ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5305/13 от 28.11.2013 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-5305/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи     28 ноября 2013 года   

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шевелева Н.С.

при секретаре судебного заседания Бирюковой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Сочи с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, выразившегося в отказе подтверждения адреса объекту недвижимости, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № обоснованным и обязании департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи подтвердить адрес объекту недвижимости - жилому дому, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, выдав справку по соответствующей форме о подтверждении почтового адреса: город Сочи, Центральный район, <адрес>.

В обоснование своих требований заявитель указал, что 24.09.2013 года он обратился в администрацию города Сочи с заявлением о подтверждении адреса объекта расположенного на земельном участке с кадастровым номером приложив к заявлению следующие документы: копию выписки из ЕГРП № на 1 листе; копию свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом с к/н № на 1 листе; копию кадастрового паспорта з/у на 1 листе; копию договора купли-продажи жилого дома на 1 листе; копию кадастрового паспорта здания от 18.10.2010 на 1 листе; копию решения о закреплении з/у за ФИО2 от 29.05.1996 на 1 листе; копию акта приемки в эксплуатацию жилого дома от 05.06.1996 на 1 листе; постановление администрации Центрального района города Сочи об утверждении акта приемки жилого дома на 1 листе; копию технического паспорта жилого дома от 18.10.2010 года на 14 листах. 18.10.2013 года департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи письмом ему было отказано в подтверждении адреса объекта, в связи с непредставлением в полном объеме необходимых документов, дополнительно было сообщено, что адрес будет подтвержден при направлении в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи письменного обращения с приложением правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок и объект капитального строительства, а также топографической съемки текущего состояния территории и технического паспорта БТИ на весь объект недвижимости. Считает, что указанные действия органа местного самоуправления не соответствуют требованиям закона и нарушают его права.

В судебном заседании заявитель ФИО1 на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить и признать заявление об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, выразившихся в отказе подтверждения адреса объекту недвижимости, расположенному на земельном участке с кадастровым номером № обоснованным. Требования свои обосновывает тем, что все необходимые документы в администрацию города Сочи он предоставил, но администрация города Сочи отказала ему в подтверждении почтового адреса.

Представитель заинтересованного лица администрации города Сочи - ФИО3, действующий на основании доверенности № от 13.06.2013 года, заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении заявителю отказать.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, в силу статьи 255 ГПК РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается соответствующими материалами дела, ФИО1 является собственником жилого дома, общей площадью 357,30 кв.м., инвентарный номер - 7988, Литер А, этажность - 4, расположенного по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 10.08.2011 года. Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №.

Как видно из материалов дела, указанный выше жилой дом, принадлежащий заявителю, расположен на земельном участке с кадастровым номером №.

ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома от 14.07.2011 года, заключенного между ФИО4, выступающим в качестве продавца, и ФИО1, выступающим в качестве покупателя.

Как видно из материалов дела, указанный выше жилой дом, принадлежащий заявителю, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который согласно кадастровому паспорту земельного участка № от 18.08.2010 года, расположен по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>).

В соответствии с решением от 29.05.1996 года Комиссии по вопросам землепользования при главе администрации Центрального района города Сочи Краснодарского края (протокол № 6), ФИО4 передан в аренду сроком на 10 лет земельный участок из состава земель городской застройки по <адрес>), с существующим жилым домом, с правом дальнейшего переоформления данного участка в собственность.

13.06.1996 года Постановлением № 535 Главы администрации Центрального района города Сочи Краснодарского края утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством жилого, расположенного земельном участке по <адрес>, (рядом с домом №) от 05.06.1996 года, также утверждено решение комиссии по вопросам землепользования при администрации <адрес> города Сочи о передаче в аренду ФИО4 земельного участка по <адрес> с существующим жилым домом, при этом указанный жилой дом принят в эксплуатацию.

24.09.2013 года ФИО1 обратился в администрацию города Сочи с заявлением на имя Главы города Сочи, в котором указал на то, что является собственником жилого <адрес> города Сочи. Также ФИО1 указал на то, что адрес жилому дому был присвоен в 1996 году, и в настоящее время ему необходимо для оформления земельного участка в собственность подтвердить указанный адрес (<адрес>). На основании изложенного, ФИО1 просил подтвердить адрес указанному объекту, выдав адресную справку.

При подаче ФИО1 заявления на имя Главы города Сочи, им были представлены следующие документы: копия выписки из ЕГРП № на 1 листе; копия свидетельства о государственной регистрации права на жилой дом с к/н № на 1 листе; копия кадастрового паспорта земельного участка на 1 листе; копия договора купли-продажи жилого дома на 1 листе; копия кадастрового паспорта здания от 18.10.2010 года на 1 листе; копия решения о закреплении земельного участка за ФИО2 от 29.05.1996 года на 1 листе; копия акта приемки в эксплуатацию жилого дома от 05.06.1996 года на 1 листе; постановление администрации Центрального района города Сочи об утверждении акта приемки жилого дома на 1 листе; копия технического паспорта жилого дома от 18.10.2010 года на 14 листах.

Как видно из материалов дела, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в ответ на обращение ФИО1 18.10.2013 года направлено письмо №, в котором, ФИО1 разъяснено, что Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи рассмотрено его обращение о возможности подтверждения адреса объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №. По результатам рассмотрения заявления, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 указано на то, что для подготовки справки подтверждения адреса существующему объекту недвижимости, ФИО1 необходимо обратиться в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с письменным заявлением, с приложением правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок и объект капитального строительства, а также топографической съемки текущего состояния территории и технического паспорта БТИ на весь объект недвижимости.

В целях совершенствования порядка присвоения, регистрации, учета использования адресов объектов недвижимости, расположенных на территории города Сочи, повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования электронной базы данных Единого адресного реестра города Сочи, руководствуясь статьей 24 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, Решением от 24.06.2010 года № 49 Городского Собрания Сочи утверждено Положение о порядке присвоения адресов объектам недвижимости и порядке ведения единого адресного реестра города Сочи.

В соответствии с пунктом 76 указанного Положения о порядке присвоения адресов объектам недвижимости и порядке ведения единого адресного реестра города Сочи, основаниями для присвоения (подтверждения) адреса объекту являются следующие документы и материалы: письменное обращение физического, юридического или уполномоченного лица (наличие надлежащим образом оформленной доверенности) в администрацию города Сочи о присвоении адреса объекту; перечень материалов и документов, представляемых для оформления адреса (подтверждение адреса) существующего объекта капитального строительства: 1) документ, подтверждающий создание (кадастровый и (или) технический паспорт), на объект капитального строительства; 2) правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект капитального строительства.

Исходя из смысла пункта 76 Положения о порядке присвоения адресов объектам недвижимости и порядке ведения единого адресного реестра города Сочи, необходимость предоставления иных документов действующее положение не предусматривает.

Таким образом, подтверждение адреса объекту недвижимости осуществляется по заявлению собственника и является обязанностью уполномоченного органа.

А значит, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи неправомерно было предложено заявителю ФИО1 обратиться повторно, представив дополнительно, правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок и объект капитального строительства, а также топографической съемки текущего состояния территории и технического паспорта БТИ на весь объект недвижимости.

Как следует из текста письменного обращения ФИО1 от 24.09.2013 года в администрацию города Сочи с заявлением на имя Главы города Сочи, исчерпывающий перечень документов для подтверждения почтового адреса заявителем уже был представлен.

Кроме того, подтверждение адреса объекту недвижимости является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставлен государственных и муниципальных услуг» понимается услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Согласно положениям п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставлен государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Статья 3 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставлен государственных и муниципальных услуг» устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Таким образом, истребование органом местного самоуправления у заявителя каких либо иных документов, не предусмотренных действующим Положением о порядке присвоения адресов объектам недвижимости и порядке ведения единого адресного реестра города Сочи, утвержденным Решением от 24.06.2010 года № 49 Городского Собрания Сочи, является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-259 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявленные требования ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления – удовлетворить.

Признать заявление ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления, выразившегося в отказе подтверждения адреса объекту недвижимости, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0201017:202, обоснованным.

Обязать департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи подтвердить адрес объекту недвижимости - жилому дому, расположенному на земельном участке с №, выдав справку по соответствующей форме о подтверждении почтового адреса: город Сочи, Центральный район, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Н.С. Шевелев

Мотивировочное решение составлено и подписано судьей 03.12.2013 года.

«Согласовано»