ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-530/2011 от 10.02.2011 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

  10 февраля 2011г. Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Г.К.Шамшутдиновой

при секретаре Д.В.Максимове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения УФМС России по Астраханской области,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением, указав, что в <данные изъяты>. получила статус вынужденного переселенца.

После получения документа, подтверждающего данный факт, ей было разъяснено, что данный статус имеет постоянный срок действия.

В конце ноября 2010г. она обратилась в УФМС России по АО, где ей разъяснили, что срок действия ее статуса истек в 1997г. и ее сняли с учета.

Заявитель просит отменить решение УФМС по АО.

В судебном заседании заявитель и ее представитель ФИО2 доводы заявления поддержали.

Представитель УФМС по АО ФИО3 с доводами заявления не согласился, представил отзыв.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Закон РФ «О вынужденных переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.

          Судом установлено, что заявитель имела статус вынужденного переселенца, который был получен в 1992г.. На тот период времени заявитель была несовершеннолетней и указана в удостоверении № 84 как член семьи ФИО4- матери заявителя.

Как выяснено, с этого периода времени заявитель работала в организации, которая предоставила ей комнату по <адрес> <адрес>, где заявитель проживала до 1996г., после чего ей предложили освободить жилое помещение.

       <данные изъяты>

Лишь в 2010г. заявитель смогла зарегистрироваться у своей подруги по <адрес> и встать в администрации <адрес> на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В связи с отсутствием жилья заявитель с сыном находится в социальной центре кризисной реабилитации, имеет постоянное место работы в детском саду.

Указанные обстоятельства выяснены, исходя из пояснений заявителя, представленных документов и не оспорены представителем УФМС.

Как следует из ответов УФМС по АО на обращение заявителя, она была снята с учета в качестве вынужденного переселенца, так как от нее не поступало письменного заявления о продлении срока действия указанного статуса.

В период получения заявителем статуса вынужденного переселенца в составе семьи своей матери, действовал Временный порядок учета и регистрации беженцев и вынужденных переселенцев, утвержденный Комитетом по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости населения Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике в части, касающейся вынужденных переселенцев.

В 1993г. данный Временный порядок утратил силу в связи с принятием Положения о порядке признания лиц вынужденными переселенцами, их регистрации и учета на территории Российской Федерации (утв. ФМС РФ 25.11.1993 № 2775).

Согласно данному Положению, лица, признанные вынужденными переселенцами до введения в действие Закона РФ «О вынужденных переселенцах», проходят переучет в порядке, установленном настоящим Положением, с применением правил, изложенных в разделах 5 и 6 настоящего Положения. Лицам, прошедшим переучет, ранее выданное удостоверение вынужденного переселенца обменивается на удостоверение нового образца (форма N 7).

Согласно п.5.5 Положения переучет вынужденных переселенцев проводится один раз в год территориальным органом миграционной службы либо по соглашению органом исполнительной власти по месту их жительства.

Проведение переучета в иные сроки может осуществляться по согласованию с ФМС России. О досрочном переучете граждане извещаются не менее чем за 30 дней.

Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев. При необходимости от граждан может быть потребовано предоставление паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей, удостоверения вынужденного переселенца, справки с места жительства и других документов (п.5.6).

При переучете заполняется карточка переучета семьи вынужденного переселенца (форма N 11). В карточку заносятся сведения о членах семьи, проживающих в данной местности. Решение по результатам переучета принимается территориальным органом миграционной службы с учетом правил раздела 6 настоящего Положения.

В разделе 6 Положения указано, что гражданин утрачивает статус вынужденного переселенца в связи: с приобретением гражданства другого государства; с выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

Признание лиц утратившими статус вынужденного переселенца, а также лишение этого статуса производится территориальным органом миграционной службы по месту постановки на учет или ФМС России. При утрате или лишении статуса орган миграционной службы изымает удостоверение вынужденного переселенца. В случае отказа лица вернуть удостоверение оно признается недействительным, о чем сообщается в ФМС России.

Таким образом, указанные действия должны были быть проведены территориальным органом миграционной службы по месту постановки на учет вынужденного переселенца, с обязательным уведомлением его, опросом, требованием при необходимости представления документов, заполнением карточки. В отношении заявителя таковых действий уполномоченным государственным органом произведено не было.

В сентябре 1997г. действовал уже Приказ ФМС РФ от 31.03.1997 № 19 «О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета» и Инструкция о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории Российской Федерации.

Согласно данной Инструкции в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости, направляется почтой уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения (форма N 6).

Закон РФ «О вынужденных переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 вышеприведенного Закона, вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.4 ст.5 Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона.

       Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено, что заявитель не имела реальной возможности обжаловать решение от 1997г. по уважительным причинам, а уполномоченным на тот период государственным органом не были соблюдены в отношении заявителя требования указанных нормативных актов о ее переучете и принятии мер к ее обустройству.

Не соблюдены данные требования и при рассмотрении ее заявления о восстановлении статуса.

Выясненные на сегодняшний день обстоятельства не могут свидетельствовать об обустройстве заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194,196-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить ФИО1 ФИО7 срок для обжалования решения УФМС по Астраханской области.

Отменить решения территориального органа миграционной службы (ныне УФМС по Астраханской области) о снятии ФИО1 с учета в качестве вынужденного переселенца и отказе в восстановлении на учете.

Обязать УФМС по Астраханской области рассмотреть вопрос о восстановлении статуса вынужденного переселенца в отношении ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Астраханский облсуд в течение 10 дней.

Судья: