ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-531/13 от 12.02.2013 Октябрьского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2-531/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,

при секретарях Гордеевой Е.Г. и Никитиной А.М.,

с участием представителя заявителя по доверенности ФИО1,

представителей заинтересованных лиц по доверенности ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова от <дата> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

установил:

ФИО4 обратился в суд с заявлением, об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова (далее по тексту ИФНС по Октябрьскому району города Саратова) от <дата> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно требованиям ФИО4 <дата> ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова вынесено решение , согласно которому он как индивидуальный предприниматель был привлечен к ответственности, предусмотренной статьями 119 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), ему начислены пени, а также недоимка за неоплату земельного налога. Не согласившись с указанным решением он обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Саратовской области (далее УФНС по Саратовской области). <дата> УФНС России по Саратовской области вынесено решение, согласно которому его апелляционная оставлена без удовлетворения, решение вступило в силу. С вступившим в законную силу решением от <дата> он не согласен по следующим основаниям. Налоговый орган привлек его к налоговой ответственности как индивидуального предпринимателя. Однако, с <дата> он прекратил статус индивидуального предпринимателя, о чем налоговому органу было заведомо известно. Таким образом, привлечение его к ответственности в конце 2012 года как индивидуального предпринимателя не основано на законе. Налоговый орган указал о необходимости доплатить ему недоимку по земельному налогу в сумме 223 883 рубля за 2010 год, исходя из общего размера арендной платы за 2010 год - 316 645 рублей. Однако при этом налоговый орган не учел, что он произвел оплату земельного налога за 2010 год в сумме 332 800 рублей, в связи с чем, задолженности по земельному налогу за 2010 год у него не имеется. Налоговый орган указал о необходимости оплатить ему недоимку по земельному налогу в сумме 61 840 руб. за январь-август 2011 года. Однако, при этом налоговый орган не учел, что он произвел оплату земельного налога за январь-август 2011 года на сумму 69 583 рубля, в связи с чем задолженности по земельному налогу за указанный период не имеется. Налоговый орган неправомерно привлек его к налоговой ответственности в виде штрафа в общем размере 44 776 рублей за неоплату им земельного налога, поскольку как указано выше, оплата земельного налога была произведена своевременно и в полном объеме. Также налоговый орган неправомерно привлек его к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1 000 руб. за нарушение им установленного срока подачи налоговой декларации, установленного статьей 398 НК РФ (до <дата>), поскольку указанной статьей устанавливается обязанность предоставления налоговой декларации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, каковым он не является, а следовательно не обязан представлять налоговую декларацию по статье 398 НК РФ. На основании изложенного, просит признать решение , вынесенное <дата> ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным.

Заявитель ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

Представитель заявителя по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержал и просил его удовлетворить. Свои пояснения изложил в письменных объяснениях.

Представитель заинтересованных лиц УФНС по Саратовской области и ИФНС по Октябрьскому району города Саратова по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления. Свои возражения изложила в письменном виде (л.д. 89-91), подержала доводы, изложенные в письменных возражениях руководителя налогового органа (л.д. 55-57). Дополнительно пояснила, что утрата ФИО4 статуса индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности по исполнению обязанности по уплате налога в таком статусе и предоставлению налоговой декларации.

Представитель заинтересованного лица ИФНС по Октябрьскому району города Саратова по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления. Дополнительно пояснил, что это он проводил выездную налоговую проверку в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4 В процессе проверки были установлены следующие обстоятельства. ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок. До 2009 года он оплачивал налог на земельный участок как физическое лицо. В 2009 году в налоговый орган поступила информация о кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, был произведен перерасчет указанного налога за 2008 год и была выявлена его задолженность в размере 288 608 рублей. Задолженность за 2009 год у ФИО4 составила 316 644 рубля. В 2010 году от ФИО4 в счет оплаты налога поступило четыре платежа по 80 000 рублей, которые пошлина погашение выявленной задолженности за 2008 год. Остаток денежных средств пошел на погашение задолженности за 2009 год. Так как начислением налога занималась, МРИ УФНС по Саратовской области - с учетом местоположения земельного участка, то задолженность за 2009 год была ими учтена в качестве таковой, и они обращались в суд с иском о взыскании такой задолженности. В связи с этим на момент проверки в 2012 году задолженность за 2008 год была ФИО4 погашена, а задолженность за 2009 год ИФНС по Октябрьскому району города Саратова не учитывалась, так как такая задолженность была учтена МРИ УФНС по Саратовской области. С <дата> в связи с изменениями в НК РФ на индивидуальных предпринимателей была возложена обязанность по предоставлению налоговых деклараций по оплате налога на землю. В феврале 2011 года ФИО4 была предоставлена налоговая декларация за 2010 год в соответствии с которой он должен был оплатить налог в размере 92 762 рубля, фактически им было оплачено 92 800 рублей. Однако в налоговой декларации сумма налоговой базы за 2010 год была занижена на 223 883 рубля. Уточненная налоговая декларация ФИО4 не предоставлялась, в связи с чем, за ним образовалась недоимка на указанную сумму. В период с января 2011 года по август 2011 года включительно ФИО4 пользовался земельным участком как индивидуальный предприниматель, и за ним образовалась задолженность по уплате земельного налога в размере 61 840 рублей. В 2011 году от ФИО4 поступали три платежа на суму 23 191 рубль, 23 200 рублей, 14 892 рубля, которые как платежи по земельному налогу учтены не были, так как в основаниях платежных документов не было указано, за какие периоды вносились денежные средства. Так как ФИО4 при прекращении статуса индивидуального предпринимателя либо в начале 2012 года должен был подать налоговую декларацию, но не сделал этого, то произведенные им платежи зачислены на погашение недоимки не были. С учетом характера платежей и срока их поступления пени и неустойка по недоимке за 2011 год не начислялась, но к ответственности за не предоставление налоговой декларации ФИО4 был привлечен. Один из платежей ФИО4 на сумму 8 400 рублей в 2011 году учтен не был в расчете задолженности, но это на факт привлечения его к налоговой ответственности не влияет. Все документы о проведении проверки и составленные по результатам ее проведения лично им вручались ФИО4 Каких-либо процессуальных нарушений при проведении проверки выявлено не было.

Суд с учетом мнения участников процесса определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО4 с участием его представителя, так как его неявка не препятствует рассмотрению заявления в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Выслушав, объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, а также дела о налоговом правонарушении, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, в том числе права на получение информации, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно статья 21 НК РФ налогоплательщики имеют право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Из статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Судом на основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от <дата> (л.д. 15-17) установлено, что ФИО4 с <дата> являлся индивидуальным предпринимателем, <дата> данный статус им был прекращен.

На основании решения ИФНС по Октябрьскому району города Саратова от <дата> (л.д. 86) проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя ФИО4 по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам в период осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно статье 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.

Таким образом, ИФНС по Октябрьскому району города Саратова была вправе проводить выездную налоговую проверку в отношении индивидуального предпринимателя ФИО4

По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от <дата>, который вручен ФИО4 <дата>.

Согласно акту выездной налоговой проверки (л.д. 71-81), в ходе проверки было установлено, что проверяемом периоде индивидуальный предприниматель ФИО4 был зарегистрирован в ИФНС России по Октябрьскому району города Саратова в качестве индивидуального предпринимателя и на основе свидетельства о регистрации от <дата>.

Расчеты с бюджетом по земельному налогу в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в МРИ ФНС России по Саратовской области.

За <дата>, индивидуальным предпринимателем ФИО4 земельный налог уплачивался на основании уведомлений, направляемых МРИ ФНС России по Саратовской области.

В соответствии с кадастровой выпиской из государственного кадастра недвижимости о земельном участке (выписка от <дата>) по состоянию на <дата> разрешенное использование земельного участка - для административного здания и кадастровая стоимость составляла 32 983 824 рубля 94 копейки. Согласно кадастровой выписки о земельном участке в государственный кадастр недвижимости <дата> внесены изменения по разрешенное использованию земельного участка - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в связи с чем, изменена и кадастровая стоимость, которая составила 9 662 700 рублей 56 копеек.

Налоговая база для исчисления земельного налога по земельному участку (кадастровый ) принадлежащему на праве собственности (доля в праве <данные изъяты>) индивидуальному предпринимателю ФИО4 за <дата> должна составить - 21 109 648 рублей (32 983 824,94 руб.*64/100). В нарушение этого индивидуальным предпринимателем ФИО4 в налоговой декларации по земельному налогу (по строке 050 раздела 2) за 2010 год отражена кадастровая стоимость земельного участка (кадастровый , в собственности <данные изъяты> доли) - 6 184 128 руб. (9 662 701 руб. * 64 / 100).

Таким образом, в результате вышеизложенного нарушения, налогоплательщиком допущено занижение налоговой базы по земельному налогу на 14 925 520 руб. (21 109 648 - 6 184 128) за 2010 год, что привело к неуплате земельного налога на сумму 223 883 рублей (14 925 520*1.5%).

В нарушение статьи 398 НК РФ индивидуальный предприниматель ФИО4 налоговая декларация по земельному налогу за <дата> не предоставлялась. Срок предоставления налоговой декларации - <дата> год.

В ходе выездной налоговой проверки установлено, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в соответствии с кадастровой выпиской из государственного кадастра недвижимости о земельном участке (выписка от <дата>) по состоянию на <дата> определена в размере 9 662 700 рублей 56 копеек.

Следовательно, в результате вышеуказанного нарушения сумма самостоятельно не исчисленной индивидуальным предпринимателем ФИО4 налоговой базы для исчисления земельного налога составила в 2011 году - 9 662 700 рублей 56 копеек.

<дата> за государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в ЕГРП внесена запись о прекращении физическим лицом ФИО4 предпринимательской деятельности.

Следовательно, в результате вышеописанного нарушения с учетом действующей в проверяемом периоде налоговой ставки сумма не исчисленного земельного налога за <дата> составила 96 627 рублей (9 662 700.56*1.5/12*8).

">Таким образом, всего согласно данным выездной налоговой проверки за проверяемый период установлена неуплата земельного налога в сумме 320 510 рублей, в том числе: за 2010 год в сумме 223 883 рублей, по сроку уплаты <дата> - 55 971 рубль;по сроку уплаты <дата> - 55 971 рубль;по сроку уплаты <дата>год - 55 971 рубль;по сроку уплаты <дата> - 55 970 рублей.За 2011 год в сумме 96 627 рублей, по сроку уплаты <дата> - 36 235 рублей;по сроку уплаты <дата> - 36 235 рублей;по сроку уплаты <дата> - 24 157 рублей.

Акт налоговой проверки был получен ФИО4. <дата>.

Решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от <дата> (л.д. 64-70) индивидуальный предприниматель ФИО4 привлечен к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы за 2010 год в размере 44 776 рублей, а также по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 000 рублей. Отказано в привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а неуплату земельного налога в результате занижения налоговой базы по земельному налогу за 1-3 квартал 2011 года. Начислены пени по состоянию на <дата> по пункту 2 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 16 599 рублей. Предложено уплатить недоимку по земельному налогу в размере 285 724 рубля.

Решением УФНС России по Саратовской области от <дата> апелляционная жалоба ФИО4 на решение привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от <дата> оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение было утверждено и вступило в законную силу.

В заявлении ФИО4 указывает на то, что решение о привлечении его к ответственности не основано на законе, так как на момент привлечения его к налоговой ответственности как индивидуального предпринимателя он таковым не являлся в связи с прекращением такого статуса.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Из пункта 2 статьи 11 НК РФ следует, что физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со статьей 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: 1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации; 4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

В определении Конституционного суда РФ от 25 января 2007 года № 95-0-0(1) указано, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок и ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным пунктам 3 статьи 44 НК РФ.

Таким образом, прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей в результате ее осуществления обязанности по уплате налога в качестве такого и ФИО4 не вправе ссылаться на обстоятельство утраты статуса индивидуального предпринимателя во взаимоотношениях по уплате налоговых платежей.

Также, в заявлении ФИО4 просит признать необоснованным оспариваемое решение, которым на него возложена обязанность по оплате недоимки по земельному налогу и штрафу за несвоевременное внесение налоговых платежей и не предоставление налоговой декларации, в связи с внесением им в 2010 году и в 2011 году суммы превышающей размер земельного налога.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

На основании пункта 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с пунктом 3 статьи 398 НК РФ налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 88) следует, что ФИО4 на праве общей долевой собственности в праве <данные изъяты> принадлежит земельный участок - землепользование, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использования для административного здания, площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» установлено, что функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

При применении результатов государственной кадастровой оценки земель для целей налогообложения следует учитывать предусмотренные пунктом 12 статьи 396 НК РФ обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) для целей налогообложения может изменяться в течение налогового периода, если произошло изменение результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.

Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрен порядок исправления технических ошибок, допущенных органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведших к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.

Форма «Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества» и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 13.01.2011 №ММВ-7-11/11, который зарегистрирован в Минюсте России 01.03.2011 №19976.

При этом Форма представляет в каждом случае изменения (исправления) ранее представленных сведений с указанием даты утверждения кадастровой стоимости, даты определения кадастровой стоимости и даты, с которой будет осуществляться пересчет земельного налога.

В соответствии с кадастровой выпиской из государственного кадастра недвижимости о земельном участке (л.д. 87) по состоянию на <дата> разрешенное использование земельного участка - для административного здания и кадастровая стоимость составляла 32 983 824 рубля 94 копейки. Согласно кадастровой выписки о земельном участке в государственный кадастр недвижимости <дата> внесены изменения по разрешенное использованию земельного участка - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в связи с чем, изменена и кадастровая стоимость, которая составила 9 662 700 рублей 56 копеек.

Следовательно, налоговая база для исчисления земельного налога по земельному участку (кадастровый ) принадлежащему на праве собственности (доля в праве 64/100) ФИО4 за 2010 год должна составить - 21 109 648 рублей (32 983 824,94 руб.*64/100).

На основании налоговой декларации по земельному налогу (по строке 050 раздела 2) за 2010 год, находящейся в деле о налоговом правонарушении, судом установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО4 отражена кадастровая стоимость земельного участка (кадастровый , в собственности 64/100 доли) - 6 184 128 рублей (9 662 701 руб. * 64 / 100).

Порядок исчисления и сроки уплаты земельного налога в городе Саратове регламентируется Решением Саратовской городской Думы от 27 октября 2005 года №63-615 «О земельном налоге». В соответствии с пунктом 2 данного решения в отношении земельных участков, занятых административно-управленческими объектами предусмотрена налоговая ставка 1,5%.

Таким образом, ФИО4 допущено занижение налоговой базы по земельному налогу на 14 925 520 рублей (21 109 648 рублей - 6 184 128 рублей) за 2010 год, что привело к неуплате земельного налога на сумму 223 883 рублей (14 925 520*1,5%)- подпункт 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

В связи с тем, что по состоянию на <дата> кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 9 662 700 рублей 56 копеек сумма самостоятельно не исчисленной индивидуальным предпринимателем ФИО4 налоговой базы для исчисления земельного налога составила в 2011 году - 9 662 700 рублей 56 копеек, в связи с чем сумма не исчисленного земельного налога за 2011 год составила 96 627 рублей (9 662 700,56*1,5/12*8 месяцев 2011 года до прекращения статуса индивидуального предпринимателя).

№">Таким образом, судом за период <дата> установлен факт неуплатыиндивидуальным предпринимателем ФИО4 земельного налога в сумме 320 510 рублей, в том числе: за 2010 год в сумме 223 883 рубля и 2011 год в сумме 96 627 рублей.

Из копий платежных документов (л.д. 45, 46, 47) следует, что в 2010 году ФИО4 оплатил <дата> (за период 03.2010), <дата> (за период 05.2010), <дата> (за период 09.2009), <дата> (за период 03.2010) - 320 000 рублей (четыре платежа по 80 000 рублей).

<дата> ФИО4 оплатил <дата> сумму 92 800 рублей (за период 00.2010), <дата> сумму 23 191 рубль (за период 01.2011), <дата> сумму 23 200 рублей (за период 02.2011), <дата> сумму 8 300 рублей (за период 03.2011), <дата> сумму 14 892 рубля (за 3 квартал 2011 года).

Все указанные платежи учтены в карточке индивидуального предпринимателя ФИО4 «Расчеты с бюджетом», находящихся в материалах проверки о налоговом правонарушении, при этом из указанных карточек следует, что в 2008 год за ФИО4 числится недоимка по уплате земельного налога в размере 288 608 рублей 47 копеек, которая была погашена <дата>, исходя из поступивших денежных средств, в размере 320 000 рублей.

В 2009 год, за ФИО4 числится недоимка по уплате налога в размере 316 644 рубля 72 копейки (два периода по 158 322 рубля 36 копеек), которая в расчет задолженности при проведении проверки не вошла.

Налоговый период <дата> проверке не подвергался.

Установленная судом недоимка в размере 223 883 рублей по земельному налогу в 2010 году, в связи с занижением стоимости земельного участка в декларации, с учетом погашения платежей указанных в декларации в размере 92 762 рубля и фактически внесенных платежей в размере 92 800 рублей, фактически погашена не была.

Согласно статье 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона и установленных судом обстоятельств, ФИО4 правомерно был привлечен ИФНС по Октябрьскому району города Саратова к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

В судебном заседании из пояснений представителей заинтересованных лиц и материалов налоговой проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО4 налоговая декларация <дата> на момент прекращения статуса индивидуального предпринимателя и до <дата> не предоставлялась. Это обстоятельство представителем заявителя не оспорено.

Из пункта 1 статьи 23 НК РФ следует, что налогоплательщики обязаны: 1) уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии со статьей 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Таким образом, ИФНС по Октябрьскому району города Саратова правомерно привлек к ответственности индивидуального предпринимателя ФИО4 за не предоставление налоговой декларации за 2011 год.

Кроме того, в связи с тем, что погашение недоимки по налогу за определенный период может производиться только на основании декларации налогоплательщика, которую ФИО4 в налоговый орган не предоставил, то поступившие от него в 2011 году денежные средства правомерно не списывались на погашение недоимки по земельному налогу. К налоговой ответственности ФИО4 за неуплату земельного налога в 2011 году не привлекался, в связи с чем, доводы представителя заявителя о том, что решение о привлечении к налоговой ответственности ФИО4 является незаконным, судом во внимание не принимаются.

Из пункта 1 и 9 статьи 176.1 НК РФ заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом на основании решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке производится самостоятельно зачет суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам. При этом начисление пеней на указанную недоимку осуществляется до дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке.

В связи с тем, что ФИО4 не лишен права подать заявление с указанием перечисленных им сумм, подлежащих зачислению в счет уплаты земельного налога, суд полагает, что его права не нарушены.

В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Иных доводов, о незаконности принятого решения и доказательств этого ФИО4 суду не предоставлено, в связи с чем, его заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявление ФИО4 об оспаривании решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району города Саратова от <дата> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.

Судья (подпись) Р.В. Рыбаков

Полный текст решения изготовлен <дата>.