ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5301/23 от 30.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№2-5301/23

36RS0004-01-2023-007096-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воронеж 30 октября 2023 года

Ленинский районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Турбиной А.С., при секретаре Захаровой М.В.,

с участием помощника Лискинского транспортного прокурора Махнева А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лискинского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожной деятельности Воронежской области о понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Лискинский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ответчику Департаменту дорожной деятельности Воронежской области указав, что Лискинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Департаментом дорожной деятельности Воронежской области законодательства о безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Проверкой установлено, что Департамент дорожной деятельности Воронежской области является собственником наплавного моста (инвентарный номер №20 ОП РЗ Н 19-6), расположенном на участке акватории реки Дон в <адрес> на 1112,3 км (реестровый ), и являющимся технологической частью автомобильной дороги, по которой организовано дорожное движение в регионе. Ранее проведенной в мае 2023 года проверкой установлено, что выданное ФАУ «Российское классификационное общество» свидетельства от 05.08.2022г. (наплавной мост в <адрес>) о соответствии указанного наплавного моста правилам не приобрело юридической силы по причине невыполнения изложенных в актах первоначального освидетельствования требований. Таким образом на момент проверки указанный наплавной мост в установленном законодательством порядке не освидетельствован. Эксплуатация плавучего объекта осуществлялась в нарушение действующего законодательства.

29.05.2023г. в адрес начальника Департамента дорожной деятельности Воронежской области Лискинским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания, однако достаточных мер, направленных на выполнение перечисленных в актах первоначального освидетельствования требований Департаментом дорожной деятельности Воронежской области не принято. В настоящий момент действующее свидетельство о соответствии наплавного моста у уполномоченной на осуществление данной деятельности организацией не получено.

Настоящей проверкой установлено, что на текущую дату (25.09.2023г.) не в полном объеме выполнены требования, перечисленные в акте первоначального освидетельствования, а также в анализе соответствия наплавного моста Правилам Российского речного регистра. Так, не выполнена дефектация всех элементов плавучего объекта, в том числе поэлементная дефектация корпусных конструкций наплавного моста; не выполнено устройство искусственной шероховатости поверхности металлической палубы проезжей части пролетных строений и аппарелей путем приварки к палубе прутков; четырехрядное леерное ограждение по внешнему периметру пролетных строений и мостов аппарелей не приведено в соответствие с требованиями Правил; в местах разрывов леерного ограждения не предусмотрены съемные цепные леера; не установлен колесоотбойный брус; не выполнены расчеты проверки непотопляемости наплавного моста при затоплении отсеков, подтверждающие выполнение требований к аварийной посадке и остойчивости; горловины люков палуб понтонов в части конструкции, запорных устройств и уплотнений не соответствуют Правилам; не выполнено устройство системы вентиляции корпусов всех понтонов; не проведены и не согласованы с Речным регистром расчеты нагрузки, расчеты общей и местной прочности; на понтоны не нанесен методом сварки присвоенный регистровый номер; наплавной мост не укомплектован предметами противопожарного снабжения, а именно покрывалом из негорючего материала для тушения пламени, пожарным ведром, пожарным комплектом (лом, багор, топор), двумя порошковыми огнетушителями; не выполнены и не согласованы проверочные расчеты якорного снабжения наплавного моста; наплавной мост не доукомплектован двумя спасательными кругами; не установлены белые круговые огни; отсутствуют футшток и обмерный крюк для контроля запасов воды под днищем понтонов и их осадки; не обеспечено наличие эксплуатационных документов на электрическое оборудование; в случае принятия решения по оставлению кабельных трасс при дооборудовании наплавного моста не предусмотрено выполнение проверки соответствия кабельных трасс длительным допустимым нагрузкам и на падение напряжения; плавания, однако достаточных мер, направленных на выполнение перечисленных в актах первоначального освидетельствования требований Департаментом дорожной деятельности Воронежской области не принято. В настоящий момент действующее свидетельство о соответствии наплавного моста у уполномоченной на осуществление данной деятельности организацией не получено.

Выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о незаконной эксплуатации указанного наплавного моста, создают угрозу безопасности плавания, жизни и здоровью граждан и стали возможны в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей должностными лицами Департамента, ответственными за исполнением требований законодательства о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, а также отсутствием контроля со стороны руководства организации.

На основании изложенного и с учетом уточнений просит обязать Департамент дорожной деятельности Воронежской области в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению всех требований, перечисленных в Акте первоначального освидетельствования плавучего объекта №04.22.009.390550 от 05.08.2022 и в Анализе соответствия Правилам Российского речного регистра, а именно выполнить дефектацию всех элементов плавучего объекта, в том числе поэлементную дефектацию корпусных конструкций наплавного моста, выполнить устройство искусственной шероховатости поверхности металлической палубы проезжей части пролетных строений и аппарелей путем приварки к палубе прутков, привести в соответствие с Правилами четырехрядное леерное ограждение по внешнему периметру пролетных строений и мостов аппарелей, в местах разрывов леерного ограждения предусмотреть съемные цепные леера, установить колесоотбойный брус, выполнить расчеты проверки непотопляемости наплавного моста при затоплении отсеков, подтверждающие выполнение требований к аварийной посадке и остойчивости, привести в соответствие с Правилами горловины люков палуб понтонов в части конструкции, запорных устройств и уплотнений, выполнить устройство системы вентиляции корпусов всех понтонов, произвести и согласовать с Речным регистром расчеты нагрузки, расчеты общей и местной прочности, нанести на понтоны методом сварки присвоенный регистровый номер наплавного моста, укомплектовать наплавной мост предметами противопожарного снабжения, а именно покрывалом из негорючего материала для тушения пламени, пожарным ведром, пожарным комплектом (лом, багор, топор), двумя порошковыми огнетушителями, произвести и согласовать проверочные расчеты якорного снабжения наплавного моста, доукомплектовать наплавной мост двумя спасательными кругами, установить белые круговые огни в соответствии с Правилами, обеспечить наличие футштока и обмерного крюка для контроля запасов воды под днищем понтонов и их осадков, обеспечить наличие эксплуатационных документов на электрическое оборудование, предусмотреть выполнение проверки соответствия кабельных трасс длительным допустимым нагрузкам и проверку на падение напряжения при принятии решения по оставлению кабельных трасс, оборудовать наплавной мост молниезащитным устройством, оборудовать наплавной мост необходимым радиооборудованием, разработать и согласовать инструкцию по эксплуатации наплавного моста.

Обязать Департамент дорожной деятельности Воронежской области получить действующего свидетельства о соответствии наплавного моста, расположенного в <адрес> в ФАУ «Российское классификационное общество» (л.д.3-7,104-106).

В судебном заседании помощник Лискинского транспортного прокурора Махнев А.Д. заявление с учетом уточнений поддержал.

В судебное заседание ответчик Департамент дорожной деятельности Воронежской области своего представителя не направил, о слушании дела извещен надлежаще (л.д.103). В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав помощника прокурора, проверив материалы дела и разрешая требования истца по существу, руководствуясь ст.ст.56, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд исходит из следующего.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) плавучим объектом - несамоходным плавучим сооружением, является, в том числе, наплавной мост.

По правилам п.4 ст.35 КВВТ РФ плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов обязательным правилам.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.12.2002г. №1800-р «Перечень внутренних водных путей Российской Федерации» река Дон в месте расположения наплавных мостов входит в состав внутренних водных путей Российской Федерации.

В соответствии с п.5 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010г. №623 (далее Регламент), к объектам регулирования относятся также наплавные мосты на внутренних водных путях.

В соответствии с приложением №1 к Регламенту объект регулирования «наплавные мосты» именуется «суда».

На основании п.216 Регламента к эксплуатации допускаются суда, имеющие судовые документы в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, свидетельство о классификации, выданное органом классификации судов, удостоверяющее соответствие судов требованиям настоящего технического регламента.

Из материалов дела следует, что департамент дорожной деятельности Воронежской области является собственником наплавного моста (инвентарный номер ОП РЗ Н 19-6), расположенным на участке акватории реки Дон в <адрес> на 1112,3 км (реестровый ). ФАУ «Российское классификационное общество» на данный мост было выдано свидетельство от 05.08.2022г. .22.009.390550 (л.д.8).

В акте первоначального освидетельствования наплавного моста (инвентарный номер №20 ОП РЗ Н 19-6), а также в анализе соответствия данного наплавного моста Правилам Российского речного регистра указано, на необходимость выполнения: дефектация всех элементов плавучего объекта, в том числе поэлементная дефектация корпусных конструкций наплавного моста; устройства искусственной шероховатости поверхности металлической палубы проезжей части пролетных строений и аппарелей путем приварки к палубе прутков; четырехрядного леерное ограждения по внешнему периметру пролетных строений и мостов аппарелей не приведено в соответствие с требованиями Правил; в местах разрывов леерного ограждения предусмотреть съемные цепные леера; установить колесоотбойный брус; выполнить расчеты проверки непотопляемости наплавного моста при затоплении отсеков, подтверждающие выполнение требований к аварийной посадке и остойчивости; горловины люков палуб понтонов в части конструкции, запорных устройств и уплотнений не соответствуют Правилам; выполнить устройство системы вентиляции корпусов всех понтонов; провести и не согласованы с Речным регистром расчеты нагрузки, расчеты общей и местной прочности; нанести на понтоны методом сварки присвоенный регистровый номер; укомплектовать наплавной мост предметами противопожарного снабжения, а именно покрывалом из негорючего материала для тушения пламени, пожарным ведром, пожарным комплектом (лом, багор, топор), двумя порошковыми огнетушителями; выполнить и согласовать проверочные расчеты якорного снабжения наплавного моста; наплавной мост не доукомплектован двумя спасательными кругами; не установлены белые круговые огни; отсутствуют футшток и обмерный крюк для контроля запасов воды под днищем понтонов и их осадки; не обеспечено наличие эксплуатационных документов на электрическое оборудование; в случае принятия решения по оставлению кабельных трасс при дооборудовании наплавного моста не предусмотрено выполнение проверки соответствия кабельных трасс длительным допустимым нагрузкам и на падение напряжения; наплавной мост не оборудован молниезащитным устройством; наплавной мост не снабжен необходимым радиооборудованием; не разработана и не согласована инструкция по эксплуатации наплавного моста (л.д.9-11,24-83).

Проведенной в мае 2023 года проверкой установлено, что выданное ФАУ «Российское классификационное общество» свидетельства от 05.08.2022г. № 04.22.009.390550 (наплавной мост в <адрес>) о соответствии указанного наплавного моста правилам не приобрело юридической силы по причине невыполнения изложенных в актах первоначального освидетельствования требований (л.д.12,13).

Таким образом, на момент проверки указанный наплавной мост в установленном законодательством порядке не освидетельствован. Эксплуатация плавучего объекта осуществлялась в нарушение действующего законодательства.

Согласно вышеназванному приказу №488 от 13.10.2020г. проведение экспертизы промышленной безопасности здания станции перекачки авиационного топлива запланировано на 30.06.2021г. (л.д.29-33).

До настоящего времени указанные нарушения со стороны ответчика не устранены, что подтверждается актом проверки от 11.02.2021г. (35-39).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что Департаментом дорожной деятельности Воронежской области допущены нарушения вышеприведенного законодательства, что создает предпосылки для возникновения чрезвычайной ситуации.

29.05.2023г. в адрес руководителя Департамента дорожной деятельности Воронежской области Лискинским транспортным прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности плавания (л.д.14-16).

В ответ на данное предписание 29.06.2023г. руководителем Департамента дорожной деятельности Воронежской области сообщено, что целях исполнения указанного представления для приведения наплавных мостов к действующим требованиям законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта в январе 2023г. заключен государственный контракт на изготовление проектно-сметной документации на строительство нового наплавного моста, планируемый срок изготовления документации июль 2023г. После утверждения документации Департаментом будет проведена процедура определения подрядчика на выполнение работ по строительству наплавного моста. Подрядным организациям, осуществляющим содержание наплавного моста через реку Дон автомобильной дороги Ольховатка-Старая Калитва в Верхнемамонском муниципальном районе Воронежской области выдано предписание об устранении дефектов. Для устранения дефектов, отдельных выявленных в ходе проверки дефектов необходимо проведение работ в рамках реконструкции существующих наплавных мостов с составлением проектной документации. Разработка данной проектной документации планируется в 2024-2025г.г. По результатам служебной проверки по фактам выявленных нарушений виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности (л.д.17,18).

19.09.2023г. в адрес руководителя Департамента дорожной деятельности Воронежской области Лискинским транспортным прокурором направлен запрос о предоставлении информации (л.д.19).

В ответ на данный запрос 22.09.2023г. руководителем Департамента дорожной деятельности Воронежской области сообщено, что в сентябре 2023г. утверждена проектно-сметная документация на строительство нового наплавного моста в Богучарском районе и проводится процедура определения подрядчика. Подрядным организациям, осуществляющим содержание наплавного моста через реку Дон автомобильной дороги <адрес> в Верхнемамонском муниципальном районе Воронежской области выдано предписание об устранении дефектов настила проезжей части и плавучих опор, а также укомплектования наплавных мостов требуемыми спасательными средствами и радиооборудованием. Для устранения остальных дефектов, выявленных в рамках проверки, необходимо проведение работ в рамках реконструкции существующих наплавных мостов с составлением проектной документации. Разработка проектной документации планируется Департаментом в 2024-2025г.г. (л.д.20,21).

При таких обстоятельствах в совокупности суд приходит к выводу о том, что достаточных мер, направленных на выполнение перечисленных в актах первоначального освидетельствования требований Департаментом дорожной деятельности Воронежской области не принято и действующее свидетельство о соответствии наплавного моста у уполномоченной на осуществление данной деятельности организацией не получено.

В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Департамент дорожной деятельности Воронежской области является ответственным за исполнение требований законодательства о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, в данном случае наплавного моста (инвентарный номер ОП РЗ Н 19-6), а выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о незаконной эксплуатации указанного наплавного моста, создают угрозу безопасности плавания, жизни и здоровью граждан.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств, суду не представлено и в соответствии с требованиями ст.195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Лискинского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожной деятельности Воронежской области о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.

Обязать Департамент дорожной деятельности Воронежской области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по выполнению всех требований, перечисленных в Акте первоначального освидетельствования плавучего объекта .22.009.390550 от 05.08.2022г. и в Анализе соответствия Правилам Российского речного регистра, а именно выполнить дефектацию всех элементов плавучего объекта, в том числе поэлементную дефектацию корпусных конструкций наплавного моста, выполнить устройство искусственной шероховатости поверхности металлической палубы проезжей части пролетных строений и аппарелей путем приварки к палубе прутков, привести в соответствие с Правилами Российского речного регистра четырехрядное леерное ограждение по внешнему периметру пролетных строений и мостов аппарелей, в местах разрывов леерного ограждения предусмотреть съемные цепные леера, установить колесоотбойный брус, выполнить расчеты проверки непотопляемости наплавного моста при затоплении отсеков, подтверждающие выполнение требований к аварийной посадке и остойчивости, привести в соответствие с Правилами Российского речного регистра горловины люков палуб понтонов в части конструкции, запорных устройств и уплотнений, выполнить устройство системы вентиляции корпусов всех понтонов, произвести и согласовать с Речным регистром расчеты нагрузки, расчеты общей и местной прочности, нанести на понтоны методом сварки присвоенный регистровый номер наплавного моста, укомплектовать наплавной мост предметами противопожарного снабжения, а именно покрывалом из негорючего материала для тушения пламени, пожарным ведром, пожарным комплектом (лом, багор, топор), двумя порошковыми огнетушителями, произвести и согласовать с ФАУ «Российское классификационное общество» проверочные расчеты якорного снабжения наплавного моста, доукомплектовать наплавной мост двумя спасательными кругами, установить белые круговые огни в соответствии с Правилами Российского речного регистра, обеспечить наличие футштока и обмерного крюка для контроля запасов воды под днищем понтонов и их осадков, обеспечить наличие эксплуатационных документов на электрическое оборудование, предусмотреть выполнение проверки соответствия кабельных трасс длительным допустимым нагрузкам и проверку на падение напряжения при принятии решения по оставлению кабельных трасс, оборудовать наплавной мост молниезащитным устройством, оборудовать наплавной мост необходимым радиооборудованием, разработать и согласовать инструкцию по эксплуатации наплавного моста.

Обязать Департамент дорожной деятельности Воронежской области получить действующего свидетельства о соответствии наплавного моста, расположенного в <адрес> в ФАУ «Российское классификационное общество».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 03.11.2023 г.

Судья А.С. Турбина