ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-53 от 20.01.2011 Хорольского районного суда (Приморский край)

                                                                                    Хорольский районный суд Приморского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Хорольский районный суд Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-53/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2011 г. Хорольский районный суд Приморского края в составе:

председательствующий судья: Жукова И.П.,

при секретаре судебного заседания Кучиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шакирова Максима Рашитовича о признании незаконными действий сотрудников отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Хорольском муниципальном районе,

У С Т А Н О В И Л:

В Хорольский районный суд с настоящим заявлением обратился Шакиров М.Р., в котором просит признать незаконными действия сотрудников отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Хорольском муниципальном районе, выразившиеся в изъятии у него паспорта гражданина РФ и в данной связи просит обязать указанный орган выдать ему паспорт. В обоснование своих требований указал, что 08.04.2002г. ему был выдан паспорт гражданина Российской Федерации серии № №, на основании которого он, как гражданин России был призван в вооруженные силы для прохождения воинской обязанности и в 2004 году окончил службу. Во время службы в армии из письма матери он узнал, что сотрудники ОУФМС изъяли из дома его паспорт, объяснив матери, что паспорт якобы был выдан незаконно, при этом никакого акта об изъятии составлено не было. Демобилизовавшись из армии, он сразу обратился в паспортный стол на предмет паспортизации, где ему пояснили, что сначала нужно получить гражданство РФ. Он стал выполнять все, что говорилось сотрудниками ОУФМС, но в результате только потерял время, пропустив срок на обжалование их действий, так как считает, что изъятие его паспорта произошло не на законном основании: акт об изъятии составлен не был, изъятие произошло без судебного разрешения. О допущенных сотрудниками ОУФМС нарушениях закона он обращался с заявлениями в прокуратуру района, однако никаких мер предпринято не было, до настоящего времени паспорт ему не возвращен, в связи с чем, он не может в полной мере осуществлять свои права и свободы, так как у него отсутствует документ, удостоверяющий личность.

В судебном заседании заявитель Шакиров М.Р. поддержал заявление по изложенным доводам, также пояснил, что он родился в , будучи в малолетнем возрасте с родителями уехал на Украину, где они проживали до 1999 года, а потом вернулись в с.Хороль. Просит восстановить срок для обжалования действий ОУФМС по Хорольскому району, пропущенный им по уважительной причине, так как после момента незаконного изъятия его паспорта, то есть с 2002г., он до 2004г. находился в армии, а после демобилизации, обратившись в ОУФМС, пошел на поводу у сотрудников, делая всякого рода запросы в различные инстанции, вплоть до обращения в консульство Украины, с тем, чтобы приобрести гражданство и получить паспорт, без которого он не может не трудоустроиться, не зарегистрировать брак, не зарегистрировать ребенка на свое имя. Однако все его запросы и обращения не увенчались успехом, фактически он ходил по замкнутому кругу в течение нескольких лет, пока не обратился к адвокату. Считает действия ОУФМС по изъятию выданного паспорта, который сам по себе уже устанавливает его гражданство, незаконными, просит обязать устранить допущенное нарушение законодательства и вернуть ему паспорт.

Представитель заявителя - адвокат Помельников А.В. заявление Шакирова М.Р. поддержал и в части требований о восстановлении срока для обжалования действий ОУФМС и в части требования о признании действий сотрудников УФМС по Хорольскому району незаконными с обязанием устранить допущенные нарушения действующего законодательства. Считает вопиющей несправедливостью мытарства Шакирова М.Р. на приобретение гражданства с тем, чтобы потом получить паспорт, на которые его понудили сотрудники ОУФМС, которые сначала выдали Шакирову М.Р. паспорт гражданина России, тем самым, подтвердив факт его гражданства, а затем «партизанскими» методами, в отсутствие самого Шакирова М.Р., пришли к нему домой, и, обманув мать, изъяли его паспорт, который уничтожили. Наличие гражданства РФ подтверждается и фактом призыва в ряды Российской армии в ноябре 2002г. Согласно ст.19 и 22 Закона РФ «О гражданстве» и Положения о паспорте гражданина РФ следует, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене только в том случае, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке, однако органы ОУФМС по Хорольскому району в суд не обращались, а лишили Шакирова М.Р. гражданства путем изъятия паспорта в обход требованиям законодательства, при этом предоставили в суд акт об уничтожении в отсутствие акта об изъятии. Прокуратура Хорольского района на обращение Шакирова М.Р. о незаконности изъятия паспорта также не отреагировала должным образом, направив ему в ответ отписку. Считает, что сотрудники ОУФМС обязаны устранить допущенное нарушение и беззаконие, возвратив Шакирову паспорт путем выдачи нового, минуя процедуру установления гражданства РФ, которое самим фактом выдачи паспорта уже было миграционной службой установлено. Факт выдачи паспорта гражданина РФ не отрицается ни руководством ФМС России УФМС по Приморскому краю, ни территориальным отделом по Хорольскому району, которые в своих ответах на обращения Шакирова М.Р. подтверждают выдачу паспорта и рекомендуют последнему предоставить акт об изъятии паспорта гражданина РФ, также подтверждается и штампом ОУФМС в свидетельстве о рождении Шакирова М.Р., которое имелось в личном деле призывника, что подтверждается представителем Военного комиссариата по Хорольскому району.

Представитель отдела УФМС по Приморскому краю в Хорольском районе Быструшкина М.Г. требования по заявлению Шакирова М.Р. в полном объеме не признала, считая их безосновательными. При этом пояснила, что паспорт серии № был оформлен на имя Шакирова М.Р. в период массовой обмены паспортов без установленных правовых оснований, то есть в отсутствие гражданства РФ, и в данной связи паспорт на имя Шакирова М.Р. является недействительным документом, потому был уничтожен как испорченный во время выписки. Фактически паспорт на руки Шакирову не выдавался, в связи с чем не имеется и акта об изъятии. Будучи в малолетнем возрасте, Шакиров с семьей выехал за пределы РФ на Украину, где проживал до 1999 года. В момент, когда его мать с младшими детьми в 2007г. обратилась для получения паспорта гражданина РФ, гражданство Шакирову Максиму не могло быть установлено, так как он уже являлся совершеннолетним. По состоянию на 06.02.1992 года заявитель являлся малолетним и не проживал на территории РФ. Когда Шакиров М.Р. обратился в ОУФМС по Хорольскому району, учитывая указные обстоятельства, ему было рекомендовано приобрести гражданство РФ путем оформления вида на жительство, о чем давалась соответствующая консультация. Получив вид на жительство, по истечении года проживания на территории РФ, Шакиров М.Р. был бы признан гражданином РФ и паспортизован, однако он по рекомендованному пути не пошел, ссылалась по всей вероятности на тот факт, что не может предоставить акт об изъятии паспорта.

Как следует из ответов ФИО1 - помощника начальника отдела по призыву военного комиссариата Хорольского района, приглашенной в судебное заседание по ходатайству представителя заявителя, обязательное предъявление паспорта для прохождения медицинской и призывной комиссии с тем, чтобы призваться в армию, до 2005г. не требовалось, тогда как Шакиров М.Р. был призван в армию в 2002 году. Согласно журналу регистрации призывников, Шакиров М.Р. был первоначально поставлен на учет в комиссариате 22.01.2001г. при отсутствии паспорта по данным свидетельства о рождении и личному делу, где имелась его фотография. Медицинская и призывная комиссия проходят в один день, призывники при себе должны иметь паспорт, однако его отсутствие по каким-либо причинам, которые указываются призывниками, не является основанием для отстранения от прохождения комиссии. Основным документом являются личные дела, в которых в обязательном порядке должны иметься заверенные копии необходимых

документов, таких как свидетельство о рождении и паспорт в том числе. К сожалению, личные дела лиц, отслуживших в армии, хранятся по приказу всего 3 года, таким образом, утверждать, имелась ли в личном деле Шакирова М.Р. копия паспорта, в настоящее время не представляется возможным. Данные о паспорте, а именно его серия, номер и дата выдачи, по всей вероятности, были заимствованы из штампа, который ставится ОУФМС в свидетельстве о рождении призывника в момент его паспортизации. Для оформления и выдачи военного билета предъявление паспорта также не является процедурой обязательной, так как главным является решение призывной комиссии, годность по здоровью и паспортные данные, которые имеются в свидетельстве о рождении.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования заявителя Шакирова М.Р. о восстановлении пропущенного срока для обжалования действий сотрудников ОУФМС по Хорольскому району подлежат удовлетворению, тогда как требования о признании незаконными действий сотрудников отдела УФМС России по Приморскому краю в Хорольском районе с обязанием устранить допущенные нарушения удовлетворению не подлежат.

Принимая указанное решение, суд руководствовался следующим:

Согласно ст.134 и ч.2 ст. 256 ГПК РФ несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений на действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела в предварительном судебном заседании или в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Учитывая, что Шакиров М.Р. представил суду доказательств уважительности причин, которые затрудняли совершение действия по обжалованию в установленный законом срок, каковыми суд признал прохождение в период с 2002 по 2004 г.г. срочной службы в вооруженных силах России и сбор документов для оформления гражданства, срок для обращения Шакирова М.Р. в суд подлежит восстановлению.

Согласно справке ОУФМС РФ ПК в Хорольском муниципальном районе, выданной Шакирову М.Р., уроженцу , следует, что ему 08.04.2002г. ошибочно был напечатан паспорт гражданина РФ серии №, который был уничтожен как испорченный во время печати, так как Шакиров М.Р. не является гражданином РФ.

Согласно ответу УФМС России по Приморскому краю в адрес Шакирова М.Р. от 17.05.2010г. следует, что в связи с тем, что по состоянию на 06.02.1992 года он на территории РФ не проживал, гражданином РФ не является, он может приобрести российское гражданство после получения вида на жительство. В указанном ответе разъяснено, что в случае отсутствия акта об изъятии паспорта гражданина РФ, может быть принято решение о признании Шакирова М.Р. лицом без гражданства и выдаче ему разрешения на временное проживание или вида на жительство. Для оформления указанных документов ему необходимо обратиться в подразделение миграционной службы по месту жительства.

Согласно ответу из прокуратуры Хорольского района от 28.08.2010г. в адрес Шакирова М.Р., следует, что по факту обжалования действий сотрудников ОУФМС РФ по ПК в Хорольском районе не требуется применения мер прокурорского реагирования, так как согласно проведенной проверке установлено, что паспорт гражданина РФ Шакирову М.Р. не выдавался, паспорт был напечатан и уничтожен как испорченный во время печати по акту № 3 от 27.04.2002г., акт об изъятии паспорта отсутствует, так как он не изымался, исходя из отсутствия у Шакирова М.Р. гражданства РФ, паспорт ему не выдавался.

Согласно справке отдела по Хорольскому району Военного комиссариата Приморского края от 20.07.2010г. следует, что Шакиров Максим Рашитович, № г.рожд. в период с 13.11.2002г. по 12.11.2004г. проходил службу в рядах Российской Армии согласно закону о воинской обязанности и военной службе.

Согласно выписке из журнала выданных паспортов следует, что паспорт серии № не выдавался конкретному гражданину, в графе «Фамилия, имя, отчество» гражданина, которому выдавался паспорт, имеется только запись со ссылкой на акт № 3 от 27.04.2002г.

Согласно акту № 3 от 27.04.2002г. следует, что настоящий акт составлен комиссионно и подтверждает факт уничтожения паспортов, испорченных во время выписки. К акту прилагается список уничтоженных паспортов, где под порядковым номером «13» указан паспорт серии №, который как следует со слов заявителя Шакирова М.Р. и подтверждается материалами делами, был напечатан и подлежал выдаче на имя Шакирова Максима Рашитовича.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.

Во исполнение названного поручения Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.07.1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (далее - Постановление). Пунктом 7 Постановления закреплено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом, выявившим такой паспорт.

Согласно Решению Верховного Суда РФ от 19.10.2010 N ГКПИ10-924 определено, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2007 г. по делу N ГКПИ07-787 пункт 7 Постановления признан соответствующим действующему законодательству Российской Федерации. При этом в решении суда указано, что эта норма предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, то есть распространяется на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании.

При этом заявителем Шакировым М.Р. в судебное заседание не предоставлено достоверных доказательств, указывающих на изъятие сотрудниками ОУФМС по Хорольскому району его паспорта, как и доказательств, что указанный документ, удостоверяющий личность, выдавался на руки заявителю. Довод заявителя Шакирова М.Р. в части, что выданный ему паспорт был незаконно изъят из дома в то время, когда он служил в армии, приведен со ссылкой на письмо матери заявителя и ничем не подтвержден.

Тот факт, что заявитель Шакиров М.Р. был призван в Российскую Армию и в течение 2 лет проходил срочную службу, и как следует из пояснений заявителя и его представителя, отсутствие паспорта, как документа удостоверяющего его личность как гражданина РФ, исключало бы призыв в армию, также не является для суда достоверным и достаточным доказательством, на основании которого

можно было бы сделать вывод о том, что паспорт выдавался сотрудниками ОУФМС непосредственно Шакирову М.Р., поскольку исходя из пояснения работника военного комиссариата, наличие паспорта, как документа удостоверяющего личность, для постановки на учет и прохождении медицинской и призывной комиссии, выдачи военного билета желательно, но указанная обязанность строго не соблюдается, поскольку призывники и допризывники, проходящие медицинскую комиссию либо не имеют паспорта в силу недостижения возраста, либо забывают его по разным основаниям. Кроме того, до 2005г. предъявление паспорта в военкомате не являлось обязательным действием. Основными документами, которые необходимы потенциальным призывникам, являются их личные дела, в которых в обязательном порядке имеется фотография и свидетельство о рождении. В случае если паспорт призывнику выдавался, в свидетельстве о рождении имеется штамп, в котором указаны атрибуты паспорта, которые и используются работниками военкомата, так как не доверять штампу, проставленному в соответствии с приказом МВД сотрудниками миграционной службы, не имеется оснований.

Согласно статье 11 Федерального закона гражданство Российской Федерации приобретается: по рождению; в результате приема в гражданство Российской Федерации; в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, таким образом, факт прохождения службы в вооруженных силах России не является самостоятельным основанием для установления гражданства РФ.

Фактически в судебном заседании установлено, что изъятия паспорта на имя Шакирова М.Р. ничем не подтверждено и имеет место факт уничтожения паспорта серии № №, как напечатанного и оформленного ошибочно на гражданина, не имеющего подтверждения российского гражданства.

Нормативные правовые акты об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, устанавливают, что паспорт является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, только в том случае, если он выдан уполномоченным государственным органом на соответствующем официальном бланке, с соблюдением установленного порядка.

Паспорт, не соответствующий этим требованиям, не может считаться документом, удостоверяющим личность и гражданство Российской Федерации (Решение Верховного Суда РФ от 27 августа 2007 г. N ГКПИ07-787), в связи с чем, доводы представителя заявителя о ненадобности приобретения Шакировым М.Р. российского гражданства путем получения вида на жительство, не основаны на законе, так как для получения паспорта гражданина Российской Федерации заявителю все же необходимо получить гражданство Российской Федерации в установленном порядке.

Норма пункта 7 Постановления Правительства РФ предметом своего регулирования имеет отношения, связанные с изъятием основного документа (паспорта), когда такой документ выдан в нарушение установленного порядка или оформлен на утраченном (похищенном) бланке, т.е. распространяются на отношения, связанные с выдачей паспорта в обход установленных правил, и не затрагивает вопросы гражданства. Изъятие такого паспорта само по себе не влечет лишение гражданства Российской Федерации, приобретенного лицом на законном основании, тогда как в судебном заседании установлено, что заявитель Шакиров М.Р. в установленном законом порядке не приобрел гражданство Российской Федерации.

Предусмотренные пунктом 7 Постановления Правительства РФ основания изъятия паспорта: выдача паспорта в нарушение установленного порядка или оформление на утраченном (похищенном) бланке охватываются понятием недействительного удостоверения личности гражданина (паспорта).

Также суд находит неприемлемыми ссылку представителя заявителя на ст.19, 22 ФЗ «О гражданстве РФ» в части, обосновывающей незаконность действий сотрудников ОУФМС по изъятию паспорта, так как статья 19 Закона регламентирует порядок выхода из гражданства РФ, которым признается прекращение гражданства на основе добровольного волеизъявления гражданина, тогда как факт отсутствия гражданства РФ у заявителя Шакирова М.Р. не вызывает сомнения у суда.

Согласно ст.22 ФЗ «О гражданстве РФ» следует, что возможность отмены решения о приеме или прекращении гражданства РФ предусматривается, если в полномочные органы были представлены заведомо ложные сведения или подложные документы либо указание не соответствующих действительности сведений, предусмотренных заявлениями о приобретении или прекращении гражданства РФ и именно факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия такого решения (п. 2 ст. 23 ФЗ), тогда как применительно к обстоятельствам настоящего судебного разбирательства следует, что в отсутствие документов, подтверждающих гражданство РФ у Шакирова М.Р., у органов миграционной службы не имелось и необходимости обращаться в суд. В судебном заседании установлено, что паспорт заявителю Шакирову М.Р. был напечатан в период массового обмена и выдачи паспортов, что повлекло ошибку при напечатании.

Непосредственно факт уничтожения паспорта заявителя Шакирова М.Р., как действия сотрудников ОУФМС России по Приморскому краю в Хорольском муниципальном районе в соответствии с вышеизложенными нормами оценивается судом как обоснованные действия, основанные на законе.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ФМС России организует и осуществляет выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность; учет выданных паспортов гражданина Российской Федерации, также как и наделено полномочиями на определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих в Российской Федерации, принятие от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации; проверку фактов и документов, представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих государственных органах. Следовательно, уничтожение паспорта по указанным основаниям миграционной службой, выявившей паспорт, выданный в обход установленных правил, не может расцениваться как нарушение федерального законодательства.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Шакирова Максима Рашитовича о признании незаконными действия сотрудников отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю в Хорольском муниципальном районе, выразившиеся в изъятии у него в 2002г. паспорта гражданина РФ и обязании устранить допущенные нарушения путем возврата паспорта, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия путем подачи жалобы через Хорольский районный суд.

Председательствующий: (подпись)

а