Дело № 2-5303/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]
Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Гараниной Е.М., при секретаре судебного заседания Сорокиной Е.Н.. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции [Адрес] к ООО [ А ]» об обязании исполнить предписание,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция [Адрес] обратилась в суд с иском к ООО [ А ] об обязании исполнить предписание, указав, что [ДД.ММ.ГГГГ] в отдел контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции [Адрес] поступило обращение от потребителя, проживающего по адресу [Адрес], по вопросу отсутствия корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. [ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО [ В ] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о заключении прямого договора на предоставление коммунальной услуги по отоплению гарантирующим поставщиком ООО [ А ] В связи с принятием решения ответчиком с [ДД.ММ.ГГГГ] исполнителем коммунальной услуги является ООО [ А ] До указанной даты исполнителем коммунальной услуги являлось ООО [ В ] Многоквартирный [Адрес] оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии. Начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с начала [ДД.ММ.ГГГГ]. производилось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий период, рассчитанного по показаниям коллективного прибора учета. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит корректировке исполнителем 1 раз в год в соответствии с п.42 Правил [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ]. ООО [ В ] направило в ООО [ А ] информацию по объемам тепловой энергии для корректировки платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ], однако корректировка была выполнена только за период с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]. За девять месяцев [ДД.ММ.ГГГГ] корректировка платы за отопление произведена не была, ООО [ В ] осуществить возврат оплаты возможности не имеет, т.к. возврат производится по строке отопление путем уменьшения текущего размера платы за данную коммунальную услугу на величину возврата. Таким образом, обязанность по корректировке платы за [ДД.ММ.ГГГГ] закреплена за ООО [ А ] В связи с чем, ему направлено предписание со сроком исполнения до [ДД.ММ.ГГГГ], однако провести проверку исполнения истец возможности не имеет в связи с запретом, установленным постановлением Правительства РРФ от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер] "Об особенностях осуществления в [ДД.ММ.ГГГГ] государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". [ДД.ММ.ГГГГ] в адрес истца поступило обращение собственника указанного дома о неисполнении ответчиком предписания. Таким образом, до настоящего времени выявленные нарушения ООО [ А ] не устранены. Учитывая, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, руководствуясь п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], просят: обязать ООО [ А ] провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], а именно произвести корректировку размера платы за отопление исходя из показаний коллективного прибора учета жителям многоквартирного дома №[ДД.ММ.ГГГГ] за 9 месяцев [ДД.ММ.ГГГГ]
Представитель истца на основании доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал иск, просил удовлетворить.
Ответчик – представитель ООО [ А ] ФИО2 по доверенности с иском не согласилась, пояснила, что считает, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обращение в суд о понуждении к исполнению законно вынесенных предписаний. В отношении ответчика было вынесено предписание, которое и без того является обязательным и вынесение решение будет являться лишним. В отношении спорного дома в течение 9 месяцев [ДД.ММ.ГГГГ] исполнителем коммунальной услуги «отопление» являлся ООО [ В ]». Договор теплоснабжения заключен с ТЭЦ только с [ДД.ММ.ГГГГ], в связи с чем, обязанности исполнителя услуг перешли к ООО [ А ] как ресурсоснабжающей организации только с указанной даты. Правила проведения корректировки платы за отопление при смене исполнителя коммунальных услуг, а также в случае изменения формы управления многоквартирным домом, либо при переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией жилищным законодательством не урегулированы. Корректировка по отоплению за 9 месяцев была сделана ООО [ В ]
Представитель ООО [ В ] на основании доверенности [ФИО 1] пояснила, что с [ДД.ММ.ГГГГ] исполнителем коммунальной услуги по отоплению для дома является ООО [ А ] в соответствии с п.42 Правил [Номер] именно оно должно производить корректировку платы за услугу, что подтверждено решением Арбитражного суда [Адрес].
Заслушав явившихся участников процесса, исследовав доказательства по делу в их совокупности, судья пришел к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 20 ЖК РФ, под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно п. 2 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] N [Номер] (далее - Положение), основными задачами Госжилинспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Госжилинспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет региональный государственный жилищный надзор посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений (пп. "а", "б" п. 3.1. Положения). Кроме того, согласно п. 3.5. Положения Госжилинспекция осуществляет надзор за исполнением требований, содержащихся в выданных ей предписаниях и представлениях.
Обязательность предписаний Государственной жилищной инспекции [Адрес] (далее по тексту - ГЖИ НО) следует из прямого указания ст. 25 Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также п. п. 2, 3.1, 3.5 Положения о Госжилинспекции, утвержденного постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] г. N [Номер]
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона предоставляет доказательства обоснованности своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, [ДД.ММ.ГГГГ] в Государственную жилищную инспекции [Адрес] поступило обращение от потребителей, проживающих по адресу [Адрес] по вопросу отсутствия корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению ([ ... ]
[ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО [ В ] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома принято решение о заключении прямого договора на предоставление коммунальной услуги по отоплению гарантирующим поставщиком ООО [ А ]».
Решением Арбитражного суда [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ] удовлетворены требования ООО [ В ] к Госжилинспекции [Адрес] о признании недействительным предписания от [ДД.ММ.ГГГГ], которым обществу надлежало произвести корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению жителям многоквартирного [Адрес] за 9 месяцев [ДД.ММ.ГГГГ]
[ДД.ММ.ГГГГ] Госжилинспекцией в отношении ООО [ А ]» на основании приказа [Номер] проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению с начала [ДД.ММ.ГГГГ]. производился исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии в предыдущий период ([ ... ]
ООО [ А ] является исполнителем коммунальной услуги по отоплению с [ДД.ММ.ГГГГ]. для многоквартирного [Адрес]. Дом оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, ООО [ В ] направило ему информацию по объемам тепловой энергии для проведения корректировки размера платы по отоплению за [ДД.ММ.ГГГГ]. Однако корректировка произведена только за [ДД.ММ.ГГГГ]
Таким образом, ООО [ А ] имеет в своем распоряжении показания общедомового прибора учета за период с [ДД.ММ.ГГГГ]. по [ДД.ММ.ГГГГ]. Начисление платы за отопление в течение [ДД.ММ.ГГГГ]. производилось по среднемесячному объему потребления за [ДД.ММ.ГГГГ]. Однако по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]. корректировка платы за отопление за 9 месяцев произведена не была.
В соответствии с п. 42 (1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При этом исполнитель производит один раз корректировку размера платы по фактическим объемам потребления тепловой энергии (исходя из показаний коллективного прибора учета).
В случаях, предусмотренных пунктами 59, 59 (1) и 60 (1) Правил, для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов.
Следовательно, для [Адрес] предусмотрена корректировка платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ]
[ДД.ММ.ГГГГ]. ООО [ А ] в рамках государственного жилищного надзора было выдано предписание об устранении выявленных нарушений [Номер], со сроком его исполнения [ДД.ММ.ГГГГ]([ ... ]
До настоящего времени выявленные нарушения ООО [ А ] не устранены.
В соответствии с п. 6.1 ч. 1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
С учетом приведенной нормы закона при рассмотрении настоящего иска юридически значимым обстоятельством является законность выданного предписания ГЖИ и наличие оснований для освобождения ответчика от его исполнения, однако таких обстоятельств по делу не установлено.
Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм права.
В связи с тем, что ООО [ В ] с [ДД.ММ.ГГГГ] не является исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном [Адрес], у управляющей компании отсутствуют правовые основания для проведения корректировки платы за отопление. ООО [ В ]» [ДД.ММ.ГГГГ] направило в ООО [ А ] информацию по объемам тепловой энергии для проведения корректировки платы за отопление по итогам [ДД.ММ.ГГГГ][ ... ]
ООО [ А ] произвело корректировку только за три месяца, что неправомерно, поскольку именно оно является исполнителем коммунальной услуги, и в случае корректировки в сторону уменьшения возврат денежных средств собственникам помещений многоквартирного дома производится по строке отопление путем уменьшения текущего размера платы на величину возврата. Учитывая, что ООО [ В ]» не производит начисление платы за отопление, осуществить возврат указанным способом представляется не только невозможным, но и противоречащим действующему законодательству.
По смыслу жилищного законодательства корректировка платы за коммунальную услугу связана с использованием в расчетах показаний общедомовых приборов учета и с периодом времени в один календарный год, а не с деятельностью того или иного исполнителя коммунальной услуги в определенный период времени. Следовательно, то обстоятельство, что до [ДД.ММ.ГГГГ] услугу оказывало ОО [ В ] а с [ДД.ММ.ГГГГ] – непосредственного ООО [ А ]», не является для последнего препятствием к проведению корректировки платы за отопление собственникам помещений за весь [ДД.ММ.ГГГГ]
Учитывая, что невыполнение предписаний об устранении выявленных нарушений нарушает права потребителей, а также то, что длительное неисполнение предписаний Госжилинспекции нарушает ее права как государственного органа на реализацию возложенных полномочий по осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, руководствуясь п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], суд полагает требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции [Адрес] к ООО [ А ] об обязании исполнить предписание – удовлетворить.
Обязать ООО [ А ] провести мероприятия по исполнению предписания Государственной жилищной инспекции [Адрес] от [ДД.ММ.ГГГГ]. [Номер], а именно произвести корректировку размера платы за отопление исходя из показаний коллективного прибора учета жителям многоквартирного [Адрес] за 9 месяцев [ДД.ММ.ГГГГ]
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.М. Гаранина.