ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5329/17 от 29.01.2018 Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-633/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2018 года г. Н. Новгорода

Канавинский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе:

председательствующего судьи Ткача А.В.,

при секретаре судебного заседания Душкове С.А.,

с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, Администрации г.Н.Новгорода о признании права собственности на земельный участок,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, Администрации г.Н.Новгорода о признании права собственности на земельный участок, указав, что на основании договора купли-продажи жилого дома от 22.10.1996 года она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: (адрес обезличен), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права. Согласно выписке из инвентаризационного дела № 2873 Канавинского района г.Н.Новгорода от 15.09.2014 (адрес обезличен) - каркасно-засыпной, выстроен в 1922г., перестроен 1953г. Согласно выписке в первичной инвентарной карточке на усадебный участок, землепользователем являлся ФИО5. Площадь земельного участка по состоянию на 1996г. 268 кв.м. В 2014г. истец обращался в Администрацию г.Н.Новгорода с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Нижегородская область, (адрес обезличен) в собственность. Постановлением Администрации г.Н.Новгорода от 24.12.2014 за № 5402 была утверждена схема расположения земельного участка площадью 289 кв.м.. занимаемого индивидуальным жилым домом по (адрес обезличен) г.Н.Новгорода. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера (№). В 2017г. истец обратился в КУГИ и ЗР г.Н.Новгорода с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, приложив все необходимые документы. Решением КУГИ и ЗР от 26.10.2017 № 20-1571/0/6-17 истцу отказано в предоставлении в собственность земельного участка, находящегося по адресу: Нижегородская область, (адрес обезличен) по п.12 ст.85 ЗК РФ, поскольку земельный участок расположен в границах красных линий перспективной магистральной улицы районного значения и железной дороги.

С данным решением истец не согласен, так как спорный земельный участок, определен как объект права, вышеуказанный земельный участок прошел кадастровый учет и его границы установлены в соответствии с законодательством, что подтверждается кадастровым паспортом, истец владеет земельным участком на законных основаниях и имеет исключительное право на его бесплатное предоставление.

В связи с чем, истец просит суд признать за ФИО4 право собственности на земельный участок с кадастровым номером (№), общей площадью 289кв.м., расположенный адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен).

В ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечена администрация г.Н.Новгорода.

Истец в судебное заседание не явилась, представила в суд своего представителя.

Представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал. Полагал, что нахождение земельного участка в пределах красных линий не препятствует признанию права собственности на него, поскольку на кадастровой карте отсутствуют существующие площади, скверы, бульвары. Истцом земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2014 году. Кроме того, письмом от 29.09.2017 года истцу дан ответ о том, что проект постановления о предоставлении земельного участка в собственность подготовлен.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3 исковые требования не признали. Пояснили, что земельный участок истца расположен в зоне красных линий перспективной магистральной улицы районного значения (Т-3), а также зоны железной дороги. В настоящее время участок сформирован и может быть предоставлен истцу в аренду. Участок истца ограничен в обороте в соответствии со ст.27 ЗК РФ и не может быть предоставлен в собственность. Также пояснили, что красные линии на кадастровый учет не ставятся.

Исследовав материалы дела, установив имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимости - жилой дом, приобретенный по договору купли-продажи жилого дома от 22.10.1996 года и расположенный на земельном участке, площадью 289 кв. м. (л.д.7).

Согласно выписке из инвентаризационного дела № 2873 Канавинского района г.Н.Новгорода от 15.09.2014 (адрес обезличен) - каркасно-засыпной, выстроен в 1922г., перестроен 1953г. Согласно выписке в первичной инвентарной карточке на усадебный участок, землепользователем являлся ФИО5. Площадь земельного участка по состоянию на 1996г. 268 кв.м. (л.д.8).

Постановлением главы администрации г.Н.Новгорода от 24.12.2014 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала (№) площадью 289 кв.м., занимаемого индивидуальным жилым домом по (адрес обезличен). Истцу предложено осуществление государственного кадастрового учета земельного участка (л.д.9).

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 04.08.2015 года и межевого плана земельный участок по адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен)поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера (№) (л.д.13,14-20).

Администрация г.Н.Новгорода, ознакомившись с представленными истцом межевым планом земельного участка и документами, письмом от 26.10.2017 г. сообщила, что земельный участок 52:18:0030199:79 расположен в красных линиях перспективной магистральной улицы районного значения и железной дороги, в связи с чем в предоставлении земельного участка в собственность истцу отказано.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Указанные законоположения предоставляют гражданам право как получить определенные виды земельных участков в собственность бесплатно, так и оформить их в собственность с применением разных административных процедур: посредством государственной регистрации права собственности на основании правоустанавливающих документов о правах на землю, возникших до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, или посредством принятия уполномоченным государственным (муниципальным) органом распорядительного акта на основании соответствующего заявления гражданина, чье право собственности на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после этого дня, но при условии, что право собственности на данный дом перешло к гражданину в порядке наследования, а право собственности наследодателя на него возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

С 1 марта 2015 г. случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. Подпунктом 7 указанной статьи также определено, что предоставление такого земельного участка осуществляется отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Оформление прав на земельные участки по данному основанию производится в порядке, предусмотренном ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации на основании распорядительного акта органа местного самоуправления.

Смысл указанной нормы заключается в том, чтобы узаконить право граждан на земельные участки, которые были когда-то отведены под строительство индивидуального жилого дома и которыми они, включая жилой дом, пользовались в течение длительного времени.

Поэтому во всех случаях, когда возникло правомерное пользование земельным участком или стоящим на нем домом, возникает право на бесплатное приобретение в собственность такого земельного участка.

Вместе с тем, пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Ответчик указывает на то, что спорный земельный участок согласно проекту планировки расположен в красных линиях перспективной магистральной улицы районного значения и железной дороги.

В свою очередь, истец указывает на недоказанность данного обстоятельства, поскольку в выписке из ЕГРН, а также ответа на судебный запрос никаких ограничений, обременений не установлено, в связи с чем полагает, что в составе испрашиваемого земельного участка не имеется земель ограниченных в обороте.

Однако, из копии дежурного плана г.Н.Новгорода по адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен) следует, что по земельному участку с кадастровым номером (№) проходят красные линии перспективной магистральной улицы районного значения.

Право устанавливать утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, а также документации по планировке территории установлено п.п.20 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Кроме того, согласно ответа департамента градостроительного развития и архитектуры, что в соответствии с генеральным планом города Нижнего Новгорода, утвержденным постановлением городской Думы т. Н.Новгорода от 17.03.2010 № 22 (с изменениями), земельный участок расположен в границах:

функциональной зоны Т-3 (территории улиц и дорог) (действие градостроительного регламента не распространяется);

зоны санитарной охраны водозаборов (III пояс) (подающих воду из поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения - Чебоксарское водохранилище: р.Ока, р.Волга).

Земельный участок расположен в красных линиях перспективной магистральной улицы районного значения и железной дороги.

Земельный участок расположен в границах:

санитарно-защитной зоны железной дороги (R=100m, СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", п.8.20);

зоны санитарного разрыва вдоль стандартных маршрутов взлета и посадки воздушных судов ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» - зона «А», ОАО ««НАЗ «Сокол» - зона «А»;

10-ти, 15-ти, 30-ти километрового радиуса от контрольной точки аэродрома ОАО «НАЗ «Сокол» и 15-ти, 30-ти километрового радиуса от контрольной точки аэродрома ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород». Превышение аэродрома ОАО «НАЗ «Сокол» - 82,03 м.; ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» - 78,00 м;

- в зоне ограничения, создаваемой метеорологическим радиолокатором ДМРЛ-С (на высотах до 46,4 м не образуется, на высотах 46,4-93,0 м составляет 4412,2 м в направлениях основного излучения (0-360 градусов), согласно санитарно- эпидемиологическому заключению управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области от 19.07.2010 №52.НЦ.09.000.Т.000601.07.10 и согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» от 04.07.2010 №08/2-582-4680 (л.д.27-28).

Согласно п. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Давая толкование приведенным нормам права в совокупности, суд приходит к выводу о том, что красные линии могут обозначать не только существующие, но и планируемые (вновь образуемые) границы территорий общего пользования, к которым относятся, в том числе земельный участки, на которых расположены скверы, бульвары, набережные.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки, в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-О).

Применительно к обстоятельствам, влекущим невозможность предоставления в собственность земельного участка по основаниям, установленным в статьях 39.16, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом содержания документов территориального планирования, обозначения границ спорного земельного участка и земель общего пользования, следует, что спорный участок входит в границы земель общего пользования, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования.

При этом довод представителя истца о том, что спорный земельный участок не входит в территорию общего пользования, поскольку такие сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости, а следовательно, не установлены, является несостоятельным.

Наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах такой территории, не свидетельствует о том, что данные границы не были установлены.

При установлении факта наличия на испрашиваемом земельном участке красных линий перспективной магистральной улицы районного значения и железной дороги, оснований для признания права собственности на земельный участок по адресу: г.Н.Новгород, (адрес обезличен) не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, Администрации г.Н.Новгорода о признании права собственности на земельный участок отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.В. Ткач