ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-530/19 от 23.04.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2- 530/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Цыганковой И.М.

при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ «ФИО9<адрес>» к ФИО2 о взыскании материального ущерба

УСТАНОВИЛ:

Истец ФКУ «ФИО10» обратился в суд с заявлением (с последующими уточнениями) к ответчику ФИО2 о взыскании материального ущерба в размере руб.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в ФИО1 по <адрес> главной контрольно-ревизионной инспекцией управления делами ФИО11ФИО1 была проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФИО1 по <адрес> и подчиненных ему учреждений за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Выборочной проверкой использования автотранспорта <данные изъяты> установлено, что в нарушение требований распоряжения Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» приказом начальника ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГг. базовые нормы расхода топлива на автомобили <данные изъяты>, государственные номера: <данные изъяты>, установлены в размере 8,3 литров топлива на 100 км пробега, вместо предусмотренной нормы расхода 7,2 литров топлива на 100 км пробега. Кроме того, при списании топлива на указанные автомобили дополнительно к базовой норме расхода топлива в зимний период эксплуатации неправомерно применялась надбавка за использование кондиционера, что привело к завышению норм списания бензина АИ-95 за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в количестве литров на сумму руб. По результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нормы расхода топлива для служебных автомобилей марки <данные изъяты>, государственные номера: , установлены приказом ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм пробега и нормы расхода топлива на автотранспорт ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес> в 2017 году», проект которого подготовлен начальником автомобильного отдела ФКУ БМТиВС ФИО2ФИО2, являясь начальником автомобильного отдела ФКУ БМТиВС, в соответствии со своими должностными обязанностями обязан обеспечивать организацию работы автотранспорта управления, рассчитывать и контролировать нормы расхода топлива и горюче-смазочных материалов в соответствии с руководящими документами Минтранса РФ, ФИО12ФИО1, ФИО1 по <адрес>. В нарушение требований должностной инструкции, распоряжения Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» ФИО2 установил в ФИО1 ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГ завышенные базовые нормы топлива для 4 служебных автомобилей ФКУ БМТиВС марки <данные изъяты>, государственные номера: – 8,3л, вместо предусмотренных – 7,2л. Кроме того, при списании топлива на указанные автомобили дополнительно к базовой норме топлива в зимний период эксплуатации неправомерно применялась надбавка за использование кондиционера. Для автомобилей марки <данные изъяты> года изготовления, с мощностью двигателей 105 л.с, с 5-ступенчатой механической коробкой передач, установлена базовая норма расхода топлива – 7,2 л\100 км, с увеличением при работе автотранспорта в населенных пунктах – до 15%, использованием кондиционера при движении автомобиля – 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается), предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в <адрес> – не более 7%. Нормативный расход топлива для автомобилей Ford Focus III, в зимнее и летнее время, должен составлять: при движении по городу – 8,8 литров на 100 км, из расчета базовая норма 7,2 л.; с увеличением на 15% (надбавка за работу в населенных пунктах), 7% (за использование кондиционера в летнее время) или 7% зимняя надбавка (применяется без надбавки за использование кондиционера) и при движении за пределами города (по области) – 7,7 литров на 100 км, из расчета базовая норма – 7,2 л., с увеличением на 7% (за использование кондиционера в летнее время) или 7% зимняя надбавка (применяется без надбавки за использование кондиционера). За период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пробег автомобилей марки <данные изъяты>, государственные номера: , составил 134 494 км, из которых – 63 785 км. по городу и 70 709 км по области. Расход топлива за данный период времени должен был составить – 11 057,7 литров: 5 613,1л – по городу и 5 444,6л. – по области. Таким образом, в результате установления ФИО2 завышенной базовой нормы расхода топлива, и применении зимней надбавки с надбавкой за использование кондиционера, привело к завышению норм списания бензина АИ-95 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 1 813,5 литров и причинении ущерба в размере руб.

Истец ФКУ «ФИО13ФИО14» обратился в суд с заявлением (с последующими уточнениями) к ответчику ФИО2 о взыскании материального ущерба в размере руб.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. в ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес> контрольно-ревизионным отделением ФИО1 по <адрес> проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности ФКУ БМТиВС за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> проверкой использования автотранспорта ФКУ БМТи ВС установлено, что в нарушение требований распоряжения Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» ФИО1 начальника ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГг. базовая норма расхода топлива на автомобиль <данные изъяты>, государственный номер , установлена в размере 9,4 литров топлива на 100 км пробега, вместо предусмотренной нормы расхода 8,6 литров топлива на 100 км пробега, что привело к завышению норм списания бензина АИ-95 за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг, в количестве 69,5435 литров, на сумму руб. По результатам служебной проверки, проведенной ФИО1 по <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГг. было принято решение о взыскании суммы ущерба с ФИО2 Для автомобилей марки <данные изъяты> с 6-ступенчатой механической коробкой передач, установлена базовая норма расхода топлива – 8,6 л\100 км, с увеличением при работе автотранспорта в населенных пунктах – до 15%, с учетом возраста автомобиля на 10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля – 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается), предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в <адрес> – не более 7%. Нормативный расход топлива для автомобилей Volksvagen Passat, в зимнее и летнее время, должен составлять: при движении по городу –11,35 литров на 100 км в летнее время и 11,95 литров на 100 км в зимнее время; и при движении за пределами города (по области) – 10,067 литров на 100 км в летнее время и 10,66 литров на 100 км в зимнее время. Пробег автомобиля <данные изъяты>, государственный номер , за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составил 7 765 км, из них по городу – 3 925 км, по области – 3 840 км. Расход топлива за данный период времени должен был составить – 839,8915 литров, из которых: 452,2675 литров по городу и 387,6240 литров – по области. Таким образом, в результате установления ФИО4 завышенной базовой нормы расхода топлива, привело к завышению норм списания бензина АИ-95 за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в количестве 69,5435 литров, сумма причиненного ущерба составила руб.

Определением Ленинградского районного суда г.Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску ФКУ «ФИО15» к ФИО2 о взыскании материального ущерба (иск подан ДД.ММ.ГГГГг.) и гражданское дело по иску ФКУ «База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» к ФИО2 о взыскании материального ущерба (иск подан 25 января 2019г.) были объединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве 3-лица был привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>.

В судебном заседании представитель истца, представитель 3-лица - по доверенности ФИО5 исковые требования поддержала, пояснения дала так, как они изложены в исках, дополнительно пояснив, что до настоящего времени ущерб ответчиком не возмещен.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что договор о полной материальной ответственности, представленный истцом, он не подписывал. Нормы расхода топлива на автомобиль <данные изъяты>, государственный номер , и автомобили марки <данные изъяты>, государственные номера: , которые указаны в ФИО1 начальника ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГг. рассчитывал он на основании распоряжения Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». При этом каких-либо корыстных целей при установлении норм расхода топлива отличных от тех, которые были установлены комиссией при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ «ФИО16» у него не было, допускает, что излишки топлива, которые могли иметь быть место, могли себе присвоить водители. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

В силу статьи 242 ТК Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 243 ТК Российской Федерации материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в том числе, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

В статье 244 ТК Российской Федерации предусмотрено, что письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности заключаются с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Согласно ст.247 ТК РФ, до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

В соответствии с ч.3 ст.232 ТК РФ, расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю", к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

При недоказанности работодателем хотя бы одного из перечисленных обстоятельств материальная ответственность работника исключается.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 проходил службу в уголовно-исполнительной системе ФКУ ФИО17» с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в должности начальника автомобильного отдела – с ДД.ММ.ГГГГг.

ФИО1 по Калининградской области -лс от ДД.ММ.ГГГГ был уволен 15 августа 2018 года по п.4 ч.2 ст.84 ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

В соответствии с контрактом от 09.09.2016г. ФИО2 обязался честно и добросовестно исполнять предусмотренные по занимаемой должности обязанности, нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Согласно п.44 и п.61 должностной инструкции начальника автомобильного отдела ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес>, с которой ответчик был ознакомлен 23.09.2016г., начальник автомобильного отдела обеспечивает организацию работы автотранспорта управления; рассчитывает и контролирует нормы расхода топлива и горюче-смазочных материалов в соответствии с руководящими документами Минтранса РФ, ФСИН ФИО1, ФИО1 по <адрес>.

ФИО1 ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм пробега и нормы расхода топлива на автотранспорт ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес> в 2017 году» на автомобили марки Ford Focus, государственные номера: установлена марка топлива и норма расхода топлива на 100 километров пробега: базовая норма расхода составляет 8,3 л., с топливом АИ-95, при использовании кондиционера или установке «климат-контроль» расход топлива увеличивается на 7%, с учетом эксплуатации в городских условиях норма расхода увеличивается на 15% и составляет 10.л. (п.4.4., 4.5, 4.8, 4.9 ФИО1). – л.д.196-198

ФИО1 ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм пробега и нормы расхода топлива на автотранспорт ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес> в 2018 году» на автомобили марки <данные изъяты>, государственные номера: установлена марка топлива и норма расхода топлива на 100 километров пробега: базовая норма расхода составляет 8,3 л., с топливом АИ-95, при использовании кондиционера или установке «климат-контроль» расход топлива увеличивается на 7%, с учетом эксплуатации в городских условиях норма расхода увеличивается на 15% и составляет 10.л. (п.4.3., 4.5, 4.7, 4.8 ФИО1): на автомобиль марки <данные изъяты>, государственный номер , - базовая норма расхода составляет 9,4 л., с топливом АИ-95, с учетом возраста автомобиля норма расхода увеличивается на 10%, при использовании кондиционера или установке «климат-контроль» расход топлива увеличивается на 7%, с учетом эксплуатации в городских условиях норма расхода увеличивается на 15% и составляет 12,3.л. (п.4.6 ФИО1). – л.д.172-174

Из вышеуказанных ФИО1 также следует, что ответственным за осуществление контроля за выходом и возвращением автотранспорта, а также учетом расхода пробега и норм расхода топлива является начальник автомобильного отдела ФКУ БМТиВС ФИО2

Проекты ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подготовлены ФИО2, в данных ФИО1 он указан как исполнитель, что не оспаривалось и самим ответчиком при рассмотрении настоящего дела.

Из акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что выборочной проверкой использования автотранспорта ФКУ БМТи ВС установлено, что в нарушение требований распоряжения Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № АМ-23-р ФИО1 начальника ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГг. базовые нормы расхода топлива на автомобили <данные изъяты>, государственные номера: ФИО18, установлены в размере 8,3 литров топлива на 100 км пробега, вместо предусмотренной нормы расхода 7,2 литров топлива на 100 км пробега, кроме того при списании топлива на указанные автомобили дополнительно к базовой норме расхода топлива в зимний период эксплуатации неправомерно применялась надбавка за использование кондиционера, что привело к завышению норм списания бензина АИ-95 за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в количестве 1 813,5 литров на сумму руб. – л.д.18-21

Аналогичные сведения указаны и в справке документальной проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. – л.д.25-26

Заключением служебной проверки по рапорту ФИО6 от 25.06.2018г. по факту сверхнормативного списания ГСМ в ФКУ ИК-7, БМИиВС ФИО1 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нормы расхода топлива для служебных автомобилей марки <данные изъяты>, государственные номера: , установлены ФИО1 ФКУ БМТиВС от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении норм пробега и нормы расхода топлива на автотранспорт ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес> в 2017 году», проект которого подготовлен начальником автомобильного отдела ФКУ БМТиВС ФИО2, который согласно п.44 должностной инструкции обязан обеспечивать организацию работы автотранспорта управления и согласно п.61 должностной инструкции обязан рассчитывать и контролировать нормы расхода топлива и горюче-смазочных материалов в соответствии с руководящими документами Минтранса РФ, ФСИН ФИО1, ФИО1 по <адрес>. Комиссия пришла к выводу, что завышение норм списания бензина АИ-95 в ФКУ БМТиВС за период с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. в количестве 1 813,5 литров на сумму руб. стало возможным по причине ненадлежащего исполнения пунктов 44 и 61 должностной инструкции ФИО4, ранее замещавшим должность начальника автомобильного отдела ФКУ БМТиВС в части ненадлежащей организации работы автотранспорта управления, неправильного расчета норм расхода топлива и ненадлежащего контроля за их применением, в соответствии с руководящими документами Минтранса РФ. Также комиссия в заключении указала на обеспечение взыскания с ФИО2 суммы ущерба, причиненного учреждению в результате сверхнормативного списания бензина АИ-95 в количестве 5 литров на сумму руб.

Как следует, из акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ ФИО21» от 14.11.2018г., в ходе проверки было установлено сверхнормативное списание ГСМ на сумму руб. Так, согласно п.8.2.2 акта, норма расхода ГСМ на автомобиль Volksvagen Passat, государственный номер не соответствует распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». При проверке путевых листов выявлено завышение норм расхода: приказом ФКУ БМТиВС установлена базовая норма расхода ГСМ 9,4 л\100 км пробега, в то же время в соответствии с распоряжением Минтранса в отношении автомобиля <данные изъяты> следовало применять базовую норму расхода ГСМ 8,6 л\100 км пробега.

Заключением о результатах служебной проверки по рапорту ФИО7 от 19.11.2018г. было установлено, что неправомерное (в том числе сверхнормативное) списание ТМЦ на сумму руб. стало возможным в результате ненадлежащего исполнения пунктов 44, 61 должностной инструкции, в части ненадлежащей организации работы автотранспорта управления, неправильного расчета норм расхода топлива и ненадлежащего контроля за их применением, в соответствии с руководящими документами Минтранса РФ со стороны ФИО2, ранее замещавшего должность начальника автомобильного отдела ФКУ БМТ и ВС. – л.д.162-167

Из справки проверки вопросов финансово-хозяйственной деятельности ФКУ БМТиВС ФИО1 по <адрес> проверяемый период с 01.02.2018г. по 01.10.2018г. следует, что списание ГСМ производилось с нарушениями: норма расхода ГСМ на автомобиль <данные изъяты>, государственный номер не соответствует распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте». При проверке путевых листов, выявлено завышение норм расхода: приказом БМТиВС установлена базовая норма расхода ГСМ 9,4 литров топлива на 100 км пробега, вместо предусмотренной нормы расхода 8,6 литров топлива на 100 км пробега, в то же время в соответствии с распоряжением Министерства в отношении автомобиля <данные изъяты> следовало применять базовую норму расхода ГСМ 8,6 литров топлива на 100 км пробега. Таким образом, учреждение допустило неправомерное списание бензина марки АИ-95 в количестве 69,5435 литров, на сумму руб. – л.д.168-171

Нормы расхода топлива в настоящем случае установлены распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», из которого следует, что базовые нормы расхода топлива на автомобили <данные изъяты>, государственные номера установлены в размере 7,2 литров топлива на 100 км пробега; на автомобиль марки <данные изъяты> - 8,6 литров топлива на 100 км пробега. (п.7.2 легковые автомобили зарубежные)

Согласно п.4 раздела II «Нормы расхода топлива для автомобилей» Методических рекомендаций, - нормы расхода топлив могут устанавливаться для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлив, необходимый для осуществления транспортного процесса. Для автомобилей установлены следующие виды норм:- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии; базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах "Правил дорожного движения".

Согласно п.5 Методических рекомендаций - нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях: работа автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны - от 5% до 20% (При этом согласно приложению №2 к Методическим рекомендациям – Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации и их частям, - для Калининградской области составляют не более 7%.); при работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения: от 250 тыс. до 1 млн. человек - до 15%; при использовании установки "климат-контроль" (независимо от времени года) при движении автомобиля - до 7%.; при использовании кондиционера при движении автомобиля - до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).

Кроме того, как усматривается из приказа от ДД.ММ.ГГГГг. в ФИО1 от 27.12.2017г., исполнителем в котором значится ФИО2, внесены изменения в части указания базовой нормы расхода топлива автомобилями марки <данные изъяты>, государственные номера: , с указанием базовой нормы расхода – 7,2 литра. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГг. также были внесены изменения в части указания базовой нормы расхода топлива автомобилем марки <данные изъяты>, государственный номер , с указанием базовой нормы расхода – 8,6 литра. Таким образом, вышеуказанными приказами базовая норма расхода топлива вышеназванными транспортными средствами была приведена в соответствие с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

Таким образом, суд находит, что факт причинения ФИО2 ущерба ФКУ «ФИО22» установлен в ходе проведения выборочных проверок использования автотранспорта <данные изъяты>, о чем свидетельствуют как акты ревизии, так и заключение служебной проверки.

В настоящем случае суд находит, что фактически ущерб возник в связи с тем, что ответчиком изначально была неверно установлена норма расхода топлива на транспортные средства – автомобили марки <данные изъяты>, государственные номера: - 8,3 литров топлива на 100 км пробега, вместо – 7,2 литра, и на автомобиль марки <данные изъяты>, государственный номер - 9,4 литров топлива на 100 км пробега, вместо - 8,6 литра, которые не соответствовали нормам, установленным распоряжением Министерства транспорта РФ от 14 марта 2008г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» и применении зимней надбавки с надбавкой за использование кондиционера, что не предусмотрено вышеуказанными Методическими рекомендациями, а также отсутствием надлежащего контроля за учетом расхода пробега и нормами расхода топлива, что было вменено в обязанности ответчика также приказами от 09.01.2017г. и от 27.12.2017г.

Таким образом, установление ФИО2 завышенной базовой нормы расхода топлива, и применении зимней надбавки с надбавкой за использование кондиционера автомобилей марки <данные изъяты>, государственные номера: , привело к завышению норм списания бензина АИ-95 за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 1 813,5 литров и причинении ущерба в размере руб. Установление ФИО4 завышенной базовой нормы расхода топлива транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный номер , привело к завышению норм списания бензина АИ-95 за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., в количестве 69,5435 литров, сумма причиненного ущерба составила руб.

Ссылки ФИО4 о том, что частично в путевых листах за октябрь 2017г., за ноябрь 2017г., за декабрь 2017г. на транспортные средства – автомобили марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак его подписи подделаны, голословны и ничем не подтверждены.

Доводы ответчика относительно того, что частично либо полностью в путевых листах за ноябрь 2017г. на автотранспортное средство - автомобиль марки «ФИО23», государственный регистрационный знак ; за ноябрь 2017г. и за декабрь 2017г. на автотранспортное средство - автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак ; за ноябрь 2017г., за декабрь 2017г. на автотранспортное средство – автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак , отсутствуют его подписи, что может свидетельствовать о том, что автомобили на линию не выезжали, а имело быть место просто заполнение путевых листов, суд находит несостоятельными, поскольку убедительных, достаточных и достоверных доказательств этому не представлено. Данное обстоятельство свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком, который являлся непосредственным руководителем водителей ФКУ «База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Калининградской области» и который должен был проверять путевые листы и соответственно их подписывать, своих служебных обязанностей.

Правомерность требований истца подтверждена материалами дела.

Истцом заявлен ко взысканию с ответчика, причиненный последним ущерб в размере - руб.

Представленный расчет суммы ущерба суд находит правильным и обоснованным. Размер ущерба также был установлен в результате имевшей быть место документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности ФКУ «ФИО24» ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время суд не усматривает правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу ФКУ «ФИО25» материального ущерба в полном размере, а именно в размере руб., поскольку договор о материальной ответственности с ответчиком заключен не был.

Согласно заключению эксперта АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» от 11 февраля 2019 года, подпись и расшифровка подписи от имени ФИО2 на договоре о полной индивидуальной материальной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не ФИО2, а иным лицом.

Таким образом, с ответчика ФИО2 подлежит взысканию ущерб в пределах его среднего месячного заработка, который согласно представленной истцом справке составляет руб.

В соответствии со ст.250 ТК РФ, орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.

Согласно п.6 «Обзор практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работников» (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 05.12.2018г.) правила статьи 250 ТК РФ о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, применяются судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда.

Исходя из п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 (ред. От 28.09.2010) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с частью первой статьи 250 ТК РФ может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

Таким образом, вне зависимости от доводов работника привлекаемого к материальной ответственности, суд по собственной инициативе должен поставить на обсуждение вопрос о возможности снижения размера материального ущерба с учетом имущественного положения работника и иных заслуживающих внимание обстоятельств.

ФИО2 заявил просьбу о снижении его материальной ответственности с учетом его имущественного положения.

Как следует из пояснений ФИО2 в судебном заседании и представленных им документов, он является пенсионером и получает пенсию в размере руб., средняя заработная плата составляет руб. Проживает с супругой, размер заработной платы которой в среднем составляет руб. и с детьми – года рождения, года рождения и года рождения, В 2013г. между ОАО «Сбербанк России» и ФИО2, а также супругой заключен кредитный договор, согласно которому предоставлен кредит в размере руб. на приобретение квартиры и при этом размер ежемесячного платежа составляет руб.

При таком положении, исходя из имущественного положения ответчика, обстоятельств причинения ущерба, суд приходит к выводу о необходимости снижения размера материального ущерба, подлежащего взысканию с ФИО2 в пользу ФКУ «<адрес><адрес>» до 30000 руб.

В силу ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов.

В связи с чем, в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФКУ «ФИО26ФИО27» удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу ФКУ «ФИО28» сумму причиненного материального ущерба в размере руб. с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере руб.

В остальной части исковые требования ФКУ «ФИО29 области» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019г.

Судья: Цыганкова И.М.