ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-531/2014 от 22.07.2014 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

 дело <данные изъяты>

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 <данные изъяты> года пос. Первомайский Первомайского района Оренбургской области

 Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Тюриной Т.А.,

     с участием старшего помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Брылева А.А.,

     при секретаре Иночкиной С.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по неосуществлению муниципального жилищного контроля и об обязании организовать осуществление муниципального жилищного контроля,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Первомайского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия по неосуществлению муниципального жилищного контроля и об обязании организовать осуществление муниципального жилищного контроля.

 Указывая, что прокуратурой Первомайского района проведена проверка организации деятельности органов муниципального жилищного контроля, в ходе которой установлено следующее.

 Одним из условий для осуществления гражданами права на жилище, является осуществление органами местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

 Согласно п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1. статьи 20 Жилищного кодекса РФ).

 Администрация <данные изъяты> сельсовета является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

 При проведении проверки установлено, что в распоряжении органов местного самоуправления <данные изъяты> сельсовета имеется жилищный фонд.

 Вместе с тем, муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального жилищного контроля не приняты. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории поселения, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, до настоящего времени не определен. Ввиду чего, муниципальный жилищный контроль в установленном законом порядке не осуществляется.

 Ввиду отсутствия нормативного правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального жилищного контроля, полномочия органов местного самоуправления в проверяемой сфере осуществляться надлежащим образом не могут, что в свою очередь может повлечь нарушения прав неопределенного круга лиц, создать предпосылки для совершения коррупционных правонарушений, поскольку препятствует возможности осуществления надлежащих проверок в сфере жилищных правоотношений, что является недопустимым.

 Прокурор Первомайского района, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района по не осуществлению муниципального жилищного контроля и обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района организовать и осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилищного фонда МО <данные изъяты> сельсовет.

 В судебном заседании старший помощник прокурора Первомайского района Брылев А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнив их в части срока обязания ответчика организовать и осуществлять муниципальный жилищный контроль – в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

 Представитель ответчика - администрации МО <данные изъяты> сельсовет - глава администрации - Ковтун А.В., о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

 Направив в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО <данные изъяты> сельсовет, исковые требования прокурора признал полностью. Указывая в письменном отзыве, что администрацией МО <данные изъяты> сельсовет подготовлен проект решения «Об утверждении положения о порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории МО <данные изъяты> сельсовет», который будет рассмотрен на ближайшем заседании Совета депутатов МО <данные изъяты> сельсовет.

 В соответствии с ч.5 ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решений суда, поэтому рассмотрение дела производится в отсутствие не явившегося представителя ответчика - администрации МО <данные изъяты> сельсовет.

     Исследовав материалы дела, заслушав старшего помощника прокурора, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

 В соответствии с п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.

 В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

 В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 Устава МО <данные изъяты> сельсовет к вопросам местного значения сельсовета относится в том числе осуществление муниципального жилищного контроля.

 В силу ч. 1.1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

 Согласно ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением муниципального жилищного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

 Частью 1 статьи 6 вышеуказанного закона предусмотрено, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

 В соответствии с п.2.1 ст.20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

    Органы местного самоуправления поселений и городских округов организовывают муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Оренбургской области и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления. Перечень должностных лиц, осуществляющих муниципальный жилищный контроль (муниципальных жилищных инспекторов), определяется органом муниципального жилищного контроля.

 Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой Первомайского района проведена проверка организации деятельности органов муниципального жилищного контроля.

     В ходе проверки установлено, что администрацией МО <данные изъяты> сельсовет в нарушение норм жилищного законодательства не организован муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования, не приняты муниципальные акты, устанавливающие обязательные требования в отношении муниципального жилищного фонда, порядок проведения муниципального жилищного контроля, не определены уполномоченные органы, перечень муниципальных жилищных инспекторов.

     Учитывая, что реализация полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля напрямую связана с обеспечением законности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализации прав граждан на достойные условия проживания, однако до настоящего времени администрацией МО <данные изъяты> сельсовет не организован муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования, суд приходит к выводу, что требования прокурора Первомайского района являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

     При этом суд полагает, что заявленный прокурором срок организации муниципального жилищного контроля является разумным, и достаточным для исполнения решения суда в части выполнения требований законодательства по организации муниципального жилищного контроля на территории МО <данные изъяты> сельсовет. Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность выполнения требований по организации муниципального жилищного контроля на территории МО <данные изъяты> сельсовет ответчиком в суд не представлено.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:


    Удовлетворить исковые требования прокурора Первомайского района в интересах неопределенного круга лиц.

     Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области по не осуществлению муниципального жилищного контроля.

     Обязать администрацию МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении муниципального жилищного фонда МО <данные изъяты> сельсовет Первомайского района Оренбургской области.
    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

     Судья

     Решение в окончательной форме принято <данные изъяты> года

 Судья