ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-531(1)/2014 от 29.04.2014 Вольского районного суда (Саратовская область)

  Дело №2-531(1)/2014

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации    29 апреля 2014 года                                                                                   г. Вольск

 Вольский районный суд Саратовской области в составе

 председательствующего судьи Черняевой Л.В.

 при секретаре Фоминой Ю.А.

 с участием истицы ФИО1, представителя истицы ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «33 ЦНИИ Министерства обороны РФ», Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Министерству обороны Российской Федерации о защите жилищных прав,

 установил:

 ФИО1 обратилась в Вольский районный суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «33 ЦНИИ Министерства обороны РФ», Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Министерству обороны Российской Федерации о защите жилищных прав, указав следующее.

 Как видно из её трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ, она была принята на работу на должность заведующей парикмахерской в Дом офицеров Шиханского гарнизона. В связи с работой в этой войсковой части работодатель согласно ордеру на служебное жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ предоставил ей и членам её семьи для проживания квартиру по адресу: <адрес>. Необходимо отметить, что и работодатель и квартира, в которой она проживет в настоящее время, находятся в закрытом военном городке.

 Соответственно она была уволена из Дома офицеров Шиханского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

 ДД.ММ.ГГГГ она подала в ФГУ «33 ЦНИИИ МО РФ» заявление с просьбой включить её и сына в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Жилье она планировала приобрести в <адрес>.

 Согласно п.п. б п. 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 10.04.2008) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

 б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

 Более того, как указано в Определении Верховного Суда РФ от 22.07.2008 N 51-В08-2, согласно действующему законодательству проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

 В п.п. а п. 19 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 10.04.2008) указаны документы, которые необходимо представить для участия в подпрограмме гражданам, указанным в п. 5 настоящих Правил.

 Соответственно она собрала все документы и подала их в жилищную комиссию военного института, в том числе и заявление от ДД.ММ.ГГГГ

 В очередь она и сын были поставлены, однако, какие-либо документы, подтверждающие данное обстоятельство у неё отсутствуют.

 Таким образом, они состоят в очереди на получение государственного жилищного сертификата с ДД.ММ.ГГГГ

 Следует отметить, что в момент постановки её и членов семьи в очередь действовал Приказ Министра обороны РФ от 10.06.2006 N 215 "Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов", который регламентировал очередность граждан, желающих получить ГЖС, порядок его выдачи и т.д..

 Впоследствии был принят Приказ Министра обороны РФ от 08.11.2011 N 2050 "Об утверждении порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации" (далее по тексту - Порядок), который в п. 2 признал вышеуказанный Приказ МО утратившим силу.

 Существенное различие в этих приказах было то, что были сняты полномочия с военных организаций (КЭЧ, войсковые части и т.д.) полномочия по ведению очереди и выдачи ГЖС.

 Как видно в п. 3 Порядка для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по территориальному принципу подают (лично, заказным письмом с описью вложения бандеролью) в уполномоченный Министром обороны Российской Федерации орган (далее - уполномоченный орган) либо в специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением документов, установленных подпунктом "а" пункта 19 Правил.

 Следовательно, все действия, связанные с государственными жилищными сертификатами, в том числе их выдача, были возложены на ФГУ «Центральное РУЖО» МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ

 Между тем, она была не уведомлена об изменениях в законодательстве и вновь собрала документы и отправила их в ФГКУ «Центральное РУЖО» в феврале 2013 г.. Соответственно ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Центральное РУЖО» приняло решение о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

 Впоследствии она получила письмо от ФГКУ «Центральное РУЖО» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), где было указано, что дата её постановки была изменена на ДД.ММ.ГГГГ

 В феврале 2014 г. она лично ездила в вышеуказанное учреждение с вопросом о том, когда будет выдан государственный жилищный сертификат. Специалист жилищного органа ответила, что ГЖС выдаваться небудет. В настоящее время сертификаты выдаются лишь в случае вынесения решения суда.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, главой 3 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153), она просит обязать Министерство обороны РФ и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ выдать ей с составом семьи 1 человек: ФИО3 государственный жилищный сертификат.

 В судебном заседании истица уточнила, что «33 ЦНИИ Министерства обороны РФ» в настоящее время является не казенным, а бюджетным учреждением. Истица также указала, что она обратилась в суд с настоящим иском, поскольку не уверена, что состоит в очереди на получение сертификата, а если состоит в очереди, то хотела бы узнать, под каким именно номером она в ней значится. Также она пояснила, что её сын в настоящее время проходит военную службу и не претендует на получение сертификата по указанной ею в иске программе. Таким образом, она желает получить сертификат только на себя. Ей известно, что она подала заявление на участие в программе не первая, что есть граждане, проживающие как и она сама в закрытом военном городке, вставшие на учет раньше неё, также ожидают получения сертификата. О том, выдавался ли кому-то сертификат по решению суда, ей достоверно не известно.

 Представитель истицы поддержал доводы последней в судебном заседании, указав, что затрудняется ответить на вопрос, на каких основаниях истице должен быть выдан сертификат именно в настоящее время, данными о том, что истица состоит в очереди на получение сертификата под номером 1, не имеется. В то же время в соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Само понятие жилища, виды жилых помещений содержит Жилищный кодекс РФ. Никто из ответчиков не оспорил то обстоятельство, что истица проживает в закрытом военном городке. Программа, по которой истица претендует на получение государственного жилищного сертификата, принята еще в 2006 году, хотя она не содержит конкретных сроков обеспечения граждан жильем, программа не реализуется должным образом ввиду недофинансирования, что является прямым нарушением жилищных прав истицы и основанием к удовлетворению заявленных исковых требований.      

 Представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «33 ЦНИИ Министерства обороны РФ» в судебное заседание не явился, просил принять решение по делу в его отсутствие, ранее просил в иске отказать, пояснив следующее. ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации не наделен правом предоставлять жилищный сертификат. Приказом Министра обороны Российской Федерации № 1297 от 30 сентября 2010 года приказ Министра обороны №80 от 15.02.2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ» признан утратившим силу. ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Приказ Министра обороны Российской Федерации № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ». Данным приказом, уполномоченным органом МО РФ определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации. Такой специализированной организацией является Федеральное государственной казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации № 2050 от 08.11.2011 года «Об утверждении порядка формирования списков граждан- участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы... В приложении к данному приказу в п. 2 п.п. «б» говорится, что право на получение за счет федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, удовлетворяемой государственным жилищным сертификатом, выдаваемым Министерством обороны РФ в рамках подпрограммы, имеют следующие категории граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ. В пункте 3 названного приказа говорится, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, по территориальному принципу подают (лично,заказным письмом с описью вложения или бандеролью) в уполномоченный Министром обороны Российской Федерации орган либо в специализированную организациюзаявление (рапорт) об участии в подпрограмме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением документов, установленных подпунктом "а" пункта 19 Правил. На основании изложенного представитель ответчика просил признать ФГБУ «33 Центральный научно-исследовательский испытательный институт» Министерства обороны Российской Федерации ненадлежащим ответчиком по данному делу.

 Представители Федерального государственного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Министерства обороны Российской Федерации, третье лицо ФИО3 в суд не явились, возражений относительно иска не представили.

 Выслушав лиц по делу, изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

 Из трудовой книжки истицы следует, что она была принята на работу на должность заведующей парикмахерской в Дом офицеров Шиханского гарнизона.

 В связи с работой в этой войсковой части работодатель согласно ордеру на служебное жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ предоставил ей и членам её семьи для проживания квартиру по адресу: <адрес>. Данная квартира находятся в закрытом военном городке.

 Истица была уволена из Дома офицеров Шиханского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

 ДД.ММ.ГГГГ истица подала в ФГУ «33 ЦНИИИ МО РФ» заявление с просьбой включить её и сына в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Жилье она планировала приобрести в <адрес>.

 Согласно п.п. б п. 5 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 10.04.2008) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

08.11.2011 года был принят Приказ Минобороны РФ N 2050
"Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
    Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищною обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило истице уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» - на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, по категории, предусмотренной пунктом «б» статьи 5 - «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков». Состав семьи: сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дата постановки на учет: ДД.ММ.ГГГГ.      

 Из письма на имя истицы от ФГКУ «Центррегионжилье» (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) также следует, что дата признания истицы участником Подпрограммы - ДД.ММ.ГГГГ.

 На заявление истицы ФГКУ «Центррегионжилье» сообщило (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), что по имеющимся в ФГКУ «Центррегионжилье» данным истица находится в едином реестре граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением по средствам социальной выплаты, предоставляемой государственным жилищным сертификатом по категории, предусмотренной пунктом «б» статьи 5 «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков» с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи 1 человек, по избранному месту жительства <адрес>. После получения из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации государственного сертификата, оформленного на имя истицы, ФГКУ «Центррегионжилье» доведет до неё информацию о сроках и времени выдачи сертификата.

Согласно п. 9 Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок) (утвержден Приказом Минобороны РФ от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации") формирование сводного списка получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.    Порядок очередности определяется:

 для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящего Порядка, - датой принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях с учетом требований пункта 7 Правил;

 для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящего Порядка, - датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявления (рапорта) на участие в подпрограмме, а для граждан, ранее вставших в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков, - по дате регистрации заявления в воинской части.

 Пункт 10 данного Порядка предусматривает, что сводный список получателей сертификатов утверждается заместителем Министра обороны Российской Федерации, которому подчинен уполномоченный орган.

 Выписки из утвержденного сводного списка получателей сертификатов в течение пяти рабочих дней направляются в структурные подразделения уполномоченного органа для информирования граждан в целях подготовки ими необходимых для получения сертификата документов.

 В соответствии с п. 11 указанного Порядка уполномоченный орган осуществляет получение у государственного заказчика подпрограммы бланков сертификатов, их хранение и учет. Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы.

 Как сообщило ФГКУ «Центррегионжилье» в ответ на запрос суда, в соответствии с представленными истицей документами принято решение о признании ФИО1 участником Подпрограммы с составом семьи 2 человека, сведения внесены в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. Уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о принятом решении направлено в адрес ФИО1. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ информация из Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о выделении в 2011-2015 годы денежных средств для оформления государственных жилищных сертификатов гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, не поступала, государственные жилищные сертификаты не оформлялись, в связи с чем сводный список граждан - получателей сертификатов по Центральному военному округу на 2011-2015 годы по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», не формировался.

 Таким образом, сведений о том, что права истицы на обеспечение жильем ответчиками нарушены, стороной истицы не представлено, в связи с чем в иске ФИО1 о защите жилищных прав и выдаче государственного жилищного сертификата надлежит отказать.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 В иске ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «33 ЦНИИ Министерства обороны РФ», Федеральному государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», Министерству обороны Российской Федерации о защите жилищных прав отказать.

 Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца через Вольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы.

 Судья                                                         Черняева Л.В.