ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2022 от 01.02.2022 Пинежского районного суда (Архангельская область)

29RS0020-01-2021-000948-12

Дело № 2-52/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2022 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Жук О.Ю.,

при секретаре Чупаковой Э.В.,

с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Моисеенко В.С.,

представителей ответчиков муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ясненская средняя школа № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Федорчук А.В., Управления образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области Усынина В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пинежского района Архангельской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ясненская средняя школа № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район», Управлению образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области об обязании устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, привести его в надлежащее состояние,

у с т а н о в и л:

прокурор Пинежского района Архангельской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ответчикам.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой Пинежского района 09 ноября 2021 года проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне и защиты населения от чрезвычайных ситуаций МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» МО «Пинежский муниципальный район» и Управлением образования администрации МО «Пинежский муниципальный район» Архангельской области. Целью проведенной проверки являлась оценка состояния законности в рассматриваемой сфере, соблюдение в защитных сооружениях гражданской обороны требований порядка их содержания и использования в мирное время. Проверено защитное сооружение гражданской обороны: инв. № в реестре ЗС ГО МЧС России - <...>, инв. № ГУ МЧС России по Архангельской области - <...> (противорадиационное укрытие), расположенное по адресу: <адрес> (МБОУ «Ясненская средняя школа № 7»), в подвальном помещении здания.

Согласно данным учета защитных сооружений гражданской обороны МО «Пинежский муниципальный район» в подвале указанного здания расположено противорадиационное укрытие. Согласно инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны (противорадиационного укрытия) инвентарный №*** общей площадью 78 кв.м., вместимостью 50 человек, дата ввода в эксплуатацию <...> г.; на противорадиационное укрытие составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО ПРУ 25.09.2018; согласно паспорту противорадиационного укрытия, противорадиационное укрытие (ПРУ) относится к группе П-4. Собственником защитного сооружения гражданской обороны является администрация МО «Пинежский муниципальный район». Объект находится в оперативном управлении МБОУ «Ясненская средняя школа № 7». Подвал, в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны, в мирное время используется как подсобное помещение для хранения инвентаря МБОУ «Ясненская средняя школа № 7».

Указал, что в ходе проверки установлено содержание защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО)– противорадиационного укрытия, находящегося в подвальном помещении здания по адресу <адрес> (МБОУ «Ясненская средняя школа № 7»), с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в связи с чем в адрес главы МО «Пинежский муниципальный район» было внесено представление об устранении выявленным нарушений закона, которое 03 декабря 2021 года рассмотрено, выявленные нарушения закона устранены частично, однако ряд нарушений не устранен, противорадиационное укрытие содержится с нарушением указанных Правил.

Так, согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации. В силу пункта 3.2.2 Правил при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции. В силу п. 3.5.3 Правил для внутренней отделки помещений не допускается применение горючих строительных материалов.

В нарушение пунктов 3.2.1., 3.2.2, 3.5.3 Правил не обеспечена герметичность дверных проемов входов (выходов) в ПРУ, в стенах, дверных проемах, местах прокладки труб защитного сооружения имеются сквозные отверстия, сообщающиеся с иными помещениями подвала, полы сделаны из досок.

Согласно п. 3.3.3. снабжение противорадиационных укрытий воздухом осуществляется за счет естественной вентиляции и вентиляции с механическим побуждением. В нарушение указанного пункта система вентиляция с механическим побуждением в противорадиационном укрытии отсутствует.

Поскольку противорадиационное укрытие находится в оперативном управлении МБОУ «Ясненская средняя школа № 7», полагает, что данный ответчик обязан поддерживать его надлежащем состоянии и постоянной готовности к использованию. Управление образования администрации МО «Пинежский муниципальный район», которое является лицом, исполняющим функции и полномочия учредителя МБОУ «Ясненская средняя школа № 7», в соответствии требованиями Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Положения о порядке формирования муниципальных заданий муниципальным учреждениям МО «Пинежский район» и порядке финансового обеспечения этих заданий, обязано сформировать для МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» муниципальное задание с учетом расходов на выполнение работ по приведению противорадиационного укрытия.

Просит возложить на МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» МО «Пинежский район» обязанность в срок до 31 декабря 2023 года привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, соответствующее требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, противорадиационное укрытие по адресу: <адрес>, Пинежский район, Архангельская область, а именно: оборудовать противорадиационное укрытие герметическими дверями, соответствующими типу защитного сооружения; обеспечить исправность и сохранность защитных свойств герметических дверей, аварийных выходов, входов, герметизацию и гидроизоляцию противорадиационного укрытия, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; обеспечить установку вентиляции в соответствии с требованиями Правил, настил полов из негорючих материалов. Возложить на Управление образования администрации МО «Пинежский район» Архангельской области обязанность сформировать муниципальное задание для МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» МО «Пинежский район» на 2023 год с учетом расходов на выполнение работ по приведению противорадиационного укрытия, расположенного по адресу <адрес>, Пинежский район, Архангельская область, в соответствие с установленными требованиями: оборудовать противорадиационное укрытие герметическим дверями, соответствующими типу защитного сооружения; обеспечить исправность и сохранность защитных свойств герметических дверей, аварийных выходов, входов, герметизацию и гидроизоляцию противорадиационного укрытия, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; обеспечить установку вентиляции в соответствии с требованиями Правил, настил полов из негорючих материалов.

Помощник прокурора Пинежского района Архангельской области Моисеенко В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ясненская средняя школа № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Федорчук А.В. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что противорадиационное укрытие поставлено на учет при отсутствии на то оснований, установленным для защитного сооружения требованиям данное помещение не соответствует. В сентябре 2018 года проведена инвентаризация, по итогам которой сделан вывод, что данный объект не является защитным сооружением и поставлен на учет необоснованно. В настоящее время проводится работа по снятию противорадиационного укрытия с учета.

Представитель ответчика Управления образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области Усынин В.П., в судебном заседании иск не признал, пояснив, что противорадиационное укрытие отсутствует в проектной документации и техническом паспорте на здание МБОУ «Ясненская средняя школа № 7», в экспликации помещений здания не указано наличие противорадиационного укрытия. Вышеуказанный объект гражданской обороны в составе имущества МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» отсутствует, как защитное сооружение не возводилось, построенный объект недвижимости под противорадиационное укрытие не реконструировался и не приспосабливался, не имеет признаков защитного сооружения. Помещение подвала здания не может использоваться как защитное сооружение гражданской обороны, так как конструкция и техническое состояние основных несущих строительных конструкций и инженерных сетей не соответствует требованиям действующих норм и правил. Имеющийся паспорт противорадиационного укрытия не соответствует требованиям приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583. В связи с чем полагает, что объект гражданской обороны –противорадиационное укрытие числится в реестре объектов гражданской обороны необоснованно, внесен в него в отсутствие законных оснований.

Также указал, что в 2018 году составлен акт инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия №***, расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение). По итогам инвентаризации комиссия пришла к выводу, что данное помещение не является защитным сооружением гражданской обороны и поставлено на учет необоснованно, и признала, что отсутствует потребность в ЗС ГО на данной территории для защиты категорий населения, установленных постановлением Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО» от 29.11.1999 года № 1309, предложила снять с учета необоснованно поставленное защитное сооружение гражданской обороны, ПРУ, инв. №***. После этого начата работа по списанию защитного сооружения гражданской обороны расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение), которая до настоящего времени не закончилась, а данное помещение в мирное время используется как подсобное помещение для хранения хозяйственного инвентаря МБОУ «Ясненская СШ № 7».

Указал, что в силу пункта 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1"О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное защитное сооружение гражданской обороны состоит в федеральной собственности. В муниципальную собственность оно не передавалось, полномочия и обязанности собственника по содержанию данного объекта должно осуществлять Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе.

Полагает, что возложение обязанности на Управление образования сформировать муниципальное задание для МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» на 2023 год с учетом расходов на выполнение работ по приведению противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными требованиями, повлечет формирование и утверждение муниципального задания, не соответствующего предусмотренными учредительными документами основными видами деятельности МБОУ «Ясненская средняя школа № 7»; понуждение Управления образования к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств бюджета, предусмотренных на содержание образовательных организаций.

Третье лицо – Главное управление МЧС России по Архангельской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило. В отзыве на исковое заявление представитель Стащенко Т.В. привел аналогичные доводы о необоснованности постановки защитного сооружения на учет, о нахождении объекта в федеральной собственности. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления МЧС России по Архангельской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав помощника прокурора Пинежского района, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Муниципальное образование «Пинежский муниципальный район» Архангельской области является собственником здания школы, расположенного по адресу: <адрес>. Номер здания по реестру объектов муниципальной собственности МО «Пинежский район» - <...>, кадастровый номер <...> (л.д.40).

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ года здание школы по акту приемки-передачи недвижимого имущества передано в оперативное управление муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ясненская средняя школа № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (л.д.35-36).

Право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 14 марта 2011 года (л.д.37-38).

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены противорадиационные укрытия - защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

В соответствии с пунктами 9, 10, 13 названного постановления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 9).

Организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10).

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п. 13).

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пунктов 1.2, 2.1, 2.2 Правил статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта противорадиационного укрытия, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений.

Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.

Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.

При отсутствии паспорта основанием для учета защитного сооружения гражданской обороны являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к защитным сооружениям гражданской обороны.

Судом установлено, что в подвальном помещении здания школы по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны: противорадиационное укрытие, относящееся к группе П-4.

Его статус как защитного сооружения гражданской обороны подтвержден паспортом от 08 сентября 2006 года №*** противорадиационного укрытия, заверенным организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений (л.д.29-30).

Отсутствие в проектной и технической документации здания указаний на наличие противорадиационного укрытия, вопреки доводам стороны ответчика, не опровергает статус данного объекта как защитного сооружения, для подтверждения которого достаточно паспорта противорадиационного укрытия (п. 2.2 Правил).

Данное защитное сооружение учтено в реестре защитных сооружений гражданской обороны МЧС России (№***), состоит на учете в Главном управлении МЧС России по Архангельской области за №***, внесено в журнал учета противорадиационных укрытий МО «Пинежский район», что подтверждается инвентаризационной карточкой от 19 марта 2014 года, выпиской из журнала учета противорадиационных укрытий МО «Пинежский район» и лицами, участвующими в деле, не оспаривается (л.д.31-32,39,41).

Подвал, в котором расположено защитное сооружение гражданской обороны, в мирное время используется как подсобное помещение для хранения инвентаря МБОУ «Ясненская средняя школа № 7».

Организацией, эксплуатирующей защитное сооружение гражданское обороны –противорадиационное укрытие, является МБОУ «Ясненская средняя школа № 7», на которую в силу приведенных положений законодательства, возложено поддержание сооружения в состоянии постоянной готовности к использованию.

Указание на образовательное учреждение как лицо, эксплуатирующее сооружение, содержится в паспорте противорадиационного укрытия, инвентаризационной карточке защитного сооружения, следует из договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления (л.д.29-31, 35-36).

Основания для возложения обязанности по поддержанию объекта в надлежащем состоянии и постоянной готовности к использованию на территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с положениями Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1"О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" отсутствуют, так как объект имеет собственника, которым является администрация МО «Пинежский район».

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 3.2.2 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции.

В силу п. 3.3.3 Правил снабжение противорадиационных укрытий воздухом осуществляется за счет естественной вентиляции и вентиляции с механическим побуждением, а укрытий - за счет естественной вентиляции, если иное не предусмотрено проектной документацией.

В соответствии с п. 3.5.3 Правил запрещается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Пинежского района Архангельской области 09 ноября 2021 года, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – противорадиационное укрытие, находящееся по адресу <адрес> (МБОУ «Ясненская средняя школа № 7»), в подвальном помещении здания, содержится с нарушением Правил.

10 ноября 2021 года в адрес главы МО «Пинежский муниципальный район» прокурором Пинежского района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено 03 декабря 2021 года и удовлетворено. Выявленные нарушения закона устранены частично. В настоящее время противорадиационное укрытие также содержится с нарушением Правил.

Так, в нарушение пунктов 3.2.1., 3.2.2, 3.5.3 Правил не обеспечена герметичность дверных проемов входов (выходов) в ПРУ, в стенах, дверных проемах, местах прокладки труб защитного сооружения имеются сквозные отверстия, сообщающиеся с иными помещениями подвала, полы сделаны из досок.

В нарушение п. 3.3.3 Правил система вентиляции с механическим побуждением в противорадиационном укрытии отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждены справкой от 10 ноября 2021 года о результатах проведенной прокуратурой проверки защитного сооружения гражданской обороны, представлением №*** от 11 ноября 2021 года об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне и защиты от чрезвычайных ситуаций, использования имущества, рапортом врио начальника ОНД и ПР Пинежского района от 09 ноября 2021 года и фототаблицей к рапорту, сообщением Управления образования администрации МО «Пинежский район» от 03 декабря 2021 года о результатах рассмотрения представления, протоколом от 03 декабря 2021 года рассмотрения представления прокуратуры Пинежского района, информацией МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» от 03 декабря 2021 года по результатам проверки защитного сооружения гражданской обороны, объяснениями сторон (л.д.11-12,13-16, 17-20, 21-22, 23-25, 26).

Неисполнение МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» законодательства о гражданской обороне и защите населения от чрезвычайный ситуаций может нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц - участников образовательного процесса и иных лиц, пользующихся зданием школы, а также создать угрозу их жизни и здоровью. В связи с чем исковые требования прокурора Пинежского района к МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» подлежат удовлетворению.

В соответствии с Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ясненская средняя школы № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район», утвержденным приказом Управления образования администрации МО «Пинежский район» №*** от 24 сентября 2015 года, МБОУ «Ясненская средняя школа №7» является некоммерческой организацией бюджетного типа, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет бюджетных средств, а также иных предусмотренных законодательством источников. Функции и полномочия учредителя школы исполняет администрация МО «Пинежский муниципальный район» в лице Управления образования администрации МО «Пинежский муниципальный район».

Основными видами деятельности учреждения является реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования.

Целями деятельности школы является, в том числе, создание материально-технических условий для охраны жизни и здоровья участников образовательного процесса (л.д.42-67).

Согласно Положению об Управлении образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области, утвержденному решением Собрания депутатов муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 29 мая 2020 года №***, Управление образования является муниципальным казенным учреждением. Его учредителем является МО «Пинежский муниципальный район». Финансирование Управления образования производится за счет средств районного бюджета. При исполнении полномочий как учредителя муниципальных образовательных организаций Управление образования контролирует сохранность и эффективное использование закрепленной за муниципальными образовательными организациями муниципальной собственности, а также формирует и утверждает муниципальные задания для подведомственных образовательных организаций (л.д.68-78).

Таким образом, МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» является бюджетным учреждением, функции и полномочия учредителя которого исполняет администрация МО «Пинежский муниципальный район» в лице Управления образования администрации МО «Пинежский муниципальный район».

В соответствии со ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Пунктами 3, 6 указанной статьи предусмотрено, что государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Постановлением администрации МО «Пинежский муниципальный район» от 16 ноября 2017 года № 1053-па утверждено Положение о порядке формирования муниципальных заданий муниципальным учреждениям МО «Пинежский район» и порядке финансового обеспечения этих заданий (л.д.79-106).

Согласно указанному Положению муниципальное задание формируется на очередной финансовый год и утверждается для бюджетных учреждений органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

Муниципальное задание формируется в сроки составления проекта решения о районном бюджете.

Принимая во внимание порядок финансового обеспечения деятельности муниципального бюджетного учреждения, учитывая, что функции и полномочия его учредителя исполняет администрация МО «Пинежский муниципальный район» в лице Управления образования администрации МО «Пинежский муниципальный район», расходы на выполнение работ по приведению противорадиационного укрытия требуют финансирования за счет средств районного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора к Управлению образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области о возложении обязанности сформировать муниципальное задание для МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» на 2023 год с учетом расходов на выполнение работ по приведению противорадиационного укрытия в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, вывод комиссии, содержащийся в акте инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационного укрытия №***, расположенного по адресу: <адрес> (подвальное помещение)) от 25 сентября 2018 года о том, что данное помещение не является защитным сооружением гражданской обороны и поставлено на учет необоснованно, и предложение комиссии о снятии его с учета (л.д.33-34), не прекращает статуса указанного объекта как защитного сооружения гражданской обороны.

В связи с чем доводы ответчиков и третьего лица о том, что противорадиационное укрытие числится в реестре объектов гражданской обороны не обоснованно, внесено в него при отсутствии законных оснований, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований об обязании устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, привести его в надлежащее состояние, однако могут являться основанием для предъявления иска к ГУ МЧС России для снятия защитного сооружения с учета.

В исковом заявлении прокурор просит суд установить ответчику МБОУ «Ясненская средняя школа № 7» срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из фактических обстоятельств дела, в целях исполнения решения, суд находит указанный прокурором срок достаточным для совершения необходимых действий и соответствующим целям обеспечения разумности сроков исполнения ответчиком судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ясненская средняя школа № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район», Управлению образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области об обязании устранить выявленные нарушения при содержании и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, привести его в надлежащее состояние - удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ясненская средняя школа № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обязанность в срок до 31 декабря 2023 года привести в состояние постоянной готовности к использованию по предназначению, соответствующее требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, противорадиационное укрытие по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать противорадиационное укрытие герметическими дверями, соответствующими типу защитного сооружения; обеспечить исправность и сохранность защитных свойств герметических дверей, аварийных выходов, входов, герметизацию и гидроизоляцию противорадиационного укрытия, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; обеспечить установку вентиляции в соответствии с требованиями указанных Правил, настил полов из негорючих материалов.

Возложить на Управление образования администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области обязанность сформировать муниципальное задание для муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ясненская средняя школа № 7» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на 2023 год с учетом расходов на выполнение работ по приведению противорадиационного укрытия, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, а именно расходов на оборудование противорадиационного укрытия герметическими дверями, соответствующими типу защитного сооружения; на обеспечение исправности и сохранности защитных свойств герметических дверей, аварийных выходов, входов, герметизации и гидроизоляции противорадиационного укрытия, инженерно-технического оборудования и возможности перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации; на обеспечение установки вентиляции в соответствии с требованиями указанных Правил, настила полов из негорючих материалов.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы или представления через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2022 года.

Судья Жук О.Ю.