ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2018 от 13.02.2018 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 февраля 2018 года г. Пыть-Ях

Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего

Щербак О.Н.,

при секретаре

ФИО1,

с участием

истцов

ФИО2, ФИО3,

представителя истцов

ФИО4,

представителя ответчика

ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО6 к администрации города Пыть-Яха о признании права на иной способ участия в муниципальной программе, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Департамент строительства ХМАО - Югры,

установил:

семья ФИО7 обратилась в суд к администрации г.Пыть-Яха с иском о признании за ними права на способ расселения в рамках «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях», утвержденного постановлением администрации г.Пыть-Яха в виде предоставления субсидии/социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в размере 70% от расчетной стоимости жилья.

В обоснование требований указали, что их семья с 1992 года постоянно проживает во временном строении - балке во временном поселке Автомобилистов г.Пыть-Ях, однако все члены семьи зарегистрированы по месту жительства только с 2003 года.

В настоящее время они признаны участниками муниципальной программы, им на состав семьи из 3 человек выдано гарантийное письмо о праве на получение социальной выплаты в размере 50% от расчетной стоимости жилья, приобретаемого на территории ХМАО - Югры. С таким размером социальной выплаты они не согласны, полагают, вправе претендовать на социальную выплату в размере 70% от расчетной стоимости жилья, при этом решающим обстоятельством для определения объема их прав явилось отсутствие регистрации по месту жительства в балке в период до 1995 года.

В судебном заседании истцы на иске настаивали. Дополнили, что временное строение было предоставлено брату ФИО2 по месту работы. Он был вселен в качестве члена семьи брата, но не зарегистрировался по месту жительства. В последующем, брат выехал на иное место жительства, в квартиру, а он с супругой остался проживать в строении. В 2000 году на временное строение им разрешили оформить технический паспорт, а в 2003 году администрация, признав их право пользования строением, дала согласие на их регистрацию в балке по месту жительства.

Представитель истцов, ФИО8, действующая на основании доверенности и ходатайств истцов, исковые требования поддержала. Полагала, что предоставление регистрации со стороны администрации города следует расценивать как установление законности проживания истцов с 1992 года, поскольку вопрос их регистрации разрешался в рамках принятого и действовавшего в тот период времени распоряжения главы города «О создании специальной комиссии по выдаче регистрационных удостоверений гражданам, проживающим во временных строениях».

Представитель ответчика, ФИО5, действующая на основании доверенности, указала, что администрацией г.Пыть-Ях признано право истцов на участие в адресной программе, с правом получения социальной выплаты в размере 50% от расчетной стоимости жилья. Принимая такое решение администрация г.Пыть-Ях руководствовалась предоставленными официальными документами о дате регистрации.

Истец ФИО6, трете лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Департамент строительства ХМАО - Югры, в судебное заседание не явились, уведомлены должным образом. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, третье лицо о причинах неявки суд не уведомило. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На территории муниципального образования действовала муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей муниципального образования городской округ город Пыть-Ях в 2016 - 2020 годах», утвержденная постановлением администрации города (с последующими изменениями). В рамках этой программы в подпрограмме «Содействие развитию жилищного строительства в 2016-2020 годах» осуществляются мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях».

Правительством ХМАО - Югры принято постановление «О государственной программе ХМАО - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах». Порядком №15 этого Постановления, также действовавшим до 2018 года, была предусмотрена мера социальной поддержки для лиц - участников муниципальных программ по ликвидации и расселению временных строений, приспособленных для проживания, в виде социальных выплат, размер которых определяется условиями муниципальных программ.

Семья ФИО7, проживающая во временном строении по адресу: г.Пыть-Ях, признана участниками названных мероприятий с правом получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории ХМАО - Югры в размере 50% от расчетной стоимости жилья.

Постановлением администрации города Пыть-Яха утверждена новая муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей муниципального образования городской округ город Пыть-Ях в 2018-2025 годах и на период до 2030 года», действующая с 2018 года, в рамках которой продолжают реализовываться мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов) на территории города (Приложение №5). В Постановление правительства ХМАО - Югры №408-п также внесены изменения и мера социальной поддержки для лиц - участников муниципальных программ по ликвидации и расселению временных строений, приспособленных для проживания, в виде социальной выплаты, предусмотрена Порядком корреспондирующим к условиям муниципальной программы.

Предметом настоящего спора является объем признанных ответчиком прав истцов, который зависит от даты вселения во временное строение.

Названная муниципальная программа также содержит условие возникновения прав на меры социальной поддержки в зависимости от даты вселения в строение и условий такого вселения.

Так, согласно пунктам 4.1.1 и 4.1.2 Приложения №5 участникам мероприятия, местом жительства которых является занимаемое строение, вселившимся в период до 1995 года и проживающим в занимаемых строениях, в том числе проживавшим до момента их утраты в результате чрезвычайных ситуаций, предоставляется субсидия или социальная выплата для приобретения жилого помещения в собственность на территории ХМАО - Югры в размере 70 процентов от расчетной стоимости жилья.

Пунктами 4.1.3, 4.1.4 Приложения №5 предусмотрено, что участникам мероприятия, местом жительства которых является занимаемое строение, вселившимся в период после 1995 года и проживающим в занимаемых строениях, в том числе проживавшим до момента их утраты в результате чрезвычайных ситуаций, предоставляется субсидия или социальная выплата для приобретения жилого помещения в собственность на территории ХМАО - Югры в размере 50 процентов от расчетной стоимости жилья.

Пункт 2 того же Приложения определяет понятийный аппарат правового акта, в котором указывает, что местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором он зарегистрирован.

Таким образом, муниципалитет, в соответствии с пунктами «ж» и «к» части 1, частью 2 статьи 72, частями 2, 4 статьи 76, статьей 132 Конституции РФ, в рамках разработанной им муниципальной программы, определил возможный круг её участников, в том числе, по категориям, в зависимости от того на каком основании (законном/незаконном) и с какого периода времени (до 1995 года/до 2012 года) граждане используют временное строение для проживания.

ФИО7 зарегистрированы во временном строении по месту жительства с 2003 года, используют строение для проживания с 1991 года, будучи вселенными в качестве членов семьи своих родственников, которым строение предоставлено его законным владельцем.

Разрешая вопрос о моменте возникновения законного права использования строения, суд исходит из следующего.

Временные городки с балочными массивами были возведены на территории г.Пыть-Яха в период освоения природных ресурсов Западной Сибири, ввиду отставания социальной и жилищной инфраструктуры от возникающих потребностей в жилье для работников предприятий, осваивавших Север.

Федеральное регулирование «балочного вопроса» отсутствовало, имея сугубо территориальную специфику. Временные строения по своим характеристикам никогда не относились к жилому фонду, а граждане не могли быть в них зарегистрированы по месту жительства, но в сложившихся правоотношениях по пользованию ими, регистрация граждан в балках на территории города допускалась с согласия собственников (организаций), предоставивших их, либо муниципалитета.

Муниципалитет, с целью упорядочения временных строений и адресного хозяйства на территории города, а также в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами, проживающими во временных строениях, расположенных в балочных массивах города Пыть-Яха, прав и свобод, регистрации по месту жительства, распоряжением главы города «О создании специальной комиссии по выдаче регистрационных удостоверений гражданам, проживающим во временных строениях, расположенных в балочных массивах г.Пыть-Яха» создал названную комиссию и утвердил положение о её деятельности.

В соответствии названным положением специальная комиссия на основании заявления гражданина проводила проверку приложенных к нему документов на предмет наличия права использования временных строений заявителями, при признании которого включала их в соответствующие списки и выдавала регистрационные удостоверения, служившие основанием для регистрации во временном строении по месту жительства (разделы 2, 6, 7).

Согласно протоколу заседания специальной комиссии по выдаче регистрационных удостоверений гражданам, проживающим во временных строениях, расположенных в балочных массивах города Пыть-Яха было рассмотрено заявление ФИО2 и приложенные к нему документы по вопросу регистрации по месту жительства, в ходе которого установлено, что истцы проживают во временном строении с 1991 года, у них имеются различные письменные документы, свидетельствующие о правомерном использовании строения для целей проживания, ФИО2 на тот момент являлся работником предприятия, возведшего временный поселок что в совокупности послужило основанием для признания их права пользования строением и выдачи документа, позволяющего зарегистрироваться в нем по месту жительства.

Анализ указанного положения о выдаче регистрационных удостоверений, показывает, что комиссия, принимая решение о выдаче регистрационного удостоверения, не наделяла правом пользования временным строением граждан, а разрешала вопрос о его наличии в период до 1996 года, и при положительном решении закрепляла это право документально.

При таких обстоятельствах суд находит, что законное право использования балка в качестве жилища у истцов возникло в 1991 году, однако оформлено было только в марте 2003 года, что не должно влиять на объем возникшего у них права на меру социальной поддержки при ликвидации временного строения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать право ФИО2, ФИО3, ФИО6 на способ расселения в рамках мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей муниципального образования городской округ город Пыть-Ях в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации города в виде предоставления субсидии/социальной выплаты для приобретения жилого помещения в собственность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в размере 70% от расчетной стоимости жилья.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Щербак