Дело № 2-5313/2023 08 ноября 2023 года
УИД 29RS0014-01-2023-004701-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Полицинской Е.В.
при помощнике судьи Ануфриевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Резванова М. Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о понуждении включить в стаж периоды и назначить страховую пенсию по старости,
установил:
Резванов М.Л. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о понуждении включить в стаж периоды и назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указал, что <Дата> обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ему было отказано из-за недостаточности стажа работы с особыми условиями труда. При этом из подсчёта стажа исключены периоды работы в <***><Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>. При этом в основании отказа во включении этих периодов работы в стаж в решении указано на отсутствие сведений персонифицированного учета с кодом льготной работы. Факт работы истца спасателем в названной организации подтверждается записями в книжке спасателя. Просил возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, назначить ему страховую пенсию по старости с <Дата>.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его проведения извещён надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца по доверенности Дейнеко И. А. в судебном заседании исковые требования уточнил. Просил возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от <Дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, назначить ему страховую пенсию по старости с <Дата>.
Представитель ответчика Первушина В.Ю. исковые требования не признала. Просила в удовлетворении иска отказать.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истца.
Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Резванова М.Л., суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Согласно статье 8 Закона № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
В силу части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как указано в подпункте «и» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 665), при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяется перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2001 года № 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».
В указанных перечнях предусмотрены, среди прочих, спасатель, спасатели 1, 2, 3 классов, спасатель международного класса.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516).
В силу пунктов 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, определено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» – документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учёте в системе обязательного пенсионного страхования» – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из материалов дела видно, что <Дата> истец Резванов М.Л., родившийся <Дата>, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от <Дата> в назначении пенсии истцу отказано ввиду недостаточности стажа работы с особыми условиями труда.
Исходя из названного решения ответчик установил, что у истца имеется стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, продолжительностью 12 лет 6 месяцев 16 дней.
Из подсчёта стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, был исключён оспариваемый истцом период работы с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>.
Согласно записям в трудовой книжке <Дата>Резванов М.Л. был принят на работу в качестве капитана <***> на основании приказа <№>/к от <Дата>.
С <Дата> с согласия Резванова М.Л. назначен на должность <***> согласно Приказа <№>/к от <Дата>.
Заявленный истцом период с <Дата> по <Дата> являлся периодом работы в ООО Строй авто транс. Период с <Дата> по <Дата>Резванов М.Л. не был трудоустроен.
Из книжки спасателя серия 0-103 <№> усматривается, что первичная аттестация на должность спасателя пройдена <Дата>. Соответственно истцу квалификация спасателя впервые была присвоена <Дата>.
Истец до указанного времени такой квалификации не имел, следовательно, статусом спасателя, необходимым для исчисления специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии, не обладал.
Должность капитана Списком от <Дата><№> не поименована, а потому занятость в таком отделении не даёт права на досрочное назначение пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Оспариваемые истцом периоды работы в капитана имели место после регистрации Резванова М.Л. в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
Из статьи 3 Федерального закона от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (здесь и далее названный Федеральный закон приводится в редакции, действовавшей до <Дата>) (далее – Закон № 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются, среди прочего, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Закона № 27-ФЗ).
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счёт, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Закона № 27-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1 и 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют ежегодно в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы), в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона № 27-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Согласно выписке из лицевого счёта истца за период с <Дата> по <Дата> кода особых условий труда отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что оснований для включения периода работы с <Дата> по <Дата> в стаж по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не имеется.
Оценивая период работы с <Дата> по <Дата> в <***>» суд первой инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору <№> от <Дата>, приказ <№>к от <Дата>, Резванов М.Л. переведен с должности <***> на должность <***> с <Дата>.
Должность инструктора служебного собаководства не поименована Списком от <Дата><№>.
Согласно дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору <№> от <Дата>, приказ <№>к от <Дата>, Резванов М.Л. переведен с должности <***> на должность <***> с <Дата>.
В материалы дела представлены наряд-задания за оспариваемый период, однако указание в заказ-нарядах должности спасатель не соответствует действительности, поскольку должность Резванова М.Л. значилась как инструктор служебного собаководства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заказ-наряды подтверждают, что истец будучи инструктором служебного собаководства не участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а участие в профилактической работе и учебно-тренировочные задания не относятся к чрезвычайным ситуациям.
На основании изложенного, учитывая, что льготный характер работы истца во время работы в <***> допустимыми доказательствами не подтверждён, оснований для включения периодов работы истца с <Дата> по <Дата> в стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», у суда не имеется.
Относительно спорных периодов с <Дата> по <Дата> суд приходит к следующим выводам.
Из архивной справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от <Дата><№> следует, что истец принят на работу <Дата> в <***> и по настоящее время работает в должности спасателя РФ поисково-спасательного подразделения (л.д. 10).
Согласно выписке из лицевого счета истца по состоянию на <Дата> отсутствуют сведения о работе Резванова М.Л. за период с <Дата> по <Дата>, поскольку срок сдачи таких сведений ещё не наступил.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части второй статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле (часть первая статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В нарушение указанных норм закона истцом никаких письменных доказательств, подтверждающих сведения о работе Резванова М.Л. за период с <Дата> по <Дата> дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не представлено.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика включить указанный период в стаж его работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Ввиду отсутствия у истца условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости в возрасте 40 лет на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а именно наличие стажа на соответствующих видах работ продолжительностью не менее 15 лет, решение пенсионного органа об отказе в назначении истцу пенсии по старости по его обращению за пенсией от <Дата> является законным, прав истца не нарушает.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, понесённые истцом судебные расходы не подлежат возмещению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Резванова М. Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о понуждении включить в стаж периоды и назначить страховую пенсию по старости отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2023 года.
Председательствующий Е.В. Полицинская