Дело № 2-530/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2019 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Шилкиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Имидж», Республиканскому агентству лесного хозяйства, Правительству РБ, администрации МО «г. Северобайкальск»,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц, просит обязать ООО «Имидж» ликвидировать несанкционированное размещение отходов IV класса опасности, расположенных на землях государственного лесного фонда, и обязать Республиканское агентство лесного хозяйства после проведенных мероприятий ООО «Имидж» по ликвидации несанкционированного размещения отходов IV класса опасности на землях государственного лесного фонда, организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. При обследовании земельного участка, расположенного в границах МО «город Северобайкальск» в кадастровом квартале № выявлено несанкционированное размещение отходов площадью около 9743 кв.м., объемом 88084 куб.м. Земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, относится к землям государственного лесного фонда - <данные изъяты>. ООО «Имидж» в рамках выполнения муниципального контракта от 19.11.2018 № 032300103318000172-0195990-01 осуществляло очистку территории МО «г. Северобайкальск» после демонтажа аварийных домов. Размещение отходов IV класса опасности, образованных в результате сноса ветхих аварийных домов, ООО «Имидж» осуществлялось в лесной массив на территорию вышеуказанного земельного участка. Согласно актам о приемке выполненных работ от 10.12.2018, 20.12.2018, 25.12.2018, 26.02.2019, 22.03.2019 объем вывезенного мусора ООО «Имидж» в лесной фонд составил 34408,76 тонн.
Определениями суда к участию в деле привлекались в качестве соответчиков Правительство Республики Бурятия, администрация МО «г. Северобайкальск», в качестве третьих лиц Министерство природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «Экоальянс».
В ходе производства по делу истец неоднократно изменял предмет исковых требований.
В окончательном виде истец просит обязать администрацию МО «г. Северобайкальск» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов IV класса опасности в объеме 69597 м3, расположенных на землях государственного лесного фонда в <данные изъяты>; провести рекультивацию лесного участка в <данные изъяты> после ликвидации несанкционированного размещения отходов IV класса опасности; привести лесной участок в <данные изъяты> в первоначальный вид.
Также истцом заявлено ходатайство о прекращении производства по делу к соответчикам ООО «Имидж», Республиканскому агентству лесного хозяйства, Правительству Республики Бурятия.
Определением суда отказ от исковых требований к ООО «Имидж», Республиканскому агентству лесного хозяйства, Правительству Республики Бурятия принят, производство к указанным соответчикам прекращено.
В судебном заседании прокурор Денисова Н.В. исковые требования с учетом их уточнения в окончательном виде поддержала, суду пояснила, что несанкционированное размещение отходов IV класса опасности произведено в пределах территории МО «г. Северобайкальск» по указанию администрации МО «г. Северобайкальск», отходы образованы после демонтажа аварийного ветхого жилья г. Северобайкальска.
Представитель администрации МО «г. Северобайкальск» по доверенности ФИО1 исковые требования, сформулированные в окончательном виде, полностью признала, последствия признания иска понятны, суду пояснила, что в связи с нахождением места несанкционированного размещения отходов, указанного в иске, на территории муниципального образования «г. Северобайкальск», а также в связи с тем, что заказчиком работ по муниципальному контракту № 0302300103318000172-0195990-01 по очистке территории муниципального образования «г. Северобайкальск» после расселения аварийных домов в рамках республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия 2013-2017 годах» являлось МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» администрации МО «г. Северобайкальск», и именно заказчиком подрядчику было указано на место размещения строительных отходов, администрация МО «г. Северобайкальск» признает исковые требования полностью, считает необходимым произвести мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов.
Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Байкальского управления Росприроднадзора, ООО «Экоальянс» в судебном заседании исковые требования, сформулированные истцом в окончательном виде к администрации МО «г. Северобайкальск», поддержали, просили иск удовлетворить.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду.
Согласно требованиям ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В силу ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещаются размещение отходов I - IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления и производства подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Понятие несанкционированной свалки отходов содержится в пункте 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, «отходы от сноса и разборки зданий», код - 812 000 00 00 0 код, отнесены к IV классу опасности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 N 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.
В рамках выполнения муниципального контракта от 19.11.2018 № 032300103318000172-0195990-01, заключенного между МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО «г.Северобайкальск» и ООО «Имидж», последним осуществлялась очистка территории МО «г. Северобайкальск» после демонтажа аварийных домов. При этом отходы IV класса опасности, образованные в результате сноса ветхих аварийных домов, по указанию представителя администрации МО «г.Северобайкальск» размещались в лесной массив на территорию земельного участка, относящегося к землям государственного лесного фонда - <данные изъяты>, что следует из муниципального контракта от 19.11.2018 № 032300103318000172-0195990-01, актов о приемке выполненных работ ООО «Имидж», объяснений директора ООО «Имидж», директора БУ «Северобайкальскстройзаказчик», акта № ВЗ-101 осмотра, обследования земельных участков, акваторий, водоохранной и центральной экологической зоны озера Байкал от 27.03.2019 г., пояснений представителя ответчика по доверенности ФИО1, данных в судебном заседании.
Как следует из справки главного маркшейдера ООО «Артель старателей «Сининда-1» Б. последним 11.07.2019 г. была проведена тахеометрическая съемка свалки в <данные изъяты>. Подсчет объемов по свалке был произведен способом горизонтальных сечений и составил 69597м3.
Ответчик глава администрации МО «г.Северобайкальск» ФИО2 признал исковые требования в полном объеме, о чем представил суду письменное заявление. Учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд его принимает и иск удовлетворяет полностью.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
С учетом установленных по делу обстоятельств и в силу приведенных норм, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию МО «город Северобайкальск» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов IV класса опасности в объеме 69597 м3, расположенных на землях государственного лесного фонда в <данные изъяты>; провести рекультивацию лесного участка в <данные изъяты> после ликвидации несанкционированного размещения отходов IV класса опасности; привести лесной участок в <данные изъяты> в первоначальный вид.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 29.07.2019 года.
Судья Болдонов А.И.