ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5303 от 14.10.2011 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Куйбышевский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Куйбышевский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-5303/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Верещака М.Ю.,

при секретаре Мирошниченко Л.Е.,

рассмотрев 14.10.2011 в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5303/2011 по исковому заявлению Омского транспортного прокурора к Обь-Иртышскому управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным приказа о выдаче лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Обь-Иртышскому управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным приказа о выдаче лицензии, указав, что проведенной проверкой исполнения Обь - Иртышским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) требований законодательства о лицензировании перевозок пассажиров и грузов внутренним водным транспортом установлено, что в соответствии с приказом начальника Управления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № Обществу с ограниченной ответственностью «Ермаковская судоходная компания» предоставлена лицензия серии № на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов, а также лицензия серии № на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно статье 17 Закона деятельность по перевозкам пассажиров и грузов внутренним водным транспортном подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования таких перевозок установлен Положениями «О лицензировании перевозок грузов внутренним водным транспортом» и «О лицензировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом», утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 указанных Положений лицензионным требованием при перевозке является наличие у соискателя лицензии должностного лица, ответственного за осуществление перевозок пассажиров (грузов), имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок пассажиров не менее 3 лет за последние 10 лет работы, 5 лет при перевозке грузов.

Для получения указанных лицензий ООО «Ермаковская судоходная компания» в Управление предоставлены копии приказов о назначении лицом, ответственным за осуществление перевозок пассажиров и грузов, ФИО2 Однако, последний установленного законодательством стажа работы в области перевозок пассажиров и грузов не имеет, поскольку с 2000 года по 2010 год занимал должность начальника Нижневартовского линейного отдела государственной речной судоходной инспекции Обь-Иртышского бассейна, впоследствии преобразованной в Управление.

Согласно статье 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе, в сфере внутреннего водного транспорта.

К полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющего деятельность через территориальные подразделения, в соответствии с главой 2 Положения, относится осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о внутреннем водном транспорте.

Осуществление контрольных и надзорных полномочий в сфере законодательства о внутреннем водном транспорте не является деятельностью в области перевозок пассажиров и грузов.

Назначение ненадлежащего лица ответственным за осуществление перевозок пассажиров и грузов является основанием для отказа в выдаче лицензий, поскольку соискатель лицензии не соответствует лицензионным требованиям.

Истец просил признать приказ начальника Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ООО «Ермаковская судоходная компания» лицензии серии № на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, лицензии серии № на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов незаконным. Признать недействительными лицензию серии № на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров и лицензию серии № на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 требования искового заявления поддержала, просила их удовлетворить.

Представители ответчика по доверенности ФИО1, ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражали, указав, что для получения лицензий ООО «Ермаковская судоходная компания» в Управление предоставило копии приказа о назначении лицом, ответственным за осуществление перевозок пассажиров и грузов, ФИО2. Почетный работник транспорта России ФИО2 имеет стаж работы на внутреннем водном транспорте 41 год, из них 40 лет в Государственной речной судоходной инспекции и Обь-Иртышском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы но надзору в сфере транспорта. В период с 2000 года по 2010 год ФИО2 занимал должность начальника Нижневартовского линейного одела ГРСИ по Обь-Иртышскому бассейну и Обь-Иртышского УГМРН Ространснадзора (с 2005 года).

В должностные обязанности ФИО5 входили следующие обязанности: организация осуществления надзора за юридическими и физическими лицами, отдельными должностными лицами, осуществляющими деятельность, связанную с судоходством и обеспечение его безопасности на море и внутренних водных путях; организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий и проведение проверок возможности выполнения соискателями лицензий лицензионных требований и условий на морском и внутреннем водном транспорте.

ФИО2 имеет высшее профессиональное образование - инженер водного транспорта (специальность эксплуатация водного транспорта), а также имеет диплом техника-судоводителя по специальности судовождение на внутренних водных путях. Прошел повышение квалификации при ФГОУ ВПО Новосибирская государственная академия водного транспорта по специальности «Повышение квалификации исполнительных руководителей, ответственных за безопасность судоходства и перевозку пассажиров (грузов) в объеме 144 часа.

Контрольно-надзорная деятельность ФИО2 при осуществлении проверок соискателей лицензий и лицензиатов, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, равнозначна деятельности в области перевозок грузов и пассажиров, так как в обоих случаях требуются знания одних и тех же нормативно-правовых документов и правильности их применения в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Просили в удовлетворении требований искового заявления отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ООО «Ермаковская судоходная компания» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 58, 59 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат перевозки внутренним водным транспортом пассажиров и перевозки внутренним водным транспортом грузов.

Согласно п/п «е» п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок пассажиров, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы.

Согласно п/п «е» п. 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых при осуществлении перевозок грузов является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок грузов, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок грузов судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 5 лет работы.

Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения.

На основании ч. 1 ст. 67 Кодекса в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Частью 1 статьи 97 Кодекса установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в порт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в порт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и при сдаче пассажиром багажа плату за его провоз.

Согласно п. 5.1.3. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 8.5.3, 8.5.4. Положения об Обь-Иртышском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № ГК-651ФС, основными функциями Обь-Иртышского УГМРН являются лицензирование перевозок внутренним водным транспортом пассажиров и грузов.

В судебном заседании установлено, что приказом начальника Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Ермаковская судоходная компания» предоставлены лицензии серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов и серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров сроком на пять лет.

Одним из оснований для вынесения вышеуказанного приказа явился представленный ООО «ЕСК» приказ директора данного юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ о назначении лицом, ответственным за осуществление перевозок пассажиров и грузов на судах, принадлежащих ООО «Ермаковской судоходной компании», заместителя директора по флоту ФИО2

Из трудовой книжки ФИО2 следует, что последний с 2000 года работал в должности начальника Нижневартовского линейного отдела Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ранее - Государственной речной судоходной инспекции РФ).

Согласно разделу 3 должностного регламента начальника Нижневартовского линейного отдела Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, данное должностное лицо осуществляет надзор и контроль за юридическими и физическими лицами, отдельными должностными лицами, осуществляющими деятельность, связанную с судоходством и обеспечением его безопасности на море и внутренних водных путях.

Оценив в совокупности приведенные выше нормы и письменные доказательства, суд полагает, что по смыслу ст.ст. 67, 97 КВВТ РФ деятельность в области перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом заключается в непосредственном оказании соответствующих услуг. Соответственно, работа в данной области предполагает выполнение трудовых функций у юридического лица (индивидуального предпринимателя), либо в качестве индивидуального предпринимателя, непосредственно связанных с исполнением договоров перевозки грузов и пассажиров.

Исполнение трудовых обязанностей по осуществлению надзора и контроля в области перевозок грузов и пассажиров, по мнению суда, не является работой в данной области.

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что приказ начальника Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ООО «Ермаковская судоходная компания» лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов и пассажиров издан с нарушением действующего законодательства, поскольку ООО «ЕСК» на момент вынесения приказа лицензионным требованиям не соответствовало, в связи с чем оспариваемый приказ является незаконным.

Учитывая, что приказ начальника Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ №, выданные на основании указанного приказа ООО «Ермаковская судоходная компания» лицензии серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов и серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров сроком на пять лет, издан с нарушением действующего законодательства о лицензировании, подлежат признанию недействительными выданные на основании данного приказа лицензии.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Омского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным приказ начальника Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении ООО «Ермаковская судоходная компания» лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов и пассажиров.

Признать лицензию серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок внутренним водным транспортом грузов и лицензию серии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, выданные начальником Обь-Иртышского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Обществу с ограниченной ответственностью «Ермаковская судоходная компания», недействительными.

Настоящее решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней подачей кассационной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья

_

_