Дело № 2-5316/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 августа 2014 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе председательствующего судьи Павловой О.Ю.,
при секретаре Белоусовой О.В.,
при участии заявителя ФИО1,
представителей заинтересованных лиц ФИО2,
ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению ФИО1, <данные изъяты> о признании незаконными решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области и государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и возложении обязанности выплатить средства материнского (семейного) капитала,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области выплатить средства материнского (семейного капитала) в размере <данные изъяты>. В обоснование заявления указала, что является <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления их на улучшение жилищных условий. Совместно с заявлением были представлены все необходимые документы, в заявлении была указана цель использования средств – улучшение жилищных условий, а именно, уплата основного долга и процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с банком <данные изъяты>. Данный кредит был предоставлен на погашение ранее предоставленного банком кредита по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, который был взят для строительства жилого дома по <адрес>. Не приняв во внимание указанный кредитный договор, территориальный орган Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области отказал в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. С данным отказом заявитель не согласна, в связи с чем, оспорила его в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» об отказе в распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала, обязать государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» выплатить средства областного материнского (семейного) капитала в размере <данные изъяты>. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением в государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала путем направления их на улучшение жилищных условий. В распоряжении средствами материнского капитала ей было отказано по тем же основаниям, что и территориальным органом Пенсионного фонда по Сахалинской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по указанным заявлениям были объединены в одно производство.
Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявления поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что кредит в сумме <данные изъяты>, выданный банком <данные изъяты> (ЗАО) на основании ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, был получен для целей строительства жилого дома по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею был заключен договор подряда на строительство жилого дома стоимостью <данные изъяты>. Оплата денежных средств была произведена частично за счет собственных средств в размере <данные изъяты>, оставшаяся часть в размере <данные изъяты> была оплачена за счет средств кредита №. Поскольку на тот момент она не имела права на материнский капитал, при заключении кредита с банком не была указана цель получения кредита. Кроме того, оформление кредита было произведено путем подписания согласия на кредит, форма которого вообще не предусматривала указание целевого назначения кредита. В период <данные изъяты> в связи с возникновением финансовых трудностей ДД.ММ.ГГГГ банк, в порядке реструктуризации кредитной задолженности по договору №, заключил с ней кредитный договор № на сумму <данные изъяты> на срок по ДД.ММ.ГГГГ. На погашение этого кредита она просит направить средства материнских (семейных) капиталов.
Представитель государственного учреждения – Управления пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась по доводам письменного отзыва, указав, что оснований для принятия решения о распоряжении средствами материнского капитала не имеется, поскольку заявителем не был представлен кредитный договор, целью которого является приобретение или строительство жилья. В судебном заседании также дополнила, что заявитель не представила нотариально удостоверенное обязательство об оформлении долей в праве собственности на жилое помещение, построенное с использованием средств материнского капитала.
Представитель государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, где указала, что представленные ФИО1 кредитные договоры не указывают целевой характер - приобретение или строительство жилья, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявления о распоряжении средствами областного материного капитала не имеется.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон № 256-ФЗ) установлены дополнительные меры государственной поддержки этих семей, право на получение которых, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 указанного Закона, возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, в том числе и у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.
Целью Закона № 256-ФЗ является создание в Российской Федерации надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей, во исполнение Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов, установленных нормами международного права, в частности частью 3 статьи 27 Конвенции «О правах ребенка».
Согласно части 5 статьи 10 Закона № 256-ФЗ Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона № 256-ФЗ, пункту 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В силу пункта 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862, в случае предоставления лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья либо кредита (займа), в том числе ипотечного, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на:
а) уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;
б) погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), в том числе по кредиту (займу), обязательство по которому возникло у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала;
в) погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), обязательства по которым возникли у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала.
Пунктом 13 указанных Правил установлено, что в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на приобретение или строительство жилья лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет, в том числе: копию кредитного договора, справку кредитора о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом, копию разрешения на строительство индивидуального жилого дома - в случае если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию, засвидетельствованное в установленном законодательством РФ порядке письменное обязательство лица (лиц), в чью собственность оформлено жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, либо являющегося стороной сделки или обязательств по приобретению или строительству жилого помещения, оформить указанное жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после ввода объекта жилищного строительства в эксплуатацию (при отсутствии обременения) - в случае индивидуального жилищного строительства или участия в долевом строительстве.
Судом установлено, что заявитель ФИО1 <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ заявителю был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии №, который является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 Закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами данного капитала в полном объеме либо по частям, в том числе для улучшения жилищных условий.
Руководствуясь данными положениями закона, ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратилась по месту своего жительства в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала с целью улучшения жилищных условий на погашение основного долга и уплаты процентов по кредиту (займу) на строительство жилья (кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ
Решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области № от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в удовлетворении заявления на основании положений пункта 2 части 2 статьи 8 Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (без указания конкретных оснований, послуживших к отказу).
Законом Сахалинской области от 09.03.2011 № 21-ЗО «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» на территории Сахалинской области установлены дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, проживающих на территории Сахалинской области не менее одного года непосредственно перед возникновением права на установленные настоящим Законом меры поддержки, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2011 года.
Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) областного материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявителю ФИО1 было выдано гарантийное письмо на областной материнский (семейный) капитал.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в отделение по городу Южно-Сахалинску ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий, приложив к заявлению документы, аналогичные представленным в территориальный орган пенсионного фонда.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий отказано. Основанием для отказа послужило отсутствие документов, предусмотренных постановлением Правительства Сахалинской области от 15.01.2014 № 18.
В ходе рассмотрения дела из пояснений представителей заинтересованных лиц судом установлено, что основанием для отказа в обоих случаях послужило отсутствие в первичном договоре кредитования №, заключенном ДД.ММ.ГГГГ с банком <данные изъяты> (ЗАО) указания целевого назначения кредитных средств – строительство жилья. В связи с чем, средства материнского капитала не могут быть направлены на погашение основного долга и процентов по кредитному договору № заключенному ДД.ММ.ГГГГ с тем же банком.
Однако суд с таким выводом согласиться не может в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила с ООО «<данные изъяты>» договор подряда №, по условиям которого подрядчик ООО «<данные изъяты>» обязался смонтировать жилой каркасный дом с мансардным этажом на подготовленной строительной площадке по <адрес>, а заказчик ФИО1 обязуется принять и оплатить работы в согласованные договором сроки.
Стоимость работ по договору составляет <данные изъяты>
Срок выполнения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено судом из пояснений заявителя и не опровергнуто заинтересованными лицами, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за счет собственных денежных средств оплатила подрядчику <данные изъяты> по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с отсутствием оставшейся части денежных средств в размере <данные изъяты> ФИО1 заключила с банком <данные изъяты> (ЗАО) кредитный договор на сумму <данные изъяты>, под <данные изъяты>% годовых на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение заключено посредством подписания согласия на кредит заемщиком и банком соответствующей формы, не предусматривающей указание цели получения кредита.
Факт исполнения банком принятых на себя обязательств и предоставления ФИО1 денежных средств в судебном заседании сторонами не оспаривался.
Из пояснений заявителя следует, что кредитные денежные средства в размере <данные изъяты> были оплачены в тот же день подрядчику, что также подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, судом установлено, что денежные средства в размере <данные изъяты> были оплачены ФИО1 в полном объеме, в том числе, за счет средств кредита № от ДД.ММ.ГГГГ
В свою очередь подрядчик выполнил свои обязательства по договору подряда, объект строительства – жилой дом с мансардным этажом ДД.ММ.ГГГГ передан заказчику, что подтверждается актом приема-передачи работ.
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что право собственности на жилой дом, расположенный по <адрес>, зарегистрировано за ФИО1 на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом расположен на земельном участке, находящемся у ФИО1 в собственности (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ№).
В судебном заседании из пояснений заявителя установлено, что в связи с беременностью у заявителя возникли финансовые трудности, в связи с чем, она была вынуждена в порядке реструктуризации образовавшейся кредитной задолженности ДД.ММ.ГГГГ заключить кредитный договор № с банком <данные изъяты> (ЗАО) на сумму <данные изъяты> на срок до ДД.ММ.ГГГГ под <данные изъяты>% годовых.
Из пункта 2.1 договора № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кредит предоставляется на погашение ранее предоставленного банком кредита по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ
Из справки <данные изъяты> (ЗАО) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ссудная задолженность ФИО1 по договору № от ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, в том числе, просроченная ссудная задолженность <данные изъяты>
Таким образом, суд считает установленным и не опровергнутым заинтересованными лицами факт направления заявителем ФИО1 денежных средств в сумме <данные изъяты>, полученных по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, именно на строительство жилого дома по договору от ДД.ММ.ГГГГ
Факт целевого получения кредита по договору № от ДД.ММ.ГГГГ для погашения кредита по договору № от ДД.ММ.ГГГГ отражен в договоре, в связи с чем, сторонами не оспаривался.
Между тем, отсутствие в кредитном договоре прямого указания на цель получения кредита именно как на строительство жилого дома является формальным основанием для отказа в направлении средств материнского капитала и не может ограничивать право ФИО1 на дополнительные меры государственной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих семье достойную жизнь при том, что в судебном заседании было достоверно установлено использование кредитных средств на приобретение жилья, а не иные потребительские нужды, а доказательств обратному представителями заинтересованных лиц суду не представлено.
При таких данных, на основании приведенных выше норм законодательства суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право направить средства материнского (семейного) капитала и средства областного материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий – погашение основного долга и уплату процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с <данные изъяты> (ЗАО).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд признает требования ФИО1 подлежащими удовлетворению в полном объеме, в связи с чем возлагает на заинтересованных лиц обязанность выплатить средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлениями ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Правительством РФ и заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
При этом размер материнского (семейного) капитала и областного материнского (семейного) капитала подлежит определению органом, принимающим решение о перечислении средства материнского (семейного) капитала, в соответсвтии с требованиями закона с учетом положений о ежегодном пересмотре его размера с учетом темпов роста инфляции; а в отношении областного материнского (семейного) капитала - с учетом размеров индексации, установленных законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Доводы представителя УПФР по г. Южно-Сахалинску о том, что ФИО1 не предоставила нотариальное обязательство об оформлении жилого помещения в общую собственность с детьми с определением размера долей, суд отклоняет, поскольку отсутствие данного документа не являлось основанием для отказа в распоряжении средствами материнского капитала в соответствии с решением № от ДД.ММ.ГГГГ, а кроме того, в судебном заседании данное обязательство заявителем было представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1, <данные изъяты> о признании незаконными решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области и государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и возложении обязанности выплатить средства материнского (семейного) капитала – удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области обязанность выплатить средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Признать незаконным отказ государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала.
Возложить на государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обязанность выплатить средства областного материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением ФИО1 о распоряжении средствами областного материнского (семейного) капитала от ДД.ММ.ГГГГ в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Ю. Павлова
Решение в окончательной форме принято 30 августа 2014 года.
Председательствующий судья О.Ю. Павлова