ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-52/2022 от 23.06.2022 Тарногского районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0021-01-2022-000079-07

дело № 2-52/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Тарногский Городок 23 июня 2022 года

Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еиной Н.Н.,

при секретаре Дмитриевской В.Н.,

с участием истца заместителя прокурора Тарногского района Ангулиной О.Н.,

представителя ответчика администрации Тарногского муниципального района Шамонина Н.А.,

представителя ответчика администрации Илезского сельского поселения Вячеславова Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тарногского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Илезского сельского поселения, администрации Тарногского муниципального района о возложении обязанности обеспечить круглогодичный проезд к д. Шевелевская Тарногского района Вологодской области,

установил:

Прокурор Тарногского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Илезского сельского поселения, администрации Тарногского муниципального района о возложении обязанности обеспечить круглогодичный проезд к д. Шевелевская Тарногского района Вологодской области.

В обоснование иска указано, что в сентябре 2020 года прокуратурой района проведена проверка по обращению Сулоевой Н.Н. по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги от п. Конторка до д. Шевелевская Тарногского района Вологодской области. В результате проверки установлено, что автомобильная дорога «проезд между д. Гольчевская – д. Шевелевки» протяженностью 37 км включена в Перечень автомобильных дорог местного значения на территории Тарногского муниципального района, утвержденный постановлением администрации района от 07.10.2019 № 455. По соглашению от 20.12.2019 администрация района часть полномочий в сфере дорожной деятельности передала администрации Илезского сельского поселения. В обязанности администрации Илезского сельского поселения по данному соглашению входит содержание, ремонт и строительства дорог и мостов. Согласно информации администрации Илезского сельского поселения в д. Шевелевская постоянно проживают 6 человек. Транспортное сообщение обеспечено от д. Гольчевская до п. Конторка протяженностью 25 км. Практически круглогодично, проезд бывает затруднен из-за весеннего паводка. Вместе с тем, участок от п. Конторка до д. Шевелевская из-за болотистой местности является непроезжим в весенний и зимний периоды и дождливое лето, его содержание осуществляется только в зимний период (расчистка дороги от снега). Ненадлежащее содержание автомобильной дороги нарушает права граждан, проживающих в д. Шевелевская на свободное передвижение, транспортную доступность, делает невозможным проезд пожарных машин, скорой помощи, машин организаций, осуществляющих торговлю, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. Прокуратурой района в адрес руководителя администрации Тарногского муниципального района 01.09.2020 было внесено представление об устранении нарушений закона, в котором указывалось на необходимость принятия дополнительных мер по оценке технического состояния данной дороги, обеспечению населения д. Шевелевская услугами торговли и бытового обслуживания, созданию условий для оказания медицинской помощи жителям данного населенного пункта. Вместе с тем до настоящего времени надлежащих мер по круглогодичному содержанию указанной выше автодороги, обеспечивающей возможность проезда по ней транспортных средств, ни администрацией Тарногского муниципального района, ни администрацией Илезского сельского поселения не принято, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.

Ссылаясь на положения ст.ст. 27, 12,130 Конституции Российской Федерации, положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15 ч. 1 п. 5), ст.ст. 3, 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с.12 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 1,2,11,12 ГК РФ, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор Тарногского района просит возложить на администрацию Тарногского муниципального района, администрацию Илезского сельского поселения обязанность обеспечить круглогодичный проезд по автомобильной дороге «проезд между д. Гольчевская – д. Шевелевки» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

По определению суда от 05.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика,

привлечен Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.

По определению суда от 04.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено ГИБДД ОМВД России по Тарногскому району.

По определению суда от 27.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика,

привлечено Правительство Вологодской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Тарногского района Ангулина О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Тарногского муниципального района Шамонин Н.А. исковые требования не признал по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление и дополнении к ним. Просил в удовлетворении иска отказать.

Из возражений на иск следует, что автомобильная дорога «проезд между д. Гольчевская – д. Шевелевская», а именно участок от п. Конторка до д. Шевелевская находится на содержании Илезского сельского поселения по соглашению от 20.12.2019. на содержание автомобильных дорог поселению выделяются денежные средства за счет областных субсидий на дорожную деятельность. Бюджет района является дотационным, дополнительные средства на ремонт дороги отсутствуют. В тоже время проезд в д. Шевелевская администрацией Илезского сельского поселения обеспечивается, на зимнее время содержание проезда к д. Шевелевская заключаются контракты с ИП Кожевниковым В.Я., в настоящее время дорога находится в проезжем состоянии. Оканавливание обочин и подсыпка песчано-гравийной смесью не дает должного эффекта, необходимо строительство новой автомобильной дороги «Илезский Погост-Конторка – Шевелевская», для строительства которой необходимо 1004441,53 тыс. рублей по состоянию на 2015 год. На данный момент в д. Шевелевская проживает три человека: Семья имеет в собственности благоустроенную квартиру в с. Тарногский Городок и жилой дом в д. Игумновская. В 2020 году жителями д. Шевелевская были даны письменные отказы на переселение в муниципальные жилые помещения на территории Илезского поселения. обратившаяся с жалобой в прокуратуру, в д. Шевелевская не проживает. Дорожный фонд Тарногского муниципального района составляет 18 000000 руб., на территории района расположено 406,7 км автомобильных дорог местного значения общего пользования и 27 мостов, которые требуют постоянного ремонта и содержания. Выделить дополнительные средства на строительство данной дороги не имеется возможности. Нецелесообразно, нерационально вложение бюджетных средств более 1 миллиарда руб., которых нет в бюджете района на строительство дороги из-за одного человека, имеющего возможность выехать в благоустроенную квартиру на территории Илезского сельского поселения, а также из-за отсутствия объектов социальной инфраструктуры, хозяйственной деятельности и отсутствия перспективы возрождения и развития населенного пункта. В дополнениях к возражениям ссылаясь на п.5 ст.179.4, ст.28,33 БК РФ указано, что проведение ремонта дороги нецелесообразно в виду существенных финансовых затрат и краткосрочности достигаемого результата. Обеспечение круглогодичного проезда по дороге определяется фактической необходимостью строительства новой дороги, что требует выделения на эти цели средств местного бюджета (на 2015-1004441,53 тыс. рублей) в десятки раз превышающих объем дорожного фонда Тарногского муниципального района (18 млн. рублей).

Представитель ответчика администрации Илезского сельского поселения Вячеславов Н.М. исковые требования не признал в полном объеме по изложенным в возражениях доводам. Просил в удовлетворении иска отказать. В возражениях на исковое заявление указано, что автомобильная дорога «проезд между д. Гольчевская – д. Шевелевская», а именно участок от п. Конторка до д. Шевелевская находится на содержании Илезского сельского поселения по соглашению от 20.12.2019. На содержание автомобильных дорог поселению выделяются денежные средства за счет областных субсидий на дорожную деятельность. Бюджет района является дотационным, дополнительные средства на ремонт дороги отсутствуют. В тоже время проезд в д. Шевелевская администрацией Илезского сельского поселения обеспечивается, на зимнее время содержание проезда к д. Шевелевская заключаются контракты с ИП Кожевниковым В.Я., в настоящее время дорога находится в проезжем состоянии. Полагают строительство автодороги в настоящее время нецелесообразным, поскольку фактически эта дорога к одному человеку, который имеет возможность выехать в благоустроенную квартиру на территории Илезского сельского поселения и устроиться на работу. Какие-либо объекты социальной инфраструктуры отсутствуют, хозяйственная деятельность не ведется, перспектива возрождения и развития данного населенного пункта отсутствует.

Представители третьего лица Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, ГИБДД ОМВД России по Тарногскому району, Правительства Вологодской области, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" используются следующие основные понятия: 6)дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги; 10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

По общему правилу части 10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения относятся к собственности муниципального района.

Частью 3 статьи 15 этого же закона предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

Из материалов дела следует, что согласно Перечню автомобильных дорог местного значения на территории Тарногского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Тарногского муниципального района от 07.10.2019 № 455, на территории Тарногского муниципального района имеется автодорога «Проезд между д. Гольчевская-д. Шевелевки» общей протяженностью 37 км (с гравийным покрытием- 15 км, грунтовое покрытие – 22 км), сведений о государственной регистрации права в отношении которой не имеется.

Из ответа отдела архитектуры УИР администрации Тарногского муниципального района Вологодской области следует, что д.Гольчевская и д. Шевелевская находятся в границах Тарногского муниципального района. Сообщение между этими населенными пунктами проходит по территории Илезского сельского поселения Тарногского муниципального района. Генеральный план МО «Илезское сельское поселение» отсутствует в связи с принятием Советом Илезского сельского поселения решения от 29.03.2012 №83 «Об отсутствии необходимости подготовки генерального плана поселения».

По сведениям Комитета по управлению имуществом объект недвижимости «Проезд между д Гольчевская-д.Шевелевки» общей протяженностью 37 км., включен в перечень автомобильных дорог местного значения на территории Тарногского муниципального района, утвержденной постановлением администрации Тарногского муниципального района№441 от 10.11.2021 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения на территории Тарногского муниципального района». Техническая документация на данный объект отсутствует в связи с тем, что кадастровые работы по технической инвентаризации, изготовлению технических планов и технических паспортов, а также формированию земельных участков не проводилось.

Соглашением от 20.12.2019, заключенным между администрацией Илезского сельского поселения и администрацией Тарногского муниципального района Вологодской области администрация поселения приняла обязательства в сфере дорожной деятельности: в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части содержания, ремонта и строительства дорог и мостов местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района; в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района; в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (паковочных мест), осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии в законодательством Российской Федерации.

Во исполнении данного соглашения администрация поселения осуществляет содержание, ремонт и строительство дорог и мостов, указанных в разделе 1 соглашения. Администрация района обеспечивает финансовыми средствами осуществление администрацией полномочий, передаваемых в соответствии с настоящим соглашением полномочий (раздел 2 соглашения).

Финансовое обеспечение переданных полномочий обеспечивается администраций района за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения. Ежегодный объем межбюджетных трансфертов предусматривается в решении Представительного Собрания о бюджете района на очередной финансовый год в соответствии с методикой расчета (раздел 4). Соглашение заключено сроком на три года, вступило в законную силу с 01.01.2020.

По информации Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 30.03.2022 в соответствии с пунктом 2.2 Приложения к Подпрограмме 1 Правил предоставления и распределения субсидий….», утвержденных Постановлением правительства Вологодской области от 25.03.2019 № 286 «Об утверждении государственной программы Вологодской области «Дорожная сеть и транспортное обслуживание в 2021-2025 г.г.» субсидии на осуществление дорожной деятельности предоставляется муниципальным образованиям на основании их заявки, в том числе, с приложением перечня объектом муниципального образования, софинансируемых за счет средств областного бюджета в форме субсидий на осуществление дорожной деятельности и пояснительной записки отдельно по каждому объекту с обоснованием целесообразности строительства (реконструкции), капитального ремонта, ремонта объекта, выполнения работ по его содержанию.

Имеется соглашение о предоставлении МО «Тарногский муниципальный район» субсидии на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда Вологодской области от 14.02.2022.

Из материалов дела следует, что основанием для проведения прокуратурой проверки состояния автомобильной дороги от п. Конторка до д. Шевелевская Тарногского района Вологодской области, а затем обращения в суд с иском послужило обращение поступившее в прокуратуру Тарногского района 20.07.2020, в котором указано, что в деревне Шевелевская постоянно прописано и проживают 6 человек. Кроме того 55 человек имеют в деревне постоянную регистрацию, однако переехали жить в другие места, и снимают жилье, из-за того, что деревня находится в 8 км от п. Конторка. Жители деревни лишены возможности своевременно получать медицинскую помощь, делать покупки, посещать учебные заведения. В 2012 году обращались в онлайн приемную губернатора Вологодской области по факту ненадлежащего состояния дороги, был получен ответ администрации Тарногского муниципального района, в котором сообщалось, что в 2013 году планировалось строительство автодороги с. Илезский Погост – п. Конторка, и будет рассмотрена возможность ремонта проезда до д. Шевелевская, однако никаких работ произведено не было, денежные средства на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильной дороги не выделялись. В обращении просила провести проверку по ее обращению и рассмотреть вопрос об обращении в суд с иском за защитой неопределенного круга лиц по вопросу обеспечения безопасного круглогодичного проезда к д. Шевелевская. К обращению приложены фотографии автодороги в количестве четырех штук, не датированы, не подписаны, обозначения на дороге отсутствуют.

По сведениям ОМВД России по Тарногксму району зарегистрирована по месту жительства по адресу: ......

В соответствии с постановлением администрации Тарногского муниципального района от 20.09.2017 №485 многоквартирные дома по адресу: ...... на основании актов обследования жилых помещений от 19.09.2017, заключений межведомственной комиссии о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания от 19.09.2017 администрации района, признаны аварийными и подлежащими сносу.

Согласно выписке из ЕГРН Сулоевой Н.Н. принадлежит на праве общей совместной собственности квартира №469 в доме №4 микрорайон Зеленый Город, г. Вологда.

В соответствии с представленными администрацией Илезского сельсовета Тарногского муниципального района Вологодской области от 25.12.2001 №12 « О присвоении номеров домам и названий улицам по Илезскому сельсовету» в п. Айга и п. Конторка присвоены названия улиц и номера домам по Илезскому сельсовету по всем деревням и поселкам по спискам. Согласно списку в д. Шевелевская 49 домов без улиц. Из них нежилые, дома -№№35,41,42,49.

По выписке из похозяйственных книг №17 на 2017-2021 г.г. по лицевому счету 17-33 по адресу: ...... значится указано- проживает 1 человек; по адресу: ...... значится указано- проживает 2 человека.

Согласно справке администрации Илезского сельского поселения от 14.03.2022 в д. Шевелевская проживает три жителя – в доме №40, в доме №46. На территории поселения имеется 4 свободных муниципальных квартиры в п. Конторка, п. Айга и в с.Илезский Погост. Получен письменный отказ от переезда. Представлены заявления об отказе на переезд от жителей д. Шевелевская - (д.38) . (д.40), (д.45), (д.48), (д.46) от 13.10.2020.

По сведениям Комитета по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального района в реестре муниципальной собственности Тарногского муниципального района по д. Шевелевской Илезского сельского поселения Тарногского района учтены жилые помещения в д. Шевелевская: д.1, кв.2; д.3, кв1; д.26, кв.2; д.27, кв.1,кв.2;д.29, кв.2; из них по договору социального найма предоставлены: (д. Шевелевская, д.29, кв.2), (д. Шевелевская д.26, кв.2). По жилым помещениям по адресу: д. Шевелевская, д.27, кв.1,кв.2; д.1, кв.2; д.3, кв.1 договоров социального найма не заключалось.

Жилое помещение по адресу: д. Шевелевская, д.45 находится в собственности Илезского сельского поселения, на данное жилое помещение заключен договор социального найма с

По выпискам из ЕГРН правообладателем жилых помещений по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с/п Илезское, д.Шевелевская, д.45 является МО Илезское сельское поселение Тарногский муниципальный район Вологодской области; правообладателем жилых помещений по адресу: Вологодская область, Тарногский район, д.Шевелевская (Илезское МО), д.1, кв.2; д.3, кв.1; д.27, кв.1; д.27, кв.2; д.26, кв.2; д.29.,кв.2 является МО «Тарногский муниципальный район».

Согласно пояснениям представителей ответчиков Шамонина Н.А. и Вячеславова Н.М. на данный момент в д. Шевелевская проживает три человека: Семья имеет в собственности благоустроенную квартиру в с. Тарногский Городок и жилой дом в д. Игумновская. На территории Илезского поселения отсутствуют объекты социальной инфраструктуры, какой-либо другой хозяйственной деятельности не ведется, ФАП, торговых точек нет, перспектива возрождения деревни отсутствует.

Согласно акту обследования проезда к д. Шевелевская Илезского сельского поселения от 24.09.2020, проведенного комиссией в составе заместителя руководителя администрации Тарногксого муницпального райлна Шамонина Н.А., специалиста отдела строительства, энергетики и ЖКХ Вахнева Д.С., инженера ООО «Дорстрой» Ковалева А.Ю., инспектора ОГИБДД ОМВД РФ по Тарногскому району Власова Э.А., автомобильная дорога «подъезд к д. Шевелевская» как объект отсутствует, на момент проверки проезд от п. Конторка до д. Шевелевская на автомобильном транспорте, за исключением специальной высоко проходимой техники, не возможен. Движение автомобильного транспорта обеспечивается в зимний период и сухую летнюю погоду. Местность болотистая, возможность провести водоотведение отсутствует, частичная подсыпка ПГС не обеспечит бесперебойный проезд автотранспорта круглогодично. Для обеспечения круглогодичного бесперебойного проезда необходимо полноценное строительство автомобильной дороги.

По акту обследования проезда к д. Шевелевская Илезского сельского поселения от 17.03.2022, проведенного комиссией в составе заместителя руководителя администрации Тарногского муниципального района Шамонина Н.А., специалиста отдела строительства, энергетики и ЖКХ Вахнева Д.С., инженера ООО «Дорстрой» Ковалева А.Ю., на момент проверки дорога находится в нормальном состоянии. Данный проезд содержится в рамках контракта по содержанию автомобильных дорог Илезским сельским поселением по соглашению «О передаче осуществления части полномочий района в сфере дорожной деятельности сельским поселением района» с администрацией Тарногского муниципального района. Проезд в д. Шевелевкая на момент проверки возможен на любом автомобильном виде транспорта.

Согласно акту обследования проезда к д. Шевелевская Илезского сельского поселения Тарногского района от 20.05.2022 комиссия в составе заместителя прокурора Ангулиной О.Н., главного специалиста отдела строительства и энергетики и ЖКХ Вахнева Д.С., государственного инспектора БДД ОГИББ по Тарногскому району Власова Э.А.пришли к выводу об отсутствии возможности проезда по данной автодороге автомобильным транспортом установлено, что начиная от поворота на п.Конторка в сторону д.Шевелевская автомобильная дорога находится в ненадлежащем состоянии, дорожное полотно в виде вязкого грунта, имеет колеи (от каракатов) глубиной более 30 см., частично заполненные водой. Комиссия в составе заместителя прокурора, главного специалиста отдела строительства и энергетики и ЖКХ, государственного инспектора БДД ОГИББ по Тарногскому району пришли к выводу об отсутствии возможности проезда по данной автодороге автомобильным транспортом. К акту приложена фото-таблица. На фото-таблице содержится 17 фотографий. Предметов, позволяющих привязать данные фотографии к описываемой местности (повороту на п. Конторка в сторону д.Шевелевская автомобильная дорога), на фотографиях нет, фотографии не датированы.

Согласно пояснениям представителей ответчиков администраций непроезжим в весенне-осенний период становится только участок автомобильной дороги от д. Конторка до д. Шевелевская, который составляет 10 км, на указанном участке болотистая местность.

Из ответа администрации Илезского сельского поселения от 26.08.2020 следует, что содержанием автомобильных дорог на территории поселения занимается ООО «Илеза», ИП Кожевников В.Я., ОАО «Верховажье лес». В зимний период производится расчистка дороги, в весенний и летний периоды данный участок из-за болотистой местности бывает непроезжий, раньше сообщение между населенными пунктами осуществлялось УЖД (узкоколейная железная дорога), принадлежавшая Лойгинскому ЛПХ, в настоящее время железная дорога разобрана. В 2020 г. многократно протаскивали борону гусеничным экскаватором, выравнивали непроезжие участки, но большегрузные автомашины прорезают колеи. На ремонт дороги, а также мостов реки Кортюга, Сивеж и Сулонга дополнительное финансирование не выделялось. На ремонт автодороги Гольчевская – Шевелевская необходимо более 500 миллионов рублей, таких денежных средств поселение не имеет. Администрация поселения ежегодно проводит ремонт дорог за счет финансирования на содержание проездов по населенных пунктам и подъездов к ним на сумму 400-500 тысяч в год. Транспортное сообщение обеспечено до п. Конторка протяженностью 25 км почти круглогодично, проезд затрудняется из-за весеннего паводка.

Ответчиком администрацией Илезского сельского поселения представлены договоры №26 от 30.12.2020, №01 от 15.01.2021, №03 от 15.02.2021, по расчистке снега проезжей части автомобильных дорог на территории Илезского сельского поселения с ИП Кожевниковым В.Я. а также договоры №28 с/д от 01.12.2021, №30 с/д от 30.12.2021, №04 с/д от 31.01.2022, №05 с/д, №06 с/д от 31.03.2022 на возмездное оказание услуг и по расчистке снега и выравниванию прицепным устройством проезжей части автомобильных дорог на территории Илезского сельского поселения с ИП Кожевниковым В.Я., подтверждающие содержание дорог в зимний период и акты приема – сдачи указанных работ.

Согласно справке от 16.06.2022 в администрацию Илезского сельского поселения жалоб о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги д. Гольчевская-д.Шевелевская не поступало.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии п.2.2 Приложения 1 к Подпрограмме 1 Правил предоставления и распределения субсидий, утвержденных Постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2019 №286 «Об утверждении государственной программы Вологодской области «Дорожная сеть и транспортное обслуживание в 2021-2025 годах» субсидии на осуществление дорожной деятельности предоставляются муниципальным образованиям на основании их заявки, в том числе с приложением перечня объектов муниципального образования, софинансируемых за счет средств областного бюджета в форме субсидий на осуществление дорожной деятельности и пояснительной записки отдельно по каждому объекту с обоснованием целесообразности строительства (реконструкции), капитального ремонта, ремонта указанного объекта, выполнения работ по его содержанию.

Согласно п.1.1.соглашению о предоставлении МО области «Тарногский муниципальный район» субсидии на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области от 14.02.2022 из областного бюджета в 2022 году /2023-2024 бюджету МО области предоставлена субсидия на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств областного бюджета 012, раздел 04, подраздел 09, целевая статья 3710671350, вид расходов 521 в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» государственной программы Вологодской области «Дорожная сеть и транспортное обслуживание в 2021-2025 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2019 №286. По п. 1.2. Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с перечнем объектов МО области, указанных в приложении к настоящему соглашению.

В перечень объектов МО области «Тарногский муниципальный район» софинансируемых за счет средств областного бюджета в форме субсидий на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет бюджетных ассигнований Дорожного фонда Вологодской области в 2022-2024 г.г. ремонт объекта - проезд между д. Гольчевская – д. Шевелевская», а именно участок от п. Конторка до д. Шевелевская не включен.

Согласно проектной документации на строительство автодороги Илезский Погост –Конторка - Шевелевская в Тарногском районе Вологодской области приведен сводный сметный расчет стоимости строительства автодороги Илезский Погост – Конторка - Шевелевска в Тарногском районе Вологодской области составляет 1004441,53 тыс. руб. По пояснительной записки к сводному сметному расчету стоимости объекта: - строительство автодороги Илезский Погост-Конторка-Шевелевская в Тарногском районе Вологодской области определенна базисно-индексным методом на 3 квартал 2015 года в сего с НДС на 3 кв.2015 составляет 1004441,53 тыс. руб.

По сведениям финансового управления администрации Тарногского муниципального района в районе принята муниципальная программа «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Тарногского муниципального района на период 2016-2027 г.г.». Согласно программе в бюджете на 2021 год предусмотрено 22516 тыс. руб., исполнение составило 18753, 1 тыс руб., % исполнения - 83,3. Из областного бюджета выделено 7391,8 тыс. руб., исполнение составило 7391,8 тыс. руб., -100%. Объемы межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета района в бюджеты сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями на 2021 год составляет 4379,7 тыс. руб., исполнение 100%, в том числе по Илезскому сельскому поселению -1213,1 тыс.руб.

Согласно решению от 24.12.2021 №153 «О внесении изменений в решение Представительного Собрания «О бюджете района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и приложению 8 к решению в объем доходов и распределение бюджетных ассигнований Дорожного фонда Тарногского муниципального района на 2021 год. На выполнение работ по содержанию дорог поселения – 4379,7 руб. Распределено дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированных местных бюджетов бюджетам сельских поселений на 2021 год, на Илезском сельское поселение -471,6 тыс.руб.

В соответствии с муниципальной программой «Развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Тарногского муниципального района на период 2016-2027» в редакции, утвержденной Постановлением администрации Тарногского муниципального района от 18.02.2022 №38 запланированы ожидаемые результаты программы 1 – выполнение работ по ремонту подъездов к населенным пунктам с целью улучшения их транспортно - эксплуатационного состояния, протяженностью 141862,4 м.п. выполнение работ по ремонту мостов с целью улучшения их транспортно-эксплуатационного состояния, общей площадью 525,5 кв.м Программа содержит Перечень мероприятий программы, где указаны объекты, требующие проведения в нормативное состояние по подпрограмме 1. Ремонт автомобильной дороги «проезд между д. Гольчевская – д. Шевелевки» не включен в данный Перечень.

Согласно пояснениям представителей ответчиков администрации Тарногского муниципального района и Илезского сельского поселения исполнение указанной истцом обязанности возможно только путем строительства дороги, что существенно отразится на бюджете муниципальных образований и может привести к негативным последствиям в виде несения новых расходов бюджетных средств района и области, а также привести к неисполнению мероприятий муниципальной программы «Развития и совершенствования сети автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Тарногского муниципального района на период 2016-2027».

Вместе с тем установлено, что в д. Шевелевская проживает три человека Семья Сергеевых имеет в собственности благоустроенную квартиру в с. Тарногский Городок и жилой дом в д. Игумновская. администрацией предложено другое жилье. От переезда он отказался. Указанные граждане обеспечены личным транспортном. Жалоб от данных граждан в администрацию не поступало.

имеет фактическую регистрацию по месту жительства в д. Шевелевская, д.26, кв.2. указанный дом с 20.09.2017 признан аварийным и подлежащими сносу. Строительство нового жилья в д. Шевелевская не ведется и не планируется.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи Закона).

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды (часть 2 Классификации).

В соответствии с ч. 3 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец ссылаясь на несоответствие автомобильной дороги требованиям положений ст.ст. 3, 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с.12 ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», в месте с тем не указывает каким требованиям технических регламентов не соответствует транспортно-эксплуатационная характеристика автомобильной дороги.

Техническая документация на автомобильную дорогу «проезд между д. Гольчевская – д. Шевелевки» отсутствует. От проведения экспертизы в области реконструкции и строительства дорог, позволяющей оценить техническое состояние автомобильной дороги, а также определить вид работ в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и сроки их проведения, стороны отказались.

В соответствии с положениями частей 2, 3 статьи 13, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех и подлежат неукоснительному исполнению; неисполнение судебного постановления влечет за собой предусмотренную федеральным законом ответственность; решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Под злоупотреблением правом понимается поведение управомоченного лица по осуществлению принадлежащего ему права, сопряженное с нарушением установленных в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации пределов осуществления гражданских прав, осуществляемое с незаконной целью или незаконными средствами, нарушающее при этом права и законные интересы других лиц и причиняющее им вред или создающее для этого условия.

Под злоупотреблением субъективным правом следует понимать любые негативные последствия, явившиеся прямым или косвенным результатом осуществления субъективного права.

Одной из форм негативных последствий является материальный вред, под которым понимается всякое умаление материального блага. Сюда могут быть включены уменьшение или утрата дохода, необходимость новых расходов.

Суд полагает, что истцом достаточных доказательств, подтверждающих факт угрозы и (или) нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, имеющих право на защиту в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения, передвижения, а также доказательств того, что ответчиками не исполняются публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов отнесением к вопросам местного значения в области дорожной деятельности не представлено. Также прокурором не доказано, что избранный им способ защиты соответствует интересам неопределенного круга лиц.

Кроме того, решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо и основано на обстоятельствах, которые не могут носить вероятностный характер. Поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено. Также исполнение решения не должно привести к негативным последствиям в виде материального вреда, в том вызывать необходимость несения новых расходов.

Вместе с тем, согласно ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

При этом, исходя из п.1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права. Между тем такое восстановление нарушенного материального права одного лица не должно повлечь за собой нарушение прав других лиц.

Учитывая изложенное, суд полагает отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Тарногского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации к администрации Илезского сельского поселения, администрации Тарногского муниципального района, о возложении на администрацию Илезского сельского поселения и администрации Тарногского муниципального района обязанности обеспечить круглогодичный проезд по автомобильной дороге «проезд между д. Гольчевская-д.Шевелевки» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Еина

Решение в окончательной форме изготовлено 27.06.2022.

Судья Н.Н. Еина