ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2015 от 26.11.2015 Костромского областного суда (Костромская область)

дело № 3-52а/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костромской областной суд в составе:

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Удаловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «Эдифис» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области об оспаривании решения комиссии о непринятии к рассмотрению заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, обязании принять к рассмотрению заявление и рассмотреть данное заявление по существу,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество «Эдифис» (далее - общество) обратилось в суд с названным административным исковым заявлением, указывая в обоснование, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. общество является собственником <данные изъяты> объектов недвижимости, располагающихся по <адрес>. Права на эти объекты зарегистрированы Управлением Росреестра Костромской области ДД.ММ.ГГГГ. Объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения предприятия. Права на земельный участок не оформлены. Кроме недвижимого имущества общества, на указанном земельном участке располагается нежилое строение - <данные изъяты>, принадлежащее на праве собственности ЗАО <данные изъяты>.

ЗАО «Эдифис» и ЗАО <данные изъяты> подали заявление о выкупе данного земельного участка. Согласно Решению Думы г. Костромы от 10.07.2014 г. № 108 цена земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, при их продаже собственникам расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, определяется в размере 15 % от кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, с ЗАО «Эдифис» взыскивается неосновательное обогащение за пользование указанным земельным участком. В связи с этим размер кадастровой стоимости земельного участка затрагивает права и обязанности общества.

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена в размере <данные изъяты> рублей. Однако данная стоимость является неверной, так как действительная рыночная стоимость земельного участка <данные изъяты> рублей, что подтверждается отчетом № <данные изъяты> об оценке рыночной стоимости земельного участка.

Ввиду превышения кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью общество ДД.ММ.ГГГГ. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области (далее - комиссия).

Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. № <данные изъяты> комиссия известила общество о непринятии заявления к рассмотрению, сославшись на отсутствие правоустанавливающих документов на спорный земельный участок. Кроме того, в уведомлении указано, что отчет должен быть выполнен на дату выявления технической ошибки в кадастровой стоимости спорного земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ.).

Общество не согласно с указанными выводами комиссии, поскольку все необходимые и предусмотренные Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» документы к заявлению приложены. Поскольку земельный участок был учтен в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошел в перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования перечня. Перечень сформирован по состоянию на 01 января 2013 года, поэтому отчет об оценке спорного земельного участка выполнен на ту же дату, то есть на 01 января 2013 года.

Решением комиссии созданы препятствия к реализации ЗАО «Эдифис» своих прав.

Административный истец просил признать решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. о непринятии к рассмотрению заявления ЗАО «Эдифис» от ДД.ММ.ГГГГ. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца; обязать комиссию принять к рассмотрению указанное заявление и рассмотреть его по существу.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы.

В судебном заседании представитель административного истца ЗАО «Эдифис» ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, суду пояснила, что у общества нет никаких правоустанавливающих документов на земельный участок. В то же время общество имеет исключительное право выкупа земельного участка, поскольку на нём располагаются объекты недвижимости, принадлежащие обществу. К обществу предъявлены исковые требования о взыскании неосновательного обогащения за пользование земельным участком, которое рассчитано исходя из кадастровой стоимости земельного участка. В связи с этим права общества нарушены отказом в принятии заявления об оспаривании кадастровой стоимости к рассмотрению. Поскольку спорный земельный участок является ранее учтенным, но не вошел в перечень при проведении массовой оценки, полагает противоречащим закону довод комиссии о выполнении отчета на ненадлежащую дату. Считает, что установленное законом требование о предоставлении нотариально заверенных копий правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов относится непосредственно к самому земельному участку, а не к объектам недвижимости, расположенным на нём. Копии свидетельств о государственной регистрации прав на расположенные на земельном участке здания и сооружения общество представило в комиссию, чтобы подтвердить свою заинтересованность и правомочность в оспаривании кадастровой стоимости.

Представитель административного ответчика - Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что в принятии заявления обществу отказано, поскольку не представлены нотариально заверенные копии документов, подтверждающих права на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, кадастровая стоимость которого оспаривается. Это единственное основание для отказа в принятии заявления. Кроме того, полагает, что отчет, представленный обществом в комиссию, выполнен на ненадлежащую дату. На это, а также на неактуальность оспариваемой стоимости указали в уведомлении в информационных целях. Данные обстоятельства не являлись основаниями для отказа в принятии заявления к рассмотрению. Однако при рассмотрении заявления они могли бы иметь определённое юридическое значение. Нотариальное заверение документов, представляемых в комиссию, необходимо для подтверждения права на оспаривание кадастровой стоимости.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в нарушение абзаца 20 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» общество не приложило к заявлению нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, кадастровая стоимость которого оспаривается.

Представитель заинтересованного лица - муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы - ФИО4, действующий на основании доверенности, решение вопроса по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, цель использования земельного участка - для размещения предприятия, указывая в обоснование заявления, что общество на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. является собственником имущественного комплекса, расположенного на данном земельном участке. Права на земельный участок обществом не оформлялись, но оно ввиду того, что является собственником объектов недвижимости на этом земельном участке, имеет исключительное право выкупа этого участка. Кроме того, с общества взыскивается неосновательное обогащение за пользование участком, рассчитанное исходя из его кадастровой стоимости. В связи с этим общество заинтересовано в оспаривании кадастровой стоимости и имеет право на такое оспаривание /т. 1 л.д. 15-16/.

К заявлению, в том числе приложены копии свидетельств о государственной регистрации права собственности общества на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке, и копия искового заявления о взыскании с общества неосновательного обогащения за пользование участком. Данные копии заверены печатью общества и подписью генерального директора /т. 1 л.д. 17-24, 28-37/.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ общество извещено о том, что заявление не принято к рассмотрению ввиду того, что в нарушение требований статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в составе документов, представленных на комиссию, отсутствует нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости. Кроме того, в уведомлении указано, что дата, по состоянию на которую установлена рыночная стоимость объекта недвижимости, не соответствует требованиям названного Федерального закона, оспариваемая кадастровая стоимость является неактуальной /т. 1 л.д. 11-14/.

В соответствии со статьёй 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:

кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;

документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

Из содержания приведённых нормативных положений следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическим лицом путем подачи соответствующего заявления, которое принимается комиссией к рассмотрению лишь в том случае, если к нему приложены все перечисленные в законе документы.

Как следует из установленных в ходе рассмотрения дела фактических обстоятельств, к заявлению общества не были приложены нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, кадастровая стоимость которого оспаривалась.

В связи с этим, учитывая положения статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», обязывающие прилагать к заявлению нотариально заверенные копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости, комиссия на законных основаниях отказала в принятии заявления общества к рассмотрению.

Доводы представителя административного истца о том, что закон обязывает представлять только нотариально заверенные копии документов на сам земельный участок, но не обязывает представлять нотариально заверенные копии документов на объекты недвижимости, расположенные на этом земельном участке, не могут быть признаны состоятельными, как не соответствующие содержанию и смыслу норм указанного закона.

Из вышеприведённых нормативных положений следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическим лицом только в том случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности такого лица. Соответственно, обращаясь с названным заявлением, юридическое лицо должно подтвердить свою заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости.

Заинтересованность ЗАО «Эдифис» обусловлена нахождением на земельном участке, кадастровая стоимость которого оспаривается, объектов недвижимости (зданий и сооружений), принадлежащих обществу. Несмотря на то, что права общества на земельный участок не оформлены, оно имеет право пользоваться этим земельным участком ввиду нахождения на нём объектов недвижимости, права общества на земельный участок производны от прав на здания и сооружения на этом земельном участке. Соответственно общество является лицом, обладающим правом (пусть и не оформленным) на земельный участок.

Следовательно, оно может и обязано в силу закона при подаче заявления о пересмотре кадастровой стоимости подтвердить свою заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости путем представления нотариально заверенных копий правоудостоверяющих документов на здания и сооружения, расположенные на этом земельном участке.

Заверение копий свидетельств о государственной регистрации права подписью генерального директора общества и печатью общества не является нотариальным заверением и не может свидетельствовать подлинность представленных копий.

В связи с указанным, учитывая, что обществом к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости не были приложены нотариально заверенные копии правоудостоверяющих документов на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, о пересмотре кадастровой стоимости которого заявлено, отказ комиссии в принятии заявления к рассмотрению является законным.

Соответственно суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца.

Ссылка в оспариваемом уведомлении на то, что отчет предоставлен на ненадлежащую дату, как следует из уведомления и пояснений представителя комиссии, не являлась основанием для отказа в принятии заявления. Административным истцом оспаривается именно отказ в принятии заявления и заявлены требования об обязании комиссии принять заявление к рассмотрению и рассмотреть его по существу. В связи с этим доводы административного истца о несогласии с указанной позицией комиссии, юридического значения для разрешения заявленных требований не имеют, и не подлежат судебной оценке в рамках сформулированных административным истцом исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества «Эдифис», предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. о непринятии к рассмотрению заявления ЗАО «Эдифис» от ДД.ММ.ГГГГ. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, обязании комиссии принять к рассмотрению указанное заявление и рассмотреть его по существу, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Лукоянов