ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5324/12 от 27.07.2012 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2012 года город Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Торговченковой О.В.

при секретаре Жарковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Говорова ФИО8 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты>,

установил:

Говоров М.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты>, применив к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> льготный порядок исчисления стажа (<данные изъяты>); засчитав в специальный стаж в календарном исчислении период работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с <данные изъяты>. Однако решением комиссии по пенсионным вопросам ГУ - УПФ РФ в г.Липецке от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа <данные изъяты>, по мнению комиссии, специальный стаж составил <данные изъяты>

Ответчиком не был применен льготный порядок исчисления стажа к вышеуказанным периодам работы в должности <данные изъяты>, а также не засчитан период работы в должности <данные изъяты>

Истец не согласен с решением ответчика, считая его незаконным и необоснованным.

В соответствии с приказом Управления здравоохранения администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ на базе областной стоматологической поликлиники было открыто челюстно-лицевое отделение. 29.12.2001 года челюстно-лицевое отделение переименовано в отделение хирургической стоматологии с сохранением прежних функций. С ДД.ММ.ГГГГ истец работает <данные изъяты>. Отделение хирургической стоматологии выполняет функции отделения челюстно-лицевой хирургии (стоматологического). Истец наравне с обязанностями <данные изъяты> выполняет функции <данные изъяты> на полную ставку. Неправильное наименование работодателем отделения, в котором истец работал и работает, не может повлечь нарушение его права на досрочное пенсионное обеспечение.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Говоров М.В. находился в служебной командировке в <данные изъяты>, работая в должности <данные изъяты>. В указанный период работы он оказывал <данные изъяты>.

В судебном заседании истец уточнил заявленные требования и просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты>, применив к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> льготный порядок исчисления стажа (<данные изъяты>), в том числе к периодам нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; засчитав в страховой и специальный стаж в календарном исчислении период работы в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке Мельников А.А., действующий на основании доверенности, иск не признал, суду объяснил, что к периоду работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> не может быть применен льготный порядок исчисления стажа (<данные изъяты>), так как согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, правом на данное исчисление стажа пользуются оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие, отделения челюстно-лицевой хирургии (стоматологического). Структурные подразделения «челюстно-лицевое отделение», «отделение хирургической стоматологии» вышеуказанным списком не предусмотрены.

Курсы повышения квалификации с отрывом от производства не подлежат включению в специальный стаж на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда Говоров М.В. находился в служебной командировке в <данные изъяты>, не подлежит зачету в страховой и специальный стаж, поскольку документально не подтверждена занятость истца в структурно-выделенном подразделении <данные изъяты>

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

На основании пункта 3 указанной статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

По делу установлено, что Говоров М.В. начал свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты>, где проработал по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволен. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся студентом <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в связи с окончанием <данные изъяты> и направлен в распоряжение <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности. ДД.ММ.ГГГГ принят на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволен. ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты>»); ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> в том же учреждении; с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением штатного расписания - <данные изъяты>, где истец продолжает работать по настоящее время.

Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца Говорова М.В.

ДД.ММ.ГГГГ Говоров М.В., полагая, что выработал необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с заявлением о назначении пенсии.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа - <данные изъяты> лет, по мнению ответчика, истец имеет специальный стаж <данные изъяты>.

Суд не может согласиться с решением ответчика по следующим основаниям.

На спорные период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ распространяется действие двух нормативных актов, регламентирующих основания включения периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении: постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 и постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев. Согласно указанному Перечню право на зачет стажа в льготном исчислении (один год работы как один год и 6 месяцев) имеют оперирующие врачи - специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи - заведующие, отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28-31 Списка, среди которых указано отделение челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое).

Ныне действующим постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Согласно указанному Перечню право на зачет стажа в льготном исчислении (один год работы как один год и 6 месяцев) имеют оперирующие врачи - специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи - заведующие, отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка, среди которых значится отделение челюстно-лицевой хирургии (стоматологическое).

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О по жалобе гр. Спесивцева Ю.И. на нарушение его конституционных прав положениями пункта «а» части 1 ст. 12 и ст. 133.1 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в российской Федерации» указал, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1). По смыслу названных положений, государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.

Исходя из указанных положений, суд обязан проверить фактический характер работы заявителя, протекание в условиях особой вредности, негативного воздействия на здоровье условий труда, а не только формальное соответствие записи в трудовой книжке Перечню.

В соответствии с записями в трудовой книжке истец Говоров М.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности <данные изъяты>», а с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением штатного расписания состоит в должности <данные изъяты>

Указанный спорный период засчитан ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении, исходя из того, что работники структурного подразделения, в котором значился Говоров М.В., не пользуются правом на льготное исчисление стажа.

Приказом Управления здравоохранения Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, изданного во исполнение распоряжения главы администрации Липецкой области №428-р от 03.04.1998 года и в целях улучшения специализированной медицинской помощи больным челюстно-лицевой патологии, при Областной стоматологической поликлинике со стационаром было открыто челюстно-лицевое отделение на 40 коек (л.д.18-19).

Приложением №1 к названному выше приказу является Положение о челюстно-лицевом стационаре, согласно которому челюстно-лицевой стационар является структурным подразделением стоматологической поликлиники со стационаром (л.д.20-21). Основными задачами стационара является оказание высококвалифицированной специализированной стоматологической помощи стационарным больным, направляемых в стационар для проведения плановых операций и по экстренным показаниям. Основные функции стационара - круглосуточное оказание своевременной качественной хирургической стоматологической помощи.

Согласно штатным расписаниям Областной стоматологической поликлиники со стационаром за период с 1999 года по 2012 год (л.д.199-274) в структуре поликлиники со стационаром значится:

1999 - 2000 годы - стационар - 40 коек (челюстно-лицевая хирургия);

2001 год - челюстно-лицевое отделение;

2002 - 2012 годы - отделение хирургической стоматологии.

Каких-либо иных структурных подразделений, оказывающих хирургическую помощь стоматологическим больным, в штате Областной стоматологической поликлиники со стационаром с момента открытия отделения до настоящего времени не существовало и не существует.

Исходя из анализа вышеназванных штатных расписаний лечебного учреждения, следует, что несмотря на открытие в структуре поликлиники со стационаром челюстно-лицевого отделения, в штате поликлиники за период с 1999 года по 2000 год отделение поименовано как челюстно-лицевая хирургия, в 2001 году при отсутствии каких-либо распорядительных документов о переименовании структурного подразделения - челюстно-лицевое отделение, а с 2002 года по настоящее время - отделение хирургической стоматологии.

Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.293) должностные обязанности Говорова М.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не изменялись.

Таким образом, работодатель истца, не меняя функционального назначения структурного подразделения стационара и трудовой функции работников данного подразделения, произвольно именует отделение, в котором оказывается хирургическая стоматологическая помощь населению. Данное обстоятельство позволяет суду согласиться с доводом истца и сделать вывод о том, что, несмотря на различное наименование отделения, в котором работал Говоров М.В., функциональное назначение структурного подразделения на протяжении всего периода с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не менялось, равно как и не менялись должностные обязанности его работников.

Отказывая истцу в применении льготного порядка исчисления стажа за спорный период, ответчик ссылается на несоответствие наименования структурного подразделения, в котором работал истец, наименованию структурного подразделения, предусмотренного Перечнемструктурныхподразделенийучрежденийздравоохранения, клиниквысшихмедицинскихобразовательныхучрежденийимедицинскихнаучныхорганизаций, медико-санитарныхчастейидолжностейврачейисреднегомедицинскогоперсонала, работавкоторыхдаетправоодингодработысчитатьзаодингоди 6 месяцев.

Истецутверждает, чтофункциональное назначение структурного подразделения <данные изъяты>, которые предусмотрены в <данные изъяты>», аналогично функциональному назначению «<данные изъяты>)».

Данный довод истца подтверждается следующими доказательствами по делу.

Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в структуре <данные изъяты> существовало два наименования одного и того же отделения без изменения его функционального назначения: «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».

Положением о челюстно-лицевом стационаре, утв. приказом Управления здравоохранения Липецкой области от 22.10.1999 года №534, определена основная функция стационара - круглосуточное оказание своевременной качественной хирургической стоматологической помощи.

Оказание <данные изъяты> населению вышеназванным <данные изъяты>» в течение периода с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время подтверждается аттестационным материалом заведующего <данные изъяты>. (л.д. 58-173); справками работодателя истца от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.184, 185).

Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 декабря 2011 года № 1496н утверждено Положение об организации деятельности хирургического челюстно-лицевого и стоматологического отделения стационара. При сравнительном анализе Положения о челюстно-лицевом стационаре <данные изъяты> утв. приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, с вышеназванным <данные изъяты> можно сделать вывод об идентичности функционального назначения указанных <данные изъяты>.

Квалификационныетребованиязаведующегоотделением хирургической стоматологии ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника - Стоматологический центр»соответствуютквалификационным требованиям к заведующему отделения стационара, предусмотренные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 декабря 2011 года № 1496н, а именно - аттестацияпоспециальности"челюстно-лицевая хирургия"и"стоматология хирургическая". Так, ГоворовМ.В., <данные изъяты>, аттестован по специальности «<данные изъяты>», что подтверждается его аттестационными материалами (л.д. 58-173).

Более того, несмотря на отсутствие в Перечнеструктурныхподразделенийучрежденийздравоохранения, клиниквысшихмедицинскихобразовательныхучрежденийимедицинскихнаучныхорганизаций, медико-санитарныхчастейидолжностейврачейисреднегомедицинскогоперсонала, работавкоторыхдаетправоодингодработысчитатьзаодингоди 6 месяцев, таких отделений как «челюстно-лицевое отделение» и «отделение хирургической стоматологии», внастоящеевремяпринятыидействуютразличныенормативные акты, регламентирующие деятельностьотделениячелюстно-лицевойхирургии (стоматологического), работавкоторомдаетправональготноеисчислениестажа, содержащие именно такое название отделения, как «челюстно-лицевое отделение» и «отделение хирургической стоматологии», в частности:приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 декабря 2011 года № 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03 декабря 2009 года № 946н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям, страдающим стоматологическими заболеваниями», приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 апреля 2006 года № 289 «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в Российской Федерации» и др. При этом законодатель отождествляет функциональное назначение указанных отделений, несмотря на их различное наименование.

При таких обстоятельствах, давая оценку всем вышеуказанным доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что функциональное назначение «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» аналогично функциональному назначению <данные изъяты>». Неправильноенаименованиеструктурного подразделения, в котором работает истец, его работодателем, не может лишать его права на досрочное пенсионное обеспечение.

Работа истца Говорова М.В. в указанный спорный период в качестве оперирующего врача-стоматолога-хирурга полностью подтверждается его аттестационными материалами (л.д.58-173), справками ГУЗ «Областная стоматологическая поликлиника - Стоматологический центр» (л.д. 184-185), должностными инструкциями (л.д.186-192), выписками из операционных журналов за спорный период (л.д.23-46).

Выполнение истцом работы оперирующего врача-стоматолога-хирурга на полную ставку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справками <данные изъяты>» (л.д. 184-185), тарификационными списками <данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.275-287).

При таких обстоятельствах, давая оценку всем доказательствам по делу, суд приходит к выводу о том, что истец Говоров М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности <данные изъяты>, фактически выполнял обязанности <данные изъяты>, что дает ему право на льготный порядок исчисления данных периодов при назначении пенсии.

В указанный период работы истца имели место курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой <данные изъяты> (л.д.185).

В соответствии со ст. 112 Кодекса законов о труде РСФСР за рабочими и служащими при направлении для повышения квалификации с отрывом от производства сохраняется место работы, и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Кроме того, ст. 197 Трудового кодекса РФ закреплено право работников на повышение квалификации.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Статьей 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан медицинские и фармацевтические работники имеют право на совершенствование профессиональных знаний в порядке, определяемом Министерством здравоохранения РФ.

Исходя из вышеуказанных норм закона, следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, коль скоро период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы, то он подлежит включению в специальный стаж в таком же исчислении, что и время работы. Таким образом, периоды нахождения Говорова М.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Таким образом, при льготном исчислении стажа период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>, разница между льготным и календарным исчислением составляет <данные изъяты>.

Требование истца о зачете в страховой и специальный стаж периода работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.3 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст.10 того же Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Подпункт 1 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривает, что добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя.

Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, не включаются в страховой стаж, не считая двух случаев, прямо оговоренных в п.2 ст.10 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж, если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ;

периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд в соответствии со ст.29 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно ст. 89 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшей до 1 января 2002 г., в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

В силу статьи 96 указанного Закона трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливался на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными или муниципальными органами, организациями.

Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пунктам 42, 48, 51, 50, 52 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР от 25 декабря 1974 года N 365 (действовали до издания Постановления Минтруда РФ от 17 января 2003 года N 3), на социальное страхование советских специалистов, направленных за границу, соответствующие министерства и ведомства уплачивали в СССР в централизованном порядке страховые взносы в процентах, устанавливаемых Правительством СССР, от суммы заработной платы, выплачиваемой указанным работникам в советской и иностранной валютах; время работы специалистов за границей засчитывалось в их непрерывный трудовой стаж при назначении пособий по государственному социальному страхованию при условии поступления на работу по возвращении в СССР в течение двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства и нахождения в отпуске, не использованном за время работы за границей; в стаж работы по специальности (медицинской, педагогической и др.) включалось время работы за границей по данной специальности; трудовые книжки специалистов хранились на предприятиях, где они работали до выезда за границу.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>») (л.д.48), Говоров М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в длительной служебной <данные изъяты> в качестве <данные изъяты> по контракту от ДД.ММ.ГГГГ и работал на условиях полного рабочего дня и полной рабочей недели. По возвращении из служебной загранкомандировки за отработанный период 13 месяцев был предоставлен оплачиваемый административный отпуск в количестве <данные изъяты> рабочих дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не находит оснований не доверять указанной справке, поскольку она содержит наименование организации ее выдавшей, дату выдачи и номер, подписана уполномоченным на то лицом, удостоверена печатью юридического лица. Основаниями выдачи справки являются первичные документы, подтверждающие работу истца в качестве специалиста РФ за границей, а именно: карточки учета Говорова М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, контракт от ДД.ММ.ГГГГ, аттестат , приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу и приказ от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении по собственному желанию, справка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о пересечении границы при направлении по возвращении из-за границы, лицевые счета.

Каких-либо доказательств, порочащих указанный документ, ответчиком не представлено.

Сведения, содержащиеся в вышеназванной справке, полностью совпадают со сведениями, содержащимися в справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сразу после окончания командировки работодателем истца (л.д.105).

Согласно данным трудовой книжки истец поступил на работу по возвращении из <данные изъяты> в СССР ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение двух месяцев со дня возвращения.

При таких обстоятельствах период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в страховой стаж истца.

Истец просит засчитать вышеуказанный период работы за границей также в специальный стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В разделе «Наименование должностей» Списка указаны врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в графе «Наименование учреждений» указаны учреждения здравоохранения, к которым металлургические заводы не относятся.

Вместе с тем, в соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

До вступления в силу ныне действующего постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 действовало постановление Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 года, которым утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 3 указанного постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу ет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также …в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности. ц санитарно-ээпидемиологическихз 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения

Таким образом, как ныне действующим законодательством в области пенсионного обеспечения, так и законодательством, действовавшим в спорный период работы истца, предусмотрено право на зачет в специальный стаж работы за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения работы в должностях, указанных в списке, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.

Согласно п.7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Как установлено по делу, Говоров М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в длительной служебной загранкомандировке по линии <данные изъяты> в качестве врача стоматолога-хирурга медицинского пункта по контракту от ДД.ММ.ГГГГ и работал на условиях полного рабочего дня и полной рабочей недели.

Таким образом, указанный документ подтверждает работу истца в спорный период в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет, а также работу в структурном подразделении организации (<данные изъяты>), дающей право на пенсию за работу по выслуге лет.

Те же обстоятельства подтверждаются отчетом о работе <данные изъяты> Говорова М.В. за ДД.ММ.ГГГГ годы (л.д. 66-104), составленным для прохождения аттестации как <данные изъяты>.

Довод ответчика о том, что вышеназванная справка не подтверждает работу истца в структурно<данные изъяты>, не может быть принят судом, поскольку он ничем не мотивирован и противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Более того, общеизвестные факты свидетельствуют о том, что медицинский пункт в силу своего функционального назначения никак не может относиться к металлургическому производству, который являлся основным видом деятельности металлургического завода, и наличие медицинского пункта на предприятии могло иметь место только в виде структурного подразделения.

При таких обстоятельствах период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж, что составляет <данные изъяты>.

С учетом оспариваемых периодов, которые, по мнению суда, подлежат зачету в специальный стаж, на день обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ стаж <данные изъяты> Говорова М.В. по <данные изъяты> в городе составлял более <данные изъяты> лет (<данные изъяты>), в связи с чем он имел право на пенсию по старости по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за пенсией считается день принятия органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Судом установлено, что Говоров М.В. обратился за назначением пенсии в орган Пенсионного фонда РФ ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения за пенсией необходимый стаж в связи с <данные изъяты> у него имелся, поэтому пенсионный орган обязан назначить истцу трудовую пенсию со дня обращения.

Наоснованииизложенного, руководствуясьст.ст. 194-198 ГПКРФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за Говоровым ФИО9 право на пенсию по старости в связи с <данные изъяты> по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применив к периоду работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ льготный порядок исчисления стажа (<данные изъяты>); засчитав в страховой и специальный стаж в календарном исчислении период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке назначить Говорову ФИО10 пенсию по старости в связи с <данные изъяты> со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.