дело № 2-562/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 февраля 2019 г. г. Хабаровск
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
под председательством судьи Жмайло Ю.Е.
при секретаре Лобачевой Р.О.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании права на получение льготы по транспортному налогу.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № по <адрес> о признании права на получение льготы по транспортному налогу. В обосновании иска указал, что он является инвалидом второй группы, имеет в собственности транспортное средство. 14.09.2017г. истец обратился к ответчику за оформлением льготы по транспортному налогу, 13.10.2017г. от ответчика поступил отказ. От налога освобождаются следующие категории: ветераны боевых действий; ветераны труда; лица имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - соответственно 35 и 30 лет); инвалиды за один автомобиль легковой (мотоцикл, мотороллер) с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно или специально оборудованный для использования инвалидами; владельцы транспортных средств признанные малоимущими. Просит признать за ним право на освобождение от транспортного налога в соответствии с <адрес> от 10.11.2006г. № «О региональных налогах и налоговых льготах в <адрес>»; возложить на ответчика обязанность предоставить истцу льготу по транспортному налогу в соответствии с указанным Законом.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, считает что у него имеется право на льготу. Дополнительно пояснил, что малоимущим он не был признан.
Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, по доводам указанным в отзыве на иск.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом «и» ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.56 Налогового кодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
По транспортному налогу, который в соответствии со ст.14 Налогового кодекса РФ относится к региональным налогам, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Кроме того, при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст.356 Налогового кодекса РФ).
На территории Хабаровского края принят закон от 10.11.2005 года №308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае», который определяет основания, порядок и условия применения налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе по транспортному налогу.
На основании подп. «б» п.2 ч.2 ст.7 названного закона от уплаты транспортного налога освобождаются физические лица, которым в соответствии с действующим законодательством присвоено звание «Ветеран боевых действий» или «Ветеран труда»; лица, получающие пенсии по старости и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - соответственно 35 и 30 лет); инвалиды - за один автомобиль легковой (мотоцикл, мотороллер) с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно или специально оборудованный для использования инвалидами, за исключением автомобилей легковых, не являющихся объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса.
Владелец транспортного средства освобождается от уплаты налога, если он признан малоимущим гражданином.
Право на применение льготы у лица, владеющего транспортным средством и не являющегося инвалидом, возникает при достижении им пенсионного возраста по старости: у мужчин - 60 лет, у женщин - 55 лет (для лиц, вышедших на пенсию в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - соответственно 55 и 50 лет).
Налогоплательщики освобождаются от уплаты налога при условии представления в налоговые органы подлинных документов и их копий в одном экземпляре :заявления о предоставлении льготы с указанием транспортного средства; документа, подтверждающего принадлежность к льготной категории граждан (удостоверения ветерана боевых действий; удостоверения ветерана труда; пенсионного удостоверения, трудовой книжки установленного образца и (или) иных документов о трудовой деятельности, подтверждающих в установленном порядке трудовой стаж; справки учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) об установлении инвалидности); справки учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании гражданина малоимущим; свидетельства о регистрации транспортного средства или выданного до введения свидетельств о регистрации транспортных средств технического паспорта (технического талона) транспортного средства, если не произведена его замена.
Из материалов дела следует, что истец является собственником транспортных ВАЗ21013, гос. рег номер <***>, с 17.06.2016г. по настоящее время; Шевроле Нива, гос рег номер <***>, с 28.02.2018г. по настоящее время; ВАЗ 21063, гос.рег номер <***>, с 23.09.2016г. по 29.09.2017г.
Судом также установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости.
14.09.2017г. ФИО1 обратился в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> с заявлением о предоставлении ему налоговой льготы по уплате транспортного налога в соответствии с подп.«б» п.2 ч.2 ст.<адрес> «О региональных налогах и налоговых льготах в <адрес>».
Письмом налогового органа от 13.10.2017г. заявление оставлено без удовлетворения в связи с непредставлением определенных п.2 ч.2 ст.7 названного закона документов, а именно справки учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании гражданина малоимущим.
ФИО1 данное решение не обжаловал вышестоящему должностному лицу.
Доводы представителя ответчика, что истцом не соблюден досудебный порядок, суд не принимает как основанием для отказа в удовлетворении требований, так как обращение истца с обжалованием решения налогового органа это его право, с данным заявлением он обратился в суд.
Так же суд не может согласиться с доводами представителя ответчика, что требования истца рассматриваются по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, так как истцом подан иск по нормам ГПК РФ. Иск принят судом к рассмотрению по ГПК РФ, соответственно и рассматриваться данный иск должен по нормам ГПК РФ.
Разрешая заявленные требования истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку истцом в налоговый орган не был представлен пакет документов, дающий право на освобождение от уплаты транспортного налога. В пояснениях истец не отрицал, что статус малоимущего он не получал.
ФИО1 относится к категории лиц, которые имеют право на предоставление налоговой льготы по уплате транспортного налога. Вместе с тем, поскольку <адрес> «О региональных налогах и налоговых льготах в <адрес>» напрямую устанавливает, что владелец транспортного средства освобождается от уплаты налога, если он признан малоимущим, то для предоставления истцу такой льготы в налоговый орган должен быть представлен полный пакет документов, определенный подп.«б» п.2 ч.2 ст.<адрес> «О региональных налогах и налоговых льготах в <адрес>», в том числе справка учреждения социальной поддержки населения по месту жительства о признании гражданина малоимущим.
Применительно к настоящему спору, истец, обращаясь в налоговый орган с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога на основании вышеназванной правовой нормы, не учел, что главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ льгот по транспортному налогу на федеральном уровне не предусмотрено. При этом статьей 356 Налогового кодекса РФ законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право при установлении транспортного налога предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В связи с этим, содержащиеся в <адрес> «О региональных налогах и налоговых льготах в <адрес>» требования к основаниям, порядку и условиям применения налоговых льгот по транспортному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков, в том числе относительно пакета документов, являются обязательными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению истцу льготы по уплате транспортного налога у Межрайонной ИФНС России № по <адрес> отсутствует, так как на момент обращения ФИО1 в налоговый орган им не был представлен документ, подтверждающий признание его малоимущим.
При таких обстоятельствах, суд, оценивая собранные по делу доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцу. Оснований для иного вывода не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №3 по Хабаровскому краю о признании права на получение льготы по транспортному налогу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Индустриальный районный суд г.Хабаровска.
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2019 года.
Судья Ю.Е. Жмайло