ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2018 от 30.03.2018 Максатихинского районного суда (Тверская область)

дело № 2- 52 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Тверской области

Максатихинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Молчановой С.А., при секретаре Кирилловой С.В.,

с участием помощника прокурора Максатихинского района Дубровина В.А.,

представителя ответчика МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» по доверенности ФИО1,

представителя ответчика администрации Максатихинского района Тверской области по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Максатиха Тверской области гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Максатихинского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга к МБОУДО «Максатихинская детско-юношеская спортивная школа» и администрации Максатихинского района Тверской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности провести категорирование и разработать паспорт безопасности образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Максатихинского района Тверской области обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц свои требования мотивировал следующим.

В ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлено, что в нарушение требований п. 7 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление) ответчиками в установленный законом срок, то есть до 07.02.2018 года не создана комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории). В нарушение требований п. 8, 14, 15 Постановления ими не проведено обследование и категорирование объекта, акт обследования и категорирования не составлен.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.

В нарушение требований п. 40, 41, 42 Постановления ответчиками не разработан согласно утвержденной форме и не согласован паспорт безопасности МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ».

В соответствии с пунктом 3 статьи17Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальныхучреждений.

Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. К числу мер по противодействию терроризму относится, в силу закона, создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

Бездействие ответчиков по не проведению категорирования МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» и не разработке паспорта безопасности образовательного учреждения нарушает конституционные права воспитанников, работниковучрежденияи других лиц, правомерно находящихся в нем, на защиту их жизни, здоровья и имущества.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями законодательства, в том числе ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокуратура Максатихинского района Тверской области просит:

1. Признать бездействие администрации Максатихинского района и МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» по не проведению категорирования МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» и не разработке паспорта его безопасности незаконным.

2. Возложить обязанность на администрацию Максатихинского района и МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести категорирование МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» и разработать и согласовать паспорт его безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровин В.А. отказался от требований в части признания бездействия ответчиков по не проведению категорирования МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» и не разработке его паспорта безопасности незаконным, в связи с чем определением суда от 30.03.2018 года производство по иску в этой части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровин В.А. исковые требования в части возложения обязанности на ответчиков в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести категорирование МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» и разработать и согласовать его паспорт безопасности поддержал в полном объеме по указанным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» по доверенности ФИО1 в указанной части заявленные требования признала, о чем представила заявление, полагала, что указанные требования будут исполнены к 01.05.2018 года.

Представитель ответчика администрации Максатихинского района Тверской области по доверенности ФИО2 возражала против признания администрации Максатихинского района ответчиком по настоящему иску. Ответственность за организацию процедуры обследования и категорирования образовательного учреждения возлагается на руководителя (правообладателя) образовательного учреждения. В действующем законодательстве нет четкого алгоритма организации данной процедуры.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из договора № 16 от 01.07.2009 года МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» передано в безвозмездное пользование здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, договор носит бессрочный характер, приложен передаточный акт (л.д. 11-13).

Собственником указанных строений является МО «Максатихинский район», что подтверждается информацией комитета по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Максатихинского района Тверской области (л.д. 14-19).

Как следует из справки, составленной помощником прокурора Максатихинского района Тверской области, в ходе проверки установлено:

- МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» и администрацией Максатихинского района Тверской области в установленный законом срок, то есть до 07.02.2018 года не создана комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории),

- акт обследования не составлен,

- не разработан согласно утвержденной форме и не согласован паспорт безопасности МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» (л.д. 24).

Министерство образования Тверской области направило руководителям муниципальных органов управления образования Тверской области выписку из протокола заседания антитеррористической комиссии в Тверской области от 13.02.2018 года с просьбой принять исчерпывающие меры по обеспечению финансирования и выполнения необходимых мероприятий по антитеррористической защищенности образовательных организаций в срок до 01.03.2019 года (л.д.).

Как следует из выписки из протокола заседаний антитеррористической комиссии в Тверской области от 13.02.2018 года, необходимо до 01.05.2018 года завершить паспортизацию объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (л.д.).

Представлен устав МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» (л.д. 20-23).

Согласно ст. ст.2, 38 КонституцииРФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Детство находится под защитой государства.

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобыучреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п.3 ст.3 Конвенции).

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детскихучреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму вдошкольныхи школьных учреждениях.

Из содержания пункта 8 части 1 статьи41Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обобразованиив Российской Федерации» следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательномучреждении.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенцииобразовательнойорганизации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечениеобразовательнойдеятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательнымистандартами, федеральными государственными требованиями, образовательнымистандартами.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи28Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обобразованиив Российской Федерации» образовательнаяорганизация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работниковобразовательнойорганизации.

Образовательнаяорганизация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работниковобразовательнойорганизации.

Согласно пункту 3 статьи5Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальныеучреждения, в частности,учрежденияобразования.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

В соответствии с п. 7 Постановления для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований.

Согласно п. 8 Постановления срок работы комиссии определяется назначившим комиссию руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 14, 15 Постановления результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии не позднее последнего дня работы комиссии.

В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

В соответствии с п. 40, 41, 42 Постановления на каждый объект (территорию) на основании акта обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).

Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими лицами и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи9Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обобразованиив Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфереобразованияотносится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальныхобразовательныхорганизаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 7.1 статьи14, пункта 6.1 статьи15Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 3 статьи17Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальныхучреждений.

Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. К числу мер по противодействию терроризму относится, в силу закона, создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

Судом установлено, что в нарушение требований п. 7, 8, 14, 15, 40, 41, 42 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» ответчиками

- в установленный законом срок, то есть до 07.02.2018 года не создана комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

- до настоящего времени не завершено обследование и категорирование МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ», акт обследования и категорирования не подписан представителями всех уполномоченных органов,

- до настоящего времени не согласован паспорт безопасности МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ», а следовательно и нельзя признать его разработанным, согласно утвержденной форме.

Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. К числу мер по противодействию терроризму относится, в силу закона, создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов.

Возражения представителя ответчика администрации Максатихинского района Тверской области не нашли своего подтверждения в судебном заседании, так как именно МО Максатихинский район является собственником здания в котором расположения МБОУДО «Максатихинская ДЮСШ» и законодательством обязанность по соблюдению условий антитеррористической защищенности возложена на органы местного самоуправления, а участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Круг лиц, права которых нарушены, в данном случае установить невозможно.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что срок для исполнения обязанностей, указанных прокурором, должен быть определен в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, при этом судом учтены конкретные обстоятельства дела (время составления актов и согласования паспорта безопасности объекта).

При таких обстоятельствах, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и

руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Максатихинского района и МБОУДО «Максатихинская детско-юношеская спортивная школа» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу провести категорирование МБОУДО «Максатихинская детско-юношеская спортивная школа», разработать и согласовать паспорт безопасности МБОУДО «Максатихинская детско-юношеская спортивная школа».

Решение может быть обжаловано сторонами в Тверской областной суд через Максатихинский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий

полный текст решения изготовлен 02.04.2018 года.