ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-532/13 от 01.10.2013 Трубчевского районного суда (Брянская область)

                                                                                                                           дело 2-532/13                                                                     РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 октября 2013 года                                                                        г.Трубчевск

Трубчевский районный суд <адрес> в составе :                                                           

председательствующего судьи                                       Лагуточкиной Л.В.

при секретаре                                                                    Космачевой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

                                  ФИО1к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее: ГУ УПФ в <адрес>) о признании отказа в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию незаконным и возложении обязанности по назначению пенсии,   УСТАНОВИЛ:

Истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в зоне с льготным социально-экономическим статусом на заводе «Нерусса» <адрес>. 15.05..2013 года истице исполнилось 47 года и она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ УПФ в <адрес> с заявлением о назначении пенсии по возрасту с уменьшением возраста на 8 лет. На 3 года на основании ст.34 Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и на 5 лет, как мать, родившая и воспитавшая до 8 лет пятерых детей.

        Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ УПФ в <адрес> ей отказано в назначении пенсии в связи с тем, что истица в период работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, и фактически не работала.

Считая отказ незаконным, нарушающим её право на получение пенсии со снижением возраста, истица обратилась в суд с иском к ГУ УПФ в <адрес> о признании отказа в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию незаконным и возложении обязанности по назначению пенсии.

В обоснование своих требований истица пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ принята на работу на завод «Нерусса», который был расположен в <адрес>, и на момент взрыва т.е.на ДД.ММ.ГГГГ и в последующем до ДД.ММ.ГГГГ г.продолжала работать.

<адрес> относился до 31.01.1998г к зоне с льготным социально-экономическим статусом. Также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и постоянно проживала в <адрес>. Поскольку территория её места проживания и работы являлась зоной с льготным социально-экономическим статусом, она считает, что имеет право на уменьшение возраста на три года, так как срок её работы и жительства на указанной территории составляет более 12 лет. Кроме того, она родила и воспитала до восьми лет пятерых детей, поэтому имеет право на снижение пенсионного возраста еще на 5 лет. Итого на 8 лет.

Представитель ГУ УПФ в <адрес> ФИО2 исковое заявление считает необоснованным, мотивируя тем, что в период работы на заводе «Нерусса» истица находилась в отпуске по беременности и родам, и в отпуске по уходу за ребенком, следовательно, в этот период не работала в зоне с льготным социально-экономическим статусом, и, она не имеет права на назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года. С уменьшением возраста на 5 лет, как матери родившей и воспитавшей пятерых детей, согласны.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно записям в трудовой книжке истицы №№ истица приказом № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу ученицей слесаря-сварщицы цеха №<данные изъяты>. на завод «Нерусса», где проработала до ДД.ММ.ГГГГ года. Стаж ее работы в районах подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС составил 11 лет 9 месяцев 5 дней. В этот период истица находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за детьми, однако с работы не увольнялась. Получала в спорный период по месту работы выплаты: больничные листы, пособия по уходу за ребенком, детские пособия, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, что также подтверждает факт работы.

Согласно справке администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения зарегистрирована и проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Трубчевске, по <адрес>, который распоряжением Совета Министров -Правительства РФ от 05.04.1995 г.№557-р, Правительства РСФСР от28.12.1991 г. №237-р отнесен к зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом, и в соответствии с Законом РФ от 24.11. 1995 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на льготное пенсионное обеспечение.

Заявлением в УПФ РФ по <адрес> от 07.08.2013г. подтверждает факт обращения истицы в установленном законом порядке в ГУ УПФ в <адрес> с заявлением и необходимыми документами за назначением пенсии.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года общеустановленный возраст, определяющий пенсию по возрасту для женщин, составляет 55 лет

В соответствии со ст.34 вышеуказанного закона, гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.34 Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой зоны (территории) или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст.35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Распоряжением Совета министров РФ №557-р от 05.04.1993 года <адрес>, был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Постановлением Правительства РФ №1582 от 18.12.1997 года <адрес> исключен из перечня населенных пунктов, находящихся в границах проживания с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу п.8 ст.13 Закона необходимым и обязательным условием реализации права на назначение пенсии в соответствии со ст.34 является постоянное проживание или работа в течение 1-го года, 4-х и 9-ти лет на территории зон с льготным статусом. В случае выезда гражданина с загрязненной территории на другое место жительства, территория которого не подверглась радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС и последующего его возвращения на прежнее постоянное место жительства, гражданин действительно утрачивает право на назначение пенсии в вышеуказанном порядке.

Подобное толкование п.8 ст.13 Закона подтверждается п.4 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ №4 от 19.04.2000 года, из которого следует, что гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со ст.31-37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения в период действия Перечня населенных пунктов, утвержденных соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Следовательно, правом на назначение пенсии обладают и граждане, которые постоянно проживали или работали на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период времени от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно последующие 4 или 8 лет.

Согласно протоколу № от 16.08..2013г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в <данные изъяты> муниципальном районе, в назначении пенсии истице было отказано, поскольку в период работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, она находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.

Суд считает, что факт работы подтверждается трудовой книжкой, архивными справками и справкой проживания, где указано, когда лицо принято на работу и дата увольнения. В период с 1983 года и на момент взрыва на ДД.ММ.ГГГГ года, и по 1998 год ФИО1 с завода «Нерусса» не увольнялась, следовательно, считалась работающей. Общий период постоянной работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет более 9 лет, то есть больший, чем период, необходимый для уменьшения ее возраста на три года.

Пункт 22 Постановления Министерства труда и социального развития РФ №16 Пенсионного фонда РФ №19па от 27.02.2002 года «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает, что в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, принимаются документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания), трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения. Это также свидетельствует, о том, что Пенсионный фонд должен принять в качестве подтверждения работы трудовую книжку.

Кроме того, согласно разъяснению №15/4874-ЭП от 09.09.2011 г. «О выплате ЕДВ к пенсии» заместителя управляющего Пенсионного фонда по Брянской области ФИО3 следует, что в случае временного отсутствия гражданина на загрязненной территории при сохранении регистрации по месту жительства в соответствующей зоне не может являться основанием для приостановления (прекращения) выплаты ЕДВ, установленной за проживание в зоне радиоактивного загрязнения. Исходя из этого, суд полагает, что по аналогии и временное отсутствие на работе по уважительной причине, не может служить основанием для исключения из стажа работы время нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно ст.23 Федерального Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. пенсия назначается с 1 числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Кроме того, истица родила и воспитала пятерых детей, до 8 летнего возраста, что не оспаривается ответчиком, и подтверждается свидетельствами о рождении и справкой «Трубчевского жилкомхоз», следовательно, имеет право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.

Таким образом, пенсия истице должна быть назначена со снижением пенсионного возраста на 8 лет с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обращения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.Признать отказ Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, включить период работы ФИО1 в зоне со льготным социально-экономическим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и назначить ФИО1 государственную пенсию по старости с учетом уменьшения её пенсионного возраста на 8 лет с ДД.ММ.ГГГГ.              Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Брянский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Трубчевский районный суд.

Председательствующий:                                            Л.В.Лагуточкина