Дело № 2-532/2014 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2014 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.
при секретаре Чупраковой М.В.,
с участием истца ФИО1 и ее представителей ФИО2, ФИО3, действующих на основании доверенностей,
представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, предоставлении земельного участка в аренду, наложении административного штрафа,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду под огородничество от ДД.ММ.ГГГГ № з, предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> наложении административного штрафа на должностное лицо в пользу государства. Свои требования мотивировала тем, что обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей земельного участка примерной площадью <данные изъяты>.м., расположенного по вышеуказанному адресу для целей не связанных со строительством. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что согласно проекту генерального плана Култаевского сельского поселения земельный участок расположен в зоне жилой застройки. В администрации Пермского муниципального района находится генеральный план <адрес> ДД.ММ.ГГГГ года (рабочий проект) в стадии разработки. Такой генеральный план не подлежит применению, поскольку не утвержден. Таким образом, считает, что Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района отказал ей в предоставлении земельного участка в аренду неправомерно.
Истец ФИО1 свои исковые требования поддержала, просила отменить решение от отказе в предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, признать его незаконным.
Представители истца ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, настаивали на удовлетворении исковых требований ФИО1, по доводам, изложенным в заявлении. Считают отказ незаконным.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района – ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, указав, что отказ в предоставлении земельного участка в аренду основан на проекте генерального плана, с момента отказа до утверждения генерального плана, в него изменения не вносились, генеральный план утвержден ДД.ММ.ГГГГ в том виде, в котором существовал на момент отказа. Также указала, что понуждение к заключению договора аренды невозможно.
Суд, выслушав объяснения истца и ее представителей, представителя ответчика, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пунктов 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 23.08.2007 года № 561, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.
Порядок предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством , подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению, принадлежности к той или иной категории и разрешенному использованию.
Так, статья 1 ЗК РФ, определяя основные принципы земельного законодательства, предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства. Этот принцип развивается в статье 7 ЗК РФ, уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учетом принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования земель с учетом зонирования территории.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении в аренду земельного участка, для целей не связанных со строительством в аренду под огородничество сроком на <данные изъяты> месяцев, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, в кадастровом квартале №. К заявлению приложена схема расположения земельного участка на публичной кадастровой карте (л.д. 18, 19).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям по вопросу предоставления земельного участка в аренду ФИО1 Для целей, не связанных со строительством, из категории земли населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>, с разрешенным использованием: <данные изъяты>, примерной площадью <данные изъяты> кв.м., на котором принято решение отказать в предоставлении ФИО1 испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что согласно проекту генерального плана Култаевского сельского поселения, земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки; сформировать земельный участок для индивидуального жилищного строительства, в границах, указанных в положении к настоящему протоколу, для предоставления на торгах в порядке ст. 30 ЗК РФ (л.д. 20, 11, 12).
В связи с принятым Комиссией решением об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка для огородничества, Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено сообщение за № 2243з (л.д. 21).
Комитету имущественных отношений администрации Пермского района для рассмотрения по существу вопроса о предоставлении земельного участка в собственность, для целей не связанных со строительством, необходимо располагать сведениями о зонировании территории, поскольку при рассмотрении обращений о предоставлении земельных участков п. 4 ст. 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления учитывать зонирование территории при предоставлении земельных участков.
Градостроительное зонирование предполагает наличие правил землепользования и застройки, утверждающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны, градостроительные регламенты определяют правовой режим входящих в состав соответствующих зон земельных участков. Согласовывая градостроительные регламенты для соответствующих территорий (зон), уполномоченные органы и организации тем самым фактически согласовывают возможность использования земельных участков для тех или иных целей.
На основании п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, в котором, в том числе устанавливаются территориальные зоны, являются правила землепользования и застройки.
Виды разрешенного использования устанавливаются в соответствии с правилами землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
Комиссия при принятии решения об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка для огородничества исходила из того, что испрашиваемый земельный участок согласно проекту генерального плана Култаевского сельского поселения расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, тогда как истец просила предоставить ей участок для целей, не связанных со строительством.
Вместе с тем, проект генерального плана Култаевского сельского поселения при разрешении заявления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ не подлежал применению, поскольку не был утвержден.
Генеральный план Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района утвержден решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22).
При таких обстоятельствах, решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района № <данные изъяты>, принятое ДД.ММ.ГГГГ года, об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка, примерной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в аренду под огородничество подлежит признанию незаконным.
Исковые требования о предоставлении Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района истцу земельного участка в аренду удовлетворению не подлежат, поскольку согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, поэтому при признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду под огородничество незаконным судом возлагается обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о рассмотрении данного вопроса.
В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, следовательно, ответчик обязан исполнить установленные законом обязанности по рассмотрению заявления ФИО1 о предоставлении ей в аренду земельного участка, примерной площадью <данные изъяты> кв.м., под <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Кроме того, не подлежат удовлетворению заявленные истцом требования о наложении административного штрафа на должностное лицо в пользу государства, поскольку в рамках гражданского производства, привлечение лиц к административной ответственности действующим законодательством не предусмотрено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление ФИО1 к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отмене решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, предоставлении земельного участка в аренду, наложении административного штрафа удовлетворить в части требований.
Признать решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка, примерной площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер земельного участка отсутствует, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в аренду под огородничество незаконным.
Возложить обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района по рассмотрению заявления ФИО1 о предоставлении ей в аренду земельного участка, примерной площадью <данные изъяты>.м., кадастровый номер земельного участка отсутствует, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, под <данные изъяты>.
В остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В. Степанова
Справка.
Мотивированное решение составлено 24 марта 2014 года.
Судья М.В. Степанова