Дело № 2-530/2019.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года с. Карагай Пермский край
Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Малегиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Гомзяковой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Карагайского района Пермского края Паньковой И.В.,
представителя ответчика - муниципального образования Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района, выступающей по доверенности ФИО7,
представителя ответчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа» ФИО8, действующей на основании Устава и распоряжения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Карагайского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Карагайского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Яринская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством; к муниципальному образованию Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по бесплатному двухразовому питанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством при недостаточности средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа»,
у с т а н о в и л:
Прокурор Карагайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Яринская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту МБОУ «Яринская СОШ») о возложении обязанности организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством; к муниципальному образованию Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по бесплатному двухразовому питанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством при недостаточности средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа».
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Карагайского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в том числе на создание необходимых условий для организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа», в ходе, которой выявлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ питание 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся под опекой и (или) попечительством, осуществлялось на платной основе. Опекунами и попечителями 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при зачислении несовершеннолетних в школу и прохождению ими психолого-медико-педагогической комиссии своевременно предоставлялись заключения психолого-медико-педагогической комиссии в образовательную организацию. Приказы об обеспечении их бесплатным двухразовым питанием были изданы несвоевременно, что в свою очередь нарушило их право на обеспечение бесплатным двухразовым питанием в рамках образовательного процесса. В итоге с законных представителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся под опекой и (или) попечительством, незаконно были приняты денежные средства на оплату питания на общую сумму – <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ прокурором Карагайского района по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» внесено представление об устранении нарушений, которым было предписано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. Но нарушения фактически не устранены, бесплатное питание детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимися под опекой и попечительством, не организовано. При этом, одной из причин явилось недостаточное финансирование со стороны учредителя - администрации Карагайского муниципального района.
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно в судебном заседании пояснил, что требования прокуратуры внесенные в адрес МБОУ «Яринская СОШ» до настоящего времени не исполнены, бесплатное двухразовое питание учащимся с ограниченными возможностями здоровья, находящимися под опекой или попечительством, не организовано.
Представитель ответчика - муниципального образования Карагайский муниципальный район, в лице администрации Карагайского муниципального района ФИО7 просила в ранее направленном суду отзыве в удовлетворении исковых требований отказать, так как введение бесплатного питания в общеобразовательных организациях в качестве дополнительной меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, имеющих ограниченные возможности здоровья, действующим законодательством прямо не предусмотрено, в судебном заседании дополнительно к доводам, указанным в отзыве, пояснила, что установление обязанности, заявленное прокуратурой в исковом заявлении, противоречит нормам действующего законодательства, в частности положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" так как такое финансирование администрацией образовательного учреждения будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.
Представитель ответчика МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснила суду, что после внесения требования прокурора по результатам ранее проведенной проверки соблюдения учебным учреждением законодательства в отношении учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, школой бесплатное двухразовое горячие питание организовано в отношении детей из малообеспеченных и многодетных семей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в настоящее время, учащихся, находящиеся под опекой, имеющих ограниченные возможности здоровья в школе восемь человек, из них четверо обучаются на дому, этим учащимся уже предоставлена мера социальной поддержки государства в виде ежемесячных денежных выплат на их содержание, в том числе выплаты на питание.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, в их совокупности приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Согласно пункта 15 части 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 37 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 1).
Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления (часть 4).
Частью 1 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.
Пунктом 7 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.Постановлением администрации Карагайского муниципального района от 01.09.2017 года № (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) утвержден Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях Карагайского муниципального района (далее - Порядок №), которым также установлено, что бесплатное двухразовое питание детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется вне зависимости от их социального статуса.
Предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральным законодательством.
Пунктом 2.1 Порядка № установлено, что для предоставления бесплатного двухразового питания один из родителей (законных представителей) представляет в общеобразовательную организацию Карагайского муниципального района заключение психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающее наличие у обучающегося недостатков в физическом и (или) психическом развитии, препятствующих получению образования без создания специальных условий (далее – заключение ПМПК).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка № обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании приказа руководителя общеобразовательной организации, который издается со дня, следующего за днем предоставления родителями (законными представителями) заключения ПМПК, но не ранее возникновения образовательных отношений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 1, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч.2 ст.18 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.4 Устава Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа», образовательная организация является муниципальным учреждением по типу – бюджетное учреждение, по виду общеобразовательное учреждение. В соответствии с пунктом 1.5 Устава МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа», учредителем образовательной организации и собственником его имущества является Карагайский муниципальный район, функции, и полномочия которого осуществляет администрация Карагайского муниципального района Пермского края, в компетенцию которого входит выделение финансовых и материальных ресурсов на содержание и развитие МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа». Финансовое обеспечение муниципального здания МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» осуществляется в виде субсидий из местного бюджета муниципального образования Карагайского муниципального района (Раздел 4, пункт 4.2 Устава).
Согласно статьи 2 Закона Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ. № 1876-406 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований Карагайского района Пермского края» муниципальное образование Карагайский район наделено статусом муниципального района (Карагайский муниципальный район).
В силу статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 7 Устава Карагайского муниципального района, принятого решением Земского Собрания Карагайского района от ДД.ММ.ГГГГ№, Карагайский муниципальный район - муниципальное образование, исполнительно-распорядительным органом, которого является администрация Карагайского муниципального района Пермского края.
Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием является обязанностью не только общеобразовательных организаций, но и органов местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой Карагайского района Пермского края проведена проверка в МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» законодательства об образовании при организации питания обучающихся.
В ходе поверки установлено, что в МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» питание 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6), находящихся под опекой и (или) попечительством, осуществлялось на платной основе (л.д. 9-11).
Согласно информации МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» от ДД.ММ.ГГГГ представлен список учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с суммами, внесенными законными представителями на оплату питания обучающихся (л.д. 12, 13).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Карагайского района Пермского края по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» внесено представление об устранении нарушений, которым было предписано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших (л.д. 14-16).
В информации директора МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» № от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора Карагайского района сообщено, что издан приказ о предоставлении бесплатного питания обучающимся ОВЗ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), направлен запрос в МКУ «Управление образования администрации Карагайского муниципального района» о выделении дополнительных денежных средств на погашение счетов за питание (л.д. 17, 18).
Доводы ответчиков об отсутствии в нормах действующего законодательства прямых указаний на обязанность организации питания для учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья и находящихся под опекой (попечительством) в настоящем случае несостоятельны. Ссылка на пункт 5.3 Порядка предоставления бесплатного питания, обеспечения одеждой для посещения школы и спортивной формой, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края ДД.ММ.ГГГГ№-п «О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей и беременным женщинам» основана на неверном толковании нормы права, которая в настоящем деле не может быть отнесена к спорным правоотношениям.
Таким образом, суд считает, что в МБОУ «Яринская средняя общеобразовательная школа» в нарушение требований федерального законодательства не организовано бесплатное двухразовое питание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья независимо от их социального статуса - дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей не включены в число учащихся, обеспеченных бесплатным двухразовым питанием для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в связи с чем, исковые требования прокурора о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Яринская средняя общеобразовательная школа» организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством, а муниципальному образованию Карагайский муниципальный район, в лице администрации Карагайского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по бесплатному двухразовому питанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством при недостаточности средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Яринская средняя общеобразовательная школа» организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством.
Возложить обязанность на муниципальное образование Карагайский муниципальный район, в лице администрации Карагайского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по бесплатному двухразовому питанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством при недостаточности средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Яринская средняя общеобразовательная школа».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд, через Карагайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Малегина