ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-530/2016 от 01.02.2016 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело (№) г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 февраля 2016 г. г. Комсомольска-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре (адрес)

в составе:

председательствующего судьи Айзенберг А.М.,

при секретаре Сазоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вдовина А. И. к Министерству социальной защиты населения (адрес) о нарушении прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Вдовин А.И. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения (адрес) о нарушении прав потребителя, ссылаясь на то, что Министерство социальной защиты населения (адрес) продало ему единый социальный проездной билет на август 2015 года для проезда на городском транспорте общего пользования г. Комсомольска-на-Амуре. Однако, указанный единый социальный проездной билет не предоставляет ему права проезда в городском транспорте частных перевозчиков. Обращаясь с иском в суд, истец просит признать действия Министерства социальной защиты населения (адрес) нарушающими его права как потребителя.

В судебное заседание истец Вдовин А.И. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил. Об отложении слушания дела и рассмотрении дела в его отсутствии не просил. Суд, в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения (адрес) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил письменные возражения по иску, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела и рассмотрении дела в его отсутствие не просил. Суд, в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Из письменных возражений представителя ответчика Р.А. Малаховой следует, что ответчик в лице Министерства социальной защиты населения (адрес) исковые требования истца не признает, указав, что, в соответствии с Федеральным законом от (дата) № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях создания равных условий предоставления транспортных услуг на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения края для отдельных категорий граждан было принято постановление (адрес) от (дата)(№) "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории (адрес)" (далее - Постановление (№)). Пунктом 1 Постановления (№) определено, что с (дата) взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования введена ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 100 рублей отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых установлены законодательными актами (адрес). В силу пункта 2 Постановления (№) гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставлялся при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения с фотографией либо паспорта. Постановлением (№) утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на проезд отдельным категориям граждан (адрес) и Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории (адрес). Согласно пункту 7 Постановления (№) министерство социальной защиты населения края организовывало выплату ЕДВ на проезд отдельным категориям граждан и реализацию социальных проездных билетов. В соответствии с пунктом 8.3 Постановления (№), обеспечение перевозки льготных категорий граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования и пригородного сообщения было возложено на министерство промышленности и транспорта края совместно с главами городских и муниципальных районов края. На министерство социальной защиты населения края была возложена обязанность обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с договорами, заключенными министерством промышленности и транспорта края и муниципальными образованиями (пункты 7.3 - 7.5 Постановления (№)).

В городе Комсомольске-на-Амуре такие договоры были заключены с МУП г. Комсомольска-на-Амуре "Пассажирское автотранспортное предприятие (№) " (городское сообщение), МУП "Трамвайное управление" г. Комсомольска-на- Амуре и ООО "Восток-транзит" (пригородное и межмуниципальное сообщение). Истец имел право пользоваться услугами указанных перевозчиков при предъявлении единого социального проездного билета без несения каких-либо дополнительных денежных затрат.

Постановление (№) утратило силу. С (дата) компенсация проезда отдельным категориям граждан производится в соответствии с постановление (адрес) от (дата) № ПЗ-пр "Об отдельных мерах социальной поддержки и мероприятиях по оказанию государственной социальной помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, малоимущим и другим категориям граждан". Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве социальной защиты населения (адрес), утвержденного постановлением (адрес)(дата)(№)-пр, министерство является органом исполнительной власти (адрес). Таким образом, взаимоотношения между министерством и Вдовиным А.И. не являются публичными, поскольку регулируется иными нормами права. В связи с чем, просит в удовлетворении требований Вдовина А.И. отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Вдовин А.И., (дата) года рождения (старше 60 лет), является пенсионером по старости с (дата)

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства

В соответствии с положениями ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется защита судебная защита его прав и свобод.

Согласно ч. 1 ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевести пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

В соответствии с положениями п. п. 2, 5 ст.790 ГК РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим, расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положениями пп. пп. 12, 24 п. 2, п. п. 3.1, 5 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10. 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 26.3.1 вышеуказанного Закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ч. 2 ст. 26.14 названного Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от (дата) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Федеральный закон N 122 от (дата) предусматривает обязанность органов исполнительной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации возмещать транспортной организации расходы, связанные с предоставлением льгот, установленных законом, гражданам либо юридическим лицам по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, за счет средств соответствующего бюджета.

(адрес) от (дата) N 246 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки (реализации системы мер, обеспечивающих социальные гарантии в соответствии с федеральным и краевым законодательством) в отношении отдельных категорий граждан, в том числе по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования.

Постановлением (адрес) N 122 от (дата) "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории (адрес)" установлена стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц по муниципальным образованиям (адрес), которая учитывается в расчетах при ежемесячном возмещении транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете, а также с (дата) на территории (адрес) установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством. В частности гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет), не имеющим право на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения и фотографией, либо паспорта.

Пунктом 7.3 данного Постановления установлено, что Министерство социальной защиты населения (адрес) должно обеспечить ежемесячное возмещение транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации ЕСПБ, в пределах, предусмотренных на эти цели средств.

Согласно пункту 7.4 Постановления, указанное Министерство обязано направлять часть средств, приходящихся на межмуниципальные пригородные перевозки, непосредственно предприятиям по представленному министерством промышленности, транспорта и связи края реестру, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в администрации муниципальных образований для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях.

Согласно п. 7.5 указанного Постановления, перечислять предусмотренные в краевом бюджете средства транспортным предприятиям на возмещение расходов от перевозки граждан льготных категорий на междугородных автомобильных маршрутах края в соответствии с заключенными договорами.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом усматривается, что возмещение расходов по перевозке граждан льготных категорий, в том числе по единому социальному проездному билету на транспорте общего пользования осуществляется центрами социальной поддержки населения путем перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях. Возмещение расходов индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров по единому социальному проездному билету этим постановлением не предусмотрено.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.

С учетом изложенного и принимая во внимание то, что истцом не представлено суду доказательств факта нарушения ответчиком прав истца, как потребителя, суд считает требования истца Вдовина А.И. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вдовина А. И. к Министерству социальной защиты населения (адрес) о нарушении прав потребителя - отказать.

Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд (адрес).

Судья Айзенберг А.М.