ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-53-2021 от 10.02.2021 Льговского районного суда (Курская область)

Дело № 2-53 - 2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Льгов 10 февраля 2021 года

Льговский районный суд Курской области в составе:

председательствующего Коростелевой Н.А.,

при секретаре Меркуловой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Льгове гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Льговское ДЭП», ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Льговское ДЭП» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия в сумме <данные изъяты> рублей, судебных расходов, состоящих из расходов на проведение экспертизы в сумме 4000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины по делу в сумме 6660 рублей, а также компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 22 ноября 2020 года в 13 часов 18 минут на участке автодороги Льгов-В.Деревеньки Льговского района Курской области, д. Новоселовка произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего ему автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> года выпуска. В результате ДТП автомобилю были причинены повреждения, а именно: полная деформация кузова с левой стороны автомобиля. ОГИБДД МО МВД России «Льговский» 22.11.2020 г. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Как следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог от 22.11.2020 г., дорожное полотно было покрыто коркой снега и льда и не обработано песчано-солевой смесью. У водителя отсутствовала техническая возможность избежать данного происшествия, поскольку дорожное полотно на момент совершения ДТП было обледенелым, а поэтому безопасная скорость движения для таких дорожных условий вполне могла привести на обледенелом покрытии к потере устойчивого контакта колес транспортного средства с проезжей частью, и как следствие возникновению неуправляемого заноса транспортного средства с последующим его выездом за пределы дороги. Также на данном участке дороги не было никаких ограничивающих скорость знаков в нарушение п.8.10 ГОСТ Р 50597-2017. Согласно отчету об оценке № 4000 от 28.11.2020 г., стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составила <данные изъяты> рублей, которые он просит взыскать с ответчика вместе с понесенными судебными расходами. Кроме того, истец в результате ДТП понес физические и нравственные страдания, размер которых оценивает в 10 000 рублей, которые также просит взыскать с ответчика.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по всем основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Льговское ДЭП» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске ФИО1 отказать. В возражение против иска пояснила, что в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, на содержании у предприятия находится автодорога «Льгов-Суджа-В.Деревеньки-Дурово», протяженностью 20,215 км. В соответствии с Приложением № 4 к Государственному контакту № 6-С от 27.11.2017 г., эта автодорога является дорогой межмуниципального значения с регулярным автобусным движением, и согласно директивным срокам очистки снега и ликвидации гололеда в зимний период, максимальный срок ликвидации гололеда, зимней скользкости и очистки снега на ней составляет 10 часов с момента обнаружения скользкости до полной ликвидации. Срок окончания снегоочистки принимается с момента окончания снегопада. В ночь с 21 на 22 ноября 2020 года, согласно данных внесенных в «Журнал регистрации погодных условий», температура воздуха составляла –3 С°, с 24 часов 21 ноября 2020 г. до 06 часов утра 22 ноября 2020г. шел небольшой снег. В течение дня, до момента совершения ДТ температура воздуха сохранялась в пределах от -2С° до + 1С°. При осмотре в 8 час. 20 мин. 22 ноября 2020 года дежурным мастером ФИО7 автомобильной дороги «Льгов- Суджа -В.Деревеньки-Дурово» было установлено, что на проезжей части имеется небольшой рыхлый снег толщиной 1-1,5 см, гололеда либо снежного наката не имелось. После очистки автомобильной дороги опорной сети Льгов-Суджа, на а/д «Льгов- Суджа - В.Деревеньки-Дурово» в 9 час. 15 мин., был направлен трактор Т-150 с бульдозерным отвалом (ножом) для очистки проезжей части дороги от снега, что подтверждается Журналом производства работ по очистке проезжей части дорог от снега. При повторном осмотре в 9 час. 50 мин. на отдельных участках проезжей части данной дороги был обнаружен снежный накат, образующийся в результате уплотнения на дорожном покрытии колесами транспортных средств. Обнаружение снежного наката было зафиксировано в Журнале выезда по осмотру проезжей части автодорог Льговского района. Директивный срок ликвидации скользкости на данной дороге составляет 10 часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации. Обработка противогололедным материалом автомобильной дороги «Льгов-Суджа-В.Деревеньки-Дурово» была произведена с 14 до 17 часов 22 ноября 2020 г., т. е. в установленные директивные сроки. Обработка противогололедным материалом данного участка автодороги подтверждается Журналом производства работ по обработке автодорог ПГС. Полагает, что ФИО1, с учетом погодных условий, должен был ограничить скорость движения автомобиля до сохранения его управляемости и неправильно избранный водителем скоростной режим, повлек потерю управляемости автомобилем. Ст. инспектором ДПС ФИО6 было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, согласно которому, ФИО1 не учел дорожные и метеорологические условия, в частности состояние покрытия проезжей части, чем нарушил п. 10.1 ПДД РФ, в результате чего произошло ДТП, что свидетельствует о фактическом нарушении истцом требований Правил дорожного движения. В своем письменном объяснении, истец пояснял, что он двигался со скоростью примерно 60-70 км/ч. На км 1+210 автомобильной дороги «Льгов-Суджа-В.Деревеньки-Дурово» установлен дорожный знак 5.23.1 - название населенного пункта «Верхние Деревеньки». Двигаясь в соответствии со знаком 5.23.1, водитель не должен превышать разрешенную скорость 60 км/час. Далее через 140 м, перед затяжным поворотом, на км 1+390 на стойке дорожного знака «Обгон запрещен» установлен временный дорожный знак «Скользкая дорога», предупреждающий водителя о том, что он подъезжает к участку дороги, поверхность которой может быть скользкой и должен заранее подобрать скорость движения транспортного средства и быть готовым к тому, что автомобиль может самопроизвольно менять траекторию движения, возможен занос задней оси автомобиля. Скорость 60-70 км/час была чрезмерно высокой для данного участка дороги, что и привело к заносу автомобиля на повороте. Кроме того, маневренные действия истца способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия.

Представитель ответчика ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснила, что автомобильная дорога «Льгов-Суджа-В.Деревеньки» закреплена на праве оперативного управления за «Комитетом строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области». В соответствии с Уставом их учреждение не является эксплуатирующей организацией и не имеет полномочий по непосредственному исполнению комплекса мероприятий по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Курской области, является государственным заказчиком. Согласно п.3.3. Устава, АО «Льговское ДЭП» осуществляет содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и в соответствии с контрактом приняло на себя обязательства по выполнению комплекса работ и услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Льговском районе Курской области на 2018-2020 годы общей протяженностью 267,816 км. Полагала, что ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» является ненадлежащим ответчиком по делу, а ФИО1 управляя источником повышенной опасности, не учел дорожную обстановку и не избрал скорость, которая бы обеспечила ему возможность постоянного контроля за движением автомобиля и позволила избежать ДТП.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1064 ГК РФ определены общие основания ответственности за причинение вреда. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В судебном заседании установлено следующее.

Как следует из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22 ноября 2020 года, ФИО1, двигаясь на автомобиле <данные изъяты> не учел дорожные и метеорологические условия, в частности состояние покрытия проезжей части, чем нарушил п. 10.1 ПДД РФ, в результате чего произошло ДТП.

Из пояснений истца в судебном заседании следует, что указанное определение им не обжаловалось.

Согласно имеющихся в исследованном в судебном заседании материале об административном правонарушении, объяснений ФИО1 следует, что он двигался на автомобиле со скоростью 60-70 км/ч. Эти обстоятельства истец не отрицал и в судебном заседании.

Из имеющегося в материале акта выявленных недостатков в содержании дорог от 22.11.2020 г. (л.д.12) следует, что дорожное полотно в 13 часов 18 минут, покрыто коркой снега и льда и не обработано песчано-соляной смесью.

Согласно отчету об оценке № 4000 от 28 ноября 2020 г. (л.д.13-73), рыночная стоимость восстановительного ремонта объекта оценки - автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> года выпуска составляет <данные изъяты> рублей.

Из имеющегося в отчете акта осмотра транспортного средства (л.д.53) следует, что у автомобиля имеются следующие повреждения деформация крыши, разбито боковое заднее левое стекло, трещина корпуса левого наружного зеркала, разбит левый боковой указатель поворота, деформирована левая задняя дверь, декоративная накладка рамка задней левой двери, разрыв и деформация обивки крыши, деформация переднего левого крыла, вмятины и сколы на передней левой двери, деформирована внутренняя левая панель боковина, разрыв внутренней панели арки левой, деформирована левая боковина, деформация левого порога, деформация топливного бака, разбито стекло задка, разбит задний левый фонарь, деформирован левый передний стальной диск, имеются сколы и трещины передней левой накладки колеса, амортизаторов задних левого и правого.Согласно паспорту транспортного средства (л.д.62-64) собственником вышеуказанного автомобиля является ФИО1

Согласно п.3.3.Устава АО «Льговское ДЭП», Общество осуществляет в установленном законодательством РФ порядке, в том числе следующие виды деятельности: содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них; строительство, ремонт и реконструкцию дорог.

Из Устава ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» следует, что предметом деятельности казенного учреждения является осуществление в пределах определенной настоящим Уставом полномочий исполнительных органов государственной власти Курской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Курской области и осуществления на них дорожной деятельности. Целями деятельности Казенного учреждения являются: реализация планов дорожных работ, установленных в федеральных, областных и отраслевых программах развития автомобильных дорог и дорожного хозяйства Курской области; организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств; управление переданными Казенному учреждению автомобильными дорогами и имуществом, являющимися областной собственностью и т.д. Для достижения уставных целей Казенное учреждение выполняет функции государственного заказчика, размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Курской области в сфере дорожного хозяйства Курской области; осуществляет в пределах своей компетенции технический надзор за проведением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с заключенными государственными контрактами и.т.д.

Согласно государственному контракту № 6-С от 27 ноября 2017 г., заключенному между ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» (Заказчик) и АО «Льговское ДЭП» (Подрядчик), Подрядчик принял на себя выполнение полного комплекса работ и услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и сооружений на них в Льговском районе Курской области на 2018-2020 годы общей протяженностью 267,816 км, согласно Перечню автомобильных дорог Льговского района, принимаемых на обслуживание (Приложение №1), в том числе комплекс инженерно-технических мероприятий по систематическому уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода в целях поддержания их в надлежащем порядке, исправление деформаций и повреждений всех конструктивных элементов, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также благоустройство и повышение пропускной способности автомобильных дорог района. Начало выполнения работ по контракту – 01.01.2018 г. Окончание выполнения работ – 31.12.2020 г.

Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в объемах, установленных в «Объемах работ, выполняемых при содержании автомобильных дорог и сооружений на них Льговского района» (Приложение №2), «Элементах автомобильных дорог и дорожных сооружений, принимаемых на обслуживание» (Приложение №3) и «Согласованных сроках ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки» (Приложение №4).

В соответствии с Приложением № 4 к Государственному контакту № 6-С от 27.11.2017 г., согласованным с ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог», ГИБДД, Администрацией г. Льгова, следует, что автодорога «Льгов- Суджа - В.Деревеньки-Дурово» является дорогой межмуниципального значения с регулярным автобусным движением, и согласно директивным срокам очистки снега и ликвидации гололеда в зимний период, максимальный срок ликвидации гололеда, зимней скользкости и очистки снега на ней составляет 10 часов с момента обнаружения скользкости до полной ликвидации. Срок окончания снегоочистки принимается с момента окончания снегопада.

Зимнее содержание автомобильных дорог представляет собой комплекс работ, включающий защиту дорог от снежных заносов, очистку дорог от снега, борьбу с зимней скользкостью и наледями. В АО «Льговское ДЭП» согласно условиям вышеуказанного контракта в осенне-зимне-весенний период (с 13.11.2020 г.) введено ежедневное круглосуточное дежурство ответственных специалистов по зимнему содержанию автодорог для систематического наблюдения за погодными условиями и принятием своевременных мер к ликвидации зимней скользкости, очистке дорог от снега.

Согласно данных, внесенных в «Журнал регистрации погодных условий» АО «Льговское ДЭП», в ночь с 21 на 22 ноября 2020 года, температура воздуха составляла -3 С°, с 24 часов 21 ноября 2020г. до 06 часов утра 22 ноября 2020г. шел небольшой снег. В течение дня, до момента совершения ДТП, температура воздуха сохранялась в пределах от -2С° до + 1С°. При осмотре в 8 час. 20 мин. 22 ноября 2020 года дежурным мастером ФИО7 автомобильной дороги «Льгов- Суджа -В.Деревеньки-Дурово» было установлено, что на проезжей части имеется небольшой рыхлый снег толщиной 1-1,5 см, гололеда либо снежного наката не имелось.

В 9 часов 15 минут на указанный участок дороги был направлен трактор Т-150 с бульдозерным отвалом (ножом) для очистки проезжей части дороги от снега, что подтверждается Журналом производства работ по очистке проезжей части дорог от снега.

При повторном осмотре в 9 часов 50 минут на отдельных участках проезжей части данной дороги был обнаружен снежный накат, образующийся в результате уплотнения на дорожном покрытии колесами транспортных средств. Обнаружение снежного наката было зафиксировано в Журнале выезда по осмотру проезжей части автодорог Льговского района.

Директивный срок ликвидации скользкости на данной дороге составляет 10 часов с момента ее обнаружения до полной ликвидации. Обработка противогололедным материалом автомобильной дороги «Льгов-Суджа-В.Деревеньки-Дурово» была произведена с 14 до 17 часов 22 ноября 2020 г., т. е. в установленные директивные сроки. Обработка противогололедным материалом данного участка автодороги подтверждается Журналом производства работ по обработке автодорог ПГС.

Согласно журналу учета установки, демонтажа временных дорожных знаков, 12 ноября 2020 года на км 1+390, на стойке дорожного знака «Обгон запрещен», был установлен временный дорожный знак «Скользкая дорога», предупреждающий водителя о том, что он подъезжает к участку дороги, поверхность которой может быть скользкой и должен заранее подобрать скорость движения транспортного средства и быть готовым к тому, что автомобиль может самопроизвольно менять траекторию движения, возможен занос задней оси автомобиля.

Кроме того, на км 1+210 автомобильной дороги «Льгов-Суджа-В.Деревеньки-Дурово» установлен дорожный знак 5.23.1 - название населенного пункта «Верхние Деревеньки», ограничивающий скорость движения до 60 км/ч.

Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля – сотрудника ОГИБДД МО МВД России «Льговский» ФИО6 следует, что он выезжал на место ДТП 22.11.2020 года. Дорога была покрыта коркой льда, следов уборки не было видно. Тормозной путь он не измерял, были ли на том участке дороге установлены дорожные знаки, не помнит

Свидетель ФИО7 в судебном заседании показал, что работает дорожным мастером АО «Льговское ДЭП». Ночью 22.11.2020 года шел снег. Утром на дороге был рыхлый снег 2-4 см. Для того, чтобы почистить дорогу, нужно было её очистить от снега. Дорогу посыпали после обеда, она была с проталинами, так как был счищен снег. Противогололедной смесью дорогу не обрабатывали. На том участке дороге имеются два дорожных знака, в т.ч. временный - «Скользкая дорога».

Свидетель ФИО8, работающий инженером АО «Льговское ДЭП» показал, что выезжал после 14 часов на место ДТП 22.11.2020 г. на участок дороги Льгов-В.Деревеньки и не видел наледи на дороге, тормозного пути тоже не было. На том участке дороги имеется временный знак «Скользкая дорога».

Согласно п. 10.1 Правил дорожного движения водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Из представленных суду материалов, объяснений сторон следует, что на участке дороги, где произошло ДТП с участием истца, был установлен дорожный знак 5.23.1 - название населенного пункта «Верхние Деревеньки», ограничивающий скорость движения до 60 км/ч, а также временный дорожный знак «Скользкая дорога», предупреждающий водителя о том, что он подъезжает к участку дороги, поверхность которой может быть скользкой и должен заранее подобрать скорость движения транспортного средства.

Ответчиком АО «Льговское ДЭП», были представлены доказательства того, что им были предприняты меры по предупреждению аварийности на дороге – своевременно – 12 установлен временный дорожный знак «Скользкая дорога», 22.11.2020 г. в 8 часов 20 минут проведен осмотр дороги, в 9 часов 15 минут направлен трактор для очистки проезжей части дороги от снега, в установленные директивные сроки с 14 до 17 часов 22 ноября 2020 года, была произведена обработка противогололедным материалом.

Однако, как следует из материалов дела, объяснений истца в судебном заседании, он двигался со скоростью 60-70 км/ч, тем самым проявив неосторожность, что также подтверждается вынесенным в отношении него определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22 ноября 2020 года, в котором указано, что ФИО1, не учел дорожные и метеорологические условия, в частности состояние покрытия проезжей части, чем нарушил п. 10.1 ПДД РФ, в результате чего произошло ДТП.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, не имеется, т.к. истец в нарушение п. 10.1 ПДД РФ, не учел дорожные и метеорологические условия, в частности состояние покрытия проезжей части, неправильно выбрал скорость движения, при имевшихся погодных условиях, а также наличии дорожных знаков - название населенного пункта «Верхние Деревеньки» и «Скользкая дорога», что и привело к ДТП.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Льговское ДЭП», ОКУ «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Курский областной суд через Льговский районный суд.

Председательствующий: Коростелева Н.А.