ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-530/13 от 04.04.2013 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело № 2-530/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тында 04 апреля 2013 года

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Меринова В.А.,

с участием помощника Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г.,

заявителя Колотова А.М.,

представителей заявителя Юхименко А.А., Минтенко И.Д.,

представителей избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды Медведь О.А., Недорезова А.П.,

при секретаре судебного заседания Бобровской А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колотова А. М. об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 23 марта 2013 года «Об отказе в регистрации Колотова А. М. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды»,

УСТАНОВИЛ:

Колотов А.М. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что 13 марта 2013 года, в соответствии с законом Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», он обра­тился в избирательную комиссия муниципального образования города Тынды Амурской об­ласти с заявлением о регистрации его кандидатом в качестве главы муниципального образо­вания Мэра города Тынды.

23 марта 2013 года Решением избирательной комиссии муниципального образования города Тынды , Колотову А. М., выдвинутому в порядке самовыдвижения, было отказано в регистрации кандидатом на должность Мэра города Тынды. Отказ избирательная комиссия муниципального образования города Тынды моти­вировала тем, что даты внесения подписей избирателей внесены с нарушением требования закона - не самими избирателями.

Утверждает, что пункт 6 статьи 41 Закона Амурской области от 26.06.2009 N 222-ОЗ "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области", порядок сбора подписей избирателей в поддержку выдвиже­ния кандидата, и оформления подписных листов нарушен не был. В избирательную комиссию муниципального образования города Тынды было представ­лено 149 подписей избирателей и даты, подписи избиратель ставил собственноручно. Сведения, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Справка МРО ЭКЦ УТ МВД России по ДФО об исследовании от 22 марта 2013 го­да о проведении почерковедческого исследования начальника отделения экспертиз МРО ЭКЦ УТ МВД России по ДФО майора полиции Ф.И.О.37 не соответствует действующему зако­нодательству.

Исходя из практики, для исследования одной даты требуется затратить не менее 3 часов, что составило бы на исследование 33 объектов 99 часов, или 4 суток 12 часов (с учетом отдыха эксперта). При указанных обстоятельствах, можно сделать вывод, что исследование не прово­дилось, даты в подписных листах определены визуально, без специального исследования. По­этому эксперт пришел к выводу о вероятности выполнения этих подписей одним лицом.

Следовательно, упомянутая справка является ничтожной и не влечет никаких правовых последствий.

Более того, в нарушение части 2 статьи 24 Конституции РФ, избирательная комиссия по­чему-то не выдала копии подписных листов кандидата на должность мэра города Тында Колотова A.M., что существенно нарушает его права.

Частью 2 статьи 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Неправомерными действиями должностных лиц ему создаются препятствия быть из­бранным в соответствии с действующим законодательством.

Считает, что принятое решение об отказе в регистрации кандидата на должность главы муниципального образования мэра города Тынды является незаконным, необоснован­ным.

Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что реше­ниями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного само­управления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме гра­ждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Просит признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 23 марта 2013 года «Об отказе в регистрации Колотова А. М. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды», обязать избирательную комиссию муниципального образования г.Тында зарегистрировать в качестве кандидата на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды Колотова А. М..

В судебном заседании заявитель Колотов А.М. на удовлетворении требований настаивал в полном объеме, просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Огласил и представил суду письменные объяснения.

Представитель заявителя Минтенко И.Д., Юхименко А.А. по основаниям, изложенным в заявлении, настаивали на удовлетворении требований в полном объеме.

Представители избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды Медведь О.А., Недорезов А.П. с доводами заявления не согласились, озвучили и представили суду письменные возражения.

Помощник Тындинского городского прокурора Яковенко Е.Г. просила решение избирательной комиссии признать законным и оставить в силе, а заявление Колотова А. М. без удовлетворения.

В судебном заседании были допрошены свидетели – Ф.И.О.10, Ф.И.О.11, Юхименко А.А., Ф.И.О.12, Ф.И.О.13, Ф.И.О.14, Ф.И.О.15, Ф.И.О.16, Ф.И.О.17, Ф.И.О.18, Ф.И.О.19, Ф.И.О.20, Ф.И.О.21, Ф.И.О.22, Ф.И.О.23, Ф.И.О.24, Ф.И.О.25, Ф.И.О.26, Ф.И.О.27, Ф.И.О.28, Ф.И.О.29, Ф.И.О.30, Ф.И.О.31, Ф.И.О.32, Ф.И.О.33, Ф.И.О.34, Ф.И.О.35, Ф.И.О.36 подтвердившие факт сбора подписей, собственноручное написание даты и подписи в подписном листе и поддержку именно кандидата в мэры г. Тында Колотова А.М.

Кроме того в суде были допрошены в качестве специалистов эксперты Ф.И.О.37 и Ф.И.О.38

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, проанализировав представленные сторонами доказательства, исследовав материалы дела, в том числе подлинные подписные листы, представленные Колотовым А.М. в избирательную комиссию, суд приходит к следующим выводам.

Решением Избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды от 21 февраля 2012 года назначены досрочные выборы мэра г.Тынды на 19 мая 2013 года.

На основании решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 21 февраля 2013 года создана рабочая группа по контролю за соблюдением требований избирательного законодательства избирательной компании по досрочным выборам мэра города Тынды 19 мая 2012 года, в следующем составе: Недорезов А.П., Ф.И.О.39, Ф.И.О.40, Ф.И.О.41, Ф.И.О.42, Ф.И.О.49

Решением избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 21 февраля 2013 года утверждено количество подписей в поддержку самовыдвижения (выдвижения) кандидатов на должность мэра города Тынды – 136 (сто тридцать шесть).

23 марта 2013 года избирательная комиссия муниципального образования г.Тынды проверив соответствие порядка самовыдвижения Колотова А.М. на должность мэра г.Тынды требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» и необходимые для регистрации документы, в соответствии со ст.ст.42-44 Закона Амурской области «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области», протокола рабочей группы по проверке соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку кандидата на должность мэра г.Тынды Колотова А.М., справки МРО ЭКЦ УТ МВД России по ДФО об исследовании от 22 марта 2013 года о проведении почерковедческого исследования, адресным справкам ОУФМС России по Амурской области в г. Тында выявила, что кандидатом Колотовым А.М. в избирательную комиссию муниципального образования города Тынды представлено 149 подписей избирателей на 38 листах, к проверке отобрано посредством случайной выборки 136 подписей. В результате проверки установлено, что в строках 2,3 в листе , строках 1,2 в листе , строках 1,4 в листе , строках 1,3 в листе строках 1,3 в листе , строках с 1 по 4 в листе , строках с 1 по 3 в листе , строках 1,3.3 в листе , в строках с 1 по 4 в листе , строках 1,3 в листе в строках 1,3 в листе , в строках 3.4 в листе , в строке 3 в листе , строках 1,3 в листе даты внесения подписей внесены с нарушением требованиям закона – не самими избирателями. В строке 3 листа , в строке 3 листа , в строке 1 листа указаны недостоверно данные об избирателях. Таким образом, число достоверных подписей избирателей составило 113 штук, недостоверных – 33 штуки, недействительных – 3 штуки.

На основании чего избирательная комиссия муниципального образования г.Тынды 23 марта 2013 года в 17 часов 50 минут приняла решение об отказе Колотову А.М., выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на должность мэра г.Тынды.

В силу ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

На основании ч.1 ст.259 ГПК РФ кандидаты, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

На основании п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом, под которым в силу ст. 1 этого же Федерального закона понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации.

При этом по смыслу действующего избирательного законодательства обязанность по надлежащему оформлению подписных листов, оформлению и составлению протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата и представлению названных документов в соответствующую избирательную комиссию для регистрации возлагается на кандидата, как на лицо, претендующее на замещение должности, в том числе и мэра города Тында.

Пунктом 3 статьи 38 указанного выше закона установлено, что должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Аналогичная норма закреплена в п.1 ст.43 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области».

В силу п.п.5, 7 ст.43 Закона Амурской области от 26.06.2009 года №222-ОЗ по результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной, действительной либо недействительной.

При этом под недействительными подписями признаются подписи, собранные с нарушением порядка сбора подписей и (или) оформления подписного листа, установленного ст.ст.40-41 настоящего Закона, а также периода сбора подписей, указанного в пункте 2 статьи 36, пункте 4 статей 37, 38.

В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.4 ст.41 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года №222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, дату его выдачи, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

В пункте 24 статьи 38 указанного Федерального закона приведены основания отказа в регистрации кандидата, одним из таких оснований в силу подпункта "д" является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Как усматривается из материалов дела, Колотовым А.М. в избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом на должность мэра города Тында документы, в том числе 38 подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку его самовыдвижения.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных кандидатом Колотовым А.М., кандидатом к проверке заявлено, представлено и комиссией проверено 136 (сто тридцать шесть) подписей избирателей, из которых было установлено 3 (три) недействительных подписи на основании справок УФМС России по Амурской области в г. Тынде, а также 33 (тридцать три) подписи признаны недостоверными на основании справки МРО ЭКЦ УТ МВД России по ДФО об исследовании от 22 марта 2013 года .

Суд полагает, что решением избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 23 марта 2013 года Колотову А.М. неправомерно отказано в регистрации кандидатом на должность мэра г.Тынды на том основании, что подписные листы оформлены с нарушением требований закона – недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, 3 (три) подписи избирателей признаны недействительными, 33 (тридцать три) штуки подписи признаны недостоверными.

Так, по результатам проверки подписей избирателей в подписных листах кандидата на должность мэра г. Тынды Колотова А.М. признано 3 подписи недействительными на основании данных ГАС «Выборы», справки ОУФМС России по Амурской области в г. Тынде.

Согласно ведомости проверки подписных листов кандидата на должность мэра г. Тынды Колотова А.М. от 22 марта 2013 года в подписном листе в строке 3 адрес места жительства избирателя Ф.И.О.43 (<адрес>) не совпадает с данными ГАС «Выборы» (<адрес>).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства, несмотря на поступившие возражения заявителя, заинтересованное лицо, в обоснование своих доводов, не представило доказательств, подтверждающих недостоверность указанных данных путем представления выписки из системы ГАС «Выборы».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о признании действительной подписи в строке 3 подписного листа Ф.И.О.43, поскольку данные об избирателе внесены в соответствии с требованиями закона и доказательств обратного стороной не представлено.

Судом исследовался лист 34 строка 3 в отношении Ф.И.О.17, подпись которой также признана недействительной.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В судебном заседании обозревалась копия паспорта и был допрошен свидетель Ф.И.О.17 из пояснений которой установлено, что она собственноручно ставила свою подпись в поддержку кандидата на должность мэра г. Тынды Колотова А.М. в подписном листе в строке 3. Так же она пояснила о том, что предоставила сборщику подписей действующий паспорт гражданина Российской Федерации, где зарегистрирована по <адрес>. О том, что по решению суда она снята с регистрационного учета по указанному адресу, ничего не знала, и узнала только в суде.

Допрошенное в качестве свидетеля лицо осуществляющее сбор подписей Ф.И.О.14 суду пояснил, что во внерабочее время он осуществлял сбор подписей в поддержку кандидата Колотова А.М. С ним провели инструктаж о том, что он может сам заполнить первые четыре графы, оставшиеся заполняет избиратель. При заполнении в подписном листе данных избирателя ему был предъявлен паспорт, согласно сведениям в котором, он и заполнял подписной лист. Избиратель, в том числе и Ф.И.О.17 сам поставил дату и расписался.

При указанных обстоятельствах, судом не берется во внимание довод заинтересованного лица, о том, что избиратель Ф.И.О.17 не зарегистрирована по <адрес>, так как согласно копии паспорта свидетеля Ф.И.О.17 она зарегистрирована по указанному адресу в настоящее время, отметка о том, что она снята с регистрационного учета в паспорте отсутствует. Суд полагает, что неисполнение государственными учреждениями и органами, их должностными лицами решения суда о снятии Ф.И.О.17 с регистрационного учета (справка УФМС), не может ставиться в вину и являться основанием, для возложения ответственности на кандидата на должность мэра г. Тында и ограничения прав граждан в реализации своего пассивного избирательного права. Указанные в паспорте сведения не вызвали у сборщика подписей вопросов относительно активного права Ф.И.О.17 на участие в выборах, так как она зарегистрирована на территории городского округа Тында.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований признания недействительности полученной подписи, связи с чем, не может согласиться с решением избирательной комиссии в указанной части.

Что касается подписного листа строка 1 в отношении Ф.И.О.44, то суд считает доводы избирательной комиссии муниципального образования г. Тынды заслуживающими внимания, так как действительно паспортные данные указаны не верно.

Остальные 33 штуки отобранные подписи кандидата признаны недостоверными в силу п. 7 ст. 43 закона Амурской области № 222-ОЗ.

Так, в соответствии с указанными выше требованиями закона недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

По результатам справки об исследовании от 22 марта 2013 года МВД России управления на транспорте по Дальневосточному Федеральному округу экспертно-криминалистического центра отделения экспертиз межрайонного отдела избирательной комиссией выявлено 33 недостоверных штуки подписей.

В силу п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей) Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.

Таким образом, вопреки доводам заявителя о необходимости проведения экспертизы в территориальном органе МВД данная справка об исследовании является допустимым доказательством. Однако, судом ставится под сомнение само проведение исследования в столь короткие сроки, и в отсутствие сведений в справке о применении специальной техники.

Согласно обшей норме, содержащейся в ст.56 ГПК РФ и подлежащей применению с учетом особенностей, установленных ч.3 ст.246 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании был допрошен начальник отделения экспертиз МРО ЭКЦ УТ МВД России по ДФО Ф.И.О.37, которому разъяснялись обязанности, предусмотренные ст. 188 ГПК РФ. Из пояснений специалиста установлено, что он действительно проводил данное исследование и выдавал справку об исследовании от 22 марта 2013 года. Времени на проведение данной экспертизы было мало, так как документы поступили 21 марта 2013 года и исследование проводилось во внерабочее время. Справка соответствует требованиям Приказа МВД РФ № 7, и в ней нет необходимости указывать весь процесс проведения исследования и методику. Сколько конкретно он затратил времени на исследование каждой цифровой записи, пояснить не может.

В судебном заседании был допрошен специалист Ф.И.О.38, которой разъяснялись обязанности, предусмотренные ст. 188 ГПК РФ. На вопросы сторон и суда пояснила, что экспертиза цифровых записей является наиболее сложной, так как ее методика несовершенна и в отличие от текста содержится малое количество индивидуальных свойств. Вследствие чего необходимо затрачивать больше времени на производство указанных экспертиз. По представленным подписным листам визуально она не может определить идентичность цифровых записей, так как для этих целей необходимо проведение экспертизы с использованием специальных средств, микроскопа.

Кроме того в судебном заседании были допрошены 29 свидетелей в том числе и сборщиков подписей пояснивших, что в подписных листах они, либо в их присутствии собственноручно ставили дату и подпись.

Предметом спора по настоящим правоотношениям является то, что суд проверяет законность действий избирательной комиссии, а та в силу закона лишена возможности устанавливать достоверность подписи избирателя методом опроса.

В тоже время, согласно статье 195 (часть 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (часть 2 названной статьи).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются свидетельские показания (статья 69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом дан анализ свидетельским показаниям, в том числе и показаниям лиц, участвующих в сборе подписей. Указанные лица Ф.И.О.10, Ф.И.О.11, Юхименко А.А., Ф.И.О.12, Ф.И.О.13, Ф.И.О.14, Ф.И.О.15, Ф.И.О.16, Ф.И.О.17, Ф.И.О.18, Ф.И.О.19, Ф.И.О.20, Ф.И.О.21, Ф.И.О.22, Ф.И.О.23, Ф.И.О.24, Ф.И.О.25, Ф.И.О.26, Ф.И.О.27, Ф.И.О.28, Ф.И.О.29, Ф.И.О.30, Ф.И.О.31, Ф.И.О.32, Ф.И.О.33, Ф.И.О.34, Ф.И.О.35, Ф.И.О.36 подтвердили факт сбора подписей, либо собственноручное написание даты и подписи в подписном листе в поддержку кандидата в мэры г. Тында Колотова А.М. Свидетели перед началом допроса были предупреждены об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 УК РФ, давали показания добровольно и по представленным оригиналам подписных листов уверенно указали строки, в которых ставили дату и подпись.

При указанных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для сомнения в подлинности свидетельских показаний.

Согласно статье 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть первая); результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть четвертая).

Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом; гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, являются установленные названным Кодексом процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами и основания для их отмены или изменения (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 618-О-О, от 26 мая 2011 года N 701-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1852-О-О и др.).

Таким образом, по мнению суда, справка эксперта от 22 марта 2013 года, не должна приниматься в качестве единственного безусловного доказательства сбора кандидатом в мэры г. Тында Колотовым А.М. недостоверных подписей избирателей. В связи с чем, оценивая выше представленные доказательства, с учетом конституционного положения о возможности каждого участвовать в реализации своего пассивного права на участие в выборах суд приходит к выводу о незаконности принятия избирательной комиссией муниципального образования г. Тында решения о признании 29 недостоверных подписей (указания дат) избирателей в подписных листах в поддержку Колотова А.М.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичная норма содержится и в п.11 ст.43 Закона Амурской области от 26 июня 2009 года № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области».

С учетом достоверности 31 штуки подписи избирателя количество недействительных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Колотова А.М. не превышает 10% от общего количества подписей, отобранных для проверки, что является основанием регистрации кандидата, следовательно заявление подлежит удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Руководствуясь ст. ст. 196-198, 199, 261 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Заявление Колотова А. М. об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 23 марта 2013 года «Об отказе в регистрации Колотова А. М. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования г.Тынды от 23 марта 2013 года «Об отказе в регистрации Колотова А. М. кандидатом на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды».

Обязать избирательную комиссию муниципального образования г.Тынды зарегистрировать Колотова А. М. в качестве кандидата на должность главы муниципального образования мэра г.Тынды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья В.А. Меринов

Мотивированное решение суда изготовлено 05 апреля 2013 года.