ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5302010 от 20.07.2010 Ржевского городского суда (Тверская область)

                                                                                    Ржевский городской суд Тверской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ржевский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-530 2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ржевский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Ильиной Л.А.,

при секретаре Михаленко Е.В.,

с участием прокурора Чернышева Н.Б.,

ответчика представителя ООО «Энерго Инвест» Филипповой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ржеве

20 июля 2010 года

дело по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Энерго Инвест» о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства,

у с т а н о в и л :

Осташковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Энерго Инвест» о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства.

Свои требования мотивировал тем, что Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в марте-апреле 2010 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами при сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты в Ржевском районе Тверской области.

Проверкой установлено, что ООО «Энерго Инвест», предметом деятельности которого согласно Устава предприятия является: производство, передача, распределение и поставка пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей, допускает нарушения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект.

Установлено, что на основании договора аренды с ООО «Регион Энерго» Номер обезличен от Дата обезличена г. ООО эксплуатирует и обслуживает котельную Номер обезличен по ... ....

Согласно существующего проекта института «Калинингражданпроект» (от 1973 г. на объект Номер обезличен) система отвода условно чистых сточных вод, которые используются в котельной для хим.водоочистки, должна быть подключена к КНС ОАО «Маслосырбаза». В настоящее время из-за неработающей КНС и канализационной сети сточные воды из котельной Номер обезличен попадают в ручей б/и и далее в р.Большая Лоча без всякой очистки. Очистные сооружения отсутствуют. Проверка показала, что ООО «Энерго Инвест» производит сброс сточных вод в поверхностный водный объект без соответствующего разрешения (без решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод), без проекта ПДС, при этом качество сточных вод не соответствует установленным нормативам.

Сточные воды по химическим показателям в 1 квартале 2010 года не соответствовали установленным нормативам по химическим показателям, а именно: по нефтепродуктам.

Так, согласно протоколам лабораторных испытаний сточных вод Номер обезличенв от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена г., Номер обезличенв от Дата обезличена г., проведенных ИАЛ Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», сточные воды не соответствует установленным нормативам по нефтепродуктам в 1,4 - 2,5 раза.

В соответствии со ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Часть 2 статьи 39 Водного Кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ (далее ВК РФ) обязывает водопользователей не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения. Часть 1 статьи 44 ВК РФ устанавливает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Часть 6 статьи 60 указанного кодекса запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Аналогичная норма закреплена и в ст.18 указанного закона, в соответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п.2 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с требованиями п.п. 4.1; 4.1.1; 4.1.2; 4.2; 6.1; 6.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод: в черте населенных пунктов (п.4.1.2. СанПиН). Не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве (п.4.1.1. СанПиН).

Сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования (п.4.2. СанПиН).

Для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (НДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

На основании п.п.3.3.3.; 3.3.4. санитарных правил «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы. СанПиН 2.1.4.1075-ОГ» (утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.10.2001 года), санитарный режим в населенных местах на территории третьего пояса ЗСО (в который, на основании указанных санитарных правил, включен Ржевский район) должен соответствовать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию территорий населенных пунктов.

Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования.

Однако вышеуказанные требования со стороны ООО «Энерго Инвест» в полном объеме не соблюдаются. Качество сточных вод по химическим показателям не соответствуют установленным нормативам, что недопустимо.

В поверхностный водный объект сбрасываются сточные воды, не соответствующие установленным нормативам, что может повлечь причинения вреда окружающей среде и здоровью людей.

Кроме того, предприятие осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект без решения о предоставлении водного объекта в пользование для указанных целей.

Статьей 11 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 года № 74-ФЗ (в редакции от 14.07.2008 г.) предусмотрено, что предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В нарушение указанных требований водного законодательства ООО «Энерго Инвест» осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений в р.Большая Лоча без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, что недопустимо и является грубейшим нарушением природоохранного законодательства.

Невыполнение требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ права жителей Ржевского района, других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду. Этим нарушается также и требования ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Нарушаются права граждан на экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

У жителей Ржевского района, а также других граждан, посещающий указанный район, должна быть гарантия, что в результате сброса недостаточно очищенных сточных вод не произойдет загрязнение поверхностного водного объекта (р.Б.Лоча и реки Волга), что сброс сточных вод не создаст опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан в будущем.

Таким образом, в настоящее время обеспечение прав жителей Ржевского района, других граждан может быть обеспечено только посредством обращения в суд и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.

Нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые при сбросе сточных вод, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей (как местных жителей, так и граждан которые могут находиться в данном районе) и окружающей природной среде.

Интересы Российской Федерации по данному иску заключаются в том, что сброс сточных вод осуществляется в поверхностные водные объекты, которые являются федеральной собственностью. Несоблюдение условий водопользования, нарушает законные интересы Российской Федерации по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности граждан.

Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении Федерального законодательства всеми организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

Согласно п. п.1, 5.1.4. Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области (в ред. Приказа Росприроднадзора от 22.11.2007 г. № 481), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Тверской области является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, к полномочиям которой отнесено осуществление контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

Нарушения законодательства, допущенные при сбросе сточных вод прямо затрагивают интересы Росприроднадзора по Тверской области, который, в свою очередь, представляет и защищает государственные интересы (интересы Российской Федерации) в данных вопросах согласно Положения.

В соответствии с ч.4 ст.44 Водного кодекса РФ сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

На основании ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем является основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В ст.22 ГПК РФ указано, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

В данном случае рассматривается исковое дело о защите прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) и государства по спору, возникшему из экологического правонарушения.

В соответствии со ст.12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Просит в целях устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства и предотвращения причинения вреда окружающей среде, здоровью граждан и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения обязать ООО «Энерго Инвест» приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных сточных вод в ручей б/и и реку Большая Лоча от котельной Номер обезличен по ... ... до устранения нарушений природоохранного законодательства, а именно: до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям, а именно: по нефтепродуктам.

В судебном заседании прокурор Чернышев Н.Б. поддержал заявленные требования по вышеуказанным основаниям и просил суд обязать ООО «Энерго Инвест» приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных сточных вод в ручей б/и и реку Большая Лоча от котельной Номер обезличен по ... ... до устранения нарушений природоохранного законодательства.

Представитель ответчика ООО «Энерго Инвест» Филиппова О.В. исковые требования не признала и пояснила, что наименование организации ответчика - ООО «Энерго Инвест» Ржевского района Тверской области, к которому предъявляет исковые требования истец, не соответствует правильному и полному наименованию предприятия - Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Инвест». ООО «Энерго Инвест» зарегистрировано не в Ржевском районе, а в городе Ржеве. Ответчик не осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в ручей б/и и реку Большая Лоча от котельной Номер обезличен по ... ..., как это указано в исковом заявлении, поскольку производственные сточные воды на выходе из котельной сбрасываются в колодец-отстойник от дымовой трубы у здания котельной Номер обезличен согласно схеме сброса производственных вод котельной Номер обезличен.

Также в ходе последней проведенной проверки Дата обезличена года представителями ИАЛ Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО» был осуществлен отбор проб сточных вод именно из данного колодца. Согласно протоколу лабораторных испытаний сточных вод Номер обезличенв от Дата обезличена года, количество нефтепродуктов в сточных водах составило 0,053 мг/л. Согласно протоколу лабораторных испытаний сточных вод Номер обезличенв от Дата обезличена года, количество нефтепродуктов в сточных водах составило 0,057 мг/л, что не является превышением данного вещества по установленным нормативам согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 № 78 «О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03 (вместе с «Гигиеническими нормативами «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5 1315-03», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 7.04.2003 г.), в соответствии с которым ПДК нефтепродуктов должно составлять 0,3 мг/л.

Следовательно, на выходе из трубы от котельной Номер обезличен в сточных водах также не может быть превышения по нефтепродуктам.

Указанные гигиенические нормативы разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 года № 52-ФЗ», на который ссылается истец в своих требованиях в исковом заявлении.

Соответственно, превышение по нефтепродуктам в сточных водах от котельной Номер обезличен по ... ... не имеется.

Исток ручья безымянного, в который производится сброс сточных вод, расположен не на территории котельной Номер обезличен, а на территории рядом находящейся организации ООО «Мелькомбинат», согласно схеме сброса производственных вод котельной Номер обезличен, что доказывает тот факт, что недостаточно очищенные сточные воды могут попасть в ручей, а далее в реку Большая Лоча от другого предприятия.

Истец не представляет полную и исчерпывающую доказательственную базу, на основе которой можно сделать вывод о том, что сточные воды в ручей безымянный сбрасываются именно предприятием ответчика с котельной Номер обезличен по ... ....

Согласно существующего проекта (объект Номер обезличен) института «Калингражданпроект» очистные сооружения на котельной не должны быть предусмотрены и система отвода условно чистых сточных вод, которые используются в котельной для химической водоочистки, должна быть подключена к КНС ОАО «Ржевский маслосыркомбинат» (ранее именовалось ОАО «Маслосырбаза»).

В 1986 году был смонтирован канализационный трубопровод от котельной Номер обезличен до канализационно-насосной станции маслосырбазы.

Канализационный трубопровод не эксплуатировался по причине неработоспособности КНС маслосырбазы.

В связи с этим ООО «Энерго Инвест» неоднократно отправляло ОАО «Ржевский Маслосыркомбинат» письменные обращения о восстановлении работоспособности КНС, находящуюся на балансе указанной организации, и приема сточных вод с котельной. На последнее обращение, направленное ОАО «Ржевский маслосыркомбинат» за исходящим Номер обезличен от Дата обезличена года, (которое было записано после полученного «Представления об устранении нарушений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод») ответ в адрес ООО «Энерго Инвест» не поступил.

В настоящее время от решения данного вопроса руководство ОАО «Ржевский маслосыркомбинат» уклоняется.

Также ООО «Энерго Инвест» были предприняты меры к улучшению качественного состава сточных производственных вод и на основании заключенного договора с ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» (филиал ЦЛАТИ по Тверской области) на оказание услуг по отбору проб и проведению химических анализов, были проведены химические анализы, в соответствии с которыми превышение по нефтепродуктам не выявлено.

ООО «Энерго Инвест» уже привлекалось к ответственности за сброс сточных вод в водные объекты, ООО «Энерго Инвест» за сброс сточных вод вносит плату в пятикратном размере на основании приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 года. Разрешения на сброс сточных вод в поверхностный водный объект у ООО «Энерго Инвест» не имеется, так как проектом КНС не предусмотрена.

Приостановить деятельность по сбросу сточных вод от котельной Номер обезличен по ... ... «Энерго Инвест» не может, поскольку с приостановлением данной деятельности автоматически произойдет остановка самой котельной, как следствие это приведет к отсутствию у населения города тепловой энергии и горячей воды, что противоречит общественным интересам неопределенного круга лиц.

По результатам проверки исполнения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами Осташковским межрайонным природоохранным прокурором ООО «Энерго Инвест» было вынесено представление об устранении нарушений от Дата обезличена г. Номер обезличен, на основании которого и согласно ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ» о результатах рассмотрения представления и принятых мерах следует сообщить прокурору в письменной форме в установленный законом месячный срок.

ООО «Энерго Инвест» в адрес Осташковского межрайонного природоохранного прокурора было направлено письмо, полученное истцом Дата обезличена года за входящим номером Номер обезличен, о принятых мерах в отношении вынесенного представления. Не дождавшись письменного ответа в нарушение статьи 24 ФЗ «О прокуратуре РФ», истец направил в Ржевский городской суд Тверской области исковое заявление с требованием о приостановлении деятельности по сбросу сточных вод ООО «Энерго Инвест», которое было датировано Дата обезличена года.

Следовательно, истцом не был соблюден установленный федеральным законом досудебный порядок.

Сточные воды от котельной Номер обезличен по результатам химического анализа не содержат превышения по нефтепродуктам, поэтому в настоящее время деятельность по сбросу недостаточно очищенных сточных вод ООО «Энерго Инвест» не осуществляется.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.04.2003 № 78 ПДК нефтепродуктов в воде водных объектов должна составлять 0,3 мг/л, а по результатам отбора проб согласно протоколам испытаний Номер обезличенв от Дата обезличена г., Номер обезличенв от Дата обезличена г., Номер обезличен от Дата обезличена количество нефтепродуктов в сточных водах составляет менее 0,3 мг/л. Следовательно, отсутствует предмет спора.

Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области в судебное заседание не явилось, представили в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав пояснения сторон, мнение прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

При рассмотрении дела установлено, что согласно Устава полное наименование ответчика - Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Инвест», сокращенное наименование - ООО «Энерго Инвест».

В соответствии со ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей природной среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Они обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.2 ст.39 Водного Кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.

На основании ч.1 ст.44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Аналогичная норма закреплена и в ч.1 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, в соответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно ч.2 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека указанных водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии с п.4.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве.

Согласно п.4.1.2. вышеназванных СанПиН не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов

Согласно п.4.2. вышеназванных СанПиН сточные воды, которые технически невозможно использовать в системах повторного, оборотного водоснабжения в промышленности, городском хозяйстве, для орошения в сельском хозяйстве и для других целей, допускается отводить в водные объекты после очистки в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил к санитарной охране водных объектов и соблюдения нормативов качества воды в пунктах водопользования.

В соответствии с п.6.11. вышеназванных СанПиН для объектов, сбрасывающих сточные воды, устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты (ПДС), которые утверждаются специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды только после согласования с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.

На основании п.п.3.3.3.; 3.3.4 санитарных правил «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы. СанПиН 2.1.4.1075-01» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.10.2001 года), санитарный режим в населенных местах на территории третьего пояса ЗСО (в который, на основании указанных санитарных правил, включен Ржевский район) должен соответствовать требованиям санитарных правил по санитарному содержанию территорий населенных пунктов.

Сброс промышленных, городских, ливневых сточных вод и вод животноводческих комплексов допускается при условии доведения качества сточной воды до уровня санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к качеству воды водных объектов первой категории водопользования.

Согласно рапорту старшего помощника Осташковского межрайонного прокурора Чернышева Н.Б. в марте-апреле 2010 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами при сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты в Ржевском районе Тверской области. Проверка показала, что ООО «Энерго Инвест», предметом деятельности которого, согласно Устава предприятия, является: производство, передача, распределение и поставка пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей, допускает нарушения природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект.

Согласно договору аренды Номер обезличен от Дата обезличена г. ООО «Энерго Инвест» эксплуатирует и обслуживает котельную Номер обезличен по ... ....

Доводы ответчика о том, что он не осуществляет деятельность по сбросу сточных вод в ручей без имени и реку Большая Лоча от котельной Номер обезличен по ... ..., суд находит несостоятельными, поскольку согласно представленной ответчиком схеме сброса производственных вод котельной Номер обезличен и его пояснений следует, что сточные воды сбрасываются в колодец-отстойник, а затем по системе колодцев стоки поступают в воды ручья без имени, а тот в свою очередь в реку Большая Лоча. То обстоятельство, что ответчик не сбрасывает сточные воды непосредственно в ручей, не свидетельствует о том, что ответчиком не производится сброс сточных вод, ведь в конечном итоге неочищенные сточные воды поступают в ручей и реку.

Доводы ответчика о том, что недостаточно очищенные сточные воды могут попасть в ручей, а далее в реку Большая Лоча, от другого предприятия, суд также считает несостоятельными, так как из протоколов испытаний следует, что местом отбора проб сточной воды является выпуск с котельной.

Доводы ответчика о том, что ими не превышаются предельно допустимые концентрации химических веществ в воде, поскольку согласно ГН 2.1.5.1315-03, утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 7.04.2003 года, ПДК нефтепродуктов должно составлять 0,3 мг/л, не могут быть приняты во внимание.

На основании ст.17 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыбохозяйственные бассейны включают в себя моря и озера с бассейнами впадающих в них рек, а также иные водные объекты рыбохозяйственного значения. Устанавливаются рыбохозяйственные бассейны, в том числе, Волжско-Каспийский. К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

Согласно п.2.2. Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 13.01.2009 г. № 1, Волжско-Каспийский рыбохозяйственный бассейна включает в себя реку Волга от верховья до плотины Волжской ГЭС (город Волгоград) с бассейнами впадающих в нее рек, а также все водные объекты рыбохозяйственного значения, расположенные на территории Тверской области.

В соответствии с ч.1 ст.47 Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Приказу Федерального агентства по рыболовству от 18 января 2010 года № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в водах водных объектов рыбохозяйственного значения составляет 0,05 мг/дм3.

Согласно протоколам лабораторных испытаний, проведенных ИАЛ Тверского филиала ФГУ «ЦЛАТИ по ЦФО», сточные воды котельной Номер обезличен по ..., ... не соответствует установленным нормативам по нефтепродуктам, а именно: содержат следующее количество нефтепродуктов: протокол Номер обезличенв от Дата обезличена г. - 0,084 мг/дм3, протокол Номер обезличен от Дата обезличена г. - 0,07 мг/дм3, протокол Номер обезличенв от Дата обезличена г. - 0,14 мг/дм3, протокол Номер обезличенв от Дата обезличена г. - 0,053 мг/дм3 протокол Номер обезличенв от Дата обезличена г. - 0,057 мг/дм3.

Суд также полагает, что прокурор обоснованно ссылается на нарушение ответчиком СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», поскольку в соответствии с п.1.1. СанПиН 2.1.5.980-00, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г. «2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» данные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования:

- к качеству воды водных объектов в пунктах питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования;

- к условиям отведения сточных вод в водные объекты;

- к размещению, проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации хозяйственных и других объектов, способных оказать влияние на состояние поверхностных вод, а также требования к организации контроля за качеством воды водных объектов.

В соответствии с п.1.2. вышеназванных СанПиН требования настоящих санитарных правил распространяются на все поверхностные водные объекты на территории Российской Федерации, используемые или намечаемые к использованию для нужд населения за исключением прибрежных вод морей.

На основании п.2 ч.2 ст.11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В судебном заседании представитель ответчика подтвердил факт отсутствия у ООО «Энерго Инвест» решения о предоставлении водных объектов в пользование. Поэтому суд полагает, что ответчик использует водный объект без законных оснований.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что ООО «Энерго Инвест» за сброс сточных вод вносит плату в пятикратном размере на основании приказа Ростехнадзора от Дата обезличена года.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 утверждены форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды, возмещения вреда окружающей среде и исполнения природоохранного законодательства.

Утверждения ответчика о том, что приостановление деятельности по сбросу сточных вод фактически означает прекращение деятельности котельной, и как следствие подачу тепловой энергии населению, не соответствуют действительности, поскольку ответчик может применить иной способ водоотведения, как например, откачивание воды или оборотное или повторное использование после очистки.

Доводы ответчика о том, что по проекту очистные сооружения на котельной не предусмотрены, а отвод сточных вод должен производиться через КНС ОАО «Ржевский маслосыркомбинат», также являются несостоятельными. Из пояснений самого ответчика следует, что названный ими проект относится к 1986 году, при этом КНС никогда не работала. Вместе с тем, каждый хозяйствующий субъект самостоятельно исполняет свои обязанности и несет ответственность за их неисполнение. ООО «Энерго Инвест» осуществляет деятельность с 2007 года, однако никаких мероприятий для организации системы отвода сточных вод не предприняло.

Согласно ч.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом никакой досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. В связи с чем доводы ответчика о том, что прокурор был не вправе обратиться в суд, не дождавшись ответа на свое представление, не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, в суде установлено, что ООО «Энерго Инвест» осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод с очистных сооружений в р.Большая Лоча (впадающую в реку Волга) без соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод, в нарушение требований санитарного и природоохранного законодательства.

Согласно ч.2 ст.24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

Ст.80 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Поэтому требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора о приостановлении сброса сточных вод до устранения нарушений природоохранного и санитарного законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энерго Инвест» приостановить деятельность по сбросу недостаточно очищенных сточных вод в ручей без имени и реку Большая Лоча от котельной Номер обезличен по ... ... до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и до обеспечения нормативной очистки сточных вод по химическим показателям, а именно: по нефтепродуктам.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Тверской областной суд через Ржевский городской суд.

Председательствующий