Дело № 2 - 531/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово
Костромской области 22 сентября 2020 года.
Галичский районный суд Костромской области в составе,
председательствующего судьи Воробьёва А.Л.,
при секретаре Байковой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Антроповского района Костромской области в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к муниципальному образованию - Просекское сельское поселение Антроповского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Антроповского района Григорьев Н.Н., действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образованию - Просекское сельское поселение Антроповского муниципального района Костромской области (далее Поселение). Прокурор просил возложить на Поселение обязанность разработать и принять нормативно-правовой акт, регламентирующий создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в течение трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Прокурор Антроповского района в иске обосновал заявленные требования следующим.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также муниципального района относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Частью 3 ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях: 1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; 4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства; 5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет» (ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ).
В нарушение указанных требований законодательства администрацией Поселения координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства не образованы
Прокуратурой Антроповского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав предпринимателей на территории Просекского сельского поселения Антроповского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что администрацией Поселения полномочия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства не выполняются, так как координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства не созданы. Принятыми мерами прокурорского реагирования, внесенным 05.08.2019 года в адрес главы сельского поселения представлением, нарушения не устранены. Согласно ответу на представление от 06.09.2019 года администрацией Поселения приняты меры для устранения нарушения, разработан проект нормативно-правового акта, регламентирующего создание координационных совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, до настоящего времени, муниципальные акты для регулирования деятельности в рассматриваемой сфере не приняты.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействием администрации Поселения нарушены права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления предусмотренной поддержки и содействия.
В ходе производства по данному делу прокурор Антроповского района Григорьев Н.Н. уточнил заявленные требования.
Просил возложить на Поселение обязанность в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативно-правовой акт, регламентирующий создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
В судебном заседании помощник прокурора Антроповского района Петров К.Д. поддержал уточненные требования и просил их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.
Ответчик - Администрация поселения, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания. Представитель Администрации поселения в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Дело рассмотрено без участия представителя Администрации поселения.
Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора Петрова К.Д., суд приходит к следующему.
Согласно статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Частью 3 ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях: 1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства; 3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства; 4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства; 5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет» (ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных требований законодательства, Поселением не были созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства. Для создания этих координационных или совещательных органов проект нормативно-правового акта, регламентирующего их создание, Поселением был разработан, но не принят. Данное обстоятельство подтверждается ответом главы Поселения ФИО1 от 06.09.2019 года на представление Антроповского районного прокурора.
Таким образом, суд считает установленным то, что нормативно-правовой акт, регламентирующий создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, Поселением до настоящего времени не принят.
Данным бездействием Поселения нарушаются права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности неограниченного круга лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления предусмотренной поддержки и содействия.
Для восстановления этих нарушенных прав на Поселение необходимо возложить обязанность принять нормативно-правовой акт, регламентирующий создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Антроповского района Костромской области удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование Просекское сельское поселение Антроповского муниципального района Костромской области обязанность принять нормативно-правовой акт, регламентирующий создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в срок не позднее трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в Костромской областной суд через Галичский районный суд (п. Антропово), в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Воробьёв А.Л.
Решение в окончательной форме
изготовлено 29 сентября 2020 года.
Судья __________________ А.Л. Воробьёв