ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5303/2013 от 01.10.2013 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

  Дело № 2-5303/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 октября 2013 года                                                             г.Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Романовой Е.В., при секретаре Гарганчук О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии города Архангельска незаконным и обязании обратиться с заявлением о постановке на учет наружной сети водопровода, канализационной сети как бесхозяйных,

установил:

заместитель прокурора г. Архангельска Некрасов Д.С. обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии города Архангельска незаконным и обязании обратиться с заявлением о постановке на учет наружной сети водопровода, канализационной сети как бесхозяйных.

В обоснование заявления указал, что в районе дома <адрес> в г. Архангельске находятся объекты недвижимого имущества: наружная сеть водопровода от точки присоединения ВК-1, включая колодец ВК-1 с запорной арматурой, до ввода в дом, наружная канализационная сеть от точки присоединения в колодце К-3 до колодца К-1. Право собственности на указанные объекты недвижимого имущества ни за одним лицом не зарегистрировано. Полагал, что мэрия г. Архангельска в силу части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Вместе с тем, по дату подачи заявления в суд орган местного самоуправления данную обязанность не исполнил. Непринятие мэрией г. Архангельска указанных мер влечет невозможность определения лиц, ответственных за содержание данных участков и за обеспечение их безопасности для окружающих, чем нарушены права неопределенного круга лиц.

По определению суда от 23 июля 2013 года с учетом положений пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дело рассмотрено в порядке искового производства.

В судебном заседании прокурор Богданов Н.С. заявленные требования поддержал.

Представитель мэрии города Архангельска Бровкин В.А. с заявленными требованиями не согласился, указав, что спорный участок водопроводных и канализационных сетей был построен ТИЗ «Актив» при строительстве жилого дома <адрес> в г. Архангельске. Технические условия на подключение и канализацию были выданы ТИЗ «Актив». Ссылаясь на положения статей 135, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагал, что спорное имущество принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме и бесхозяйным не является. Вместе с тем, утверждал, что заявленные заместителем прокурора объекты не являются комплексом технологически связанных между собой инженерных сооружений, то есть недвижимым имуществом. Отметил, что на спорные объекты отсутствуют технические и кадастровые паспорта.

Представитель третьего лица муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Салова Ю.Р. полагала, что бремя содержания спорных объектов должно быть возложено на собственников помещений в доме. Заявленные требования полагала необоснованными.

Третьи лица Собинин Ю.П., Кириченко А.И. на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Архземкадастр», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило. В представленных до начала рассмотрения дела письменных пояснениях заявленные требование поддержало.

Третьи лица Собинина О.Т., Климова Л.В., извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что на территории муниципального образования город Архангельск в районе дома <адрес> в г. Архангельске находятся объекты недвижимого имущества: наружная сеть водопровода от точки присоединения ВК-1, включая колодец ВК-1 с запорной арматурой, до ввода в указанный дом, протяженностью 116 метров; наружная канализационная сеть от точки присоединения в колодце К-3 до колодца К-1 рядом с названным домом, протяженностью 44 метра.

Право собственности за указанными объектами недвижимого имущества ни за кем не зарегистрировано.

В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Содержание терминов «водоснабжение», «канализация» определяется нормами действующих Государственного стандарта СССР ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», утверждённого Постановлением Госстандарта СССР от 24 февраля 1982 года № 805, и Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия».

В соответствии с пунктом 7 и пунктом 9 таблицы ГОСТ 19185-73 под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения относятся к объектам инженерной инфраструктуры. Указанные объекты прочно связанны с землей. Спорные участки водопроводной и канализационной сетей также представляют собой части комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Также частью 5 статьи 8 названного Федерального закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Из указанных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоснабжения, водоотведения.

Как усматривается из материалов дела, названные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности принадлежности спорного участка системы водоснабжения и водоотведения.

Довод ответчика о том, что спорное имущество имеет собственников, суд отклоняет в силу следующего.

Пунктами 1, 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно материалам дела наружная сеть водопровода от точки присоединения ВК-1, включая колодец ВК-1 с запорной арматурой, до ввода в дом <адрес> в г. Архангельске, протяженностью 116 метров; наружная канализационная сеть от точки присоединения в колодце К-3 до колодца К-1 рядом с названным домом, протяженностью 44 метра не числится в реестре федерального имущества, имущества Архангельской области, имущества муниципального образования «Город Архангельск» (л.д. 13, 14, 19, 21, 22).

Доказательств обратному суду не представлено.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Из содержания пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 следует, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (часть «а»); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (часть «д»); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (часть «е»); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть «ж»).

Пунктом 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

При этом внешней границей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Соответственно, в состав общего имущества в многоквартирном доме могут входить только внутридомовые инженерные системы водоснабжения и водоотведения, начинающиеся от стояков и заканчивающиеся внешней границей стены дома, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, не являющиеся внутридомовыми, включаются в состав общего имущества многоквартирного дома, если они расположены в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Из плана границ земельного участка, на котором расположен дом <адрес> в г. Архангельске усматривается, что большая часть участка водопровода и канализации находятся за границами земельного участка.

Таким образом, учетом с положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме спорные участки сети водопровода и канализационной сети не могут быть включены в состав общего имущества многоквартирного дома, имущества, предназначенного для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома <адрес> и, соответственно, не принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме.

Из материалов дела также усматривается, что постановлением мэра г.Архангельска от 18 июня 1992 года товариществу индивидуальных застройщиков «Актив» был предоставлен земельный участок площадью 800 м.2 в <адрес>, в квартале №, <адрес> для проектирования и строительства блокированного жилого дома. Технические условия на водоснабжение, на канализацию при строительстве жилого дома были выданы также ТИЗ «Актив».

В судебном заседании представитель МУП «Водоканал» пояснила, что до 2013 года договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод заключались между ТИЗ «Актив» и МУП «Водоканал».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 3 мая 2012 года в реестр внесена запись о прекращении деятельности ТИЗ «Актив» в связи с исключением из реестра на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Сведения о том, что имущество ТИЗ «Актив», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, было распределено между его членами, материалы дела не содержат. В настоящее время бывшие учредители (члены) ТИЗ «Актив» собственниками помещений в доме <адрес> в г.Архангельске не являются.

Таким образом, наружная сеть водопровода от точки присоединения ВК-1, включая колодец ВК-1 с запорной арматурой, до ввода в дом <адрес> в г. Архангельске, протяженностью 116 метров; наружная канализационная сеть от точки присоединения в колодце К-3 до колодца К-1 рядом с названным домом, протяженностью 44 метра не находится как в собственности Российской Федерации, Архангельской области, муниципального образования «Город Архангельск», так и в собственности граждан Российской Федерации и юридических лиц.

Поскольку из содержания пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, принимая во внимание, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, а мэрия г.Архангельска в отношении спорных объектов в нарушение закона указанную обязанность не исполняет, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Так как отсутствие технического и кадастрового паспортов на объекты не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения обязанностей, предусмотренных вышеуказанными законами, мэрия г.Архангельска не лишена возможности в установленном порядке данные документы оформить, ссылка представителя мэрии г. Архангельска на указанные обстоятельства основанием к отказу в удовлетворении требований заместителя прокурора г. Архангельска служить не может.

В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом положений указанной статьи суд полагает возможным возложить на ответчика обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с соответствующими заявлениями в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии города Архангельска незаконным и обязании обратиться с заявлением о постановке на учет наружной сети водопровода, канализационной сети как бесхозяйных удовлетворить.

Признать незаконным бездействие мэрии города Архангельска по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет наружной сети водопровода от точки присоединения ВК-1, включая колодец ВК-1 с запорной арматурой, до ввода в дом <адрес> в городе Архангельске, как бесхозяйной недвижимой вещи.

Обязать мэрию города Архангельска в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет наружной сети водопровода от точки присоединения ВК-1, включая колодец ВК-1 с запорной арматурой, до ввода в дом <адрес> в городе Архангельске, как бесхозяйной недвижимой вещи.

Признать бездействие мэрии города Архангельска по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет наружной канализационной сети от точки присоединения в колодце К-3 до колодцу К-1 рядом с домом <адрес> в городе Архангельске, как бесхозяйной недвижимой вещи.

Обязать мэрию города Архангельска в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет наружной канализационной сети от точки присоединения в колодце К-3 до колодца К-1 рядом с домом <адрес> в городе Архангельске, как бесхозяйной недвижимой вещи.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Архангельска.

Мотивированное решение суда изготовлено 04 октября 2013 года.

Председательствующий                             Е.В.Романова