Дело № 2-530/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2019 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Дергачевой М.В., с участием представителя истца – адвоката Карплюка Н.В., предоставившего ордер АК 26 53 АПМО №0017 от 16.01.2019 на право предоставления в суде интересов ФИО1, представителя ответчика, ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области, - ФИО2, действующей по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа по включению периодов работы в льготный стаж, включении периодов работы в льготный стаж и назначении пенсии на льготных условиях,
установил:
ФИО1 обратился в Электростальский городской суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказ по включению периодов работы в льготный стаж, включении периодов работы в льготный стаж и назначении пенсии на льготных условиях. Согласно поданному исковому заявлению, он, ФИО1, <дата рождения>., 27.07.2018 г. обратился в ГУ-УПФР № 19 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.
Решением ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области от 07 августа 2018г. № 121547740 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа по достижении возраста 56 лет - не менее 10 лет., при этом комиссией ГУ-УПФ РФ № 19, принят к зачету в льготный стаж по представленным ФИО1 документам на дату обращения продолжительностью 2 года 08 месяца 16 дней, из которых: - с 24.01.1983 г. по 31.05.1984 г. - в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР; - с 02.08.1981 г. по 10.12.1982 г. – часть периода прохождения военной службы.
В его специальный стаж работы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ ГУ-УПФ РФ № 19 не зачтены следующие периоды работы:
- с 01.06.1984г. по 09.04.1993г. (по его мнению, необоснованно не включен период: с 01.06.1984 по 01.01.1992 года) - в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР, - по причине, того, что, по мнению комиссии, со ссылкой на раздел XXXIII «Общие профессии» Списка № 2 «Производств, работ, профессий, должностей...», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 и пункт 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ...» его занятость при выполнении работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не составляла не менее 80 процентов рабочего времени, поскольку согласно ответу ГУ-УПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области от 23.08.2017г. № 20215/13497 организация на учете как льготная не состояла, Перечни и Поименные списки к ним на утверждение не представлялись. С 01.06.1984 г. ФИО1 производилась доплата за совмещение должности <Б> в размере 30% (архивная справка о стаже от 17.05.2018г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144)).
- с 10.11.1980 г. по 01.08.1981 г. – часть периода прохождения военной службы, поскольку, по мнению членов комиссии, согласно подпункту «к» пункта 109 Положения … период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным в 1956 году, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
А также иные указанные в Решении.. . периоды, в частности: - с 14.04.1993 г. по 15.03.1997 г. - в должности <А> в ООО «САС», - с 23.03.1997 г. по 03.03.2002 г. - в должности <А> в Войсковой части № 9856, - с 01.04.2002 г. по 22.06.2003 г. - в должности <А> в ООО «Рефмон», - отпуска без сохранения заработной платы (архивная справка о стаже от 17.05.2018 г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144): 1983г. - 20 дней, 1985г. - 12 календарных дней, 1986г. - 7 календарных дней, 1988г. - 1 день, 1989г. - 3 дня, правомерность не включения которых в специальный стаж для назначения льготной пенсии ФИО1 в иске не оспаривает.
ФИО1 не согласен с решением ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в его специальный стаж периодов работы: - с 01.06.1984 г. по 01.01.1992 года - в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР (всего: 7 лет и 7 месяцев); - с 10.11.1980 года по 01.08.81 года - части периода прохождения военной службы(всего: 8 месяцев 20 дней), а также об отказе в назначении ему досрочной пенсии с даты его обращения в ГУ-УПФ РФ № 19 по Московской области, указав при этом в иске основания своего несогласия.
ФИО1 ссылается на то, что досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Требуемый специальный стаж по достижении возраста 56 лет - не менее 10 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Для учета периодов выполнения работ с вредными и тяжелыми условиями труда, имевших место до 1 января 1992 года, согласно Постановлению № 665 (подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 3) могут применяться Списки № 1 и 2, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590. В этом случае Списки № 1 и 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, для учета периодов работы, имевших место до 1 января 1992 года, не применяются.
Применяя за период до 01.01.1992 г. порядок исчисления стажа, к работе по Списку № 2 можно приравнять и другую деятельность.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным в 1956 году, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
В соответствии со Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (раздел XXXII. ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ) в числе льготных профессий предусмотрены: «Электросварщики и их подручные».
Ссылается на позицию Конституционного суда РФ (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2003 года N 107-О), согласно которой Федеральный закон от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет мужчин и 55 лет женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Указанные разъяснения применимы и к положениям действующего законодательства о пенсионном обеспечении. Содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие как Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и вступившего в силу с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда в период до 01.01.1992 и выработал требуемый стаж на соответствующих видах работ).
Кроме того, до 01.01.1992 ранее действующее пенсионное законодательство не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда, следовательно, подтверждение постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списком N 2 в течение полного рабочего дня, до 01.01.1992 не требовалось.
Также ссылается на Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г., согласно которому если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер. В связи с этим полагает, что периоды работы истца до 1 января 1992 г. могут засчитываться в специальный стаж без уточнения сведений о характере выполняемой работы и полной занятости.
Считает, что содержащаяся в Решении … ссылка на то, что « … Согласно ответу ГУ-УПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области от 23.08.2017г. № 20215/13497 организация на учете как льготная не состояла, Перечни и Поименные списки к ним на утверждение не представлялись. С 01.06.1984 г. ФИО1 производилась доплата за совмещение должности <Б> в размере 30% (архивная справка о стаже от 17.05.2018г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144)), - не может являться обоснованным обстоятельством для не включения в его специальный стаж периода работы с 01.06.1984 по 01.01.1992 года по профессии <А> во ВНИИ фитопатологии МСХ СССР (всего: 7 лет и 7 месяцев).
Ссылается на то, что впервые разъяснения факта полной занятости в течение рабочего дня на соответствующих работах было введено РАЗЪЯСНЕНИЕМ от 8 января 1992 г. N 1 «О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР СПИСКОВ N 1 И 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 И ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517» (Приложение к Приказу Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235), согласно которому:
«… 2. Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций», -
а затем такого же рода разъяснение было введено пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ...».
Полагает, что указанное ограничение в правилах назначения льготных пенсий действовало лишь с 01.01.1992 года и к предшествовавшим периодам работы применяться не могло.
Таким образом, считает, что период его работы по профессии <А> во ВНИИ фитопатологии МСХ СССР с 01.06.1984 по 01.01.1992 года (всего: 7 лет и 7 месяцев) не учтен ГУ-УПФ РФ № 19 необоснованно, и должен быть учтен в его специальном стаже.
В связи с этим считает, что необоснованно не учтен в его специальном стаже и часть периода прохождения военной службы с 10.11.1980 года по 01.08.81 года (всего: 8 месяцев 20 дней), - поскольку (как указано в самом Решении …) - согласно подпункту «к» пункта 109 Положения период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным в 1956 году, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Со ссылкой на записи в своем военном билете, указывает, что период его военной службы длился с 11.11.1980 по 10.12.1982 года. Из указанного периода ГУ-УПФ РФ № 19 зачло в его специальный стаж часть периода прохождения военной службы с 10.11.1980 г. по 01.08.1981 г., а часть периода (с 01.08.1981 г. по 10.12.1982 года) (всего 8 месяцев 20 дней) в специальный стаж не зачло.
Как указал истец, поскольку ему, ФИО1, <дата рождения>., на дату обращения за назначением льготной пенсии в ГУ-УПФ РФ № 19 27.07.2018 г. исполнилось 56 лет, то с учетом зачтенного ГУ-УПФ РФ № 19, его специальный стаж фактически должен составлять 10 лет 04 месяца 06 дней, из расчета: 2 года 08 месяца 16 дней + 7 лет и 7 месяцев + 8 месяцев 20 дней = 10 лет 04 месяца 06 дней.
Указал, что продолжительность его страхового стажа на дату обращения в ГУ-УПФ РФ № 19 составляет существенно более 25 лет, что также является одним из необходимых условий для назначения льготной пенсии.
Истец считает, что имеет стаж более установленного срока на работах с тяжелыми условиями труда и требуемую продолжительность стажа для назначения льготной пенсии, в связи с чем, Решение … ГУ-УПФ РФ № 19 об отказе в назначении ему досрочной пенсии является незаконным.
Просит суд признать решение ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области от 07 августа 2018г. № 121547740 об отказе ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости (в связи с отсутствием требуемого специального стажа по достижении возраста 56 лет - не менее 10 лет) незаконным, включить в его специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии периоды работы (иные периоды): с 01.06.1984 по 01.01.1992 года (всего 7 лет и 7 месяцев) в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР; с 10.11.1980 г. по 01.08.1981 г. (всего: 8 месяцев 20 дней),– не зачтенную часть периода прохождения им военной службы, а также обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 27.07.2018 г.
Ответчиком, ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области, в суд предоставлен письменный отзыв на исковое заявление, соответствующий по своему содержанию решению Управления Пенсионного фонда от 07 августа 2018г. № 121547740 согласно которому: 08.05.2018г. в ГУ-УПФР № 19 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ обратился ФИО1, <дата рождения> Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Требуемый специальный стаж по достижении возраста 56 лет - не менее 10 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Для учета периодов выполнения работ с вредными и тяжелыми условиями труда, имевших место до 1 января 1992 года, согласно Постановлению № 665 (подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 3) могут применяться Списки № 1 и 2, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590. В этом случае Списки № 1 и 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, для учета периодов работы, имевших место до 1 января 1992 года, не применяются.
Применяя за период до 01.01.1992г. порядок исчисления стажа, к работе по Списку № 2 можно приравнять и другую деятельность.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным в 1956 году, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Специальный стаж у ФИО1 по Списку № 2, который может быть принят к зачету по представленным документам на дату обращения составляет 2 года 08 месяца 16 дней:
с 24.01.1983г. по 31.05.1984г. - в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР, что предусмотрено Списком № 2 «Производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» раздел ХХХ11 «Общие профессии», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173.
с 02.08.1981г. по 10.12.1982г. - период прохождения военной службы.
В специальный стаж работы в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ не могут быть засчитаны следующие периоды работы:
с 01.06.1984г. по 09.04.1993г. - в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР.
В соответствии со Списком № 2 «Производств, работ, профессий, должностей...», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 в разделе XXXIII «Общие профессии» предусмотрены:
- электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на
полуавтоматических машинах,
электросварщики ручной сварки,
электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Вышеуказанные профессии отнесены к общим профессиям, то есть, рабочие данных профессий пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, в каком производстве и организации какого ведомства они заняты. Важен только характер сварки и занятость на этих работах постоянно, в течение полного рабочего дня. Содержание понятия «полного рабочего дня» раскрыто в пункте 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ...». Это выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Согласно ответу ГУ-УПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области от 23.08.2017г. № 20215/13497 организация на учете как льготная не состояла, Перечни и Поименные списки к ним на утверждение не представлялись. С 01.06.1984г. ФИО1 производилась доплата за совмещение должности <Б> в размере 30% (архивная справка о стаже от 17.05.2018г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144)).
- с 14.04.1993г. по 15.03.1997 г. - в должности <А> в ООО
«САС»,
с 23.03.1997 г. по 03.03.2002г. - в должности <А> в Войсковой части № 9856,
с 01.04.2002 г. по 22.06.2003г. - в должности <А> в ООО «Рефмон».
Документы, подтверждающие льготный характер работы, ФИО1 представить отказался.
Периоды работы ФИО1 с 01.01.2002г. по 03.03.2002г. в Войсковой части № 9856, с 01.04.2002г. по 22.06.2003г. в ООО «Рефмон» не могут быть учтены и в страховой стаж. В соответствии с частью 1 статьи 11 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1).
3) отпуска без сохранения заработной платы (архивная справка о стаже от 17.05.2018г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144) 1983г. - 20 дней 1985г. - 12 календарных дней 1986г. - 7 календарных дней 1988г. - 1 день 1989г. - 3 дня
В соответствии с пунктом 3 Постановления от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов соответствующей работы осуществляется с применением Правил №516, которые не предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ отпусков без сохранения заработной платы.
В связи с вышеизложенным, ГУ-УПФР № 19 по г. Москве и Московской области просит отказать в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ ФИО1 в виду отсутствия требуемого специального стажа 10 лет.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела истца ФИО1, интересы которого в судебном заседании представлял его представитель – Карплюк Н.В., действующий по ордеру.
Представитель истца в судебном заседании – Карплюк Н.В. – исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме, однако согласился с позицией представителя ГУ-УПФ РФ № 19 о правомерности не включении в льготный стаж ФИО1 дней без оплаты, а именно: 1983г. - 20 дней 1985г. - 12 календарных дней 1986г. - 7 календарных дней 1988г. - 1 день 1989г. - 3 дня, - т.е., всего 43 дня или 1 месяц и 13 дней.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, доводы, изложенные в решении ответчика и в его отзыве на иск, поддержал в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1, <дата рождения>., 27.07.2018 г. обратился в ГУ-УПФР № 19 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ.
Решением ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области от 07 августа 2018 г. № 121547740 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа по достижении возраста 56 лет - не менее 10 лет.
В специальный стаж ФИО1 по Списку № 2, Управлением Пенсионного Фонда принят к зачету по представленным истцом документам на дату его обращения период, составляющий 2 года 08 месяца 16 дней, из которых:
- с 24.01.1983 г. по 31.05.1984 г. – работа ФИО1 в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР, что предусмотрено Списком № 2 «Производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» раздел XXXII «Общие профессии», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 (трудовая книжка серии AT-III № 1183172 от 01.02.1983 г., архивная справка о стаже от 17.05.2018 г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144)).
- с 02.08.1981 г. по 10.12.1982 г. - период прохождения военной службы.
В специальный стаж работы ФИО1 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ ГУ-УПФ РФ № 19 не зачтены следующие периоды работы:
- с 01.06.1984г. по 09.04.1993г. - в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР, - по причине, как указано в Решении … того, что: в соответствии со Списком № 2 «Производств, работ, профессий, должностей...», утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 в разделе XXXIII «Общие профессии» предусмотрены:
- электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах,
- электросварщики ручной сварки,
- электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Вышеуказанные профессии отнесены к общим профессиям, то есть, рабочие данных профессий пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение независимо от того, в каком производстве и организации какого ведомства они заняты. Важен только характер сварки и занятость на этих работах постоянно, в течение полного рабочего дня. Содержание понятия «полного рабочего дня» раскрыто в пункте 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ...». Это выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Не включен период с 10.11.1980 г. по 01.08.1981 г. прохождения военной службы.
Согласно ответу ГУ-УПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области от 23.08.2017г. № 20215/13497 организация на учете как льготная не состояла, Перечни и Поименные списки к ним на утверждение не представлялись. С 01.06.1984 г. ФИО1 производилась доплата за совмещение должности <Б> в размере 30% (архивная справка о стаже от 17.05.2018г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144)).
Не включение иных периодов, в частности: с 14.04.1993 г. по 15.03.1997 г. - в должности <А> в ООО «САС», с 23.03.1997 г. по 03.03.2002 г. - в должности <А> в Войсковой части № 9856, с 01.04.2002 г. по 22.06.2003 г. - в должности <А> в ООО «Рефмон», отпуска без сохранения заработной платы (архивная справка о стаже от 17.05.2018 г. № 04/184, выданная Российской академией наук: 1983г. - 20 дней; 1985г. - 12 календарных дней; 1986г. - 7 календарных дней; 1988г. - 1 день; 1989г. - 3 дня, ФИО1 не оспаривает.
ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области приняло решение об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа 10 лет.
Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Требуемый специальный стаж по достижении возраста 56 лет - не менее 10 лет.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Для учета периодов выполнения работ с вредными и тяжелыми условиями труда, имевших место до 1 января 1992 года, согласно Постановлению № 665 (подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 3) могут применяться Списки № 1 и 2, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, с исчислением этих периодов с применением соответствующих положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590. В этом случае Списки № 1 и 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, для учета периодов работы, имевших место до 1 января 1992 года, не применяются.
Применяя за период до 01.01.1992 г. порядок исчисления стажа, к работе по Списку № 2 можно приравнять и другую деятельность.
Согласно подпункту «к» пункта 109 Положения период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным в 1956 году, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
В соответствии со Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (раздел XXXII. ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ) в числе льготных профессий предусмотрены: «Электросварщики и их подручные».
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 06 марта 2003 года N 107-О разъяснено, что Федеральный закон от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан России на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет мужчин и 55 лет женщин) и наличие страхового стажа не менее 25 лет (статья 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
Указанные разъяснения применимы и к положениям действующего законодательства о пенсионном обеспечении.
Таким образом, содержание приведенных норм свидетельствует о том, что ими гарантируется сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в равной мере всем гражданам, которые на день введения в действие как Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", так и вступившего в силу с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уже имели необходимый стаж работы с тяжелыми условиями труда (в том числе тем, кто был занят на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда в период до 01.01.1992 и выработал требуемый стаж на соответствующих видах работ).
Кроме того, следует отметить, что до 01.01.1992 ранее действующее пенсионное законодательство не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда, следовательно, подтверждение постоянной занятости при выполнении работ, предусмотренных Списком N 2 в течение полного рабочего дня, до 01.01.1992 не требовалось.
Согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Таким образом, периоды работы истца до 1 января 1992 г. могут засчитываться в специальный стаж без уточнения сведений о характере выполняемой работы и полной занятости.
Следовательно, содержащаяся в Решении … ссылка на то, что « … Согласно ответу ГУ-УПФ РФ № 2 по г. Москве и Московской области от 23.08.2017г. № 20215/13497 организация на учете как льготная не состояла, Перечни и Поименные списки к ним на утверждение не представлялись. С 01.06.1984 г. ФИО1 производилась доплата за совмещение должности <Б> в размере 30% (архивная справка о стаже от 17.05.2018г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144)), - не может являться обоснованным обстоятельством для не включения в специальный стаж ФИО1 периода работы с 01.06.1984 по 01.01.1992 года по профессии <А> во ВНИИ фитопатологии МСХ СССР (всего: 7 лет и 7 месяцев).
Иное, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 197-О).
При этом Конституционный суд РФ указал, что различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)…
Следует отметить, что впервые разъяснения факта полной занятости в течение рабочего дня на соответствующих работах было введено РАЗЪЯСНЕНИЕМ от 8 января 1992 г. N 1 «О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР СПИСКОВ N 1 И 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 И ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517» (Приложение к Приказу Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235), согласно которому:
«… 2. Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций», -
а затем такого же рода разъяснение было введено пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ...».
Указанное ограничение в правилах назначения льготных пенсий действовало лишь с 01.01.1992 года и к предшествовавшим периодам работы применяться не могло.
Таким образом, период работы ФИО1 по профессии <А> во ВНИИ фитопатологии МСХ СССР с 01.06.1984 по 01.01.1992 года (всего: 7 лет и 7 месяцев) не учтен ГУ-УПФ РФ № 19 необоснованно, и должен быть учтен в его специальном стаже.
В связи с этим необоснованно не учтена в специальном стаже ФИО1 и часть периода прохождения военной службы с 10.11.1980 года по 01.08.1981 года (всего: 8 месяцев 20 дней), - поскольку - согласно подпункту «к» пункта 109 Положения период службы в Вооруженных Силах СССР приравнивается к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, которая предшествовала данному периоду либо следовала за окончанием этого периода. При этом служба, приравниваемая к работе по Спискам № 1 и 2, утвержденным в 1956 году, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа такой работы.
Согласно представленной истцом копии военного билета, период службы ФИО1 длился с 11.11.1980 по 10.12.1982 года. Из указанного периода ГУ-УПФ РФ № 19 зачло в его специальный стаж часть периода прохождения военной службы с 10.11.1980 г. по 01.08.1981 г., а часть периода (с 01.08.1981 г. по 10.12.1982 года) (всего 8 месяцев 20 дней) в специальный стаж необоснованно не зачтено.
В то же время суд считает обоснованной позицию ГУ-УПФ РФ № 19 о не включении в специальный стаж ФИО1 отпусков без сохранения заработной платы (архивная справка о стаже от 17.05.2018г. № 04/184, выданная Российской академией наук (с приложением копии личной карточки № 144) 1983г. - 20 дней 1985г. - 12 календарных дней 1986г. - 7 календарных дней 1988г. - 1 день 1989г. - 3 дня, поскольку в соответствии с пунктом 3 Постановления от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов соответствующей работы осуществляется с применением Правил № 516, которые не предусматривают включение в стаж на соответствующих видах работ отпусков без сохранения заработной платы, а также потому, что ФИО1 не оспаривает неправомерность не включения указанных периодов в его в специальный стаж.
Также судом установлена неточность в представленных ФИО1 расчетах его специального стажа, в связи с чем, судом приводится собственный расчет.
ФИО1, <дата рождения>., на дату обращения за назначением льготной пенсии в ГУ-УПФ РФ № 19 27.07.2018 г. исполнилось 56 лет. Продолжительность его страхового стажа на дату обращения в ГУ-УПФ РФ № 19 составляет более 25 лет, что также является одним из необходимых условий для назначения льготной пенсии. С учетом зачтенного ГУ-УПФ РФ № 19 специального стажа ФИО1 продолжительностью 2 года 08 месяца 16 дней его специальный стаж фактически должен составлять 2 года 08 месяца 16 дней + 7 лет 07 месяцев + 08 месяцев 20 дней – ( 20 дней + 12 дней + 7 дней + 1 день + 3 дня) = 11 лет 00 мес. 06 дней - 43 дня = 10 лет 10 месяцев 23 дня.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку на день обращения ФИО1 с заявлением о назначении ему льготной пенсии он выработал требуемый стаж, пенсия должна быть назначена ему с даты обращения, т.е., с 27 июля 2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 12, 54, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать решение ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области от 07 августа 2018г. № 121547740 об отказе ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Включить в специальный стаж ФИО1 необходимый для назначения льготной пенсии периоды работы (иные периоды) с 01.06.1984 по 01.01.1992 года в должности <А> в ВНИИ фитопатологии МСХ СССР и с 10.11.1980 г. по 01.08.1981 г. – часть периода прохождения военной службы.
Исключить из специального стажа ФИО1, необходимый для назначения льготной пенсии, периоды отпусков без сохранения заработной платы в 1983 г. - 20 дней, в 1985 г. - 12 календарных дней, в 1986 г. - 7 календарных дней, в 1988 г. - 1 день, в 1989 г. - 3 дня, а всего 43 дня.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 27.07.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись А.О. Самсонова.
В окончательной форме решение судом изготовлено 04 марта 2019 года.
Судья: подпись А.О. Самсонова