РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2020г.
Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Сидорова П.А.,
при секретаре Прокопчук Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5321/20 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, которым просит взыскать ущерб в связи с прекращением права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером <номер> в размере сумма коп, государственную пошлину в размере сумма рублей.
В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером <номер>, по адресу: ФИО3<адрес>, помещение II (далее помещение). <дата> решением Раменского городского суда по делу <номер>, право собственности на вышеуказанный объект было прекращено, право собственности было признано отсутствующим. Основанием для такого решения послужило, то, что данное помещение фактически является частью имущества собственников многоквартирного дома, так как там проходят коммуникации. Фактически помещение является обособленным, поставлено на кадастровый учет 29.07.2012г. и на него было зарегистрировано право собственности, данные были внесены в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. Первичное право собственности было зарегистрировано на застройщике здания и с 2012 года по 2019 год у собственников помещений многоквартирного дома не было вопросов по принадлежности данного помещения. ФИО1<дата> был заключен договор купли-продажи <номер> с ООО «МОСКОВСКИЙ КОМБИНАТ», на вышеуказанное помещение, <дата> была сделана запись в едином государственном реестре недвижимости <номер> о регистрации права собственности. В судебном решении <номер> было подтверждено, что действия по первичной постановке на кадастровый учет и регистрация права собственности со стороны Управления Федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее Росреестр) были не законными. В связи с тем, что согласно проектной документации и техничкой документации данное помещение выполняло служебную роль и фактически являлось техническим подпольем. Так же согласно заключению № Э-3-442-2006 Государственной вневедомственной экспертизы по проекту жилого дома, было указано, что данное помещение является техническим подпольем. В результате рассмотрения дела, суд принял решение признать мое право собственности отсутствующим и снять с государственного кадастрового учета данное нежилое помещение. Из-за действий Росреестра ему был нанесен имущественный ущерб, который орган регистрации обязан возместить в полном объеме в размере кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 возражала относительно заявленным требованиям по доводам, изложенным в возражениях. так же просила взыскать компенсацию за фактическую потерю времени в размере сумма рублей.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером <номер>, по адресу: ФИО3<адрес>, помещение II, на основании договора купли-продажи <номер> от <дата>, заключенного между ООО «МОСКОВСКИЙ КОМБИНАТ» (продавец) и ФИО1 (покупатель) (л.д.11). Помещение было приобретено за сумма рублей.
<дата> решением Раменского городского суда по делу <номер> признано отсутствующим право собственности ФИО1 на нежилое помещение II, общей площадью 2101,7 кв.м, с КН <номер>, расположенное в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: ФИО3<адрес> снято с государственного кадастрового учета данное нежилое помещение (л.д.13-17).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ФИО3 областного суда от <дата> решение Раменского городского суда ФИО3<адрес> от <дата> было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д.19-21).
Согласно выписки из ЕГРН от <дата> кадастровая стоимость нежилого помещения II, общей площадью 2101,7 кв.м, с КН <номер>, расположенное в цокольном этаже многоквартирного жилого дома по адресу: ФИО3<адрес>, составляет сумма коп. (л.д.10).
Истец, указывает, что из-за действий Росреестра МО ему был причинен имущественный ущерб, который он просит взыскать в виде кадастровой стоимость данного помещения.
Согласно п.1 ст.66 ФЗ-217 «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:
1) за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;
5) за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;
6) за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости;
8) за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;
9) за необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации (ч.2 ст. 66 ФЗ-217 «О государственной регистрации недвижимости»).
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части п�������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�‚�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????��???��??????|??????j
Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), равно как и с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции действовавшей до вступления в силу Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения. Из чего можно заключить, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Порядок внесения сведений в ЕГРН регламентирован статьями 9, 13, 33 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от <дата> №218-ФЗ (а на момент совершения оспариваемых действий Федеральным законом от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») и иными нормативными актами и носит заявительный характер. Регистрация была произведена по личному заявлению истца, что в суде не было оспорено.
С доводами истцам о том, государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <номер> была признана незаконной решением Раменского городского суда Московской области от <дата> по гражданскому делу <номер>, суд не соглашается, т.к. резолютивная часть решения таких выводов не содержит.
Кроме того, требования о признании незаконной государственной регистрации права не могут рассматриваться в порядке искового производства в рамках ГПК РФ. Законодателем, а именно КАС РФ предусмотрено рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Управление является органом исполнительной власти и требования к нему, в том числе об оспаривании действия (бездействия), должны рассматриваться по правилам, предусмотренным указанным кодексом, а не в порядке искового судопроизводства.
Росреестр не является участником спорных правоотношений, не владеет, не пользуется и не распоряжается спорным объектом недвижимого имущества, не заявляет на него притязаний.
Правоотношения, возникающие между лицом, обратившимся за регистрацией права, и регистрирующим органом, не затрагивают хозяйственной деятельности участников гражданского оборота, связанной, в том числе, с реализацией правомочий по владению, пользованию и распоряжению недвижимым имуществом.
Таким образом, доводы ФИО1 о незаконности проведенной государственной регистрации права являются несостоятельными.
Вместе с тем, представителем ответчика было заявлено ходатайство о взыскании компенсации за потерю времени в размере сумма рублей.