охранную сигнализацию, и будут, являются нарушителями. Считают, что аэропорт не обязан охранять имущество другого субъекта транспортной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что 02 апреля 2014 года Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Сахалина» переименовано в казенное предприятие Сахалинской области «Аэропорты Курильских островов» за №.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16 «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральным законом (ч.2 ст.83 ВК РФ).
Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности установлены в приложении к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и конкретизируют положения ч.2 ст.84 ВК РФ.
Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п.4 ст.84 ВК РФ).
Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 года № 142, устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.
В соответствии с п.п. 3 и 4 Правил, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов (САБ), подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта экспалуатантов, а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Предусматриваются, в частности установка ограждений по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны (территория аэропорта, рабочие сектора курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением,, введение пропускного режима, оборудование контрольно-пропускных пунктом, воротами, шлагбаумами и т.п., патрулирование территории аэропорта нарядами службы авиационной безопасности.
Согласно пункту 21 раздела 4 Правил, определяющего порядок организации и обеспечения охраны воздушных судов и объектов аэропорта, территории аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами САБ.
При этом, службы авиационной безопасности подразделяются на несколько видов: САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта; САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе.
В соответствии с п. 1.1, 1.2 Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 17 октября 1994 года № 76, служба авиационной безопасности создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897 и Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994 года № 19.
Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.
Согласно п.3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2011 года № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Пунктами 4 и 5 указанных Правил предусмотрено, что охрана периметра аэропорта осуществляет подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, а охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно пункта 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 года № 62, охрана аэропортов, аэродромов, объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Пункты 2.5 и 2.6 Федеральных авиационных правил «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения», утвержденных приказом Росаэронавигации от 26.11.2007 № 116, предусматривают, что объекты Единой системы организации воздушного движения имеют охранную сигнализацию, а расположенные вне периметра аэродрома – ограждение, имеют подъездные дороги, примыкающие к внутрипортовым дорогам или автодорогам общей сети для объектов, расположенных вне периметра аэропорта. При невозможности устройства подъездных дорог предусматриваются альтернативные способы доставки персонала и оборудования на объекты Единой системы организации воздушного движения.
Согласно Приложению № 1 к ФАП-116 к объектам Единой системы организации воздушного движения относятся объекты радионавигации – отдельная приводная радиостанция, отдельный маркерный радиомаяк, дальняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком.
Судом установлено, что Федеральное казенное предприятие «Аэропорт Сахалина» на основании Устава не осуществляет деятельность по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной электросвязи.
Из материалов дела следует, что за пределами аэропорта ФКП «Аэропорт Сахалина» имеются объекты: дальний приводной радиомаяк№, который расположен в <адрес>; ближний приводной радиомаяк№, расположенного в <адрес>; передающего радиоцентра, расположенный в <адрес>. Охрана данных объектов нарядами САБ не осуществляется.
Судом установлено, что территория объектов, расположенных за пределами аэропорта имеют ограждение и охранную сигнализацию и находятся под охраной в установленной филиалом «Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», что не отрицалось и представителем соответчика.
Из объяснений представителя ответчика ФКП «Аэропорт Сахалина следует, что сотрудники САБ не имеют право доступа для охраны патрулированием территорию объектов радиотехнического обеспечения полетов (ДПРМ, БПРМ).
Кроме того, из материалов дела следует за ответчиком ФКП «Аэропорт Сахалина» закреплено следующее имущество: искусственная взлетно-посадочная полоса; питьевая водонапорная станция; башня Рожновского; летное поле для приемки самолетов, рулежная дорожка, перрон с местами стоянки ВС, водосточная дренажная сеть, патрульная дорога, ограждение аэропорта; - служебно-пассажирское здание; - здание службы электросветотехнического обеспечения полетов.
Из приложения к сертификату следует, что сфера деятельности ФКП «Аэропорт Сахалина» состоит из аэродромного обеспечение полетов гражданских ВС; обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и груза; электросветотехническое обеспечение полетов; обеспечение авиационной безопасности, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов, обеспечение обслуживания воздушного движения; радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь; инженерно-авиационное обеспечение, авиатопливообеспечение воздушных перевозок.
Из материалов дела следует, а также не опровергалось стороной ответчика, что на территории аэропорта Южно-Курильск деятельность по радиотехническому обеспечению полетов и авиационной электросвязи осуществляет специализированная организация ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» в лице Сахалинского Центра ОВД, в ведение которого находятся объекты ЕС ОрВД, и являются объектами навигации и управления движением транспортных средств. Спорные объекты управления воздушным движением в эксплуатацию и распоряжение ФКП «Аэропорт Сахалина» не передавались; фактически эксплуатируются Сахалинским Центром ОВД и расположены на земельном участке, собственником, которого является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Также, судом установлено, что дальний и ближний приводной радиомаяк, расположенный за пределами территории аэропорта Менделеево, имеют охранную сигнализацию, и находятся под охраной в порядке, установленном филиалом «Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
Кроме того, из объяснений представителя соответчика «Госкорпорация по ОрВД следует, что, кроме того, что территория данных объектов имеет ограждение, охранную сигнализацию, на данных объектах каждый день проводится техническое обслуживание, которое проводиться людьми, имеющими специальный допуск, поскольку являются опасными объектами, имеют высоковольтное напряжение и излучение. В подтверждение данных обстоятельств, представлены журналы – по объектам ДПРМ, БПРМ и АРП.
В силу пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса РФ, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 15 марта 2011 года № 83 «Об утверждении перечня охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» объекты филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» должны находиться под охранной данного ведомства.
Таким образом, действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами на аэропорты не возложена обязанность охраны (в том числе и патрулирование) силами службы авиационной безопасности аэропорта, объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами контролируемой территории аэропорта.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование Сахалинского транспортного прокурора о возложении на ФКП «Аэропорт Сахалина» обязанности организации регулярного патрулирования расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Кроме того, суд полагает исключить из числа ответчиков ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Филиал «Аэронавигация Дальнего Востока» поскольку, как установлено в суде обязанность обеспечения безопасности объектов радиотехнического обеспечения полетов (БПРМ и ДПРМ) лежит на владельце данных объектом, которым является ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Вместе с тем, в настоящий момент спорные объекты охраняются силами соответчика, и возложение на него обязанности по патрулированию данных объектов на основании пункта 21 ФАП является необоснованными и преждевременными.
Руководствуясь статьями 194 – 197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорт Сахалина» о возложении обязанности обеспечить регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности ФКП «Аэропорт Сахалина» территории расположенных за пределами указанного аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации филиала «Аэронавигация Дальнего Востока ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Сахалинский областной суд, через Южно-Курильский районный суд.
Судья О.И.Мигаль
Решение изготовлено: 29 апреля 2014 года.