ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2018 от 31.01.2018 Ташлинского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ташла 31 января 2018 года

Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Катеринина В.В.,

при секретаре судебного заседания Масленниковой Р.З..,

с участием представителя истца Кочуковой Л.И. - Жукова А.М., действующего на основании ордера адвоката,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кочуковой Любови Ивановны к муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о признании права, как педагогического работника, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения; о признании незаконным отказа в постановке на персонифицированный учет, как педагогического работника, пользующегося правом на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения, и о возложении обязанности поставить на указанный персонифицированный учет

УСТАНОВИЛ:

В Ташлинский районный суд Оренбургской области обратилась Кочукова Л.И. с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что она с 1975 года по 1994 год непрерывно работала сначала воспитателем, а затем заведующей детским садом ... Казахской ССР. После чего <дата> вышла на пенсию, проработав, таким образом, педагогическим работником в сельской местности более 10 лет.

Считает, что имеет право на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения. С целью получения такой компенсации она подала соответствующее заявление и документы для постановки на персонифицированный учет. Однако ответчиком было принято решение об отказе в постановке её на такой учет ввиду предоставления не полного пакета документов, указанных в пункте 6 Постановления Правительства Оренбургской области № 178-п от 10 марта 2017 года, а также содержащие недостоверную информацию.

Поскольку полагает отказ незаконным, просила признать за ней право как педагогического работника, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения; признать незаконным приказ МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № 429 от 6 октября 2017 года об отказе в постановке на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося правом на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения и о возложении обязанности поставить на указанный персонифицированный учет; возложить на ответчика обязанность поставить её на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Истец Кочукова Л.И. в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истца адвокат Жуков А.М. требования Кочуковой Л.И. поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, в направленном в суд отзыве возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив отзыв в котором возражали против удовлетворения заявленных требований.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно сведениям трудовой книжки колхозника Кочукова Любовь Ивановна с 1974 года работала воспитателем, а затем заведующей детским садом колхоза ... Республики Казахстан и колхоза ... уволена с 27 февраля 1974 года.

Сведениями, содержащимися в архивной справке КГУ «Государственный архив ... района управления культуры, архивов и документации ЗКО» от 24 ноября 2017 года подтверждается, что Кочукова Л.И. осуществляла трудовую деятельность в колхозе ... и колхозе ... Западной-Казахстанской области. ...

Согласно удостоверения ... от <дата> Кочуковой Л.И. назначена пенсия по старости с <дата>.

Кочукова Л.И. проживает по <адрес>, согласно паспортным данным зарегистрирована по месту жительства по указанному адресу. Жилой дом находится в её собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата>.

Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № 429 от 6 октября 2017 года отказано в постановке Кочуковой Л.И. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в связи с тем, что на момент выхода на пенсию <дата> Кочукова Л.И. не имела права на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, так как педагогическую трудовую деятельность прекратила <дата>; в соответствии с данными трудовой книжки у Кочуковой Л.И. отсутствует 10-летний стаж работы в муниципальных и государственных областных образовательных организациях; в заявлении о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения недостоверно указано, что трудовая педагогическая деятельность в МБДОУ ... осуществлялась с 1975 года по 27 февраля 1994 год, однако по данным трудовой книжки Кочукова Л.И. в этот период осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Казахстан.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.

В соответствии с подпунктами «е» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования и жилищное законодательство.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который, как и ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», закрепил право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также предусмотрел, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций -законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47 и абзац третий пункта 5 статьи 55 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ, вступившего в законную силу с 11 января 2011 года соответственно).

Таким образом, с 11 января 2011 года федеральный законодатель вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), как это было предусмотрено абзацем третьи пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, дополнившего приведенную норму указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации, установил педагогическим работникам образовательных учреждений право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в устанавливаемом нормативным правовым актом федерального или регионального уровня размере.

Изменяя с 1 января 2005 года правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ законодатель указал, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие, согласно которому при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Федеральным законодателем предоставлено право субъекту Российской Федерации самостоятельно определять размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных выше мер социальной поддержки педагогических работников.

Законом Оренбургской области «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» № 1834/378-IV-03 от 29 декабря 2007 года (в редакции от 28.12. 2016 года) установлено право педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно статье 2 названного Закона размер расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшем на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельской местности не менее 10 лет, определяется из следующих условий: тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения; размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником; объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке; объема потребляемых услуг электроснабжения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.

Во исполнение статьи 3 Закона, Постановлением Правительства Оренбургской области № 178-п от 10 марта 2017 года утвержден порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет.

В соответствии с п. 3 Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 ЖК РФ.

Согласно п. 4 Порядка выплата компенсации осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству образования Оренбургской области по разделу «Социальная политика».

Персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образованиями. (п. 5)

Для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю муниципальной или государственной областной образовательной организации:

а) заявление о постановке на персонифицированный учет
педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с
указанием занимаемой должности по основному месту работы и периода
работы в образовательной организации;

б) копию паспорта;

в) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение
(ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены,
дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе
семьи;

г) справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему
проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и
социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим
работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных
с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением
согласно законодательству Российской Федерации;

д) копию трудовой книжки для педагогических работников, вышедших
на пенсию, и копию пенсионного удостоверения;

е) реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации,
для зачисления суммы компенсации.

Ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в документах, указанных в настоящем пункте, несет педагогический работник (п. 6).

Руководитель образовательной организации формирует список педагогических работников, подавших документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, заверяет его подписью и печатью образовательной организации и в течение 10 дней со дня поступления документов от педагогических работников направляет список и поступившие документы в орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования, а последний в течение 10 дней со дня получения списков рассматривает поступившие документы и принимает решение о постановке либо об отказе в постановке педагогического работника на персонифицированный учет.

Из пункта 10 подпункта «а» Порядка следует, что основанием для отказа в постановке на персонифицированный учет является представление педагогическим работником документов, указанных в пункте 6 Порядка, не в полном объеме и (или) содержащих недостоверную информацию.

Из содержания указанных закона и нормативно-правовых актов следует, что право на возмещение расходов, связанных с оплатой отопления и электроэнергии, возникает у педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Оренбургской области, не менее 10 лет.

Согласно разъяснениям Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года № 154/12-22 льготы по коммунальным услугам за педагогами при переходе их на пенсию сохраняются за теми из них, кто на момент перехода на пенсию пользовался этими льготами независимо от того, когда и какая пенсия им была назначена.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Кочукова Л.И. работала воспитателем и заведующей детским садом в колхозе ... и колхозе «... Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. В настоящее время является пенсионером и проживает в сельской местности на территории Оренбургской области.В заявлении о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения Кочуковой Л.И. содержится недостоверная информация о том, ею с 1975 года по 27 февраля 1994 год осуществлялась трудовая педагогическая деятельность в МБДОУ ...

Вместе с тем при обращении в МУ Управление образования МО «Ташлинский район» Оренбургской области с заявлением о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, истец Кочукова Л.И. не представила документы, подтверждающие стаж работы в муниципальных и государственных образовательных организациях Оренбургской области и на момент выхода на пенсию она имела право на указанные меры социальной поддержки и что она пользовалась указанными льготами на территории Казахской ССР.

В судебное заседание указанные документы также истцом не представлены.

Таким образом, истцом не представлены доказательства, подтверждающие право, как педагогического работника, вышедшего на пенсию, на получение компенсации расходов на отопление, освещение и оплату за жилое помещение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что приказ МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № 429 от 6 октября 2017 года в полной мере отвечает требованиям п. 6 и п. 10 Порядка компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области № 178-п от 10 марта 2017 года, и у суда отсутствуют основания для признания его незаконным и отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности поставить Кочукову Л.И. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Кочуковой Любови Ивановне о признании права, как педагогического работника на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения.

Отказать в удовлетворении исковых требований Кочуковой Любови Ивановны о признании незаконным приказа МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № 429 от 6 октября 2017 года об отказе в постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и о возложении на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанности поставить на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда.

Мотивированный текст решения суда составлен 5 февраля 2018 года.

Судья В.В. Катеринин